рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Необходимость нового синтетического познания мира

Необходимость нового синтетического познания мира - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Но Оказывается, Что Не Только Требования Этики, Но И Проблема Истинности Треб...

Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследуется с позиций металогики, математика — метаматематики и т.п. [9]. Это исследование научного метода проведем первоначально на непротиворечивость по следующим четырем положениям: воспроизводимость экспериментов, объективность, неприятие знаний на веру, анализ возможностей причинно-следственного подхода к познанию реальности.

Основные выводы, которые могут быть сделаны на основе этого исследования:

1. Эксперимент невоспроизводим в общем случае по причине необратимости времени и места его проведения и связанных с этим изменений локальных и космических условий его постановки. Лишь для сравнительно простых систем, для которых эти изменения не сказываются решающим образом, можно говорить о воспроизводимости.

2. Отбор переменных, необходимых для построения модели объекта и потому изучаемых в эксперименте, особенно в случае сложных систем (биологических, психологических, социальных и т.п.), производится субъективным способом, что зачастую приводит к трагическим последствиям.

3. С одной стороны, большой объем научных знаний, с другой — его неполнота и труднодоступность делают необходимым доверие или даже веру в авторитет специалистов. Так мы доверяем жизнь врачу, имущество — юристу, судьбы страны — политику и т.п.

4. Вопреки научному положению о том, что причина всегда предшествует следствию, феномены детального предсказания будущего, логически не выводимого из настоящих обстоятельств, говорят об обратном [2–4]. Действительно, если событие должно произойти, то предшествующие события подчиняются ему и вытекают из него, т.е. являются следствиями будущей причины.

Отсюда следует вывод, что в общем случае научный метод принципиально и тривиально противоречив в самых своих основах, что особо проявляется при анализе сложных систем.

Произведем теперь исследование научного методана полноту, т.е. на возможность составления адекватного суждения в его рамках об исследуемом событии. Начнем с того, что ноуменами для научного исследования остаются жизненно важные свойства наиболее содержательных объектов — живых существ. Так, например, человек, страдающий дефектом отсутствия болевых ощущений, может, используя приборные данные в виде энцефалограмм, кардиограмм, биохимии и т.п., сделать даже какие-то открытия в области изучения боли. Но, естественно, суть феномена — само чувство боли — останется для него непостижимым. Ноуменальность эта связана отнюдь не только с патологией. Так, например, дельфин воспринимает звуковые сигналы в ультразвуковой и инфразвуковой области. Очевидно, что каждому звуковому диапазону соответствуют свои ощущения. Но очевидно, что воспринять эти ощущения научным методом человек не может, ибо у нас этих ощущений просто нет.

Ноуменом для нас остается и источник получения нового знания. Новое знание может быть разделено на два вида. Первый — это знание, логически выводимое на основе известных фактов и теорий. Трудности в получении этого знания сопряжены с преодолением огромных комбинаторных пространств. Они образуются комбинациями фактов и теорий с целью нахождения той комбинации, которая создаст новую теорию, адекватную реальности. Как было показано в середине прошлого века нашими математиками Ю.Журавлевым, О.Лупановым и С.Яблонским, наилучшее решение любой проблемы в общем случае может быть найдено лишь созданием всех возможных комбинаций и полным их перебором [10]. Обычно оказывается, что сделать это невозможно за реально конечное время ни человеку, ни компьютеру. Поэтому все наши рассуждения типа — берем то-то и то-то и производим такие-то и такие-то операции, лишь помогают скрыть тот факт, что этот вариант решения был получен отнюдь не логическим путем.

Тем более загадочными являются факты, когда возникают новые противоречащие прежним знания. То, что новые идеи и даже целые художественные произведения приходят далеко не всегда за счет логических действий, прекрасно осознают крупные деятели науки и искусства. Ярким примером такого знания может явиться идея Н.Бора о наличии “дозволенных” (кем?) орбит в атоме. На этих орбитах, вопреки законам, электроны вращаются вокруг ядра без потери энергии. Казавшееся нелепым это утверждение позволило согласовать опыты Резерфорда с теорией, создать модель атома и заложить основы квантовой механики.

Интеллект человека считается ответственным за переработку сведений, поступающих из внешнего мира. Очевидно, что для анализа проблемы познания необходимо понять возможности работы самого инструмента познания — человеческого мозга. Его работа с точки зрения современных представлений обеспечивается примерно 1010 нейронами головного мозга (а возможно, и не уступающего ему множества клеток иного типа, например глии). Однако все это колоссальное множество клеток в совокупности не способно решить задачи, которые единственная клетка решает во множестве на протяжении всей своей жизни.

Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, наша память не способна зафиксировать в себе примерно стотысячное разнообразие молекул клетки и управлять биохимическими процессами, протекающими со скоростями примерно 1011–1012 операций в секунду. Возникает парадокс — аппарат управления клеткой в миллиарды раз более простой, чем интеллект, легко справляется с задачей, которая интеллекту не под силу. Отсюда возникает естественныйвывод об ограниченности интеллекта, который представляет собой хотя и достаточно совершенный, но все же сравнительно узко специализированный аппарат для решения задач лишь определенного класса [11]. Представляется, что главные из них — это установления закономерностей, а также задачи прогнозирования.

Несомненно, однако, что человек обладает в потенциальной форме огромным резервом не развитых способностей. Изучая материалы о возможностях индийских йогов или тибетских лам, а также некоторых представителей других народов [12], невольно проникаешься доверием к высказываниям нашего провидца Даниила Андреева, писавшего, что путь этот реален, но, что “подобная практика теснейшим образом связана с общим одухотворением личности, с подъемом ее нравственного уровня” [13 С. 210].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ

Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Необходимость нового синтетического познания мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин  

Универсальное и сингулярное
  Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги