рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Проблема Существования Определенным Человеком В Наше Время Является Едва Ли Н...

Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах (“катастрофы недели”), о болезнях, которые потрясли мир, и, разумеется, о возможности существования человека как вида и как индивида в эпоху техногенной цивилизации. Ставится под вопрос не только власть природного, рационального, гуманистического: конкретное смертное разумное существо с курносым носом и шишкой на лбу обрело способность на замещение своей курносости прямоносостью, опираясь на идею некоей универсальной красоты, соответственно универсального человека, утвердительно ответив на древний вопрос относительно существования общих понятий, которые, как известно, считались пустыми и бессодержательными. Воспроизведение жизни, необходимость которого отталкивала, к примеру, Августина от проповеди безбрачия, сейчас решается медициной, стоит только поместить живую клетку в пробирку. Иногда даже говорят, что если раньше человек жил в реальном мире, составляя с ним взаимообусловленное целое, то теперь — в виртуальном, поскольку может строить сам себя. С расшифровкой же структуры генома, биокода человека, сделавшей возможной получить информацию, закодированную в генах, а попросту прочитать генную записную книжку, человек, как уверяет нас Андрей Столяров, “просто тихо угаснет, исчерпав имевшееся у него биологическое предназначение... Недалек тот час, когда компьютер станет просто еще одним органом человека (и уже есть люди с таким органом. – С.Н.). И тут неважно, машина ли поглотит человека или человек — машину” [18, с. 178–179].

Ну, может, у них там все пройдет и незаметно, но у нас хватит красногвардейцев, которые никогда не расстанутся со своей талонной долей на простую смерть. Да и у А.Столярова слово “просто” через три десятка строчек вдруг замещается утверждением, что “мы сейчас переживаем эпоху Второй биологической революции”.

Можно захлебываться от перечисления медико-биологических, технических новшеств, уверяя себя, что так оно и есть, но, как говорил М.Хайдеггер, уровень науки определяется тем, насколько она способна на кризис своих осно-вопонятий” [13, с. 9]. И потому естественно вновь поставить вопрос, существуют ли границы такого самовольного изменения бытия человеком? Не превращается ли такой техногенно-самовлюбленный мир вместе с человеком в некий набор элементов, из которых можно создавать любые фантазмы, любые химерические или кентаврические образования (чем является человек-компьютер), о чем толковали в античности? И не выражает ли сама такая возможность тоску по старой трансцендентной и очевидно тоталитарной власти, которую поспешили похоронить постмодернистские философы в новом единстве мира потребления, глобального обмена и ризом, страдающих от отсутствия самоопределения: вроде бы они самодостаточны, но вместе с тем являются продуктами среды? Ибо если я могу выбрать себе лицо или пол, что стало реальностью биомедицины, создать тело-протез, лишенное половых признаков, то есть стать индифферентным, транссексуальным, я предполагаю наличие не только средств для выполнения этих операций, даже не только полную перестройку сознания, отказывающегося от памяти, но и наличие исполнителя этих операций, естественно в этих предположениях отождествляемого с законодателем-тираном, точно знающим и предписывающим законы миру. Не успели иные страны разделить функции своих властей, как уже это желание устарело из-за опережающего развития других, признаваемых за демократические, стран, которые извне стали исполнять глобализаторские функции.

Оказалось, что старое платоновское недоумение, высказанное в “Софисте”, которое Хайдеггер сделал эпиграфом к книге “Бытие и время”, остается актуальным: “Ибо, очевидно, ведь вам-то давно знакомо то, что вы собственно имеете в виду, употребляя выражение “сущее”, а мы верили, правда, когда-то, что понимаем это, но теперь пришли в замешательство” [ср.: 14, 244 а].

Потому снова возникает “необходимость отчетливого возобновления вопроса о бытии” [13, с. 2], ибо вопросы, клон я или человек, мужчина или женщина, человек или машина, требуют разрешения не только через природные катастрофы или призывно-умоляющие возгласы “одуматься” (когда-то с этим призывом обращался к Франциску Августин в трактате Ф.Петрарки “Моя тайна” — обычно это происходит тогда, когда исчерпываются аргументы определенной системы мышления). Они необходимо требуют теоретического осмысления и создания новой этики, позволяющая ориентироваться в том трагическом состоянии переходности, в котором мы сейчас оказались и которая действительно характеризуется концом истории, а эффект задержки, естественный для эпохи переходности, вновь на первый план выставляет мифологемы сознания.

Переходность эта действительно существует, иногда можно даже сказать, откуда и куда. Так мы переходим — и с этим трудно спорить — из закрытого общества в открытое. Если XX век, как написал Л.Киселев, характеризовала закрытость многих научных программ, связанных с ядерной физикой, то XXI-й начался с эпохального достижения в области биологии — расшифровки строения генома, что стало возможным благодаря международному объединению ученых в рамках открытой программы [18, с. 165]. Более того, мысль о переходности — это и есть мысль о границах, на которых совершаются разного рода претворения. Употребление относительно термина “революция” определения “мирный” свидетельствует о наших чаяниях бескровности, но не меняют смысла революции и потому не отменяет идеи границы. Потому в ответ на оптимистическое утверждение, что человек как разумное смертное вскоре исчезнет с лица земли, уступив место компьютерному человеку, последовало охлаждающее предупреждение Н.Работного, напомнившего о необходимости проверки медико-биологической гипотезы о беспороговой линейной зависимости, согласно которой не существует естественно безопасного уровня ионизирующей радиации. Суть этой проверки сводится не к полной защите от какой бы то ни было радиации, а к определению радиационного фона, необходимого для всех живых организмов, без которого “начинают давать сбои и деградировать важнейшие иммунные механизмы, которые этот фон заставляет быть все время в состоянии полной боевой готовности” [18, с. 182]. Однако, как кажется, стоит обратить внимание и на другие соображения, ставящие границы для мысли, чересчур увлеченной концом homo sapiens.

История, на мой взгляд, действительно закончилась, в том смысле, в какой она является детищем христианской мысли, предполагающей скрещение некоего пророчества и свершения этого пророчества, доподлинно свидетельствующего определенное событие. Событие потому и является событием и случаем, что неким чудесным образомслучает сакральное и профан-ное. Вот они еще разделены, а вот уже нераздельно соединены, момент же этого единства ускользает.

Когда Августин говорил, что одни и те же пророчества Ветхого завета составляют историю для христиан и являются пустословием у иудеев, он имел в виду именно необходимость факта реального события, а не просто его бесконечного ожидания и утопического на него упования. Факт рождения, смерти и воскресения Христа, удостоверенный разнородными свидетельствами, реализует мессианское пророчество. Этот факт — тот узел, который связал воедино сакральную и профанную историю, позволил выстроить определенные, касающиеся всего мира соотношения, аналогии, симфонии, явив феномен не истории одного развернутого события (скажем, греко-персидских войн, как у Геродота) или истории города (истории Рима), которые есть частичные истории — наррации о разных, в том числе недостоверных, событиях, а всемирная история. Не случайновсе средневековые хроники начинались с сотворения мира, их события связывались с подобными случаями священной истории, являясь их напоминанием, примером, образом. Такая — всемирная — история имела свое начало и должна иметь свой конец. Идея эсхатологии — естественное следствие так понятой истории, существовавшей до момента, когда христианство представлялось единственно истинной универсальной религией. Попытки определять историю через идею прогресса, бесконечности, прогрессивности, стихийных событий типа революций, войн и пр., дробить ее на историю масс, историю интеллигенции, КПСС, партии “Единство”, ментальностей, культуры, сколь бы долговременными и плодотворными они ни были, есть редуцирование к истории, социологии, культуре, психологии и пр., свидетельствуя, сколь прочно сидит в нас, даже атеистах, христианское мироисповедание. Современная глобализация мира, в котором христианство существует как одна из его частей с вызревшей идеей экуменизма, сотрудничество с культурой, некогда, в IV в., отвергнутой Амвросием Медиоланским, поскольку он отождествил ее с традиционной, “от мира сего”, языческой философией, привела к изменению взгляда на мир, переставший для нас быть историческим, ибо для других (для многих народов Востока или Африки), с которыми мы сейчас находимся в состоянии тесных взаимодействий, он таковым и не был. Современное его состояние возможно представить через диалог культур в широком смысле слова (о логической ответственности за это понятие см. [16, с. 207–220]), но не менее возможно — через идею номадизма Делеза и Гваттари (см. об этом [17, с. 335]), полагавших, что конец капитализма влечет за собою смерть культуры, разворачивая теоретический план имманентности, в которой история отрывалась от опоры на закономерности и первоначала и утверждала могущество среды.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ

Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин  

Универсальное и сингулярное
  Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги