Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Наши Учителя Ради Демонстрации Своей Учёности Так Наставляют Своих Слушателей...
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы[8]. Что бы когда-либо кем-либо не говорилось и не делалось, они рассматривают и опровергают ради молодых слушателей, словно из-за порока, порицаемого Цицероном, [который говорит]: “Часто из-за множества вещей меньше люди понимают, чем из-за их трудности”. Полезно, конечно, спорящим, как говорит Аристотель, знать мнения многих, чтобы исходя из противоречия их взглядов друг другу, можно было бы опровергнуть или изменить то, что, по-видимому, неверно сказано. Но сейчас это не тот случай, поскольку начинающим необходима как можно более простая речь, сжатый и доступный предмет. Конечно, многое в сложных вещах излагают проще, чем приличествует их природе, поэтому в юношеские годы заучивается то, что зрелый трактат по философии отрицает. Тем не менее, все они распутывают природу универсалий, и тужатся перетолковать сложнейшее затруднение[9] в противоречии с мыслью ее основателя и авторитетного исследования[10].
Один твердо полагает универсальное в словах, хотя это мнение почти полностью исчезло вместе с Росцелином. Другой обращаются к сермам[11] и перетолковывают по ним всё, что где-либо в какой-либо книге упоминается об универсалиях. В этих же взглядах уличен и наш придворный[12] перипатетик Абеляр, который оставил много [сочинений], и до сих пор есть последователи и свидетели этого учения. Они мои друзья, хотя они так сильно переиначивают выбранную книгу[13], что, пожалуй, только невежда подвигнется бессмысленными речами их толкования. Они полагают небылицей, что вещь может сказываться о вещи, пусть Аристотель, автор этой глупости, часто признаёт, что вещь о вещи сказывается – ведь если они не признаются в этом, то это очевидно тем, кто знаком с сочинениями Аристотеля.
Иной обращается к мыслимому[14] и говорит, что это и есть роды и виды. В самом деле, они заимствуют пример у Цицерона и Боэция, которые считали Аристотеля автором того, что этим понятиям следует доверять и их следует высказывать. И они же говорят, что понятие - это знание, требующее объяснения исходя из формы какой-либо вещи ещё до её восприятия. И в другом месте: понятие – некоторое разумение[15] и простой концепт души. Следовательно, то, что написано, перетолковывается так, что интеллект или понятие ограничивают всеобщность универсалий.
У тех, кто предан вещам, есть свои и отличные мнения. Они полагают, что все, что едино, имеет число, и они делают вывод, что универсальная вещь либо едина по числу, либо не существует. Но так как невозможно, чтобы не было субстанциалий[16], они заново собирают универсалии из единичностей, так как отдельно существующие субстанциальные свойства этих единичностей должны быть объединены в сущность. Следовательно, по мнению Гаутеро из Мавритании, статус[17] делится, и Платон в том, что он есть Платон – индивидуальность[18], в том, что он человек – вид, в том, что он животное – род, но подчиненный, в том же, что он субстанция – наивысший род.
У этого мнения есть свои сторонники, но давно так никто не считает. Иной принимает идеи, будучи сторонником Платона и Бернарда Карнотенского, и утверждает, что роды, либо виды – идеи, и ничто кроме них. Как определяет идеи Сенека, идея – вечный образец того, что становится природой. И так как универсалии не подвержены разрушению, не испытывают изменения от перемен, которым подвержены единичные вещи, и словно в одно мгновение одно погибает и на его место становятся другие единичные вещи, верно говорят, что они - универсалии. Поэтому полагают, что единичные вещи не достойны именования того, что есть, потому что они никоим образом не пребывают, но находятся в изменении и не требуют наименования. Ведь они настолько различаются качествами, временем, местом и множеством свойств, что кажется, что все среди них не имеет постоянного состояния, а находится в неком изменчивом переходе.
Согласно Боэцию, мы говорим, что универсалии – это то, что ни распространяется в протяжении, ни убывает измельчаясь, а всегда сохраняется само по себе, поддерживаемое средствами своей природы. Это качества, количества, отношения, места, времена, обладания, и все, что обнаруживается, будучи каким-либо образом соединено с телами. То же, что соединено с телами, по-видимому, изменяется, но в своей природе пребывает неизменным. Так виды вещей остаются прежними, проходя через индивидуалии, словно “известная река сохраняется в течении, перекатываясь волнами”. Ведь имеется в виду то же самое. Поэтому так и согласно Сенеке (но несколько иначе): “Дважды в один и тот же поток мы и входим и не входим”. Идеи, т.е. экземпляры формы, самые первые основания[19] всех вещей, которые не подлежат ни убыванию, ни возрастанию. Они постоянные и вечные. Например, если весь телесный мир погибнет, они не смогут разрушиться. Они составляют число всех вещей (и кажется, что это доказывает Августин в книге “О свободном решении”). Если же случается временному погибать, число вещей как не уменьшается, так и не увеличивается.
Велико и знакомо философам, размышляющим над труднейшими [вопросами] то, что те обещают. Но и Боэций, и многие другие авторитеты свидетельствуют о том, что из высказывания Аристотеля следует совершенно иное. Да и сам Аристотель, как это очевидно, этой мысли в своих книгах чаще всего противоречит. Трудолюбивый Бернард Карнотенский и его слушатели заботятся о том, чтобы согласовать Аристотеля и Платона, но я полагаю, что они слишком поздно пришли и работали напрасно, чтобы помирить умерших, которые пока могли при жизни, не договорились.
Иной чтобы толковать Аристотеля, соотносит универсальность с врожденными формами[20] вместе с епископом Гильбертом Порретанским, и занимается их согласованием. Врожденная форма – изначальный образец, который находится не в уме Бога, а закрепляется в сотворенных вещах. В греческой речи это ейдпт, относящийся так к идее, как пример к образцу. Чувственное находится в чувственной вещи, но ум постигает недоступное чувствам. Единичное находится в единичном, но во всем находится универсальное.
Другой вместе с епископом Иосцелином Суассонским приписывает универсальность вещам, собранным в одном месте, и сводит их к единичностям. Из-за того, что он занялся толкованиями учителей, она страдает, так как во многих местах не может переносить “оскал негодующей буквы”[21].
Есть и такой, кто прибегает к помощи нового языка, поскольку не достаточно опытен в латинском. Ведь сразу, как только он услышит “род” или “вид”, так конечно говорит “мыслимые универсалии”[22], и тут же толкует то, что среди вещей устоялось. Однако у каких авторов он нашел это имя или это определение я не ведаю, разве что из глосс или из выражений современных докторов. И я также не знаю, что он имеет в виду и там, если не так же, как и Иосцелин, собрание вещей, либо универсальную вещь, хотя он избегает, чтобы она была названа так, как принято. Ведь от истолкования имя может быть соотнесено как с тем, так и с другим, потому что принятое именование вещей, в котором это находятся, может быть названо как числом, так и статусом. Есть и такой, кто размышляет о статусе, и говорит, что он есть как род, так и вид.
Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов
Рецензенты
кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин
доктор филос. наук В.М.Розин
Универсальное и сингулярное
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН
В авторской редакции
Художник В.К.Кузнецов
Технический
Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98
С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103
А.В.Басос
Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах
Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “
Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с
Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией
Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин
День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies
Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про
Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд
Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос
Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб
В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе*
За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран
Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр
С.С.Неретина
Августин: значение и понимание*
В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е
Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов
Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче
Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг
В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики*
Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ
Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике”
Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод
Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы
Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу
Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши
Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам.
Теория биологи
ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и
Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ
Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и
Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И
Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д
Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа
Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле
Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст
Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел
К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее
Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и
Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию
Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион
Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол
Новости и инфо для студентов