рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Как Было Отмечено, Противоборство Формализма, Интуиционизма И Формализма В Ма...

Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И действительно, логицизм рассматривает квантифицированные переменные как указание на абстрактные объекты, интуиционизм интерпретирует квантифицированные переменные как указание на абстрактные переменные, которые могут быть сконструированы из элементов, созданных разумом, а логицизм трактует математику как игру условными, конвенционально определяемыми символами (Bernays P. On platonism in mathematics // Philosophy of mathematics. Englewood Cliffs, N. Y. 1964; Рвачев Л.А. Математика и семантика // Номинализм как интерпретация математики. Киев. 1966; Генкин Л. Номиналистический анализ математического языка // Математическая логика и ее применения. М., 1965. С. 216–224).

В современной логике также возникли различные исследовательские программы с разными онтологическими допущениями и предлагавшие разные интерпретации соотношения языка и реальности. Правда, в логике доминировали концепции, стремившиеся дать абстрактным объектам номиналистическую или концептуалистскую интерпретации. Противоборство реализма, номинализма и концептуализма приводило к ограничению области абстрактных объектов и к номиналистической элиминации универсалий. Если А.Мейнонг допускал существование фиктивных и абстрактных сущностей, а Б.Рассел и А.Уайтхед в “Principia mathematica” допускали существование отношений и строили теорию атрибутов как теорию классов, тождественных, коль скоро они совпадают экстенсионально и состоят из одних и тех же объектов, Г.Бергман предполагал существование внелогических составляющих формальной системы — имена и предикаты, то уже У.в.О.Куайн говорил об овеществлении (reification) универсалий, а Н.Гудмен строит вариант конструктивного номинализма в логике.

Рассмотрим более подробно пути номиналистической и концептуалистской элиминации универсалий, формы переинтерпретации платонистского языка в логике на номиналистический язык.

1. Платонистский реализм допускает существование абстрактных объектов. Трудность возникает тогда, когда речь идет о несуществующих объектах (например, о круглом квадрате). Формой номиналистической элиминации такого рода объектов является теория дескрипций, в которой фиксируется, что такого рода языковые выражения не являются указательными и не предполагают существование субъекта высказывания. Здесь возникают новые трудности с отрицательными суждениями существования, которые могут быть решены с помощью перевода знака существования в синтаксическую форму, где он становится оператором — квантором существования, который приписывается только предикатам, а не знакам для объектов. Этот путь скорее является концептуалистским, чем номиналистическим, поскольку он предполагает введение элементов, конструируемых рационально.

2. Общий путь номиналистической элиминации универсалий был предложен У.Куайном. Он заключается в сведении всех языковых выражений к стандартной форме выражений квантифицированными переменными. В таком случае объекты теории — это значения квантифицированных переменных в истинных предложениях этой теории. “Существовать значит быть значением квантифицируемой переменной”, — таков критерий Куйана. Если платонизм допускает существование абстрактных объектов в системе значений квантифицируемых переменных не только индивидных, но и предикатных, функциональных, пропозициональных, то номинализм допускает существование в языке только индивидных переменных и соответственно квантификацию только индивидных переменных. Естественно, речь идет о связанных, а не о свободных переменных. В этом нет различия между номинализмом и концептуализмом. Различие начинается там, где дается интерпретация способа существования, точнее говоря, способа конструирования значения связанных переменных. Относительно критерия Куайна развернулась дискуссия, которая не прекратилась и в наши дни. Так А.Черч подчеркивал, что онтологические допущения касаются только квантора существования, а не связанных переменных (Church A. Ontological commitment // Journal of Philosophy. 1958. Vol. 55). Тем более, что Черч стал говорить об интенсиональном объекте, или классе-концепте. В ходе дискуссий о критерии Куйана было осознано, что он действенен только в языках фреге-расселовского типа, в которых используется объектная интерпретация кванторов и предполагает помещение переменных в указательное положение. Причем Куйан интерпретировал при квантификации индивидных переменных квантор существования как дизъюнкцию, квантор всеобщности как конъюнкцию атомарных предложений. Квантификация переменных высшего уровня порождает проблему универсалий. Так квантификация предикатных переменных предполагает онтологию классов или атрибутов, а сами предикатные переменные должны рассматриваться как имена. Куйан выбрал путь интерпретации языка, при которой критерий существования выявляет онтологические допущения с помощью связанных переменных и осуществляется элиминация абстракций абстрактных объектов более высоких, чем первый, порядков. Так тождественность истолковывается как метафора того, что в действительности не является тождественным, лишь совпадает по какому-то одному выбранному параметру. Такого рода универсалии, как класс, длина и пр., интерпретируются как манера речи, как “фигуры речи, вводимые благодаря метафорическому употреблению знака тождества как чего-то, что в действительности тождеством не является, а является равенством длин или равенством форм” (Quine W. Logic and the reification of Universals // Das Universalien-Problem. Hrsg. Stegmuller W. Darmstadt. 1978. S. 150). Сам Куйан отмечает, что “концептуализм — наиболее сильная позиция из трех позиций” (Там же. S. 163) и рассматривает классы как конструкты, а не как абстрактные сущности. В связи с этим он подверг критике две догмы эмпиризма: 1) различение аналитических и синтетических суждений и 2) догму редукции абстрактных объектов к непосредственным данным.

3. Еще одной формой отказа от онтологических предпосылок теории и элиминации абстрактных сущностей было построение логик, свободных от экзистенциальных предпосылок (например, логика С. Лесьневского) и так называемых свободных логик, где устраняются все вопросы, связанные с указанием на объекты и единственным предметом рассмотрения являются имена, или термины. Здесь переменные трактуются как схематические буквы, на место которых возможно подставить пустые и непустые термины (См.: Гладких Ю.А. Логики, свободные от экзистенциальных предпосылок // Вопросы философии. 1970. № 3; Целищев В.В. Существование и пустые термины // Вопросы философии. 1970. № 12; Quine W.v.O. On w-inconsistency and so-called axiom of infinity // Journal of Symbolic logic. 1953. Vol. 18. P. 119–124). Здесь возникают свои трудности, в частности, с подстановочной квантификацией, которая требует изоморфизма имен и объектов и не применима в w-противоречивых системах логики.

4. Построение так называемых “виртуальных классов” — еще один путь элиминации абстрактных объектов. С помощью этой техники можно переинтерпретировать булеву алгебру классов и некоторые разделы математики и логики, не допуская существования таких объектов, как классы. Виртуальные классы характеризуют не объекты, а средства языка, или манеру речи с помощью двухместного предиката, выражающего членство в классе и квантификации по индивидным переменным (См.: Martin R.M. The philosophical import of virtual classes // The journal of philosophy. 1964. Vol. 61. P. 377–387). Логическая техника виртуальных классов также может быть рассмотрена как концептуалистская интерпретация таких абстрактных сущностей, как классы.

5. Общей предпосылкой номиналистической элиминации абстрактных сущностей является экстенсиональный подход, который запрещает композицию более чем одного сложного объекта из одних и тех же атомарных объектов. При этом квантор существования истолковывается как дизъюнкция, а квантор всеобщности как конъюнкция атомарных предложений. Введение интенсиональных объектов (атрибутов, классов, концептов, суждений и др.) уже означало допущение возможности платонистской реалистической позиции. Так абстрактному сингулярному термину соответствовало допущение концепта, общему термину — атрибут, или класс. Принцип экстенсиональности, согласно Расселу, заключается: 1) “Истинностное значение любой функции от суждения зависит только с истинностных значений ее аргументов... 2) истинностное значение любой функции от функции зависит от области значений функции...” (Рассел Б. Исследование значения истины. М., 1999. С. 185). И все же Рассел не смог обойтись без обращения к принципу интенсиональности. Так он перешел от высказывания о числах к высказываниям о классах объектов, от них к высказываниям о значении переменных в открытых предложениях, допустив тем самым существование интенсиональных объектов — пропозициональных функций как значения связанных переменных. Куайн в качестве общей характеристики отношения к универсалиям выявил то, что происходит овеществление универсалий в качестве сущностей, имя которых затем должно быть рассмотрено как предикаты. В современной логике для того, чтобы избавиться от какой-либо связанности с платонистским реализмом, предпочитают говорить об экстенсиональных и интенсиональных контекстах, а не об экстенсиональных и интенсиональных объектах.

6. Еще одной трудностью для номиналистической элиминации абстрактных понятий были так называемые пропозициональные установки. Б.Рассел назвал выражения типа: “считает, что”, “знает, что”, “говорит, что”, “верит, что”, пропозициональными установками. Они выражают мнения, желания, сомнения и др. И уже у Рассела возникли сомнения в том, что к ним приложим принцип экстенсиональности. Сингулярные термины в выражениях пропозициональной установки являются неопределенными указательными сингулярными терминами. Поэтому возникает трактовка выражений пропозициональных установок как основывающихся на допущении интенсиональных объектов — концептов или суждений. Так, согласно А.Айеру, необходимо допустить синонимичность всего класса предложений, которая выражает одно и то же значение — суждение (Ayer A. Language, Truth and Logic. L., 1946. P. 88). Тем самым царство идеальных, абстрактных объектов опять-таки расширилось: выражения пропозициональных установок требуют введения интенсиональных объектов или каких-то ментальных сущностей (См.: Quine W.V. On mental entities // Proceedings of American Academy of Arts and Sciences. 1953. Vol. 80. P. 198–203). Тождество значения выражений пропозициональных установок, или суждение (пропозиция) интерпретировалось по-разному. Вначале оно понималось как логическая эквивалентность предложений. Затем оно стало трактоваться как интенсиональный изоморфизм, или однооднозначное соответствие, составных частей сложного предложения (Р.Карнап), как индивидуированные объекты, названные Льюисом аналитическими значениями (Lewis С. The modes of meaning // Philosophy and phenomenological Research. 1944. Vol. 4. P. 236–249). А.Черч полагал, что суждение, или пропозиция, присущая выражениям пропозициональных установок, сохраняет указание на объекты. Куайн солидарен с Черчем, так как “именно пропозициональные установки настойчивее всего требуют постулирования пропозиций или чего-то подобного” (Куайн У.в.О. Слово и объект. М., 2000. С. 231). Позднее синонимичность выражений пропозициональных установок стала пониматься как структурная синонимия. При этой трактовке речь идет о синонимичности общих терминов, если они появляются на одних и тех предикатных местах, синонимичности предложений, которые могут быть трансформированы одно в другое в соответствии с правилами кванторной логики. Здесь, правда, возникают определенные трудности со взаимозаменимостью общих терминов, выражающих ненаблюдаемые сущности. И, наконец, сформировалась концепция пропозициональных установок, которая пыталась перевести их объекты в “вечные” предложения (У.Куайн развертывает этот подход в разделе “Бегство от интенсионала” в книге “Слово и объект”). Эти “вечные предложения” сохраняют свое истинное значение при любых обстоятельствах и зависят только от выбора универсума значений их свободных переменных. Поэтому объектами пропозициональной установки оказываются их парафразы в “вечные предложения”. Куайн приводит примеры такого рода трансформации. Предложения: Том полагает [Цицерон обличил Катилину]. Том полагает — Цицерон х [обличил Катилину]. Том полагает — Цицерон и Катилина ху [х обличил у]. Перефразируются в следующие предложения: Том полагает истинным “Цицерон обличил Катилину”. Том полагает истинным “у обличил Катилину” относительно Цицерона. Том полагает истинным “у обличил z” относительно Цицерона и Катилины. Как заметил Куйан, “объекты пропозициональных установок, таким образом, рассматривались бы просто как вечные предложения, открытые и закрытые. Ограничивая их вечными предложениями, мы не накладываем запрет на появление других предложений в контекстах пропозициональной установки; просто не они сами, а их парафразы в вечные предложения считаются в таком случае объектами установок” (Куайн У.в.О. Слово и объект. М., 2000. С. 242–243). Иными словами, предложение объектного языка переводится в метаязык, совпадая в своих истинностных значениях и элиминируя допущения интенсиональных объектов.

В современной логике пропозициональные установки рассматриваются как эпистемологические модальности в исследованиях по модальной логике. Здесь строится семантика “возможных миров”, где пропозициональная установка может быть перефразирована в терминах альтернатив А данному миру wi. Истинность в W предложения “а знает, что р” означает, что р имеет место во всех мирах, совместимых с тем, что а знает (Hintikka J. Semantics for prоpositional attitudes // Philosophical Logic. Dordrecht. 1969. P. 21–46).

Итак, если в философии математики доминировала реалистическая интерпретация абстрактных объектов и лишь в последнее время (не без влияния развития логики) формируется номиналистическая интерпретация ее объектов, то в современной логике доминируют номинализм и концептуализм. Платонистский реализм допускает существование абстрактных сущностей и умножает их до бесконечности. “Номиналист не признает, что два различных объекта могут быть сотворены из одних и тех же объектов. Например, предположим, что номиналист и платонист начинают с одних и тех же минимальных, атомарных элементов строить свои системы; для целей сравнения возьмем пять атомов. Номиналист же принимает также все конкретные количества, образованные как целое из этих элементов, и, таким образом, имеет универсум, состоящий из 25–1, то есть 31 объект... Наш платонист... допускает не количества, а классы атомов. Это дает ему помимо нулевого и единичного классов также 31 объект. Но далее он допускает все классы атомов, и одним только этим шагом он радушно принимает — универсум и 231–1, то есть более двух миллиардов дополнительных сущностей. И он не собирается на этом останавливаться. Он также допускает все классы классов атомов, раздувает чудовищно распухший универсум до битком набитых сущностями платоновских небес” (Гудмен Н. Мир индивидов // Способы создания миров. М., 2001. С. 322). Различие между номинализмом и концептуализмом заключается в том, что номинализм допускает существование только индивидов, а концептуализм допускает существование значений терминов и предложений, или интенсиональных объектов (атрибутов, концептов, пропозиций). Значение, или интенсиональные объекты, рассматриваются как конструкты, создаваемые человеческим разумом. И, конечно, позиция концептуализм предпочтительнее, чем две остальные позиции. Прежде всего она не предполагает платонистского умножения сущностей до бесконечности. Кроме того, она выявляет механизмы генезиса таких абстрактных объектов, как интенсионалы. В отличие от позиции последовательного номинализма концептуализм позволяет избежать излишнего усложнения языка при элиминации вводимых абстрактных сущностей и логических трудностей при осмыслении роли универсалий. Язык концептуализма гораздо более эффективен, чем подход номинализма к объектам теории и структуре логического языка.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ

Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин  

Универсальное и сингулярное
  Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги