рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ - раздел Психология, ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний “Все Счастливые Семьи Похожи Друг На Друга, Каждая Не­счастливая Семья Несчас...

“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не­счастливая семья несчастлива по-своему” - эта фраза из ро­мана “Анна Каренина” Л.Н.Толстого превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и воз­можность заключения о том, похожи или непохожи семьи друг на друга, счастливы или несчастливы члены семейства. Между тем субъективно сама семья не может себя считать похожей на какие-либо другие семьи и переживает свою ис­ключительность и неповторимость как само собой разумею­щийся факт. Самое счастливое семейство и самое несчастное образуют невоспроизводимую в других семьях конфигурацию взаимоотношений его членов. Один или два ребенка, мать, отец, бабушка, дедушка (а в наше время нередко и прабабуш­ка и прадедушка) дают такое сочетание индивидуально свое­образных особенностей, вероятность возникновения которых где-либо еще ничтожно мала.

В этом обстоятельстве коренятся многие трудности раз­работки методики семейного воспитания, невозможность про­писать какие-либо расхожие рецепты для создания семейно­го благополучия. Сколько семей - столько и особенностей вос­питания, неизбежно порождаемых специфической социально-психологической обстановкой и взаимоотношениями в них. Здесь нет лиц, которых можно было бы игнорировать и не при­нимать во внимание при решении воспитательных задач и чья позиция - позитивная или негативная, активная или пассив­ная - не трансформировала бы семейные отношения, а следова­тельно, не оказывала бы влияние на эффект воспитания.

Исключительна по своей важности роль, которую играют мать и отец в системе семейных взаимоотношений и тем са­мым в воспитании ребенка. Именно они - центральные фигу­ры “родительской педагогики”. Гораздо более скромная роль отводится, например, бабушке. Между тем, если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то выдвиже­ние самого старшего поколения на авансцену семейной педа­гогики имеет серьезные предпосылки для эффективности вос­питания ребенка. Самое старшее поколение обеспечивает необходимый для детей эмоциональный комфорт, на что у отца и матери часто не хватает ни сил, ни времени. Семьи, где рядом с ребенком нет ни бабушки, ни деда, являются менее

благоприятными для организации воспитания личности ре­бенка и полноценного удовлетворения его потребностей.

Многоступенчатая возрастнаяструктура современной семьи В ряде регионов страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определяласьпорядком рождения, пришла семья, в ко­торой один или двое детей и где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребен­ка. Следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, по всей вероятности, еще долго не будет хватать. Если не го­ворить о системе общественного воспитания, то надежды молодой семьи фокусируются на воспитательных возможно­стях не только матери, но и бабушки, которая именно в это время вступает в пенсионный возраст. Однако появление ба­бушки в семье (она же свекровь или теща) существенно транс­формирует всю систему семейных отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Если с молодыми супругами живет бабушка, то в семье складывается трехступенчатая возрастная структура, имею­щая свою психологическую характеристику. Известно, что добиться должного взаимопонимания родителям и детям не просто - сказывается принадлежность к разным поколениям. Здесь же в семье присутствует еще одно поколение, представи­тель которого может, к примеру, весьма скептически отно­ситься к воспитателям, представляющим второе поколение (“А ты-то сам был хорош в эти годы...”), и попустительство­вать третьему (“Подумаешь, двойку схватил! Не плакать же. Исправишь послезавтра...”). Замечено, что строгая к детям мать, становясь бабушкой, нередко к их удивлению совсем по-другому относится к внукам. Им сходит с рук такое, что она никогда бы не разрешила детям.

Эта позиция зачастую определяет психологическую ситуа­цию взаимоотношений трех поколений. Осознанно и неосоз­нанно старшее поколение иной раз не позволяет себе заду­маться над тем, какими внуки станут, повзрослев (“Доживу я до этого времени или не доживу - неизвестно...”), и стараются ничем не замутить ту радость, которую они могут именно сейчас, а не когда-нибудь в будущем, дать детям. Случается, что родители говорят “нет”, исходя из понимания очевидной вредности вседозволенности и отчетливо или смутно предвидя ее отдаленные последствия, а бабушка или дедушка говорят “да”, принимая во внимание сиюминутные интересы ребенка. Подобная контраверза отнюдь не является неизбежной для трехступенчатой семьи (или четырехступенчатой, где этот про­цесс особенно обостряется на уровне включения в него праба­бушек и прадедушек). Есть, разумеется, немало семейств, где позиции отца или матери полностью совпадают с мнением деда и бабушки и где воспитательная тактика не подрывается внут­ренними семейными противоречиями. Вместе с тем тенденцию к определенному ослаблению требовательности к детям со сто­роны самого старшего поколения нельзя не заметить.

С этим обстоятельством необходимо считаться родителям, даже если им что-то не нравится в отношении самых старших членов семейства к самым младшим. Ласковая доброта ба­бушки уравновешивает возможную строгость родителей и спо­собствует гармонизации семейных отношений. В случае обсуж­дения случившегося проступка ребенок получает “адвоката” -им становится очевидно бабушка - в том случае, разумеется, если родители берут на себя роль “прокурора”.

Однако не следует делать вывод, что всякое попуститель­ское отношение самых старших в семье может быть оправда­но. Семейные отношения - это система взаимных требований и ожиданий, и эти требования и ожидания оказываются ори­ентированными во всех направлениях - и сверху вниз по воз­растной лестнице и снизу вверх. Дедушки и бабушки имеют все права предъявлять требования к своим детям по поводу воспитания внуков, но и те в корректной форме могут и должны заявить о своих требованиях и настаивать на единой линии в воспитании, разумеется, не делая детей свидетелями существующих разногласий и обсуждений.

Современная многоступенчатая семья может успешно вы­полнять свои функции, если в ней будет гармоническое соче­тание психологических особенностей всех поколений и они в меру своих сил и возможностей смогут осуществлять свою основную и важнейшую задачу формирования личности де­тей, сохраняя вместе с тем активную позицию в других сферах жизнедеятельности.

Типы семейныхвзаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов вос­питания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отно­шении ребенка. Эта система может быть упорядоченной, более или менее стройной в одном случае и лишенной органи­зующего начала в другом.

У одних родителей требования, которые они предъявляют ребенку, соответствуют тому, что ждут от него педагоги, у других система дошкольного воспитания во многом противо­речит принципам, утверждающимся в школе. Ребенок или подросток, сталкиваясь с противоположными требованиями, переживает эти противоречия, не может определить своей жизненной позиции, развитие его личности деформируется.

Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникнове­ния: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавле­нии одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требо­вания к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо прини­мать педагогически и нравственно оправданные решения. Од­нако те из них, которые предпочитают всем видам воздейст­вия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребен­ка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломлен­ными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, -все это гарантия серьезных неудач формирования его лично­сти. Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказав­шегося жертвой подобной воспитательной системы. Может быть, вырастет подхалим, приспособленец, трус, может - ци­ник, хам, деспот. Может, и выправится под влиянием каких-либо внесемейных воздействий. Но, безусловно, какие бы цели воспитания ни преследовали родители, придерживаю­щиеся тактики диктата, они не будут достигнуты - из их сына или дочери получится то, чего они никак не ожидали.

Опека в семье - это система отношений, при которой ро­дители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

По сути, диктат и опека родителей - явления одного по­рядка. Различия в форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека -заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоя­тельность, инициатива, они так или иначе отстранены от ре­шения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Возникающий еще в раннем детстве импульс “Я сам” усту­пает место вялому безразличию “пусть мама или папа сделают, решат, помогут”. Иногда возможен “диктат снизу” - деспотизм ребенка в позиции маленького “божка”. Однако опека вовсе не обязательно порождает крайности деспотического поведения детей. Если родители не теряют чувства собственного достоин­ства и умеют заставить себя уважать, этого может и не быть. Правда, и в этом случае негативные последствия опеки как тактики семейного воспитания обязательно скажутся. Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Опека как воспитательная тактика - откро­венный враг трудового воспитания, потому что опекаемого прежде всего ограждают от усилий и ответственности.

Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы их ре­бенка не коснулись какие-либо житейские трудности, берут на себя бесперспективный труд дублирования всего, что положе­но делать именно ему, а не кому-либо иному. Они, по сущест­ву, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома, ока­зывая ему в конечном счете дурную услугу. Именно поэтому в лагере труда и отдыха, в туристских походах, а со временем и в армии дети, сформированные в условиях атмосферы опеки, оказываются самыми неприспособленными, субъективно и объективно неблагополучными, неспособными к личной и кол­лективной ответственности.

Вместе с тем по данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, и жаловаться не на что, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Как свидетельствуют данные возрастной психологии, цен­тральным новообразованием в подростковом возрасте стано­вится формирующееся “чувство взрослости”, стремление если не быть, то во всяком случае считаться взрослым. Возникаю­щая жизненная позиция подростка, который всячески стре­мится утвердить свою независимость, вступает в противоре­чие с повседневной опекой, и это становится почвой, порож­дающей конфликты и протест. Бунт против навязчивой опеки отца и матери по своим последствиям мало чем отличается от борьбы против родительского жесткого диктата. Форма про­теста может быть разной - от холодной вежливости, отстране­ния и отчуждения до грубого, безжалостного отпора. Она зави­сит от индивидуальных особенностей личности подростка и характера реакции родителей на складывающуюся ситуацию.

Подобный конфликт не возникает в семьях, где, не отка­зываясь от контроля, без которого немыслимо воспитание человека, родители сводят опеку до разумного минимума еще с раннего детства их ребенка. Удерживая “стратегические высоты” семейной морали, заботясь, чтобы ребенок не рос иждивенцем, включался в посильную для него трудовую дея­тельность, чтобы он выполнял свой общественный долг, хо­рошо учился в школе, родители вместе с тем предоставляют ему максимальную самостоятельность в решении постоянно возникающих тактических задач, вмешиваясь лишь тогда, когда не вмешаться невозможно, а не по каждому поводу и случаю. Если опека, которая представляет собой форму опре­деленной активности родителей в системе семейных отноше­ний, приобретает характер принуждения детей к ответствен­ности и самостоятельности, то она принесет только пользу как детям, так и взрослым.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности незави­симого сосуществования взрослых и детей, может порождать­ся тактикой“невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети. и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким об­разом демаркационную линию.

Обособленность миров детей и взрослых нередко букваль­но декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, которые уклоняются от активного вмеша­тельства в жизнь и судьбу ребенка или подростка, предпочи­тая комфортное и не требующее душевных затрат сосущест­вование с ним. Однако став на путь формирования индивидуа­листа, родители пожинают и плоды индивидуализма. Тогда семья как центр притяжения, как своего рода эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды оказываются закрытыми для него. Но при этом рано или поздно наступает критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы. Убедив­шись в его неспособности ко всему этому, родители сетуют по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как до­чери. Между тем в этом случае им необходимо отдавать себе отчет в том, что эта несостоятельность - результат сложив­шейся системы семейных отношений.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предпо­лагает опосредствованностъ межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эго­истический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим ти­пом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня разви­тия - коллективом. Сотрудничество как способ организации связей и рзаимодействия старшего и младшего поколений в семье является оптимальным для осуществления целей нрав­ственно оправданного воспитания в противоположность дик­тату, опеке и “невмешатель-ству”.

Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сво­дится к ориентации лишь на участие детей в домашнем труде (посильная уборка, закупка продуктов, мытье посуды, уход за младшими братьями и сестрами и т.п.), хотя это и существен­ная сторона совместной деятельности взрослых и детей. Зна­чение ее необычайно возрастает в сельской местности, где дети сплошь и рядом ответственные помощники родителей во многих видах трудовой деятельности. Но существенна и дру­гая сторона сотрудничества поколений в семье.

Общество предъявляет высокие требования к каждому его члену - и к взрослому, и к ребенку. Этот набор требований зафиксирован в социальных и производственных нормах, пра­вилах поведения, нравственных критериях и т.д. Социальная оценка человека независимо от его возраста определяется тем, насколько он этим критериям, правилам и нормам соответст­вует, эти обязательства выполняет. И здесь открывается еще одна сторона сотрудничества детей и родителей - “соучаствование” (или внутригрутювая идентификация), которое це­ментирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться - форма проявления соучаствования и свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке. Гармония семейных отноше­ний предполагает взаимность в проявлении соучаствования. Конечно, родители, предлагая сотрудничество и поддержку в делах ребенку (помогая ему учиться, осваивать трудовые и спортивные навыки, входя в его обстоятельства и т.п.), об­наруживают “соучаствование”. Вместе с тем необходимо специально выделить задачу формирования ответного со­участвования ребенка.

Жизнь взрослого человека изобилует сложными, трудны­ми, иногда драматическими ситуациями. Для того чтобы по­высить сплоченность семьи, нельзя ограждать подростка и даже детей младшего возраста от горестей и радостей взрос­лого человека. Необходимо сделать его не только свидетелем преодоления трудностей, но и прямым соучастником этого процесса. Причем идти на это надо как можно раньше, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения.

Если в семье возникла тревожная ситуация (например, от­цу предстоит подвергнуться серьезной хирургической опера­ции), зачастую возникает вопрос: должен ли сын знать о мере опасности, не травмирует ли это его. Безусловно - должен знать. Следует найти необходимые слова, не запугивать, не сгущать краски, обязательно поделиться надеждами на благо­получный исход, но ни в коем случае не оставлять его в неве­дении. Ребенок будет волноваться, окажется огорчен, но это не должно останавливать - он член семьи, со всеми правами и обязанностями. Совместные переживания, радости, горе, на­дежды, мечты - все это сплачивает семью, укрепляет ее осно­вы. Таким образом завязывается соучаствование, без которо­го немыслимо сотрудничество поколений.

Семья, три-четыре человека, соединенные родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависи­мости от того, какой характер приобретут межличностные отношения. Будет ли это диктат, опека или безразличное сосу­ществование либо, напротив, сотрудничество, порождающее соучаствование, внутригрупповую идентификацию. Последняя в равной мере предполагает отказ от всепрощения и жертвен­ности и от эгоистического потребительского отношения к ре­бенку. При этом имеется в виду действенная забота о детях, о их благе и в то же время предъявление им требований, которые родители предъявляли бы себе, находясь на их месте. Исходить из единой нравственной нормы (к себе как к другому, к другому как к себе) и дома, и на работе, - тип отношений, который в наибольшей степени отвечает истинной гуманности. Одной из наиболее существенных примет такой семьи выступает ее спло­ченность как проявление ценностно-ориентационного единства.

В семье необязательно согласие в оценке кинофильма, дос­тоинства той или иной футбольной команды, прически дочери, нового костюма отца и т.п. Однако если нет согласия в оценке того, как надо отдыхать, как относиться к деньгам, какие зна­комства неподходящие, а какие приемлемые и т.д., то это сви­детельствует об отсутствии ценностно-ориентационного един­ства. Совершенно недопустимо, если между взрослыми сущест­вуют постоянные разногласия в оценке поступков детей в тех или иных педагогических ситуациях. Ребенок легко улавливает наличие рассогласования позиций взрослых по поводу его по­ступков, даже если они не приобретают характер прямых пре­реканий в его присутствии, и, как правило, использует это в своих интересах, что может вести как к нарушению семейной сплоченности, так и к деформации личности ребенка.

Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, приобретающее характер ценностно-ориентацион­ного единства, - важнейший принцип воспитания в семье.

Важная примета благоприятных отношений в семье - адек­ватная атрибуция (приписывание, адресование) ответственно­сти за успехи или неудачи при осуществлении совместной дея­тельности членов семьи, как взрослых, так и детей. При успехе или неудаче в совместной деятельности обычно трудно опреде­лить долю заслуг или ответственности каждого, нелегко точно зафиксировать, чьи действия привели к удаче или неудаче. Для выявления характера семейных взаимоотношений важно вы­явить, как возлагается ответственность за неудачу, берет ли член семьи ее на себя или приписывает ее, как правило, друго­му. Столь же показательна ситуация успеха. Хотя меру вклада каждого в ситуацию, увенчавшуюся успехом, определить тоже нелегко, но в хорошем коллективе скорее припишут успех дру­гому, чем назовут его своим и только своим.

Адекватная атрибуция ответственности - не только при­знак благоприятного психологического климата семьи, но и условие совместимости ее членов. Если люди неспособны справедливо оценить вклад каждого в совместную деятель­ность, это неизбежно ведет к конфликту, расшатывает устои сплоченности семьи. Сказанное в равной мере относится к любому из ее членов, и к старшим, и к младшим.

Для семьи необходима не только объективность при возло­жении ответственности по поводу уже свершившихся дел, но и справедливость при распределении повседневных обязанностей.

О семейном содружестве нельзя говорить всерьез, если по­сле работы муж смотрит телевизор, а жена на кухне отраба­тывает вторую рабочую смену. Антипедагогические эффекты этой несправедливости весьма значительны, если учесть, что дети не могут всего этого не замечать.

Справедливость и взаимозаменяемость при распределении домашних обязанностей являются законом для каждого члена семьи. Конечно, приходится считаться с исторически сложив­шимся разделением “домашних ролей”. Женщине, которая не была освобождена от изнурительной работы в поле, приходи­лось готовить пищу, поддерживать чистоту в доме, нянчить детей. Но и у мужчины в прошлом был свой круг обязанно­стей в семье - напилить и нарубить дров, привезти их из леса, починить ребятам сапоги, подшить валенки, поправить сбрую лошади, проконопатить бочку и т.д. Увеличение объема ра­боты женщины (на предприятии, в учреждении и дома) и со­кращение ее для мужчины может существенно нарушить рав­новесие в правах и обязанностях членов семьи и выступить основанием внутрисемейных конфликтов. Если обязанности распределены между всеми, в том числе и между детьми, семья осознает себя коллективом. При этом выигрывают все - у женщины нет основания для раздражения и обиды, а мужчина сохраняет уважение близких как надежный товарищ в пока еще нелегком домашнем труде. Для детей обоего пола с этого начинается трудовое воспитание - они находят свое место в общем деле и обретают необходимые образцы реальной спло­ченности и сотрудничества.

Наблюдения показывают, что для некоторых семей харак­терна заведомо альтруистическая позиция по отношению к ребенку (все для детей, ничего для себя), для других эгоисти­ческая - она встречается реже, - которая проявляется в завуа­лированной форме, к примеру, в насильственном обучении ребенка игре на музыкальном инструменте безотносительно к его способностям и при игнорировании откровенной непри­язни, которую он питает к этому занятию. Престижные сооб­ражения родителей, пренебрежение к личности ребенка свиде­тельствуют об эгоизме родителей, какие бы высокие мотивы они себе ни приписывали.

Очевидно, что родительский эгоизм как психологическая основа воспитания в семье неприемлем, но семейный коллек­тив не может быть сплочен и на основе чистого альтруизма родителей. Ребенок, которому отец или мать “отдают себя без остатка”, легко приучается потреблять плоды родительской жертвенности. В том случае, если он почему-либо оказывается даже частично их лишен, он выражает недовольство по поводу “эгоизма” родителей. Именно родители, которые ведут себя как убежденные альтруисты, зачастую рассматриваются их детьми как черствые эгоисты, утаивающие что-то из жизненных благ, которые дети привыкли употреблять лично для себя, никогда ничего не давая взамен. Ребенок начинает неосознанно при­держиваться иждивенческого принципа: “Эгоист - это человек, который заботится о себе больше, чем обо мне”.

Для дружной семьи кажущаяся единственно возможной альтернатива “или эгоизм, или альтруизм” оказывается мни­мой. Подлинную альтернативу как эгоизму, так и альтруизму в семье, как в любой другой группе высокого уровня развития, составляет внутригрупповая идентификация.

В семье складывается значительно более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. Хочет или не хочет член семьи (отец, мать, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук), но от него ожидают поведения, соот­ветствующего определенному образцу (“исполнения роли”, к примеру, матери или сына). Если замечают отклонения от об­разца ее исполнения, это может вызвать осуждение.

От родителей окружающие ожидают доброты и снисходи­тельности к детям, и соответствие этим ожиданиям социально одобряется. Однако “перебор” родительского всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. Так определяется “верхняя граница” ролевых ожиданий по отношению к материнской и отцовской доброте. От родителей ожидают строгости и требовательности к их детям. Однако окружающие, как правило, не одобряют излишней муштры, “дерганья” ребенка по каждому поводу, тем более осуждают любые проявления жестокости. Так устанав­ливается “нижняя граница” ожиданий по отношению к требо­вательности родителей.

Таким образом, существует определенный диапазон, в ко­тором “исполнение роли” родителей рассматривается как социально приемлемое. Перечень ролевых ожиданий, предъ­являемых ребенку, связанных с послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т.д. чрезвычайно велик. Окружающие - не только в семье, но и вне ее постоянно дают понять ребенку или подростку, что он отвечает (или не отвечает) ролевым ожиданиям. Забота всех взрослых о строгом исполнении ребенком его социальной роли обусловлена исторически - на семью более и ранее, чем на какой-либо другой общественный институт, возлагалась функция социализации подрастающего поколения.

Однако нельзя ставить знак равенства между индивидом как “исполнителем роли” и индивидом как личностью. Со­ответствие социальным ожиданиям - это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности в любой группе семьи. Роль в данном случае - это характеристика поведения человека, его соответствия социально одобряе­мому образцу. Личность же предполагает наличие внут­ренней позиции индивида по отношению не только к тем, кому приписываются определенные ожидания, но и к той роли, которую он выполняет, соответствуя этим ожиданиям. Личность - понятие бесконечно более богатое, чем функ­циональная роль, основывающаяся на принципах сотруд­ничества.

Семья предполагает относительную гармонизацию роли и личности родителей, во всяком случае отсутствие ярко выра­женных противоречий между ними. Хотя ролевые предписа­ния в большей или меньшей степени стандартизируют отно­шения людей, личность не вмещается в “прокрустово ложе” стандарта. Если отец, столкнувшись с огорчающим его фак­том, к примеру, получения сыном трех неудовлетворительных отметок подряд, не использует отвечающие ролевым ожида­ниям традиционные репрессивные меры, это вовсе не обяза­тельно свидетельствует о дисгармонии роли и личности. Су­ществует множество других способов реакции на возникшее у детей неблагополучие, более отвечающих особенностям его личности.

Специфика семьи не сводится, разумеется, ни к более жест­кой, чем во многих других группах, ролевой структуре (каким ожиданиям должен отвечать, к примеру, профессиональный дипломат, знают немногие, какому образцу должно соответ­ствовать поведение матери или дочери, знают все), ни к необ­ходимому единству роли и личности ее исполнителя, ни к разумному и социально одобряемому разрешению “ролевых конфликтов” при столкновении ролевых позиций.

Существует и ряд других психологических особенностей семьи. Так, к числу наиболее для нее характерных относится специфически выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений, т.е. связи, которые объединяют семью в единое целое, являются по преимуществу эмоциональными. Само собой понятно, что эти связи между членами семьи опосредуются их деятельностью, задачами, ценностями. Однако имен­но высочайшая степень эмоциональной близости - “при­страстное” отношение друг к другу - это особое качество настоящей семьи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний

На сайте allrefs.net читайте: ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 512 с. ISBN 5-7695-0277-0...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Каждая конкретная наука отличается от других наук осо­бенностями своего предмета. Так, геология отличается от гео­дезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав,

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического ис

Генетический принцип Важное требование, которое предъявляет современная психология к
научному исследованию, заключается в обращении к прин­ципу генетического (исторического) изуче­ния психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явл

ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевро­пейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Соста­вили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание).

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело от­вечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель зало

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Крушениеантичнойцивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена бо

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
От механики кфизиологииВ начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физио

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) скла­дывались представления об особых закономерностях и факто­рах, отличных и от физиоло

Г. Спенсер: принцип адаптации к среде Наряду с Дарвином и одновременно с ним идеи новой эволюционной биологии развивал английский философГ. Спенсер
(1820-1903).Следуя доминировавшей в Англии тра­диции, он был приверженцем ассоцианизма. Однако послед­ний претерпел в работе Спенсера “Основы психологии” (1855) существенную трансформацию. В ней жи

ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
От уровня теоретических представлений о предмете пси­хологии следует отличать уровень конкретной эмпириче­ской работы, где под власть эксперимента подпадал все бо­лее широкий круг явлений. Давним,

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная рабо­та, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений и тем стремительнее росла неудовлетворенность версией о том, что уникальным предметом это

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА ПСИХОЛОГИИ
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профес-сиональные занятия не тре­бовали обращения к психологии. К ней их влекла логика на­учного поиска в своей предметн

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Успехи психологии были обусловлены применением экс­перимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Герма

В.С.СОЛОВЬЕВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРОВ НОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одной из центральных фигур в духовной жизни России того времени по праву можно считатьВ.С.Соловьева (1853-1900) не только по значительности того, что им сделано, но и по огромному

УЧЕНИЕ О ПОВЕДЕНИИ
В этот исторический период наряду с направлением науки, выступавшим под именем психологии, в России успешно раз­вивалось еще одно направление, отличное от первого, но ока­завшее огромное влияние на

Предметом политической истории психологии является за­висимость психологической науки от политической конъюнк­туры, которая складывается в обществе.
Политическая история психологии сосуществует с тради­ционно понимаемой ее историографией и находится в слож­ном взаимодействии с последней. Нельзя представить психо­логическую науку советского пери

ОСОБЫЙ ПУТЬ” СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Развитие психологии в России в советский период приоб­рело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась вер­сия об “особом пути” марксистской психологии как “ед

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ
Ни в одной стране за пределами так называемого социали­стического лагеря развитие науки не находилось в такой зави­симости от изменений в политической жизни общества, как это происходило в государс

АКТИВНОСТЬ
Всеобщей характеристикой жизни является активность -деятельное состояние живых организмов как условие их суще­ствования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: если кто-то проявляет активность, то в чьих интере­сах и ради чего? Активность -

ВНЕШНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ
Мы уже говорили, что деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его актив­ности. Последнее обычно называют поведением. Поведение можно сравнить с пан

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
К явлениям движения деятельности относится феномен во­ли - сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от д

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватман

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ
Многоплановыйхарактеробщения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общ

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Общение и язык Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде все

ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопро­сом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воз­действие на другого человек

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
За взаимодействием и коммуникативной стороной обще­ния выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Полноценное общение становитс

ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Традиционноепониманиемалойгруппыв психологииГруппа, в которой развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традици­онно в центре вн

ГРУППЫ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Наглядное представление о типологии групп с точки зрения уровня их развития дает рис. 2. Векторы, образующие про­странство, в котором можно разместить любую группу, пока­зывают степень опосредствов

ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Интеграция в группе высокого уровня развития, т.е. воз­никающее в ней внутреннее единство обнаруживается в таких типичных феноменах межличностных отношений, как внутригрупповая идентификация, сп

УЧЕНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Успешное выполнение педагогом своих профессиональных функций - необходимое условие формирования ученической группы высокого уровня развития (подлинного детского кол­лектива), становления личности ш

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Понятиео чувствах Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным

ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприят­ный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство пред­метов или действий, и мы

ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ
Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными про­цессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Со­держание чувств определяет у

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познан

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
О соотношенииструктур индивидуальности иличности Итак, в условиях конкретной социальной группы индивидуально- психологические качествасуществуют в фо

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глу­бинная, или психоаналитическая

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Если при решении вопроса о том, почему человек стано­вится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для тог

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Открытие Я Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психиче­ских состояний, действий и про

Притязания
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохра­нения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добитьс

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитиеличности и развитие психики Индивид обладает психикой, т.е. неотчуждаемым от его мозга свойством строить картину мира и на ее основе регулировать свою деятельность.

ПРИРОДА ПЕРЦЕПЦИИ
Основа психической жизни заложена в особых, хотя и от­личных от физико-химических, но столь же прямых и неруши­мых контактах организма со средой в форме перцептивных процессов (латинское слово “пер

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПОРОГИ
Изучение функций рецепторов привело к понятию о чувст­вительности. Еще раз напомним, что корень “чувство” не должен вводить в заблуждение. Рассматриваемое понятие ни­какого отношения к чувствам как

ВИДЫ РЕЦЕПЦИИ
Различается множество рецепторов, каждый из которых имеет особое анатомическое и физиологическое устройство, служащее телесным условием разворачивания перцептивных процессов в целостные перцептивны

СЕНСОРНЫЕ ОБРАЗЫ
Первоэлементами психической жизни человека и живот­ных служат сенсорные образы. Этот термин введен, чтобы отграничить чувственный психический образ от любого другого, прежде всего умственног

ПОНЯТИЕ О МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнеми-ческие (от греч. “мнема” - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов

АССОЦИАЦИИ ПАМЯТИ
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Ари­стотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название “закон ассоциации”. Само слово “ассо­циация” означает “присое

ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ
Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Основные виды, характеризующие мнемическую актив­ность - запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни челове

ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ
Воображениеи проблемнаяситуацияВоображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфическ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Фантазия какфункция мозга Возникновение образов фантазии - это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психиче­ские процессы, является функцией

РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ
Фантазия и играДошкольное детство, первые годы обу­чения в школе, когда ведущей деятельно­стью ребенка остается игра, характеризуется бурным развити­ем процессов воображения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и не­отложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Проблемнаяситуация и задача Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении воз­никает прежде всего тогда, когда в х

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В психологии распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теорети­ческое) мышление.

ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
Определениехарактера В переводе с греческого “характер” - это “чеканка”, “примета”. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществ

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА
Связи чертхарактера Характер человеческой личности всегда многогранен быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно др

ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА
Характер итемпеоаментОт природы человек получает лишь возможности развития в определ-енном на­правлении. Они заключаются в анатомиче­ских и физиологических особенностях мозг

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Од­нако педагог по-разному относится к их ответам: одного хва­лит, другим недоволен. “У них разные способности, - объясняет он. - Второй учащийся м

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.п.), кото­рой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере

ТАЛАНТ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
Общественно историческая природа таланта Высшую ступень развитияспособностей называют талантом

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА
Ошибочностьфаталистического взглядана способности Правильное понимание сущности - способностей человека предполагает выяснение вопроса об их отношени

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Зависимостьразвития способностей от обучения Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие

Монографии
А с м о л о в А. Г. Культурно-историческая психология и конст­руирование миров. - М.; Воронеж,1996. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология. - М., 1988. Б о д а л е в А.А. Личн

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
А б р а м о в а Г.С.Возрастная психология. Учебник. 672 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”. Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основн

Общие вопросы
А б р а м о в аГ.С.Практикум по возрастной психологии. для студентов педвузов. - 224 с., обл. - Изд. центр “Академия”. Задача книги - показать читателю возможност

Психодиагностика
Введение в психодиагностику. Учебное пособие / Под ред. Е.М.Борисовой. - 192 с., обл. - Изд. центр “Академия”. В пособии излагается современное состояние психодиагно­стики

Психокоррекция
Введение в практическую социальную психологию. Учеб­ное пособие для педвузов / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Пет­ровской, О.В.Соловьевой. - 384 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги