Наука и религия — плоды синтеза - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Попытаемся Теперь Показать, Что Конкретно Может Дать Науке Синтез Научного И ...
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам.
Теория биологической эволюции. Реальность биологической эволюции, вопреки утверждениям креационистов [29–31], доказана многими фактами, которыми располагает наука. К ним относятся не только наличие эволюционного древа, построенного целыми поколениями биологов на основе огромного палеонтологического материала. Одним из наиболее ярких доказательств является биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Даже биологи, выступающие с чисто материалистических позиций, прозревают эту программу, но называют ее —квазителеологической или, как Д.Бернал, не предполагающей конечного результата [32 С. 104]. Известный биолог Л.С.Берг на конкретном биологическом материале показал, что у эмбрионов некоторых видов формируются зачатки органов, проявляющиеся впоследствии у более прогрессивных видов [33]. Как бы дополняя эти факты, исследования эмбрионального развития человека и высших животных, проведенные в самое последнее время, показали, что в этих процессах гибнет около половины нейронов. Только после этого нервная система принимает окончательный вид. Авторы этого исследования предполагают, что это явление свидетельствует о заготовке на следующий этап эволюции — дальнейшую цефализацию [34].
Главный довод креационистов против дарвинизма заключается в том, что путем случайных мутаций ни в природе, ни при использовании разнообразных мутагенов не может возникнуть новый биологический вид [29–31]. В то же время, на наш взгляд, эта проблема может быть решена на основе фактов внетелесного пребывания человека во время клинической смерти. Эти проверенные высококвалифицированными и непредвзятыми специалистами факты, которых имеются уже десятки тысяч, говорят о наличии у человека души — бессмертного начала, содержащего всю психику человека [35]. Об этом же говорят и исследования генетически идентичных и астрологически весьма близких однояйцовых близнецов. Как пишут исследователи этой проблемы, “появляются работы, вообще не показывающие существенного различия” между однояйцевыми и двуяйцевыми близнецами в... интеллектуальных тестах. Последние, как известно, с генетической точки зрения фактически являются разными детьми одинаковых родителей [36]. Кроме того, наши наблюдения показали, что однояйцевые близнецы, даже воспитанные в одной семье, где они обычно в значительной степени замкнуты друг на друга (представляют друг для друга значительную часть референтной группы), все же имеют разные целевые жизненные установки [37]. С точки зрения психологии, это говорит о том, что они являются разными личностями [38 С. 7]. О том, что они разные личности, заявляют единственные в мире взрослые сиамские близнецы 50-летние сестры Кривошляповы, имеющие не только общий геном, но и кровообращение [39]. Из сказанного можно сделать вывод, что уровень развития и черты характера лишь частично определяются геномом и воспитанием, а главные различия обусловлены разными душами, воплотившимися в одинаковые тела. Таким образом, наукой установлен факт, известный почти всем мировым религиям. Можно сказать, что дарвиновская теория эволюции изучает эволюцию материальных форм, игнорируя эволюцию душ, для которых эти формы создаются.
Об эволюции душ с целью их совершенствования и подготовки к переходу в высшие миры говорится в индуизме, ламаистском буддизме, иудейской Каббале, “Розе Мира” Даниила Андреева [40].
Вопрос же о возникновении новых биологических видов возвращает нас к учению Платона о Мировой Душе, развитому неоплатониками и ранними учителями христианской церкви (Оригеном и его последователями). Это учение нашло продолжение в работах Вл.Соловьева [41]. В их философии Мировая Душа понимается как одухотворяющее материю начало, обладающее известной самостоятельностью, но связанное с Богом и воплощающее в своем материальном творчестве Его идеи. Именно творчеством Мировой Души, обучающейся в процессе творения и связанных с ней индивидуальных душ, объясняет Вл.Соловьев гибель множества видов животных и растений, снимая, таким образом, возражение Дарвина о том, что мудрый Бог не мог бы допустить таких несовершенных видов в процессе своего творения. На основе этих идей и возникает новая синтетическая теория биологической и предбиологической эволюции, снимающая целый ряд противоречий чисто научной синтетической теории эволюции — СТЭ, но и придающая ей смысл и цель [7, 42].
Мера, стрела и сущность времени. Ныне в научных изданиях рассматриваются различные решения проблемы необратимости времени, предложенные в разное время Больцманом, Эддингтоном, Пригожиным, Пенроузом и Козыревым. По нашему мнению, изложенному в [43, 44], эти теории либо вызывают серьезные возражения, либо (это относится к теориям, связывающим стрелу времени с ростом энтропии) являются ошибочными. Из рассмотренного выше положения, утверждающего наличие программ, начиная от общекосмической и кончая индивидуальными программами организмов, реализованными их геномом, делается вывод, чтострела времени обусловлена необратимостью реализации программ. В Откровении эта мысль находит подтверждение в словах: “И сказал Сидящий на престоле: “се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны” (Откр. 21:5). Мера же времени организмов определяется информацией, получаемой из ее программ и обусловливающей, в частности, темпы роста, развития, размножения и смерти. Жизнь, в свою очередь, управляет через генерируемые ею информационные воздействия косной материей. Например, один процент органического вещества медузы управляет 99% косного вещества ее тела, бобры управляют водными массами, на много порядков превосходящие массы их семейств, распад урана в ядерном заряде ускоряется информационной деятельностью человека при создании и взрыве ядерного заряда на, примерно, 20 порядков и т.п. Таким образом, имеются основания предположить, что мера времени как мира в целом, так и любых его объектов оказывается определяемыми Разумом посредством воздействия информацией на объекты [43, 44].
Представление о каждой системе как о микрокосме, обоснованное в [21–27], позволяет осмыслить эффекты изменения массы, пространства и внутреннего времени тела, как функции его скорости, выявленные в теории относительности. Сам А.Эйнштейн не только не ставил вопрос о смысле этой взаимосвязи, но вообще изгнал из физики “метафизический вопрос о сущности времени” [45 С. 41]. Можно предположить, что эти изменения вызваны изменением в свою очередь взаимодействия движущегося объекта с Космосом. И изменения эти тем больше, чем выше скорость, т.е. чем быстрее меняется характер взаимодействия системы с внешней средой и внутренних процессов, связанных с увеличением силы, обеспечивающей ускорение. На основании сказанного в [43, 44] может быть сделано предположение, что визвестных выражениях теории относительности и был открыт один из механизмов приведения систем к состоянию микрокосма при их перемещении.
Энтропия и организация. Положение о наличии Программы помогает по иному подойти к давней научной и, вытекающей из нее, философской проблемы о тепловой смерти Вселенной. Этот вывод является, как известно, следствием положения о постоянном росте энтропии, ведущем к хаосу и разрушению порядка и организации. Интуиция подсказывает ученым и философам, что этот вывод несостоятелен. Нынешняя аргументация против него сводится к тому, что вывод этот справедлив лишь для изолированных систем. В то же время гравитационное и электромагнитные поля нашей Метагалактики распространяются согласно теории на бесконечные расстояния. Довод этот не представляется нам корректным. Из той же термодинамики следует, что расширение в пустоту приводит лишь к росту энтропии. В то же время все накопленные наукой знания говорят о росте упорядоченности и организации во Вселенной, продуктом чего является наша планета и мы сами. Наблюдаемое же нами постоянное старение и разрушение материальных объектов, которое обычно объясняется ростом энтропии, в свете понятия эволюционирующего микрокосма получает иное объяснение. Оно сводится к тому, что процесс эволюции неразрывно связан с разрушением объектов, несоответствующих изменяющемуся Космосу, и возникновением новых — ему соответствующих объектов-микрокосмов. Следствием этого процесс эволюции всегда должен характеризоваться определенным соотношением Космоса и Хаоса [14, 27, 46].
Синтез научных и религиозных положений позволяет углубить наши представления об одном из ключевых положений Библии, совместив его с древним мистическим утверждением о человеке как о микрокосме. Уже в XVIII веке энциклопедист и духовидец Э.Сведенборг писал о том, что Космос — это как бы Тело Бога [47]. Это нашло косвенное подтверждение в современной науке. Когда американские ученые заложили в компьютер координаты галактик, то оказалось, что их скопления располагаются таким образом, что образуют как бы границы клеток. И хотя внутри этих “клеток”, в отличие от органических, практически полный вакуум, но это вакуум физический, порождающий все материальные частицы. И подобно тому, как в организме при всем разнообразии его структуры, плотность варьирует в ограниченных пределах, в Космосе средняя плотность мало изменяется по всем его направлениям [48, 49]. Из положения о Боге-Духе, Мировой Душе и космическом “теле” проясняется смысл библейского утверждения о человеке как “образе и подобии” Божием, состоящем из духа, души и тела.
И, наконец, о важнейшем мистическом методе познания, в принципе недоступном приборному арсеналу науки — познанию ноуменальной стороны явлений. Эмпатия свойственна в той или иной степени фактически всем людям. В мистических методиках она разработана до самых высоких степеней. Например, в восьмиричном пути йоги Патанджали это седьмая ступень — дхарана, предшествующая просветлению — самадхи [50].
Здесь мы ограничились конспективным обзором работ автора, посвященных возможному синтезу. Но, естественно, автор не одинок в этой тематике. Из известных нам и весьма содержательных работ в этой области, безусловно, следует упомянуть работы Ю.И.Кулакова, показавшего, что законы физики — суть частные случаи реализации одной общей программы [51 С. 570–573]. К наиболее иерархически высокой программе он, так же как это делали Пифагор и Плотин, относит и законы математики [52]. О том же говорят и работы Г.Г.Длясина, показавшего, что в построении различных древних и современных алфавитов, таблицы Менделеева и аминокислот, из которых построены все организмы, заложены одни и те же принципы [53]. Все это говорит не только о законах слепой материи, но и о работе Разума, создавшего эти законы и творчески ими оперирующего в процессе создания программ. Все это порождает надежды, что осознание человека как сотворца Создателя Вселенной окажется плодотворным не только для развития науки, но и обращения ее целиком наблаго людей.
Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Наука и религия — плоды синтеза
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов
Рецензенты
кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин
доктор филос. наук В.М.Розин
Универсальное и сингулярное
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН
В авторской редакции
Художник В.К.Кузнецов
Технический
Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98
С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103
А.В.Басос
Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах
Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “
Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с
Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией
Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин
День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies
Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про
Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд
Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос
Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб
В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе*
За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран
Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр
С.С.Неретина
Августин: значение и понимание*
В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е
Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов
Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче
Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг
В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики*
Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ
Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике”
Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод
Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы
Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу
Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши
ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и
Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ
Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и
Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И
Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д
Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа
Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле
Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст
Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел
К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее
Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и
Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию
Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион
Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол
Новости и инфо для студентов