Экология между этикой и наукой - раздел Образование, ИСТИНА И БЛАГО: УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ Противоречия Блага И Истины Относиться К Вечным Вопросам Философии. Решению Э...
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на примере экологической этики, дисциплины, которая по замыслу своих адептов должна объединять этику и науку, благо и истину.
Мы придерживаемся традиционного различения значений культуры и цивилизации, гласящего, что культура является духовным образованием, созданным человеком для общения с себе подобными, а цивилизация — устойчивая форма жизнедеятельности человека на определенной территории. В соответствии с этим делением этика принадлежит области культуры, а экологию традиционно относят к сфере цивилизации. Данное различие порождает определенную теоретическую сложность в соединении понятий экология и этика[xxvii]. Например, если рассматривать экологию как часть биологической науки, то пришлось бы допустить возможность существования математической или химической этики.
Мы считаем, что для решения данного вопроса необходимо снять противоречие между “искусственным” и “естественным”. Возникнув в XVIII веке, оно было отражением специфического отношения друг к другу материального и духовного, действительного и иллюзорного. Сфера жизнедеятельности современного человека искусственна, и вне этой сферы современный человек существовать не может. Более того, он и далее будет создавать искусственную сферу своего обитания и призывы к прекращению этого процесса бессмысленны. Поэтому речь далее пойдет о процессе создания человеком искусственной экологической среды.
С точки зрения этики, возникает определенная сложность. В основе этики лежит свободный моральный выбор человека, но если предметом этого выбора оказывается процесс создания искусственной экологической среды, то не совсем понятно, между чем должен происходить выбор. Если оставить в стороне, как заведомо маргинальные явления, людей, сознательно разрушающих экологию и тем самым уничтожающих условия жизнедеятельности другого человека и самого себя (пусть ими занимается правосудие), то критерии морального выбора оказываются размытыми, ведь на каждый “экологический” аргумент можно привести аргумент по меньшей мере не менее “экологический”. Например, сброс в море ядерных отходов компенсировал их сброс в озера или на землю, а само количество этих отходов символизировало военную безопасность существования жителей нашей страны.
Наконец, подход к экологии с позиций “чистой” этики может легко обернуться этическим ригоризмом: “поступаю так, ибо не могу иначе”, связанного с известной спецификой этического знания как знания долженствующего. В этом плане даже такой “благородный” предмет как экология, не может спасти этику от опасности морализаторства. Для того, чтобы избежать этого, нужно принять ряд предпосылок.
Будем считать, что человек в силу своей обязательной взаимосвязи с природой, всегда включен в экологическую деятельность. Хочет он того или не хочет, он оказывает влияние на среду своего обитания. В таком случае экологической этикой следует считать сферу отношений людей друг к другу во время их воздействия на среду обитания. Следовательно, проблема в этике возникает только тогда, когда человек в своей экологической деятельности сознательно оказывает непосредственное влияние на среду обитания другого человека. В этом плане ранние ядерные испытания в атмосфере, покуда не было известно всего комплекса экологических проблем, сопровождающих эти взрывы, не подлежат моральному осуждению.
Сама природа, как противоположность искусственному, не может оказать существенного влияния на сферу этического выбора, во-первых, в силу радикальной позиции разделения искусственного и естественного, высказанной нами ранее, во-вторых, в силу предмета этики, которая, будучи философской дисциплиной, не может рассматривать в качестве существенных предпосылок формирование своей предметной области — эмпирический объект. Или, иными словами, предметом этики может быть лишь духовный, теоретический компонент, не имеющий ни капли естественного, эмпирического. Именно в этом, на наш взгляд, находится основание известного этического резонерства в отношении экологии. Большинство из нас хотели бы сохранить хорошую экологическую среду, но желали бы ограничить свое участие в данном деле лишь самим фактом своего хотения.
Но означает ли это, что мы не должны учитывать характер или особенности объекта (экология), на основании которого возникает проблема этики?[xxviii]
Представим себе, что единственным предметом этики является исключительно внутренний мир человека, его душа, а лучше, свободный выбор им законосообразующей деятельности своей души во взаимоотношении с другими людьми, или существование особого ноуменального мира[xxix]. Против данного положения мы можем выдвинуть два аргумента. Первое — создавая ноуменальный мир свободы, мы все равно не можем освободиться от необходимости конструирования в нем представления о “вещах”, пусть даже таких “паралогичных”[xxx], как “Душа”, “Мир”, “Бог”. Второе — в отсутствии “объекта” моральный выбор как предмет этики становится сугубо внутренним делом субъекта и может легко перерасти в произвол, т.к. ситуация данного выбора не может быть передана “другому” вне объектного критерия.
Видимо, не случайно такой тонкий критик Канта, как Гегель, рассматривая соотношение теоретического и практического (напомним, что последнее относится Кантом к сфере этики), писал: “Не менее неправильным… следует считать то различие, согласно которому интеллигенция должна быть чем-то ограниченным, а воля, напротив, чем-то безграничным. Как раз напротив, воля может быть рассматриваема как нечто более ограниченное, потому что она вступает в борьбу с внешней, оказывающее ей противодействие материей, с исключающей единичностью действительного, и в то же время имеет против себя другую человеческую волю, тогда как интеллигенция как таковая в своем обнаружении доходит только до слова…”[xxxi].
Перед нами противоречие в сфере этического: мы должны включить в свой анализ “объект”, но мы не можем этого сделать в силу исключительно духовного характера предмета этики.
Решение данной проблемы мы находим, как это ни странно, у Канта. Рассматривая возникновение такого паралогизма как “Душа”, Кант делает заключение, что “логическое истолкование мышления вообще ошибочно принимать за метафизическое определение объекта”[xxxii]. Отсюда, применительно к вышесказанному, вытекает, что мы не имеем права включать в состав этики метафизического определения такого объекта, как природа, но никто не может нам запретить включить в этику логическое определение экологии.
Итак, сферой экологической этики оказываются отношения между людьми в момент конструирования (создания) ими циклично воспроизводящей себя среды своего обитания (в том числе и как этических особей).
Человек, знакомый с этикой, усмотрит здесь как минимум “золотое правило нравственности”, а при известной изощренности — категорический императив Канта. Любой этик мечтал бы поставить здесь точку. К сожалению, мы не можем себе этого позволить в силу того, что никаким единичным поступкам невозможно создать цикличный процесс воспроизводства своего обитания. Т.е. перед нами не этика поступка, а этическая система идеала преобразования мира и природы (близкая к постулату существования Бога у Канта). И хотя данный вывод также не так уж плох, мы согласны с авторами, утверждающими, что “без бытийного (замкнутого на поступки) прочтения морали не было бы критерия для определения различной меры добродетельности различных индивидов”[xxxiii]. При всех недостатках, сопровождающих этику поступка и выражающихся прежде всего в известном противоречии мотива и поступка, мы должны признать, что этика идеала имеет не меньше, а, на наш взгляд, больше противоречий, связанных, как правило, с иллюзорностью ее непосредственного осуществления, что часто выливается в моральный ригоризм. Поэтому последний вопрос при обосновании предмета экологической этики звучит так: может ли объект (экология) этического выбора оказать непосредственное влияние на форму, в которой данный выбор осуществляется. Наш ответ положителен.
Во-первых, воспроизводящая себя цикличность среды обитания предполагает и соответствующую структуру этических поступков. В этом плане единичные акции ГРИНПИС оказываются средством привлечения внимания общественности к существующей экологической проблеме, но в силу своей “одноразовости” они мало эффективны. В случае с экологической этикой именно логика объекта задает нам очередность и частоту этических действий, необходимую для создания “нормальной” среды обитания и для ежедневного поддержания этой среды. Общественные туалеты, урны и вовремя ремонтируемые очистные сооружения, соблюдение норм лесозащиты и т.п. оказываются более значимыми в экологическом плане.
Во-вторых, с идеей цикличности в этику поступка входит ответственность человека не только перед непосредственно другим человеком (являющаяся основой любой этической деятельности), но и перед очередностью своих же собственных поступков в прошлом и, возможно, в будущем. Введение экологии в этическую проблематику со всей остротой ставит вопрос об отсутствии отдельного единичного поступка, несущего в себе всю полноту морального содержания. Порядок, очередность и согласованность поступков могут оказаться более значимыми в моральном смысле, чем, например, такой безусловный для некоторых аргумент, как страдания Христа.
В-третьих, с воспроизводящей себя цикличностью в этику, возможно, войдет реальное время. Согласимся, что для любого этического поступка не меньше, чем мотив, важна его своевременность, а именно равномерная цикличность лежит в аристотелевском понимании времени.
И, наконец, последнее. Экологическая этика — продукт нашего времени, современной эпохи. Мало кто думал о ней, например, лет сорок назад. Тем самым можно констатировать, что сама этика — не мертвое знание времен Аристотеля или Канта, а развивающаяся в настоящее время дисциплина. Уникальность экологического подхода к этике заключается в том, что это редкий случай, когда непосредственное развитие науки и роста знаний привело к непосредственному росту этической ответственности.
Российская Академия Наук Институт философии... ИСТИНА И БЛАГО УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Экология между этикой и наукой
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов
Рецензенты
кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин
доктор филос. наук В.М.Розин
Универсальное и сингулярное
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН
В авторской редакции
Художник В.К.Кузнецов
Технический
Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98
С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103
А.В.Басос
Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах
Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “
Есть ли смерть?
Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в с
Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией
Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин
День смерти — день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies
Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про
Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд
Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос
Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб
В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе*
За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран
С.С.Неретина
Августин: значение и понимание*
В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”[xxxiv]. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е
Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки — те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов
Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче
Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг
В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики*
Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ
Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике”
Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод
Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы
Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу
Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши
Наука и религия — плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам.
Теория биологи
ИСТИНА ЗНАНИЯ И ИСТИНА ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и
Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения — от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ
Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и
Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И
Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д
Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа
Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле
Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст
Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн — известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел
К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее
Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием — doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и
Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию
Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион
Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол
Новости и инфо для студентов