рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ - раздел Образование, ИСКУССТВА (Конец 1 В. До Н. Э.—476 Г. Н. Э.) В Конце 1 В. До Н. Э. Римско...

(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.)


В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в классовой борьбе, наступившее в начале принципата Августа,— стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.) как «золотой век» Римского государства. С ним связаны прославленные имена архитектора Ви-трувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия и Горация.

Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм», оказавший огром­ное влияние на последующее развитие западно­европейского искусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции времен Фидия, но естественность греческой классики сменилась рассудочностью, сдержанно­стью.

Архитектура.Рим приобрел совершенно но­вый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных щаний, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство. По сло­нам историка Светония, Август так Рим «укра­сил, что по справедливости мог хвастаться, что лринял его кирпичным, оставляет его мрамор­ным». Город поражал современников необозри­мостью площади — ни с одной стороны он не

шел четких границ. Его предместья терялись л роскошных виллах Кампаньи. Великолепные

Дания, колонные портики, сводчатые и укра-

ценные фронтонами крыши, богато декориро­ванные бассейны и фонтаны чередовались с зе­ленью рощ и аллей. Представление о стиле культовой августов-

кой архитектуры дает храм в Ниме (нач. 1 в.

:. э., Южная Франция, ил. 51), принадлежащий .-; типу псевдопериптера, в котором акцентиро-


валось внутреннее пространство. Классические формы коринфского ордера строго соблюдены, пропорции стройны, по сравнению с республи­канскими храмами появилось тяготение к изя­ществу, нарядности. Храм выстроен из ро­зового известняка, имеет шестиколонный пор­тик. В композиции целого проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок официальности. Торжествен­ность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подий (основание).

Наряду с господствующим классическим тече­нием продолжала развиваться архитектура, имевшая чисто практическое значение, напри­мер, инженерные постройки. Мудрая простота замысла, умение достигнуть художественного результата немногими, но выразительными сред­ствами отличают грандиозный по высоте Гард-ский мост в Ниме (Южная Франция), являю­щийся частью акведука, снабжающего водой город Немуз. Мост представляет собой много­ярусную крупнопролетную аркаду над долиной реки Гар. Почти равные по высоте крупные пролеты арок двух нижних ярусов завершаются низкой аркадой. Горизонтальность и масштаб­ность сооружения и вместе с тем его легкость подчеркнуты динамикой ритма нарастающих различного размера арочных пролетов средней аркады, которая получила значение композици­онного центра. Гардский мост — символ инже­нерного искусства Рима.

Искусство Древнего Рима достигло вершины в первые два века нашей эры, хотя обществен­ные противоречия в это время обострились. Им­ператорская власть приобрела тиранический ха­рактер, участились конфликты с сенатом, все чаще проявлялось недовольство низших слоев населения метрополии и провинций. Однако по­степенная романизация провинций, подавление движения рабов и восстаний в Иудее, Иллирии, Африке, финансовые реформы, укрепление



Древний мир


Рим


 


внешнего положения, консолидация господст­вующего слоя рабовладельцев, а затем привлече­ние в его состав рабовладельческой знати раз­личного племенного происхождения к управле­нию государством — все это не могло не вы­звать экономического расцвета и стабилизации социальной системы империи и известного подъ­ема общественной жизни.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю ра­бовладельцев Средиземноморья. Сам Рим при­обрел облик мировой державы.

Конец 1 и нач. 2 в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) — время создания гранди­озных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха. Рядом с древним республиканским форумом были воз­ведены предназначенные для торжественных це­ремоний форумы императоров (Форум Траяна и др.), стремившихся увековечить себя пышны­ми сооружениями. Строились многоэтажные дома — они определили облик Рима и других городов империи. До сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских двор­цов цезарей на Палатине (1 в. н. э.). Воплоще­нием мощи и исторической значительности им­ператорского Рима были триумфальные соору­жения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активны­ми проводниками римской культуры, идеологии.

У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э., ил. 52), подавлявшего восстание в Иудее. Со­вершенная по форме, сверкающая белизной од-нопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м шири­ны) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменно­го массива классическим ордером придало со­размерность и ясность формам. Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть арки над архивольтом замыкают две летящие фигуры бо­гини победы — Виктории, исполненные в невы­соком рельефе. Они как бы венчают победителя. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на по­верхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную форму) и настенными живо­писно трактованными рельефными композиция­ми, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями, захва­ченными в храмах Иерусалима. Построение высокого рельефа, его светотеневые эффекты


усиливают ощущение глубины пролета арки. Бурные движения легионеров точно вырывают­ся из плоскости рельефа в реальное простран­ство. Пафос их жестов как бы вторит триум­фальной теме архитектуры. Раскраска и позоло­та усиливают живописность и жизненность сцены.

Позднее были воздвигнуты сложные трехпро-летные триумфальные арки: Септимия Севера (конец 2 в. н. э.), Константина (4 в. н. э.). Боль­шое место в жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны для античных городов.

Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. По­следний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под откры­тым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярус­ные здания в центре города с местами на кон­центрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гла­диаторов, морские бои и т. п.

Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима — амфитеатр Флавиев — Коли­зей (75—90 гг. н. э., ил. 55), высящийся около республиканского Форума. Строители должны были удобно разместить в его огромной камен­ной чаше пятьдесят тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В пла­не Колизей представляет эллипс (156X198 м); центр его композиции — ныне разрушенная аре­на, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал тре­бованиям динамики развертывающихся зре­лищ — гладиаторских боев. Он давал возмож­ность максимально активизировать зрителя, приблизить Места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделя­лись согласно общественному рангу зрителей. Пространство под ярусами использовано под сводчатые галереи-фойе и лестницы.

Колизей и теперь поражает целостностью и смелостью конструкций. Три его нижних яруса оформлены сквозными арками и полуколонна­ми; в первом ярусе — тосканскими, во втором — ионическими, в третьем — коринфскими. Чет­вертый ярус в виде мощной каменной стены, стягивающей сплошным поясом объем здания, завершает его и тем усиливает выражение сдер­живающей силы. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит зда-


Древний мир


Рим


 


ния, выложенного из серого травертина. Внеш­ний вид Колизея с его могучим упругим ова­лом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами зда­ния, но и обобщением основных форм, торжест­венной мощью простых ритмов.

По грандиозности замысла и широте про­странственного решения с Колизеем соперни­чает храм Пантеон (ок. 118—125 гг. н. э.,ил. 56, 57), пленяющий свободной гармонией. Вы­строенный Аполлодором Дамасским, он пред­ставляет классический образец центрально-ку­польного здания, самого большого и совершен­ного в античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного камен­ного массива. Глади стен противопоставлен с се­вера мощный портик коринфского ордера с лестницей. Главное, поражающее зрителя в Пантеоне,— интерьер с огромным цельным под-купольным пространством, торжественно-вели­чавым и гармоничным. Пропорции Пантеона со­вершенны — диаметр купола (43,5 м) почти ра­вен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу его, в подкупольное про­странство вписывается шар. Купол имеет фор­му полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола — источник све­та, льющегося потоком и озаряющего нерасчле-ненное пространство интерьера. Сосредоточен­ность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заклю­чало в себе символическое воспроизведение не­босвода. Это решение было продиктовано зада­чей создания «храма всем богам», не только жи­лища божества, как это было у греков, но и свя­щенного пространства, в котором пребывали молящиеся.

Простоте четких геометрических форм вну­треннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамо­ром, а их пластический декор рассчитан на по­степенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер имеет три яруса. Нижний рас­членен колоннами коринфского ордера и высо­кими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пиля­страми завершается антаблементом. Купол раз­делен пятью кольцевыми рядами кассет, умень­шающимися кверху. Своими отвесными члене­ниями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридиа­нам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты


усиливают впечатление его материальности. Ор­дер Пантеона создает как бы переход от вели­чественного масштаба здания к человеку. Об­разная сила Пантеона — в простоте и цельно­сти архитектурного замысла. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пан-

Рис. 8. Императорские форумы в Риме. План

теон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым. Аполлодором Дамасским был возведен сме­лый по композиции и богатству отделки архи­тектурный ансамбль Древнего Рима — Форум Траяна (109—113 гг. н. э.). Он состоял из пря­моугольной площади, окруженной сквозной ко­лоннадой с входом — Триумфальной аркой, а также с двумя мощными полукружиями по бо­ковым сторонам. В центре площади возвышалась статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. К правому от входа полукружию площади при­соединялось пятиэтажное здание рынка, по



Древний мир


Рим


 


главной оси — пятинефная базилика Ульпия, перистильный двор с колонной Траяна и двумя библиотеками. Композицию завершал двор и храм Траяна.

Потребности римской городской жизни вы­звали появление уже в 1 в. н. э. нового типа зданий: гигантских терм — общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. Это был целый комплекс разнохарактерных по свое­му назначению сооружений, предназначенных для всестороннего гармоничного развития чело­века. К залам холодных и теплых бань, обра­зующих центральное ядро композиции, примы­кали многочисленные помещения для гимнасти­ческих упражнений и умственных занятий. Огромные сводчатые и купольные залы поража­ли роскошью отделки из мрамора и мозаик, рав­но как и дворы-сады с экседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полуку-иольным сводом) и площадками для игр. Наи­более знаменитые термы императора Каракаллы (нач. 3 в. н. э.), вторые по размеру в Риме, до­шли до нас лишь в руинах. Они представляли собой своеобразную энциклопедию архитектур­но-художественных и конструктивных приемов, применявшихся в римском строительстве. Стремление к возрождению величия и мощи Римской империи внешне проявилось в тяготе­нии к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству 3 — первой полови­ны 4 в. н. э. Термы Диоклетиана в Риме пре­восходят колоссальными размерами термы Ка­ракаллы.

Дальнейшая эволюция римской архитектуры совершалась в условиях углублявшегося с конца

2 в. н. э. кризиса рабовладельческой системы.
В это время в обществе распространялась пас­
сивно-созерцательная философия, проповедовав­
шая покорность судьбе. В Рим проникали ми­
стические восточные культы, христианские
идеи, зародившиеся в Палестине. Все это при­
влекало народные массы идеей спасения, кото­
рого жаждали угнетенные. Соприкасаясь с
теорией стоиков, воспитывавших в человеке спо­
собность переносить невзгоды, христианство,
возвещая равенство людей после смерти, полу­
чило наибольшее признание среди римской бед­
ноты. Оно постепенно вытеснило древние фило­
софские учения.

Художественные идеалы римского искусства

3 и 4 вв. н. э. отражали переломный, сложный
характер эпохи: распад древнеантичного уклада
жизни и миропонимания сопровождался новыми
исканиями в искусстве. В развитии последних
сильнее проявилась роль провинций и варвар­
ских влияний. Грандиозные масштабы некото­
рых памятников в Риме и в его провинциях на-


поминают архитектуру Древнего Востока. В то же время проявлялась тенденция максимально облегчить архитектуру, усилить в ней роль про­странства, одухотворить его.

Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция — Константина на Римском форуме (306—312 гг. н. э.). Сквозной каркасной конструкцией она предвосхищала средневековые христианские базилики Западной Европы. В Риме базилика — это гражданское здание, обычно входящее в ансамбль Форума. Это место торговых сделок, судопроизводства и политических собраний. Базилика Максенция — одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании, она имела с восточной стороны от­крытый портик на столбах. Внутреннее про­странство, разделенное на три нефа, заверша­лось в среднем нефе (колоссальном по ширине) полукруглой апсидой. Средний неф был пере­крыт крестовидными сводами, которые опира­лись на восемь мощных столбов и поддержива­лись снаружи контрфорсами (вертикальными выступами стены, противостоящими боковому распору). Только короткая сторона базилики с апсидой была решена сплошной стеной. В ос­тальных частях здания своды опирались на столбы, служившие основанием всей конструк­ции. Тонкие наружные стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных пролетов.

После признания в 313 г. христианства гос­подствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основ­ном заимствовались из античных базилик.

Скульптура.В эпоху империи получили даль­нейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументаль­ный мраморный Алтарь мира (13—9 гг. до н. э.) по случаю победы Августа в Испании и Галлии. Верхняя часть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алта­рю Августа, его семьи и римских патрициев, на­деленных острыми портретными характеристи­ками. Мастерство исполнения, свободный рису­нок свидетельствуют о греческом влиянии. Однако композиция однообразна по ритму, в ней нет пластической свободы греческих релье­фов. Изысканность сочетается с сухостью, жест­костью. Повествовательные композиции в исто­рических рельефах, прославляющих подвиги римского оружия, мудрость правителей, укра­шают триумфальные арки. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно и бесстрастно повествует о походе римских войск против даков (ил. 61) — военные марши, битвы, осады крепостей, военные сове-



Древний мир


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.) Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.) Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно. 0 было синонимом варварства в п

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античнос

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.) Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствую

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги