Реферат Курсовая Конспект
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» - раздел Философия, Примерная Программа Дисциплины «Основы Методики Преподавания Народно-...
|
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальностям 070304 (050700) «Педагогика балета»квалификация«педагог бального танца».
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной бальной хореографии.
Задачи курса
· формирование знаний о содержании народно-сценического танца как основы в системе специальных дисциплин, его принципах и назначении в организациях искусств;
· приобретение системы знаний лексического материала народно-сценического танца;
· освоение умений и навыков в методике преподавания народно-сценического танца;
· применение информации о народно-сценическом танце в области современной бальной хореографии;
· освоение методов сочинения танцевальных комбинаций, этюдов, композиций, хореографических номеров на материале танцев различных национальностей.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Программа «Основы методики преподавания народно-сценического танца» обеспечивает изучение условий и применения лексического материала танцев разных народов в образовательных системах бальной хореографии. Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами: «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа», «Методика преподавания бальных танцев: Европейская программа», а также с дисциплинами общепрофессионального цикла.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студенты должны
знать:
· методику построения урока народно-сценического танца;
· методику исполнения упражнений у станка и на середине зала;
· хореографическую лексику народов разных стран, ее отличительные особенности исполнения;
· творческий процесс работы с концертмейстером народно-сценического танца;
· технологию создания танцевальных движений, этюдов, постановочных работ на основе лексики народно-сценического танца;
· •методы воспитания и развития выразительности в народно-сценическом танце.
· Уметь:
· использовать систему знаний народно-сценического танца для преподавания в школах искусств, хореографических ансамблях и других учреждениях культуры и искусства;
· решать проблемы обновления хореографической лексики народно-сценического танца;
· владеть техникой и выразительностью исполнения народно-сценического танца;
· грамотно излагать теоретические основы методики преподавания народно-сценического танца.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Разделы курса
Народно-сценический танец в системе подготовки танцовщиков
Методика изучения и исполнения упражнений у станка, этюдных работ на середине зала
Наследие народно-сценического танца из репертуара театров и ансамблей народного танца
Танцевальный фольклор и профессиональное хореографическое искусство
Темы и краткое содержание
Раздел 1. Народно-сценический танец в системе подготовки танцовщиков
Тема 1. Народно-сценический танец как базовая дисциплина в подготовке танцовщиков
Подготовка высококвалифицированных танцовщиков – требование современного уровня развития народно-сценического танца. Роль тренажа народно-сценического танца в совершенствовании техники исполнения танцовщика. Воспитание актерского мастерства и воспроизведение национальных особенностей танцев различных народностей.
Зависимость сценической практики танцовщиков от творческого развития системы тренировки у станка и исполнения этюдов на середине зала. Контрастность чередования движений фольклорного танца со сценическим танцем в воспитании ощущения характерности и стиля исполнения. Развитие широкой и яркой манеры исполнения танцовщика через максимально выразительный пластический рисунок танца. Особенности построения тренажа народно-сценического танца. Выработка силы, выносливости, профессиональной воли танцовщика.
Тема 2. истоки развития народного хореографического искусства
Народный танец – основа хореографии, его значение в жизни общества. Зарождение и эволюция народного танца. Основные формы народной хореографии. Многообразие и отличительные особенности народных танцев. Танцевальный фольклор. Различие хореографического языка народов мира.
Народный танец – основа творческой деятельности будущего хореографа.
Тема 3. Взаимосвязь народно-сценического танца и бальной хореографии
Общие цели и задачи народно-сценического танца в воспитании танцора. Выражение характера танца, музыки. Отношение к красоте и гармоничности движений. Воспитание координации движения, силы и выносливости. Выразительность в народном танце и в бальной хореографии. Амплитуда движения, темп исполнения, пластичность в народном и бальном танцах. Характеристика народных танцев вошедших в бальную хореографию: казачок, краковяк, мазурка, полька, полонез, сиртаки, танцы в стиле фламенко.
Тема 4. Методика построения урока народно-сценического танца
Специфика изучения движения у станка и на середине зала. Составные части урока народно-сценического танца. Особенности построения.
Последовательность изучения танцевальных движений и вариативность в последовательности исполнения. Порядок упражнений у станка, возможные отклонения, причины. Особенности варьирования движений по степени трудности и характеру исполнения.
Развитие на уроке музыкальности, координации, силы, выносливости исполнения.
Отбор танцевального материала с учетом возрастных, физических особенностей учащихся. Значение грамотного составления учебных заданий.
Тема 6. Методика подготовки и проведения практических занятий по народно-сценическому танцу
Значение творческой индивидуальности педагога в методике преподавания народно-сценического танца. Зависимость качества обучения от подготовки к уроку и его проведения.
Определение учебного материала, его содержания. Разработка урока в деталях. Учет профессиональных данных и физических возможностей учеников. Анализ уроков, их влияние на последующие занятия. Последовательное изложение хореографического материала, практический показ. Подготовительная работа с концертмейстером. Дисциплина на уроке, ее значение в освоении учебного материала. Темп урока. Распределение физической нагрузки и учет психологического состояния учеников.
Тема 7. Музыкальное оформление урока народно-сценического танца
Музыкальное сопровождение уроков – важнейший фактор эстетического и художественного воспитания танцора.
Значение творческого контакта педагога и концертмейстера. Формы и методы работы, характеристика, примеры. Задачи педагога в подборе и использовании музыкальных произведений. Соответствие характера, стиля, ритма и темпа музыкального произведения в каждом исполняемом упражнении.
Предварительная работа с концертмейстером, подбор музыкального материала для оформления урока.
Воспитание музыкального вкуса, развитие музыкальной культуры. Сопровождение лекционных курсов музыкальными и танцевальными примерами. Применение видеоматериалов, аудиокассет.
Раздел 2. Методика изучения и исполнения упражнений у станка, этюдных работ на середине зала
Тема 9. Русский народно-сценический танец
Русский танец – древний вид народного творчества. Влияние географических, климатических, жизненных и бытовых условий на многообразие видов русского танца, его манеру исполнения. Традиции, обряды, обычаи.
Русский музыкальный и танцевальный фольклор. Содержательность, сюжетность и эмоциональная выразительность русского танца. Виды русского народного танца – хоровод, пляска, их характеристика. Обогащение и развитие лексики. Воздействие костюма на художественный образ русского танца.
Тема 10. Татарский народный танец
Татарский танцевальный фольклор, обогащение новыми жанрами, новым содержанием. Зарождение и развитие профессиональных форм национальной танцевальной культуры. Красочность, самобытность танцевального «языка» этнических групп различных районов Татарии. Красота звучания, выразительность и национальный характер музыки. Характеристика исполнения мужских и женских танцев. Взаимоотношения танцовщиков в парном танце. Творческое дарование Г. Тагигорова.
Практические занятия.
1. Изучение основных положений рук.
2. Изучение основных положений ног.
3. Изучение основных элементов и движений:
4. Основной женский ход.
5. Падебаск на каблук.
6. Припадание в повороте.
7. Кружение.
8. Присядка с поворотом ступней.
9. Присядка – ползунок на подскоках.
10. Одинарный чалыштыру с подскоком.
11. Шаг в сторону с подскоком.
12. Присядка – мячик.
13. Тройной притоп.
14. Ход укча-баш.
15. Мягкая дробь.
16. Присядка – разножка в воздухе.
17. Вальсовый поворот.
18. Поворот с вытягиванием ноги назад.
19. Прищелкивание пятками.
20. «Штопор».
21. «Качалка».
22. «Берле бишек» – (одинарная зыбка)».
23. «Бау» – «веревочка».
Тема 11. Белорусский народно-сценический танец
Истоки белорусского народного хореографического искусства. Многообразие танцевальной лексики, подвижный темп, темпераментная манера исполнения. Значение влияния на белорусское танцевальное искусство польского, литовского, латвийского, украинского и русского хореографического фольклора.
Традиционные белорусские танцы: иллюстративно-изобразительные, орнаментальные танцы и их характеристика. Чешский, точно установленный рисунок – основа построения белорусского народного танца. Современный белорусский танец на профессиональной сцене.
Тема 12. Украинский народный танец
История развития украинского народного танца. Народный танец как часть национальной культуры. Традиции и особенности художественных воззрений украинского народа. Разнообразие композиций, игровых элементов, трюковых движений.
Освоение лексики, положений, позиций, поз в паре. Хороводы – основной жанр украинкой хореографии. Характеристика бытовых, сюжетных танцев. Значение музыкального сопровождения. Органическая связь костюма в украинском танце с его содержанием.
Тема 13. Испанский танец
История испанской народной танцевальной культуры. Разнообразие и своеобразие испанских народных танцев. Испанский танцевальный фольклор. Виды танцев: парные, круговые – хороводные, сольные, смешанные. Искусство фламенко, его стиль. Основа искусства фламенко – интуиция и темперамент. Воспитание осанки, внутреннего ритма танца. Значение «сапатеадо». Движения рук, вращение корпуса в исполнении фламенко. Музыкальная культура Испании, ее влияние на развитие танцевальной ритмики.
Тема 16. Цыганский сценический танец
Историческое происхождение цыган. Кочевой образ жизни, его влияние на танцевальную культуру цыганского народа. Обряды и обычаи, темперамент и вольный нрав цыган. Танцевальная пластика женского танца. Выразительность движения рук. Основа мужского танца – дробь, «чечетка», «хлопушки», притопывание. Многообразие варьирования «хлопушек» цыганского танца, создание непрерывного звукового аккомпанемента. Самобытность музыкального творчества цыган. Влияние костюма на хореографию цыганского танца.
Тема 17. Этюдная работа на уроке народно-сценического танца
Определение этюда. Основная задача и значение этюдной работы. Правильная организация этюдной работы. Последовательность изучения, освоение и закрепление.
Освоение простейших положений и движений с последующим усложнением. Работа над координацией и техникой исполнения. Грамотное распределение физической нагрузки.
Виды этюдов – сольные, дуэтные, массовые.
Завершающий этап этюдной работы – разучивание сценических танцевальных номеров.
Тема 18. Парный танец в народно-сценической хореографии
Парный танец как часть спектакля или самостоятельный номер. Особенности композиционного построения. Влияние национальных особенностей и характера народной хореографии в построении парного танца.
Музыкальность, особенности выражения национального характера. Соблюдение темпа и ритма в исполнении парного танца. Стилизация фольклорного танца в парной композиции. Традиции, их сохранение в парном танце. Характерный (парный) танец в постановках М. Пе-типа, Л. Иванова, А. Горского.
Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара театров и ансамблей народного танца
Тема 20. Народно-сценический танец из репертуара ансамблей народного танца
а) «Золотая цепочка», музыка народная, музыкальная обработка Ю. Оленева, постановка Т. Устиновой;
б) «Танец с колокольчиками», музыка народная, музыкальная обработка А. Воеводина, постановка Т. Устиновой;
в) «Ставропольская кадриль», музыка народная, музыкальная обработка А. Фомина, постановка А. Брунилина;
г) «Полянка», музыка народная, постановка И. Моисеева;
д) «Топотуха», музыка народная, постановка Н. Надеждиной;
е) «Ползунец» (украинский мужской танец), музыка народная, постановка П. Вирского;
ж) «Калмыцкий танец», музыка народная, постановка И. Моисеева.
Раздел 4. Танцевальный фольклор и профессиональное хореографическое искусство
Тема 21. Танцевальный фольклор – источник художественного творчества
Понятие современного и традиционного фольклора в танцевальном народном творчестве. Фольклорное хореографическое произведение – результат коллективного творчества и индивидуального исполнительства. Естественная черта фольклора – вариативность, творческая изменяемость. Значение знаний танцевального фольклорного творчества для балетмейстера народно-сценического танца.
Тема 22. Роль профессионального искусства в трансформации хореографического фольклора
Танец и зритель. Формирование и развитие духовных интересов и потребностей – важнейшая функция искусства. Воспитание зрителя на лучших образцах народного творчества. Содержание и форма в танцевальном фольклоре. Влияние профессионального хореографического искусства на фольклорное творчество (скоморохи, технические, трюковая техника).
Профессиональное образование, его отражение в подходе к фольклорному и народно-сценическому танцам. Взаимодействие профессионального и фольклорного танцевального творчества (репертуар, манера исполнения, передача традиций и т.д.).
Характеристика трансформированной формы бытового танцевального фольклора балетмейстерами профессиональных ансамблей.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
Для самостоятельной работы
Раздел 1. Народно-сценический танец в системе подготовки танцовщиков
Раздел 2. Методика изучения и исполнения упражнений у станка, этюдных работ на середине зала
Тема 11. Белорусский народно-сценический танец
Контрольные вопросы:
1. По каким признакам классифицируются белорусские народно-сценические танцы?
2. Почему танцевальное искусство Белоруссии тесно связано с обрядовым творчеством?
3. В связи, с чем хоровод в народном творчестве Белоруссии считается уникальным явлением?
4. Какие типы белорусских кадрилей можно выделить, определите особенности в исполнении?
5. Какое значение имеет танцевальный фольклор в хореографической культуре Белоруссии?
Задания для самостоятельной работы:
1. Охарактеризовать основные, традиционные белорусские танцы: «Крыжачок», «Бульба», «Юрочка» и др.
2. Определить темп исполнения белорусского танца «Лявониха».
3. Отработать технику исполнения шагов и ходов белорусской польки.
4. Проанализировать положение рук и корпуса в парном белорусском танце.
5. Изучить характер и манеру исполнения белорусского танца «Перепелочка».
Тема 17. Этюдная работа на уроке народно-сценического танца
Контрольные вопросы:
1. Какие цели и задачи этюдной работы по народно-сценическому танцу?
2. Какие существуют варианты построения этюдов на уроке народно-сценического танца?
3. Какое значение имеет выбор танцевальных движений для характеристики национального танца в этюдной работе?
4. Какие методы обучения используются в этюдной работе на уроке народно-сценического танца для выработки дыхания исполнителей?
5. В чем заключается принцип постепенного усложнения хореографического материала в этюдах?
6. Какие виды этюдов используются на уроке народно-сценического танца?
Задания для самостоятельной работы:
1. Сочинить сольную композицию на основе элементов русского танца.
2. Подобрать движения группы «вращений» для исполнения этюда в лирическом характере.
3. Осуществить запись собственной композиции танцевального этюда.
Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара театров и ансамблей народного танца
Тема 19. Характерный танец из репертуара балетных спектаклей
Контрольные вопросы:
1. Какие народные танцы использовались балетмейстерами в балетах «Пламя Парижа», «Сердце гор», «Медный всадник», «Лауренсия», «Бахчисарайский фонтан»?
2. Почему творческий путь и основные черты исполнительского дарования Ф. Эльслер вошли в историю хореографического искусства?
3. Какие характерные танцы были поставлены в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро» Л.И. Ивановым?
Задания для самостоятельной работы:
1. Прочитать о проблемах сохранения хореографического наследия в статье «Отношение к наследию» в книге Ф.В. Лопухова «Шестьдесят лет в балете».
2. Определить характер и манеру исполнения польского танца «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин».
3. Прочитать об исполнительском мастерстве танцовщицы Ядвиги Сангович в статье «Поэтические монографии» книги К. Голезовского «Жизнь и творчество».
Тема 22. Роль профессионального искусства в трансформации хореографического фольклора
Контрольные вопросы:
1. Какие функции выполняет хореографическое искусство?
2. Когда возникло профессиональное хореографическое искусство?
3. Почему фольклорный танец является основой для профессионального хореографического искусства?
4. Какие методы используются балетмейстерами для трансформации хореографического фольклора?
5. Для чего балетмейстеру необходимы фольклорные экспедиции?
6. В чем выражается взаимодействие профессионального и фольклорного танцевального творчества?
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализировать организацию творческого процесса по сбору танцевального фольклора.
2. Определить законы хореографии, воздействующие на трансформацию танцевального фольклора.
3. Охарактеризовать выразительные средства фольклорного танца в хореографических постановках профессиональных коллективов.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.
5. Примерный перечень вопросов к зачету(экзамену) по всему курсу
1. История возникновения народного танца.
2. Функции народно-сценического танца, их значение.
3. Фольклорный танец, его отличие от народно-сценического танца.
4. Методика построения занятий народно-сценического танца.
5. Источники содержания и выразительных средств народной хореографии.
6. Цели и задачи этюдной работы в народно-сценическом танце.
7. Значение изучения лексического хореографического материала для балетмейстера народно-сценического танца.
8. Определение сольных, дуэтных, ансамблевых танцев, цели и задачи изучения.
9. Законы драматургии, их влияние на композицию народно-сценического танца.
10. Методика сочинения композиций народно-сценического танца.
11. Значение самостоятельной работы хореографа в подготовке к уроку народно сценического танца.
12. Цели и задачи самоконтроля как средства повышения качества усвоения хореографического материала народно-сценического танца.
13. Характеристика процесса самостоятельной работы и её влияние на профессиональный кругозор хореографа.
14. Методика сочинения учебных композиций.
15. Этапы подготовки к уроку народно-сценического танца.
16. Выбор музыкального материала для проведения урока народно-сценического танца.
17. Определение замысла композиции этюдов народно-сценического танца.
18. Принципы отбора наиболее ярко выраженных движений народно-сценического танца для согласованного их соединения.
19. Характеристика использования логической последовательности в упражнениях у станка и на середине зала в народно-сценическом танце.
20. Значение самостоятельной работы в выработке техники и выразительного исполнения движений народно-сценического танца.
21. План проведения занятий народно-сценического танца.
22. Художественное оформление композиции народно-сценического танца.
23. Развитие творческих способностей личности танцора средствами народно-сценического танца.
24. Индивидуальная работа с исполнителями.
25. Репертуар ансамблей народного танца, их функции в развитии хореографического искусства.
26. Творческая деятельность И.А. Моисеева.
27. Методика сочинения танцевальных комбинаций у станка и на середине зала.
28. Цели и задачи урока народно-сценического танца для исполнителей бальной хореографии.
29. Методы Флоры Альбайсин.
30. Специфика сочинения композиции национальных танцев в искусстве
31. Построение урока народно-сценического танца в системе бальной хореографии.
32. Координация движения, ее развитие в народно-сценическом танце.
33. Приемы практического показа в методике преподавания народно-сценического танца.
34. Ошибки, причины их возникновения в исполнении.
35. Значение музыкального оформления в воспитании выразительности исполнения народного танца.
36. Цели и задачи упражнений у станка на уроке народно-сценического танца.
37. Значение этюдной работы для сочинения хореографического номера.
38. Фольклорный танец как основа народно-сценического танца.
39. Методика замечаний на уроке народно-сценического танца.
40. Характеристика фольклорного танца, народно-сценического, характерного танцев.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература (основная)
2. Борзов А. Народно-сценический танец. – М., 1987.
3. Власенко Г. Сочинение танцевальных комбинаций. Методическое пособие. – М., 1986.
4. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: Изд-во Сам. ун-та, 1992.
5. Гуменюк А. Народное хореографическое искусство Украины. – Киев, 1968.
6. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. – М.: Искусство, 1976.
7. Иноземцев Г. Народные танцы. – М., 1971.
8. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981.
9. Курбет В., Мардарь М. Молдавские народные танцы. – Кишинев, 1969.
10. Лопухов Ю., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. – Л.-М., 1959.
11. Стукалина Н. Четыре экзерсиса. – М.: Изд-во РТО, 1972.
12. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.
13. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Богаткова Л. Танцы разных народов. - М.: Молодая гвардия, 1958.
2. Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968.
3. Венгерская рапсодия. /Под ред. Л. Тарр. – Будапешт, 1959.
4. Гасапов К. Азербайджанский народный танец. – М.: Искусство, 1978.
5. Гаспаров Ф. Башкирские танцы. – Уфа, 1978.
6. Гребенщиков С. Белорусские танцы. – Минск: Наука и техника, 1978.
7. Захаров Р. Работа балетмейстера с исполнителями. – М., 1967.
8. Каримова Р. Ферганский танец. – Ташкент, 1973.
9. Каримова Р. Хорезмский танец. – Ташкент, 1975.
10. Клармунт А., Алъбайсин Ф. Искусство танца Фламенко. – М.: Искусство, 1986.
11. Малый В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1978.
12. Народно-сценический танец: Метод. разработка для хореографических отделений ДМШ и ДШИ. – М., 1987.
13. Северная кадриль. – Петрозаводск: Карелия, 1977.
14. Сунна X. Латышский народный танец. – М.: Искусство, 1983.
15. Тагиров В. Татарские танцы. – Казань, 1984.
16. Ткаченко Г. Вьетнамская народная хореография. – М.: Искусство, 1975.
17. Ткаченко Т. Народные танцы. – М.: Искусство, 1975.
ФГОУ ВПО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»
191023, СПб., ул. Зодчего Росси, д. 2
E-mall:academy@vaganova.ru
– Конец работы –
Используемые теги: мерная, программа, дисциплины, основы, методики, Пре, авания, народно-сценического, танца0.111
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов