рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность жизни

Сущность жизни - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Очевидно, Что Следующим По Важности Вопросом, Необходимым Для Анализа Проблем...

Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расшифровка генетического кода человека похожа на то, как если бы машинистка расшифровала бы длинный текст, записанный трудным почерком, почти не будучи в состоянии вникнуть в смысл его слов, записанных четырьмя химическими “буквами”.В этом случае, как и в других реальных природных явлениях, мы встречаемся с огромным количеством комбинаторных производных от принципов, на которых построено мироздание.

Так, может быть, и в сущности жизни заложена некоторая простая идея, которая проявляется в земных условиях в огромном разнообразии органических соединений и также в миллионах живших, живущих и будущих организмов? И тогда, может быть, идея жизни, как это предполагают многие ученые и фантасты, может быть реализована и на других небесных телах, в совершенно других условиях, а не только на планете со столь редкими для Космоса физическими характеристиками, как у нас на Земле? О такой возможности говорят, например, компьютерные вирусы. Они имеют наследственную программу, размножаются, преодолевают хитроумные системы защиты компьютерных программ не хуже их органических собратьев, преодолевающих иммунитет организмов. Правда, это аналог лишь низшего уровня органической жизни. Но ведь сами компьютеры с успехом выполняют и те функции, которые считались высшими проявлениями жизни на Земле, отличающими психику человека от психики высших животных. Это счет, логика, операции с базами данных и т.п. Причем компьютеры разных поколений создавались на основе различных элементов: электронных ламп, полупроводников, ферритов, криотронов и соответственно на основе разных конструктивных решений. Все это говорит о возможности того, что и органическая жизнь, и компьютеры и их вирусы заключают в себеидею жизни, которая может быть реализована на разных веществах и на основе различных конструктивных решений [14].

Подход к решению этой проблемы основывался на том, что на неограниченность комбинаторных возможностей разнообразия систем, допускаемую законами физики, химии и биологии, должно быть наложено жесткое ограничение. Действительно, например, подсчеты приводят к тому, что в то время, как молекула ДНК кишечной палочки одна, число возможных ее изомеров (молекул, образованных перестановками атомных групп) составляет 101000000. Для сравнения вспомним, что число атомов в видимой Вселенной менее 1080 [15]. Такие же жесткие ограничения наложены на разнообразие атомов, минералов, пород, слоев, ландшафтов, организмов и т.п. Это связано с требованием соответствия эволюционному принципу микрокосма как возможности для возникновения и существования реальных систем. Это означает, что на каждое силовое воздействие Космоса система должна отвечать либо противодействием, если оно разрушающее (например, действие на камень десятков веществ, содержащихся в воде и воздухе или испаряющего воздействия Солнца), или использовать его, если оно способствует существованию системы (то же излучение Солнца, используемое растениями для фотосинтеза), что объединяет все существующие системы и является их общим свойством. Этот вывод позволяет выявить критерий для классификации всего многообразия существующих систем в виде способа, которым системы обеспечивают свое существование. Таких способов известно в физике два — стабильный (пример — камень) и лабильный (пример — поток). Даже обыкновенный камень заключает в себе эволюционную историю Космоса. Входящие в него элементы более тяжелые, чем водород и гелий, свидетельствуют о том, что его материя прошла через звездные катастрофы, геолог — прочтет в его структуре и химическом составе историю нашей планеты и т.п.

Отражение же Космоса, т.е. всей совокупности систем, в каждой системе вновь возвращает нас к древней мудрости, выраженной в афоризме, приписываемом Гермесу Трисмегисту: “Все отражено во всем”. Этот принцип фактически дает теоретическое обоснование редукционизму, методу, успешно применяемому в науке и в то же время вызывающему много протестов у философов. Напомним в связи с этим, что идеи, положенные в основу теории информации и кибернетики и ныне широко используемые для исследования организмов, были открыты их авторами: Шенноном, Винером и Розенблютом при исследовании работы примитивных аналогов организмов — автоматических систем.

Перейдем после этой преамбулы к выявлению специфики жизни. Н.А.Бернштейн и П.К.Анохин рассматривали способность к опережающему реагированию как одну из определяющих характеристик живого. Но, как мне известно, они не ставили вопроса о физических требованиях к организму, необходимых для реализации подобного реагирования. Но именно анализ этих возможностей с научных позиций и дает ключ к пониманию специфики жизни в физическом плане. Она заключается в том, что организмы в отличие от всех других систем способны реагировать не на само непосредственно важное для их существования событие, а наопережающий его слабый энергетический признак — сигнал (звук, запах и т.п.). При этом сама реакция направлена не только на этот признак, но и на объект, его породивший. Для обеспечения подобных опережающих реакций организмы или автоматы должны с необходимостью содержать структуры, отвечающие следующему ряду требований.

1. Термодинамическому, т.е. обладать структурами, сохраняющими в пределе без рассеяния энергию высокого потенциала, необходимую для совершения работы по сохранению организма. Это требование удовлетворяется широко распространенными в природе метастабильными состояниями, в которых энергия высокого потенциала защищена от выравнивания потенциальным барьером. Именно потенциальным барьерам обязано своим существованием все разнообразие устойчивых изотопов таблицы Менделеева и разнообразие мира в целом. Иначе бы все элементы таблицы скатились к ее центру за счет синтеза легких (взрыв водородной бомбы) и распада тяжелых (взрыв атомной).

2. Информационному, т.е. обладать структурами, регулирующими процесс освобождения этой энергии в ответ насигнал слабый, но специфический энергетический импульс. Этому условию отвечают органические и минеральные катализаторы, которые могут быть введены или, наоборот, выведены из контакта с веществом за счет слабого воздействия, например механического, или их активации за счет добавки к ферменту кофермента, выключателями электросети и т.п. Подобные структуры (называемые нами стрейторами, от английского straight — прямой) обладают способностью изменять состояния потенциального барьера. Они способны при получении сигнала снижать (в пределе устранять) или, наоборот, восстанавливать потенциальный барьер метастабильного состояния. Стрейторные реакции обладают высокой селективностью, например, в то время как нагревание ускоряет множество химических реакций, катализатор ускоряет одну или несколько.

3. Преобразовательному, т.е. обладать структурами, преобразующими выделившуюся энергию высокого потенциала в работу по сохранению организма. Например, это может быть молекула фермента, так как она выполняет не только каталитическую функцию, но и, иногда, вместе с мембраной определяет направление реакции, кинематическая часть станка или костно-связочный аппарат конечности, преобразующие вращение двигателя или сокращение мышц в конкретную работу. Свойство преобразования энергии при взаимодействии с ней присуще всем материальным объектам.

Структуру, отвечающую трем перечисленным требованиям, назовем сигнальным (информационным) элементом или сокращенно — сиэлом.

Информация. В теории информации за единицу информации принимается воздействие, обусловливающее единичный выбор. Очевидно, такой единицей явится сигнал, инициирующий осуществление подобной операции. Сигнал всегда специфичен относительно сиэла, входящего в состав организма или автомата. Понимание этого позволяет понять необоснованность негэнтропийного принципа информации [17], согласно которому под информацией понимается любое воздействие на систему, изменяющее ее состояние, согласно чему “информацией” наполняется якобы вся Вселенная [18]. Соответственно понимание отличия сигнальной обратной связи от не сигнальной (типа, например, действие равно противодействию) позволяет устранить смешение понятий информации и сигнальной обратной связи, лежащих в основе кибернетики, от их чисто физических аналогов, действующих по третьему закону Ньютона.

На сиэле могут быть определены операционально элементарные единицы и других фундаментальных понятий общей теории систем.

Знания. Сиэл “знает” на какой сигнал и как реагировать.

Смысла. Вструктуре сиэла заключен и смысл реакции.

Огромное множество элементарных знаний и смыслов и обусловливают удивительные способности организмов и автоматов.

Управления. Сиэл являет собой элементарную структуру управления, в которой малая энергия информации управляет существенно более мощными энергетическими потоками.

Программа. Программа — структура, способная под воздействием энергетического потока порождать сигналы (информацию) для данного организма или автомата. Так текст представляет собой программу, способную произвести сигналы под воздействием светового потока. Программа, как и сигнал (информация), является понятием относительным. Так неподвижный ландшафт, порождающий сигналы для человека и многих животных, не является программой для лягушки, способной замечать лишь движущиеся предметы. Другие примеры программ: ДНК и РНК, магнитные ленты и лазерные диски и т.п. Многие программы, под воздействием информации, способны делать выбор из имеющихся у них программ более низкого иерархического уровня для ввода их в действие или изменять имеющиеся в них программы и даже порождать новые под влиянием сигналов. При этом образуются новые рефлексы, видеозаписи, локальные программы компьютеров и т.п.

Организация. Организованными называются системы, существование которых обеспечивается, в частности, за счет содержащихся в них сигнальных элементов, т.е. организмы, автоматы и их совокупности.

Самоорганизация. Перестройка организованной системы под влиянием сигналов, поступающих из ее внутренних программ.

Успехи теории информации и кибернетики связаны с тем, что при проектировании соответствующих систем заранее определялось, что явится в них сигналом (информацией). Приведенные же определения позволяют выявить, что является информацией в любых системах, вплоть до систем биохимических реакций и, благодаря этому, использовать идеи и аппарат этих теорий не только для философских рассуждений, но и для математического и структурного анализа любых организованных систем, и для исчисления их сложности, уровней иерархии, объема произведенных операций [18–19].

Но система, состоящая из сиэлов, сколь сложна она бы ни была, еще не считается живой, если она не проявляет активности. Недаром не смолкают споры о вирусах как о промежуточной форме между живым и неживым. В отсутствии живых клеток, на которых вирус паразитирует, он ведет себя как инертное вещество. Он может даже существовать в кристаллической форме [20]. Лишь оказавшись в контакте с клеткой, вирус проявляет “живые” свойства. Поэтому бесспорно живыми считаются те организмы, которые обладают не только сигнальными свойствами, но активностью, реализуемой также сигнальными путями. Если системы сохраняющимся стабильным или лабильным способами разрушаются, то природа уже сама без их непосредственного участия создаст новые. Каждый организм же — звено цепи непрерывного эволюционного процесса, отражающего как микрокосмос эволюцию Космоса, что подтверждается, в частности, законом Геккеля-Мюллера. Согласно этому закону эмбрион организма проходит в своем развитии этапы, соответствующие эмбрионам своих эволюционных предшественников. Для этого организму необходимо искать пищу, расти и размножаться и т.п., т.е. организм сам должен проявлять активность. И эта активность инициируется и направляется внутренними программами организмов. Впоследствии, по мере усложнения поведения в целях сохранения вида, активность приобретает разнообразные формы — вплоть до непосредственно не нужной для существования данной особи. Такова, например, человеческая любознательность, необходимая для того, чтобы возникли новые пути в науке, искусстве, философии и религии. Отсюда следует, чтожизнь можно определить как активную сигнальную форму существования систем. Таким образом, сигнальность (информационность) и есть тот особенный и в то же время необходимый признак жизни, который отличает живые системы от систем, существующих только за счет лабильности и стабильности, а активность — достаточный признак ее, которым не обладают вирусы, являющие собой переходную форму от неживого к живому [21–27].

Остановимся на том факте, что по мере повышения уровня организации вида становится все более дальним и надежнымопережение грядущих событий его особями. Так, например, человек благодаря наличию ощущений, чувств и мыслей, т.е. психики (от греческого псюхе — душа), способен вспоминать прошлое и анализировать настоящее. Но делается это главным образом, чтобы наметить цели в будущем и пути их достижения. План же Духа общается с людьми через пророков, предсказывающих наиболее надежно события вплоть до самых отдаленных во времени [23].Таким образом, оказывается, чтоматериальный план жизни и ее программы оказываются проекцией плана Духа и Его программ через план души на материю. Именно это обстоятельство являет собой пересечение всех планов бытия. И понимание этого является еще одним теоретическим обоснованием необходимости создания синтетического научно-религиозного подхода к познанию мира.

Общая теория систем (ОТС). Можно считать, что фактически ОТС не скрывала ничего нового за своим названием. Действительно существующий метод исследования в ОТС сводится к переносу аналогий, дифференциальных уравнений или структур из исследованных систем на не исследованные, что задолго до ее возникновения использовалось в теориях подобия и моделирования. Именно использование в ОТС перечисленной выше совокупности понятий решает проблему, поставленную Л. фон Берталанфи [14, 23], предложившим включить в нее начала теоретической биологии, теории информации, кибернетики, теории иерархии и термодинамики [28].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ

Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин  

Универсальное и сингулярное
  Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги