Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью? - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Нынче, Когда Клетки Могут Выращиваться В Пробирке, Этот Вопрос Вряд Ли Покаже...
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией даже, где он решался положительно на основании веры, афилософией, изначально формирующейся как этическая.
Собственно, главный вопрос, остающийся мета-вопросом, чудо-вопросом, это вопрос о “способе, каким души соединяются с телами и становятся живыми существами”. Именно этот способ “в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для человека; а между тем это и есть сам человек” [1, IV, с. 273]. И именно таким чудесным образом организованный человек обладает “фактом обладания философией, не всякой, а именно истинной” [там же, с. 375], способной к врачеванию не только с помощью лекарств или с помощью “священных предметов и святых людей”, но через рассуждение. Итак, одно из рассуждений касается вопроса о возможности воскресения тел. Само тело, по Августину, разумеется, ни о каком геноме не слышавшему, сравнимо скнигой жизни каждого. Эта книга каждого соотносится со священными книгами следующим образом: в последних говорится, что должен делать каждый человек (то есть это книги моральных заповедей, основанных на традиционной идее долженствования), а в первых — соответствие деяний каждого этим заповедям. Величину и длину тела этой книги определить невозможно, в противном случае это была бы не одна книга, а отдельная книга для каждого. Новозможно предположить “некую божественную силу”, действие которой порождает знание, осуждающее или оправдывающее совесть и позволяющее судить всех и каждого [1, т. IV, с. 198].
Здесь хотелось бы обратить внимание не только на единство личностного (предполагающего свободно избирающую волю при совершении поступка и реализующего себя в метаисторической бытийности) и феноменологического (вписанного в определенный текст) аспектов телесного, но назаписанностьэтого телесного, независимо от того, пользуется кто-то письменностью или нет. Эта запись производится в мире руками, ногами, жестами, танцами, обрядами, противообрядами и пр., то есть составляет то, что можно назвать телографизмом. Оттого вовсе не важно, что случилось с твоим плотским телом: захоронено ли оно или отдано на растерзание птицам, — оно уже целиком и полностью вписано в книгу, которую Августин называет книгой жизни и которой, если так кому-то хочется, навязывается некое идеологически-сакральное содержание. Важно, как полагает Августин, что воскресение во плоти — не фантазия, оно есть и есть с начала существования тела. Здесь не возбраняется назвать даже знание как фундаментальное основание человеческой деятельности “божественным” или “божественной силой” — пусть и иносказательно. Для современного отношения к телесности это весьма важный логический ход: он означает признание болезни тела человека как душевной болезни (если человек это единство и неделимость души и тела). Как полагает Августин, одно зачастую является метафорой другого: “...не иное человек душевный и не иное — плотский, но и тот и другой один и тот же, то есть человек, живущий по человеку” [1, т. III, с. 9]), то есть по определению являющийся образом и подобием, что меняет нормативности существования человеком, ибо он сам оказывается иносказанием, метафорой.
Другое рассуждение относится к проблеме тленности тела и связано с различением простого и сложного, соответственно рожденного и сотворенного. Простое — это неизменяемое, “рожденное от простого блага равно просто”, представляя собою тождество. Рожденный от Бога Отца Бог Сын вместе с Богом Святым Духом есть единый Бог. Троица “называется простою по той причине, что то, что имеет, и есть она сама”, этой природе “несвойственно иметь что-либо такое, что она могла бы потерять” [1, т. II, с. 190]. Это тождество содержащего и содержимого, смысла и помысла, свойства и субстанции, в “Христианском учении” Августин выражает терминами “единство”, “равенство” и “согласие единства и равенства”. Божественное божественно, премудро, или блаженно в силу простоты. “Ибо существуют не многие, а одна Премудрость, заключающая в себе некие неизмеримые и бесконечные сокровища разумных вещей, в числе которых все невидимые и неизменяемые основы вещей, видимых и невидимых, через нее же сотворенных. Простота не требует, а во времена Августина и не требовала, никакой иной аргументации[2].
Другое дело — сотворенное. Оно всегда сложно и дифференцированно. Сосуд и жидкость, тело и цвет, душа и мудрость — все эти вещи “не есть то, что они имеют или содержат. Ни сосуд не есть жидкость, ни тело — цвет... ни душа — мудрость. Оттого они могут лишиться этих вещей, которые они имеют, перейти в другие состояния или изменить свойства”, которые могут быть отделимыми и неотделимыми. Тленность относится к неотделимым свойствам тела, но не так, как телесность. Как и тело, оно не во всякой своей части есть целое. Телесность же во всякой части тела есть целое. Как тело в одной своей части может быть больше другой части, так и тление может в одной части быть больше, чем в другой, но оно при этом способно затрагивать разные части не в равной мере, тогда как телесность в теле не может быть в одной части больше, в другой меньше. Следовательно, тленность есть такое свойство, от которого при внимательном наблюдении за ним и предупреждении (лечении) можно избавиться. Если можно, как говорит Августин, “отнять у огня свойство жечь и оставить свойство светить, которое делает его доступным для глаз, то неужели мы усумнимся допустить, что верховный Бог может уничтожить тление в теле человека, которому Он дает бессмертие, но оставить природу, удержать гармоническое соединение фигуры и членов и устранить замедляющую тяжесть?” [1, т. II, с. 315]. Речь здесь идет уже не просто о существовании человеком вне нормы, каковой является тленность, но о существовании, как и в первом рассуждении,определенным человеком,этим человеком и ни в коем случае не другим, хотя бы потому, что в силу неравномерности способностей не всякому и дается бессмертие, но нравственно лучшему.
И это, как видим, одно из важных отличий от современной ситуации, связанной с бессмертием. Ибо сама нравственность человека, который есть образ и подобие чего-то несравненно высшего, подчас противоречащего общему благу, всегда оглядывается на это высшее или держит его в качестве регулятива, которого нет у “атеологического” человека.
Все темы данного раздела:
Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов
Рецензенты
кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин
доктор филос. наук В.М.Розин
Универсальное и сингулярное
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН
В авторской редакции
Художник В.К.Кузнецов
Технический
Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98
С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103
А.В.Басос
Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах
Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “
Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с
Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин
День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies
Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про
Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд
Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос
Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб
В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе*
За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран
Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр
С.С.Неретина
Августин: значение и понимание*
В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е
Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов
Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче
Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг
В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики*
Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ
Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике”
Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод
Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ
Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В
Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы
Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу
Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши
Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам.
Теория биологи
ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и
Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ
Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и
Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И
Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д
Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я
Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа
Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле
Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст
Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел
К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее
Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и
Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.
Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн
Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию
Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени
Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две
Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр
Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион
Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту
Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол
Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост
Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански
Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч
Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую
Новости и инфо для студентов