рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Интенция как основание поступка

Интенция как основание поступка - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Возможность Перерешения Судьбы, Связанная С Идеей Спасения, Непосредственно В...

Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых процедур по спасению души. Интенсивное обсуждение этических проблем на латинском Западе началось в XI в. и в монашеской, и в мирской среде. В монастырях они обсуждались применительно к жизни, отрешенной от мира, с ее отвращением к греху, пренебрежением земными ценностями, полным повиновением канонам. Однако с появлением городов как мощнойсветской силы, вызвавшей к жизни школы, соответственно — схоластику, родившей совершенно новый слой людей — интеллектуалов, определение понятий греха, вины, порока стало важным пунктом теоретической мысли. Возникло правовое требование упорядочения законодательных санкций против разных видов преступлений, не только уголовных, гражданских, но и профессиональных (нарушение цеховых уставов) или догматических, квалифицированных как ереси. Это вызывало необходимость согласования и теоретического обоснования двух типов права: позитивного, направленного на обеспечение общего блага, и естественного, направляемого любовью к Богу, родителям, родине, — а соответственно и двух типов законов:установленных людьми и рассматриваемых как запреты (такие законы Августин называл “силою греха”, “ибо через запрещение усиливается стремление к недозволенному” [1, т. II, с. 293], что, собственно, и ввело человека, по христианским представлениям, в состояние смертности), иустановленных Богом и рассматриваемых как естественный закон, предполагающий соразмерность и гармонию мира, в котором человек сотворен как разумное живое существо, обладающее мерой, числом и весом, началом, красотой и добрым состоянием здоровья, умом, разумением и волей [1, т. 1, с. 259], и считающий грехом разрушение этой соразмерности и гармонии. Но какой бы грех ни рассматривался, его основанием представители Ланской школы и прежде всего Петр Абеляр считали интенцию — внутреннее побуждение или намерение индивида к совершению того или иного поступка, поскольку именно такая интенция, как полагалось, учитывалась небесным Судьей при определении места человека по воскресении. Естественное право было посвящено анализу понятия интенции, поскольку именно оно позволило осуществить этическую переориентацию при определении сути поступка.

По традиции, идущей от Августина, грех тесно связывался с дурными расположениями воли, которая сама по себе, как производная природы, созданной Богом благой, также полагалась благой. В трактате “Этика, или Познай самого себя”, первом средневековом трактате, посвященном этике как особой, отличной от теологии дисциплине, и написанном в 30-е годы ХII в., Петр Абеляр переакцентировал внимание с поступка, понимаемого как внешнее деяние, на поступок, понимаемый как внутреннее побуждение души. Потому и грех стал определяться не через некое очевидное преступление, а как осознанное согласие души на преступление, которое может быть неочевидным. Грех перестал пониматься как акт воли. К тому же сама воля стала рассматриваться двуосмысленно. Петр Абеляр отличал волю как интенцию души от воли как непроизвольного естественного желания, природной склонности человека, его врожденного свойства. Лишь первая, как он полагал, может конституировать грех. Такого рода различенность в воле имела целью реорганизовать дискурс традиционной судебной практики, перенося центр тяжести с морали на нравственность, предполагающую внутренне осознанную ответственность индивида за каждое мгновение своей жизни, ибо это мгновение (см. выше о мгновении смерти) есть мгновение на границе временной и вечной жизни, то есть “смертное мгновение”. Следствием такого переакцентирования являлась возможность недоверия земному суду, способного на ошибку, и упование на Божий суд.

Когда Бернард Клервоский возражал Петру Абеляру, утверждая, что “только совершение греха, но не греховное желание наказывается”, ибо “нет никакого сомнения, что ввергнутый в муки не находит удовольствия в повторении акта греха” [12, с. 284], он прав был лишь отчасти. Он был прав в том, что суждение о поступке по умыслу ведет к страшнейшему беззаконию, тому прекрасные примеры и средневековая инквизиция, и XX век с его концлагерями, заполненными интенциональными шпионами. К тому же, как говорил Бернард, если Бог всему свидетель, то он свидетельствует и в мирском суде, следовательно, и его рукою карается в этом суде обвиняемый в преступлении. Однако вряд ли магистр Петр стал бы оспаривать это утверждение. Его задачей было обратить внимание именно на то, что любое мгновение есть мгновение на пороге вечности, соответственно там же находится и любая интенция, подвергаемая суду вечности, а это иная задача, нежели та, которую решал брат Бернард. Абеляр призывал не к замещению поступка намерением, а к дисциплине мысли, напоминая, что любая наша мысль предопределяет, то есть высвечивает возможности “будущей” вечности, хотя, разумеется, именно и только поступок способен перевести одну из возможностей в разряд актуальности. При такой постановке вопроса двуосмысливался сам поступок: это и внешнее, и внутреннее (интенциональное) деяние, это и акт мысли, и внешне конкретно выраженное деяние, влекущее за собой различение целей деяния, когда одно и то же деяние может производиться с разными умыслами, например приведение в исполнение приговора суда одним осуществляется из желания справедливости, другим — из застарелой вражды. Деяние само по себе не бывает благим. Потому тождественные деяния, совершенные в одно и то же или в разное время, могут считаться благими или дурными в зависимости от намерения, с которым они совершались. Намерение же, как полагал Петр Абеляр, является благим не потому, что оно таковым кажется, но потому, что сопровождается верой и любовью, а потому оно осознается как предельное интеллектуальное внимание к желаемому акту, требующему здравомыслия, и как согласное с волей Провидения. В любом, однако, случае (особенно при учете высказываний Петра Абеляра относительно сомнительной возможности повтора наказаний на Страшном суде для грешника, уже претерпевшего кару от суда мирского) развитое Средневековье в лице двух самых известных своих оппонентов — Петра Абеляра и Бернарда Клервоского — обнаружило тенденцию не к оппозиции между двумя правовыми кодексами: сакрального и цивильного, а к их сближению. В основании такой тенденции лежит не стремление добиться признания обвиняемого с помощью доказательных процедур, каковые в средневековом обществе существенно отличались от современных (в качестве доказательного применялся и так называемый божий суд, когда предполагаемого преступника, например, топили в реке, предварительно связав: выплывет — не выплывет, и диспут между обвиняемым и обвинителем, например, на соборах, дважды признавших Абеляра еретиком, ожидался его диспут с обвинителями, от которого он дважды отказался, что усугубило его судьбу), а именно признание неравенства индивидов, способствовавшее принятию мирского наказания. Поскольку, как полагал Боэций, человеческий разум не в силах охватить всей “суммы противоречивых обстоятельств”, то даже при благих намерениях в его расчеты могла вкрасться ошибка, мешающая общественной гармонии. Эта ошибка могла быть неявной. Так что, хотя формально каре подвергался некий фиктивный поступок, фактически же эта “та” самая ошибка, выявить которую помогала исповедь или дотошное дознание, и если его действия бесконтрольны, то они приводили и приводят к ужасающим последствиям.

Поскольку вопрошание собственной души на предмет ее греховности, или весть, подаваемая ею Богу, имело целью причащение Ему, так как в свою очередь эта душа получила от Него весть о том, что есть истинное благо, то проблема со-вести как непременного атрибута любви к Богу, мучающей душу в предвосхищении последнего жизненного события, становится предметом глубочайшей рефлексии средневековых философов и теологов. Чтобы отличить “совесть” от “сознания” (и то, и другое слово в латыни conscientia), первую определяли то через “contrictio” (через сердечное раскаяние), то через remordium”, тревогу, терзание мучащейся души [20, c. 166-167]. Спутниками совести непременно являются раскаяние и исповедь. Безбоязненный, то есть громкий рассказ о прегрешении, что и есть исповедь, единственное доказательство того, что “душа человеческая испытывала саму себя и привела к своему сознанию” [1, т. 1, с. 17]. Теоретически предсмертная ситуация есть ситуация полного выявления субъектности человека. В смерти человек заново рождается в предельности своих личностно выраженных возможностей. Именно это имел в виду Августин, когда говорил о существовании “меры высоты тела”, которой не перерасти никому, даже если он достиг бы полного возраста. “Мера эта существует для всех, и с нею каждый зачинается и рождается, но существует идеально, а не материально, подобно тому как в семени скрыто уже существуют все члены, хотя некоторые, например зубы и другие, отсутствуют и после рождения. В этой, вложенной в телесную материю каждого, идее некоторым образом, как выразился бы я, зачаточествует то, чего еще нет, но что с течением времени будет, или, лучше сказать, раскроется”. Августин, как видим, определенно говорит о границах бытия конкретным человеком. Именно этой мерой меряется человек по воскресении. Его тело возвратится без ущерба для его личности, для той самой индивидуальной субстанции разумной природы, которая останется целой, но лишенной “безобразия”, что входит в личностные регулятивы. Результатом бессмертия полагалось не обезличивание и не подделка под пусть и идеальную фигуру Христа, а напряжение лучших персональных свойств, которое “не причинит этой субстанции никакого ущерба” [1, т. IV, с. 365]. “Вид и рост тела Христа” при этом будут не “нормою для всех человеческих тел, которые вступают в Его царство” [там же, с. 355], но образцом, которым будет измеряться разность заслуг.

Потому вовсе не случайно в различных теологических работах много места уделялось самому процессу умирания, ибо очевидно, что этот процесс связывал в один узел физио-этико-тео-логические возможности человека, что способствовало и скорости перехода в мир иной, и качеству этого перехода. Умирание — последнее испытание индивида. Петр Абеляр посвятил несколько пламенных страниц описанию смертных страхов, некоторые из которых таковы, что в результате люди “взывают к душе покинуть тело”, “как напоминает святой Августин”[3] [10, с. 401]. “Мы можем прочитать, что некоторые осужденные души не желали возврата к настоящей жизни из мертвых, чтобы снискать спасения благим трудом, если бы им снова пришлось завершить ее приходом смерти. А в другом месте Писания мы обнаруживаем следующее: к моменту смерти некоторые души святых из страха перед мучением своего распада отступали перед уготованным блаженством, чтобы решительно бежать этого прежде того, как Господь повелит ангелам безболезненно восхитить их. Из этого ясно, какова сила предсмертного страдания, из-за которого, как мы сказали, один не желал восстать из мертвых от страха перед болью даже ради спасения, другой трепетал уходить ради блаженства” [10, с. 402]. И хотя, как доказывал Августин, “страдание не составляет неотразимого доказательства будущей смерти” [1, т. IV, с. 251], Абеляр саму эту действительность страданий рассматривал как невозможность вечного осуждения для умирающего, поскольку, если судить по слову пророка, “Господь не осудит дважды за одно и то же и не пошлет двоякого терзания” (Наум, 1, 9) [10, с. 402]. Этот латинский текст пророчества, весьма расходящийся с русским синодальным переводом[4], основан на максиме Римского права: non bis puniri pro uno delicto, нельзя дважды наказывать за одно и то же преступление.

Рассуждения о преображающем смысле смерти были не только и даже не столько теоретическими. Любой человек, как предполагалось, должен быть в сознании смерти и в сознании перед смертью, понимая, что никакие посмертные муки не могут быть более сильными в сравнении со смертными — иначе не могло быть речи о милосердии и всесилии Творца. Ведь, как писал Петр Абеляр, известно, что иные праведники (например, апостол Иоанн) избавлены были не только от мук, но и от тления, другим же, способным вытерпеть их, Он мог им пожаловать. Сама возможность претерпевания смертного страдания есть свидетельство силы плоти, благодаря своей тварной природе более склонной подвергаться каре, нежели отвергать ее [10, с. 402], что, кстати, дает основания для внимательного анализа такого явления, как садомазохизм. Иногда, кстати говоря, возникает недоумение, почему в эпоху Просвещения преследовался маркиз де Сад, который на деле выставил, по словам А.П.Огурцова, в карикатурном виде главную просвещенческую идею “естественного человека”, бескомпромиссное исповедание которой привело к тому, что в это время было уничтожено огромное количество рецептов по обезболиванию, которых было множество в Средние века.

Идея милосердия, которая должна сопровождать идею возмездия, — непременное условие любого выражения высшей власти. Любой власть имеющий (к примеру, глава государства), которому подано прошение о помиловании, может не помиловать, но не может увеличить наказания, в противном случае власть превращается в беззаконную власть, использующую право как возможность для личного мщения. Придерживание такой максимы одно способно укрепить нравственное самостояние, тем паче необходимое для христианского сознания, рассчитанного на предстояние перед Богом. Августин в “Граде Божием” часто напоминает, что боязнь страданий возможно преодолеть интеллектуальным усилием. “Знаю я, что непосредственное чувство предполагает лучше долго жить под страхом стольких смертей, чем, умерши раз, не бояться потом ни одной. Но иное то, чего убегает по слабости боязливое плотское чувство, и иное то, “в чем убеждает тщательно проверенное указание разума” [1, т. 1, с. 22]. Хотелось бы подчеркнуть не слова “тщательно проверенное указание разума”, ибо рациональность смертного испытания — общее место Средневековья, а именно “слабость плотского чувства”, ставшего предметом религиозного попечения, убеждающего “силой веры” и “подвигом веры”, которым, “по крайней мере в прежние времена, был побежден даже страх смерти” [1, т. II, с. 292]. Интеллект и направлен на эту слабость, с нею работало духовенство, убеждая, что “роды смерти” не принесут вреда никому, кто жил хорошо. Современный человек, не исповедующий христианства, остался один на один с собой, и, может быть, выражение “верующий разум” в полной мере применяется именно к нему, совмещающему в себе обе функции — “духовника” и интеллектуала; в известном смысле он обязан стать таковым в предвосхищении последнего события жизни, чтобы, если скаламбурить, не умереть от страха. Страх как начало познания обязан обратить зрение внутрь ради познания собственной жизненной интенции. “Укоряют христиан в великом преступлении, когда, преувеличивая бедствия плена (во время войны. — С.Н.), присоединяют и то, что были насильственно осквернены не только чужие жены и незамужние девицы, но и некоторые монахини. На самом же деле этим ставится в щекотливое положение не вера, не благочестие и не та добродетель, которая называется целомудрием, а самое рассуждение наше, имеющее пред собой, с одной стороны, стыдливость, с другой — разум... Можно, конечно, прежде всего признать за несомненное, что добродетель, которая делает жизнь справедливою, повелевает членами телесными, имея пребывание в душе, и что тело бывает свято от употребления его святой волею, при неизменности и твердости которой, что другой кто ни сделал бы из тела или в теле, будет вне вины потерпевшего, если избежать того он не мог без греха со своей стороны” [1, т. 1, с. 29–30].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ

Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интенция как основание поступка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин  

Универсальное и сингулярное
  Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги