Спор реалистов и номиналистов в современной философии - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Отношение Философов Различных Направлений К Спору Номинализма, Реализма И Кон...
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и отнюдь не преодолен и в современной философии. Другие же считают, что он, перейдя в плоскость формальной логики, утратил свое фундаментальное значение, стал частным и производным, характеризуя онтологические основания современной формальной логики и ничего более. И в отечественной историко-философской литературе также нет однозначного ответа на вопрос о характере современных споров номинализма и реализма, о его фундаментальности или производности. Так А.С.Богомолов, характеризуя онтологическую проблему в работах У.Куайна и Гудмена, подчеркивал: “Детальная разработка онтологии развертывается скорее в другом плане — в плане “спора об универсалиях”. Восходящий исторически к спору средневековых номиналистов и реалистов, он получает в наше время другой смысл... “Спор об универсалиях” ведется ныне в рамках формальной логики и — именно и только в рамках этой частной дисциплины — не имеет уже философского характера. Это спор о том, можно ли ограничиться при построении логической (лингвистической) системы индивидуальными переменными, связанными с пространственно-временными конкретными объектами, или же необходимы также и переменные, имеющие значения абстрактных предметов (классы, свойства, отношения, числа и т.д.). Номиналист принимает первое решение, “платонист” — второе” (Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. М., 1974. С. 288–289). Однако необходимо отметить, что этот спор касается философских проблем логики, взаимоотношений современной формальной логики с онтологией и гносеологией и от интерпретации этой проблемы во многом зависят и те символические средства, которые предлагаются и разрабатываются в ней. Вопрос об универсалиях, при всей его модификации, остается, по нашему мнению, одним из наиболее фундаментальных для логики и определяющим ее возможности и границы. Е.Е.Ледников утверждал, что “номиналистические и платонистические тенденции в логике нельзя ассоциировать со средневековыми схоластическими тенденциями. Сходство между ними скорее терминологическое” (Ледников Е.Е. Критический анализ номиналистических и платонистических тенденций в современной логике. Киев, 1973. С. 8). Г.Д.Левин, продолжая эту линию, подчеркивает: “Я разделяю убеждение, что современная проблема универсалий качественно, принципиально отличается от традиционной” (Левин Г.Д. Проблема универсалий в средние века и сегодня // Философские исследования. 1999. № 3. С. 40). Никто не спорит с тем, что проблема универсалий приобрела в ХХ веке принципиально иной характер, чем в средние века. Но это не означает, что между средневековыми спорами номиналистов, реалистов и концептуалистов и современными спорами нет вообще каких-то взаимосвязей. Нельзя их, конечно, отождествлять, но проводить между ними определенные ассоциации можно и нужно, коль скоро одни и те же проблемы возникают (пусть на иной почве — не на почве определения отношения слова к реальным вещам) и более того, в собственной рефлексии об этой проблематике различные интерпретации существования получают те же обозначения, что и в средние века — номинализма и реализма. Гораздо более корректны и справедливы оценки этого спора в ХХ веке У.Куайном. По его словам, “в настоящее время обсуждают ту же старую проблему универсалий в заново проясненной форме”. Подчеркивая, что критерием онтологии является критерий: “существовать — значит быть значением переменной”, он проводит мысль о том, что “проблема сейчас яснее, чем в старину, поскольку у нас есть сейчас более эксплицитный критерий, позволяющий решать, что допустимо в онтологии данной теории” (Quine W.v.O. From a logical Point of View. Cambridge, 1953. P. 28). Эта интерпретация, выраженная им еще в 1939 г. (см.: Quine W.v.O. Designation and existence // The Journal of Philosophy. 1939. № 36. P. 701–709), более обоснованна, поскольку подчеркивает, что проблема универсалий, пусть и в модифицированной форме, относится к фундаментальным проблемам онтологии, которые возникают при обсуждении философских проблем логики. А чем была проблема универсалий в средневековой логике? Она также характеризовала онтологические проблемы логики. И споры номиналистов, реалистов и концептуалистов в средние века привели к глубочайшей разработке логических средств прояснения онтологических аспектов логики, позволили найти новые подходы в анализе логических структур, выработать новый концептуальный аппарат (например, понятие интенции у Петра Абеляра, различение Петром Испанским формальной и материальной суппозиции — suppositio formalis et suppositio materialis, которое можно трактовать как первое различение объектного языка и метаязыка и др.). Логический анализ языка неизбежным образом ведет к обсуждению проблем онтологии, к построению различных вариантов онтологии, потому что в самой современной символической логике в скрытом или явном виде (преимущественно в скрытом виде) существуют и выбор определенной онтологии, и онтологические предпочтения, и антиномии, обусловленные выбором онтологии и тем самым решением проблемы универсалий. Само собой разумеется, что по сравнению со средневековой логикой в современной логике изменилась сама постановка проблемы — во-первых, речь идет о значении, во-вторых, о значении пропозиций, и в-третьих, существование рассматривается с использованием концептуальных средств, развитых в современной математике и логике, а именно как значение переменной. Однако вектор анализа при всей его модификации сохранился — анализ был направлен на выяснение онтологических предпосылок логики и логико-символических систем. Акцент, правда, делается уже не на понятие или идеи, а на значение пропозициональных структур и даже на сами пропозиции, если отвлекаются от семантического контекста и они укореняются лишь в синтаксическом контексте.
В.В.Бибихин считает “бесплодным” “вычисление языковых универсалий, которым интенсивно занята позитивистская и структуралистская лингвистика последних десятилетий. Попытки сформулировать хотя бы простейшие универсалии увязают в спорах о том, называть ли, например, сочетание подлежащего и сказуемого универсалией для всех языков или же все же факт вбирания сказуемого в подлежащее в одних языках и подлежащего в сказуемое — в других оставляет схеме “подлежащее-сказуемое” роль отвлеченного мыслительного конструкта, который, конечно, годится на роль универсалии только при условии препарирования соответствующих лингвистических реалий. Эта опасность — оказаться продуктами нашего представления — нависает над всеми универсалиями. Они и без того обескураживающе скудны” (Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993. С. 42–43). Как мы видим, проблему универсалий Бибихин сводит лишь к одному из уровней — к универсалиям, которые были бы характерны для всех языков. Из всех концепций, которые обращаются к проблеме универсалий он выделяет и подвергает критике структуралистскую лингвистику. Между тем проблема универсалий ставилась и ставится не только структуралистской и позитивистской лингвистикой. И она не сводится к поиску универсалий, присущих всем языкам. Даже поиск семантических универсалий, которые присущи всем языкам, в последние десятилетия благодаря работам Н.Д.Арутюновой, М.Вежбицкой и др. привел к формулировке программы семантики культуры. Эта программа ориентирует на анализ многообразия языков с тем, чтобы выделить не продукты наших представлений, а реальные языковые универсалии, присущие если не всем языкам, то определенным семействам языков. Кроме того, проблема универсалий выявляется и при анализе отдельных языков как важнейший компонент функционирования языка, без которого невозможны ни его использование в речи, ни его перевод на другие языки. Иными словами, тот уровень, о котором говорит В.В.Бибихин, далеко не единственный, а структуралистская лингвистика (судя по всему, речь идет о концепции Н.Хомского) внесла наименьший вклад в этот круг проблем.
Все темы данного раздела:
Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов
Рецензенты
кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин
доктор филос. наук В.М.Розин
Универсальное и сингулярное
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН
В авторской редакции
Художник В.К.Кузнецов
Технический
Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98
С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103
А.В.Басос
Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах
Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “
Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с
Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией
Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин
День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies
Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про
Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд
Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос
Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб
В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе*
За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран
Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр
С.С.Неретина
Августин: значение и понимание*
В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е
Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов
Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче
Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг
В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики*
Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ
Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике”
Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод
Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ
Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В
Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы
Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу
Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши
Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам.
Теория биологи
ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и
Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ
Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И
Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д
Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я
Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа
Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле
Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст
Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел
К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее
Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и
Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.
Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн
Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию
Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени
Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две
Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр
Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион
Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту
Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол
Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост
Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански
Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч
Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую
Новости и инфо для студентов