рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Львовско-Варшавская Школа — Объединение Логиков И Математиков, Которые В 20-3...

Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного языка, семантикой, металогикой и теорией сознания. В ее состав входила Варшавская школа логиков — Я.Лукасевич, С.Лесьневский, А.Тарский, С.Яськовский и др. Основная тематика этой группы — проблемы символической логики и металогики. Во Львовском университете сформировалась другая группа вокруг К.Твардовского. В нее входили Т.Котарбиньский и К.Айдукевич и их ученики — И.Домбская, Х.Мельберг, А.Вундхайлер, Э.Познаньский и др. Всего во Львовско-Варшавскую школу входило около 80 человек, составивших славу аналитической философии и методологии науки в Польше. В 1911 г. К.Твардовский организует журнал “Рух филозофичны”. Он заметил в своей “Автобиографии”: “Во Львовском университете родилось новое направление философской мысли Польши, и я могу утверждать, что теперь возможно говорить о Львовской школе в польской философии. Главной отличительной чертой этой школы является ее отношение к области формально-методической, и состоит оно в стремлении к максимальной точности и ясности мышления и его выражения, в требовании всестороннего и исчерпывающего обоснования, в строгости доказательства” (Твардовский К. Автобиография // Логико-философские и психологические исследования. М., 1997. С. 31). Датой рождения этой школы можно считать 15 ноября 1895 г. — начало лекционного курса К.Твардовского или же зимний семестр 1897–98 гг., когда начал действовать университетский философский семинар. Столетие этой школы было отмечено 15 ноября 1995 г. заседаниями международной конференции в Варшаве и Львове. В отличие от логически не проясненных и иррациональных направлений, ставших модными на рубеже веков, например философии жизни, Твардовский всегда стремился к ясности и точности философского мышления. В 1919–20 гг. он писал: ясность мысли и ясность стиля идут рука об руку до такой степени, что “тот, кто ясно мыслит, тот так же бы ясно и писал, а об авторе, пишущем неясно, следовало бы полагать, что он не умеет ясно мыслить” (Твардовский К. О ясном и неясном философском стиле // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. С. 12). Его ориентация на точность и ясность философской мысли совпадала с линией на построение философии как строгой науки, представленной, в частности, феноменологией Э.Гуссерля. Более того, совпадали и целый ряд их подходов в анализе познавательных феноменов, прежде всего различение акта и содержания акта, интенционального предмета и интенционального акта и др. Совпадали и философские источники их идей — концепции Б.Больцано, Ф.Брентано и А.Мейнонга. Твардовский был одним из первых философов, кто обратил внимание на значимость проблем языка для анализа мышления: “Человеческий же язык не является системой условных знаков, и прежде всего он не является только внешним выражением мысли, но является и ее орудием, единственно делающим для нас возможным абстрактное мышление” (Там же. С. 12). И этот поворот к языку как орудию мысли задал способ и область тематизации логико-методологических проблем в Львовско-Варшавской школе, ту перспективу, в которой рассматривались проблемы языка, сопрягаемые со структурами смысла и значения, формируемыми мыслью. Смысловые структуры, их своеобразие и формы можно анализировать лишь в материале языковых выражений, лишь обращаясь к своеобразным формам языковых выражений. Вслед за А.Мейнонгом и Ф.Брентано Твардовский проводит различие между актом представления и содержанием представления, и содержание представления от того, на что этот акт направлен — интенциональным или имманентным предметом представления. Аналогично анализируется и суждение — в нем вычленяются акты суждения, содержание и предмет суждения. Представление и суждение различны по способу интенциональной соотнесенности с предметом: “Представление и суждение являются двумя резко обособленными классами психических феноменов без лежащих между ними переходных форм” (Твардовский К. Логико-философские и психологические исследования. С. 44). Предметом суждения является то, что утверждается или отрицается в суждении: “Под содержанием суждения следует понимать существование предмета, о чем и идет речь в каждом суждении. Ведь тот, кто совершает суждение, тот утверждает нечто о существовании предмета. Признавая или отбрасывая его, он признает также и его существование” (Там же. С. 45). Поэтому столь велик интерес и у самого Твардовского, и у его учеников к экзистенциальным предложениям, к их логической структуре. Проводя различие между актом, содержанием и предметом психических феноменов, Твардовский принимает средневековое различение категорематических и синкатегорематических знаков. Категорематические знаки и выражения — это те, которые обозначают предмет и обладают самостоятельным значением. Синкатегорематические знаки и выражения — те, которые не имеют самостоятельного значения и не обозначают предмет, хотя и имеют интенциональное содержание. Это различение оказалось важным при обсуждении вопроса о так называемых “беспредметных” представлениях, которым якобы не соответствует никакой предмет: представления, которые 1) содержат отрицание каждого предмета, 2) соединяют в себе противоречащие друг другу определения (“круглый квадрат”), 3) не соответствуют никакому предмету, поскольку опыт не может его указать. Согласно Твардовскому, “ошибка, которую совершают защитники беспредметных представлений, состоит в том, что несуществование предмета они принимают за его небытие-представленным (Nicht-Vorstelltwerden)... Схоластика довольно хорошо познала эту особенность предметов, которые представлены, но не существуют, и именно к этой философии восходит выражение, что эти предметы имеют только объективное, интенциональное существование, причем ясно сознавалось то, что этим выражением не обозначается никакое действительное существование” (Там же. С. 61–62). Существуют представления, предмет которых не существует, но эти представления нельзя считать беспредметными, коль скоро предмет соединяет в себе противоречивые определения. Тем самым он проводит различие между двумя видами несуществования — несуществование реального предмета и несуществование постольку, поскольку предмет соединяет в себе противоречивые определения, т.е. фактическое и интенциональное существование и несуществование.

С этих позиций Твардовский специально обсуждает проблему предметов общих представлений и подвергает критике взгляды, согласно которым общие представления суть суммарная формула конечного или бесконечного ряда единичных представлений. Он не приемлет позицию, согласно которой в общих представлениях существует то, что обще предметам всех единичных представлений, т.е. к составным частям единичных представлений добавляется некоторый признак — общность составных частей представлений. Его позиция выражена в словах: “Мы вынуждены признать предмет общего представления отличным от предмета любого подчиненного ему единичного представления” (Там же. С. 147). Составные части предмета представления составляют одно единое целое: “Предмет общего представления как раз и есть часть предмета подчиненного ему представления, который находится к определенным частям предмета других единичных представлений в отношении тождества” (Там же. С. 148). Общее представление ненаглядно, а его предмет отличается от предмета единичных представлений, хотя нередко названия их совпадают. “Между единичными предметами и по отношению к ним вышестоящими общими предметами наличествует всегда одно и то же отношение подчиненности, соответственно вышестояния (Ьberordnung), отношение, которое в конечном счете следует свести к тому, что общий предмет образует определенным образом метафизическую составную часть (подч. нами — авт.) подчиненных ему составных частей” (Там же. С. 153). “Все, что есть, есть предмет возможного представления; все, что есть, есть нечто. И именно здесь находится та точка, в которой психологическое рассуждение относительно различия между предметом представления и содержанием представления переходит в метафизику” (Там же. С. 75). В другом месте он замечает: “Предметы бывают реальными и нереальными, возможными и невозможными. Общим для всех них является то, что они могут быть или же являются объектом (не интенциональным) психического акта, что их языковым обозначением является название (в вышеизложенном смысле) и что они, рассматриваемые как род, образуют summum genus и находят свое языковое выражение в названии “нечто””. Общим представлениям соответствует один предмет, отличный от единичных предметов. Содержание как имманентный предмет в интенциональной соотнесенности с предметом есть коррелят метафизического объекта, независимого от психического акта.

Гуссерль во 2-ом томе “Логических исследований” подвергает критике идеи Твардовского о предметах общих представлений за отрицание существования общих предметов, за отрицание наглядности общих представлений. В противовес Твардовскому он проводит мысль о том, что “если созерцается совокупное содержание, то этим самым созерцаются с ним и в нем все его остальные черты и многие из них самим по себе будут заметными, они “выделяются” и таким образом будут объектами собственных созерцаний. Разве мы не можем сказать, что так же хорошо, как зеленое дерево, мы видим в нем зеленую окраску? Разумеется понятие “зелень” мы видеть не можем, ни понятие в смысле значения, ни понятие в смысле атрибута, рода зелень. Абсурдным было бы также понимать понятие как часть единичного объекта, “предмета понятия”” (Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd. II, Jh. 1, Halle, 1922. S. 135–136).

Твардовский не ограничился психолого-феноменологическим анализом представлений. В ряде своих работ “О действиях и результатах. Несколько замечаний о пограничных проблемах психологии, грамматики и логики”, “Об идио- и аллогенетических теориях суждения” он развертывает свое учение о суждениях, понимаемых как психические акты, функции, аргументами которых является имманентный предмет представления, а результатом — существование имманентного представления. В работе “К учению о содержании и предмете представлений” в специальной главе обсуждаются различия между актом, содержанием и предметом суждения: “Естественно, сразу же напрашивается предположение, что в отношении различения содержания и предмета, суждения также обнаружат некоторое сходство с представлениями. Если бы в области суждений также удалось обнаружить различие между содержанием и предметом феномена, то это в немалой степени способствовало бы прояснению аналогичного отношения и в области представлений” (Твардовский К. Цит. соч. С. 40). Обсуждение этой проблемы привело его к выводу, что трехчленная структура акта суждения также существует и что под содержанием суждения следует понимать существование (или несуществование) объекта суждения: “Под содержанием суждения следует понимать существование предмета. Ведь тот, кто совершает суждение, тот утверждает нечто о существовании предмета” (Там же. С. 45). Представление и суждение взаимозависимы: “Для того, чтобы стать предметом суждения, предмет сперва должен быть представлен; то, что не представлено, то не может ни признаваться, ни отбрасываться, ни любиться, ни ненавидеться” (Там же. С. 52). И все же представление отличается от суждения способом интенционального соотнесения с предметом. Однако описать то, в чем заключается своеобразие их интенциональной соотнесенности с предметом, Твардовский считает невозможным и лишь указывает на внутренний опыт как исток их своеобразия, т.е. на субъективный характер их соотнесенности с предметом. Сущностью суждения, по Твардовскому, признание или отбрасывание существования предмета (Там же. С. 45), которое осуществляется с содержанием суждения, а не с самим предметом.

В работе “О действиях и результатах...” Твардовский развертывает позицию, из которой позднее в польской логике и философии смогли возникнуть альтернативные позиции номинализма и реализма. Эту позицию можно назвать интенционалистским концептуализмом. С.Князева в своей книге “Философия Львовско-Варшавской школы” (Knjazeva S. Filozofija Lavovso-Varsavske skole. Beograd. l964. С. 25) называет философскую концепцию Твардовского интенционалистическим реализмом. И основная причина отнесения взглядов Твардовского к реализму — его идеи об общих представлениях. По нашему мнению, такого рода оценка философского учения Твардовского не оправдана и оставляет без внимания тот факт, что он пытался найти психологическое обоснование логики. Психологию он называет основной наукой в области гуманитарных наук (Твардовский К. Цит. соч. С. 191). С этим связано его различение актов, содержания и предметов психических феноменов, его постоянное подчеркивание активного характера познавательных феноменов. И вместе с тем в работе “О действиях и результатах” он обратил внимание на то, что артефакты-результаты человеческих действий получают независимое существование, что возможность разграничения результатов от самих действий позволяет обосновать самостоятельное существование ряда гуманитарных наук. Так, проводя различие между психофизическими и психическими артефактами, он подчеркивает наличие предельных случаев независимости психических результатов от действий и объясняет это независимостью результатов от действия допущения Больцано о существовании суждений в себе и представлений в себе (Там же. С. 190). Платонистско-реалистическая трактовка представлений в себе, суждений в себе увековечивает независимость результатов психических актов от самих актов. Критикуя Я.Лукасевича за отождествление суждения и высказывания и за трактовку суждений как последовательности знаков, Твардовский показывает, что Лукасевич не проводит различия между суждением как действием и суждением как результатом действия суждения (а это и есть значение). Его позиция выражена достаточно четко: “Суждение как результат действия суждения, или же совершения суждения, выражается в высказываниях, т.е. в психофизических результатах, которые возникают благодаря психофизическому действию высказывания, т.е. произнесению высказываний. Тогда такие высказывания выражают суждения, т.е. значениями таких высказываний являются суждения” (Там же. С. 188). Логика имеет дело с искусственными высказываниями. Различение результата и процесса действия позволяет, по его мнению, отграничить предмет логики, “способствовало освобождению логики от психологического налета”, позволило бы более ясно понять предмет каждой гуманитарной науки отдельно (Там же. С. 191). Создание “теории результатов” психофизических и психических актов, осознание независимости результатов различного рода от самих действий и вместе с тем их принципиальной обусловленности действиями, выявление многообразных способов закрепления психических результатов привели к различению в психологии функций и результатов, в логике высказываний и суждения, высказываний и значения, функций и аргументов, различных логико-методологических интерпретаций значения и т.д. Можно сказать, что в этой работе Твардовского заложены основания функционального подхода и к психическим актам, и к логическим процедурам, которые позднее привели к праксеологическому обоснованию Т.Котарбиньским логики и методологии науки, созданию Е.Б.Слуцким эконометрии на базе праксеологии и др. Философскую позицию Твардовского можно охарактеризовать как концептуализм, поскольку он исходит из психических актов, а существование общих представлений объясняет как результат опредмечивания психических актов, отмечая независимость результатов действия от самих актов действия, в том числе результатов познания (например, значения) от познавательных актов. Специфика его концептуализма в отстаивании интенционального характера познавательных актов, в подчеркивании интенциональности содержания познавательных актов, интенциональности предмета и содержания познания. Короче говоря, его можно назвать интенциональным концептуализмом, который пытается построить трехаспектную модель психических и познавательных феноменов и постичь единство актов, их результатов, содержания и предмета представления и познавания. В дальнейшем в польской философии возникло противостояние номинализма и реализма, причем каждое из этих направлений абсолютизировало какой-то один аспект в том единстве, который был выявлен Твардовским. Если реализм делает акцент и абсолютизирует независимость результатов психических актов от самих актов, превращает их в самостоятельное бытие само по себе (так этим он объясняет особенности классического реализма, в частности вводимые Больцано понятия о представлениях в себе, истинах в себе и суждениях в себе), то номинализм делает акцент и абсолютизирует актуальность психических и познавательных феноменов, их осуществление в определенных актах, оставляя в стороне анализ их результатов или редуцируя их к психическим или познавательным актам. Именно потому, что концептуализм Твардовского объединял в себе исследование актов и их результатов, он был свободен от недостатков и ограниченностей номинализма и реализма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ

Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин  

Универсальное и сингулярное
  Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги