рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Р.Г.Белялетдинов

Р.Г.Белялетдинов - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Исследование Универсалий В “Металогике” Данный Пере...

Исследование универсалий в “Металогике”

Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским переводом[5]. Также использовался текст, изданный в патрологии Миня. Насколько мне известно, до настоящего времени на русский язык был переведен лишь один фрагмента этого текста, опубликованный в “Памятниках средневековой латинской литературы X–XII веков”[6], который был выполненн Н.П.Стрельниковой. Данные главы, в которых Иоанн Солсберийский подробно рассматривает затруднения, связанные с универсалиями, на русский язык переводятся впервые.

“Металогик” Иоанна Солсберийского является своего рода компендиумом средневековой логики XII века. Цель сочинения – обоснование необходимости логического анализа и универсальности логического исследования. Само название “Металогик” возникло как калька с греческого “meta logikщn” – “о логике” или “о логическом исследовании”. В сочинении рассматривается грамматика, диалектика и топика. Это сочинение является одним из первых достаточно полных средневековых изложений логики Аристотеля.

С тех пор, как Боэций написал комментарий к высказыванию Порфирия о родах и видах, проблема универсалий стала одной из самых известных средневековых логических вопросов, для решения которого разрабатывались специальные логические теории. Для решения этой задачи привлекались даже теологические доводы. Хотя сама эта проблема оставалась не решенной, появлялись определенные приемы ее рассмотрения и формировались логические подходы, т.е. природа общего и те задачи, которые ставились перед общим понятием, становилась более определенной.

Иоанн Солсберийский не предлагает новое решение этой проблемы, но тщательно рассматривает природу абстракции для обоснования законности общего термина. Он показывает, что по своей природе слова не имеют фиксированного значения и в одних случаях употребляются как общий термин, а в других – как частный. Для автора “Металогика” принципиальное значение имеет не ответ на вопрос о реальности или нереальности существования общего, или вообще какой-либо ответ на этот вопрос, а утверждение возможности использования общего термина в силлогизме.

Иоанн Солсберийский начинает свое исследование с противопоставления двух противоположных мнений. Первое – это мнение Аристотеля, согласно которому роды и виды не существуют, а только мыслятся. Из него следует, что знание тоже не существует, а есть скорее нечто воображаемое и не имеющее под собой реальной природы. Второе мнение объединяет множество теорий, согласно которым общее существует в виде различных реальностей от общих звуков до индивидуальных вещей, что дает знанию право на существование в том или ином виде, но противоречит здравому смыслу. Иоанн Солсберийский проводит свое исследование через сопоставление доводов за и против, а в итоге делает вывод, в котором он уходит от крайностей первой и второй позиции.

Автор “Металогика” обращает внимание на тот факт, что хотя Аристотель и утверждает, что первые субстанции ни о чем не сказываются, он сам же показывает, что возможно акцидентальное сказываение индивидуальных вещей об общих терминах. Поэтому хотя Аристотель прав в том смысле, что универсалии – инструменты интеллекта, которые не имеют ничего общего с реальным существованием вещей, это не мешает использовать общие термины в силлогизме.

Для того чтобы продвинуться в понимании проблемы универсалий, необходимо вспомнить то, как возник этот вопрос. Впервые в средневековой философии он был поставлен Боэцием. Боэций рассуждает следующим образом: универсалии или существуют, или только мыслятся. Если они существуют, то они телесны или бестелесны. Если они бестелесны, то они существуют или в зависимости от тел, подобно мыслимой линии, или независимо, как Бог и ангелы.

Боэций объясняет возникновение универсалий способностью ума к абстракции. Ум может соединять в воображении разъединенное и разъединять соединенное. Хотя душа воспринимает вещи как множество чувственных ощущений, ум отделяет от чувственного материала некие формы, как человечность или животность, и они мыслятся независимо. Если линия мыслится отдельно от тела, то это допустимо с точки зрения истины, если же в уме соединяется человек и лошадь и в результате получается кентавр, то это возникает ложное понятие.

Поэтому универсалии – это то же, что и линии, мыслимые отдельно от тел, или обозначение несложенного (significatio incoplexorum), как их определяет уже Иоанн Солсберийский. Они не могут существовать независимо от вещей, но мыслиться отдельно могут. Универсалии, следовательно, с точки зрения Боэция, во-первых, дают адекватное отражение вещей в уме, и, во-вторых, предполагается, что существует некое реальное единство сходств форм вещей, которое позволяет говорить о видовом и родовом сходстве. Эта позиция именуется умеренным реализмом.

Очевидно, что Боэций отвечает не только на вопрос о том, что есть универсалии, но и на вопрос о том, что дает возможность появиться универсалиям – реальное существование какого-то единства форм данного вида. Это гилеморфизм Аристотеля, согласно которому каждая вещь представляет собой единство формы и тела, но так, что ни форма не может существовать отдельно от тела, ни тело отдельно от формы, но предлагающий видеть в форме не объект интеллекта, а некую реальную сущность.

Когда Иоанн Солсберийский дает описание позиции тех, кто полагает, что универсалии реально существуют, т.е. реалистов, то он повторяет то, что говорит Боэций, но уже в более схематизированном и логически упорядоченном виде. Все тела, с точки зрения реалистов, могут мыслиться умом двояко – либо просто, либо сложно: просто мыслится единичная вещь, сложно – та же вещь, но как совокупность категорий. Поэтому любая вещь может быть представлена и как единичность, и как сочетание форм. Для объяснения того, как происходит классификация вещей по роду и виду, используется аналогия из грамматики, когда принадлежность слова к тому или иному роду определяется по окончанию.

На это автор “Металогика” возражает, как бы выступая со стороны защитника мнения Аристотеля, что универсалии недоступны чувственному восприятию. Поэтому если кто-либо захочет найти универсальные формы вне ума, то ничего не найдет, поскольку они реально не существуют[7].

Иоанн Солсберийский описывает и мнение тех, кто полагает, что единичные вещи зависимы от универсалий. Согласно этому они не могли бы существовать или быть познаны, если бы были уничтожены составляющие их сущность универсалии. На это автор “Металогика” возражает, что нельзя мыслить общее как отдельные от единичностей сущности, потому что и то, что мыслиться, как истинное или ложное, тоже называют вещами, но от этого никому не приходит в голову полагать истинное или ложное реальной и независимой сущностью.

Универсалии нужны для того, чтобы могло возникнуть знание общего, потому что знание единичного не существует. В содержание того понятия, которое обозначают как “знание” входит определение и отношение. В отношении указывается вот эта данная вещь, а в определении описывается какова вещь, т.е. наиболее общее свойство вещи. Но автор “Металогика” считает, что необходимо так проводить исследование, чтобы уйти от однозначности грамматического определения и не потерять связь с индивидуальными вещами, потому что, например, однозначное грамматическое толкование фразы “каждый человек любит самого себя” (omnis homo diligit se) неизбежно приводит к парадоксу: относительное местоимение “себя” в грамматическом смысле может толковаться либо так, что всякий любит всякого, либо так, что все любят кого-то одного, т.е. либо дистрибутивно, либо коллективно. Если развивать эту мысль дальше, то можно прийти к выводу, что гипотетический силлогизм “если есть человек, то есть и животное” не является истинным выводом, а есть лишь форма правильного вывода, т.е. формализм приводит к противоречию здравому смыслу, а это для автора “Металогика” основной критерий истинности любого довода.

Необходимость неоднозначного подхода в определении того, чем являются универсалии, возникает и в том случае, когда мы пытаемся выяснить что через что определяется: вещь через первые элементы или эти элементы через вещь. С одной стороны, очевидно, что то, что по природе возникает раньше, должно предшествовать в своем существовании тому, что из этих первоначал составлено. Но очень часто мы узнаем о существовании первоначал из существования вещей. Точка безусловно предшествует линии, но о ее существовании становится известно через существование линии. Поэтому можно утверждать, что не только точка возникает раньше линии, но и линия в отношении познания предшествует точке.

Аристотель видит в универсалиях инструмент познания, который возникает не в силу природы вещей, а как результат деятельности познающего интеллекта. Поэтому они и не могут существовать реально. Индивидуальные вещи, по мнению Аристотеля, с универсалиями почти никак не связаны, только лишь в силу своего рода произвола познающего. Так, если родовой признак “животное” может сказываться о человеке, тот определенный человек не может сказываться о роде “животное”. Хотя науки и исследуют свои предметы при помощи категорий, которые они сами и изобретают, эти категории – ничто, или как это называет Иоанн Солсберийский, следуя принятому переводу слова на латинский, стрекот цикад (cicadationes). Для Аристотеля человек не может состоять из набора категорий, хотя определение полностью состоит именно из них.

Иоанн Солсберийский не собирается ставить последнюю точку в проблеме универсалии. Он лишь указывает на то, что хотя Аристотель и утверждает, что единичности не могут сказываться о вторых субстанциях, из чего вытекает фиктивность всякого знания, но не всегда это верно, потому что существует акцидентальное сказываение единичного об общем, когда сам же Аристотель пишет: “То белое – Сократ, а то приближающееся - Каллий”. Поэтому, согласно Иоанну Солсберийскому, “вещь о вещи иногда сказывается, так как то есть то, например Платон есть человек; иногда потому что то находится в том, а именно подлежащее принимает нечто акцидентальное”.

В конце этой краткой экспозиции рассмотрения проблемы универсалий у Иоанна Солсберийского можно сделать следующие выводы. Во-первых, автор “Металогика” видит недостаточность известных ему объяснений того, как может существовать общее, что говорит о работы по выработке нового логического инструментария, потому что ни реализм, ни формализм не могут адекватно выразить то, как ум мыслит общее, и при этом не оказаться в плену пустых понятий. Во-вторых, он находит способ показать реальность, т.е. логическую полноту суждения, опираясь при этом на текст Аристотеля.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ

Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Р.Г.Белялетдинов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин  

Универсальное и сингулярное
  Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся[cxxxviii]. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа — объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт — основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности — психологической имманентностью, эгологического самовосприятия — очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. — Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги