рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО - раздел Образование, ИСКУССТВА (11—12 Вв.) Термин «Романский Стиль» Применяется К Ис­кусству 1...

(11—12 вв.)


Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Романский период — время возникновения общеевро­пейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи в эпоху наивысшего развития феодализма, когда власть светских и духовных феодалов достигла наи­большей силы. В отличие от Византии, где искусство регламентировалось столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия и разнообразия локальных местных школ, что свидетельствовало о возможности различных ис­каний в пределах одного стиля.

Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, так же как и мировоззрение феодального общества. Католи­ческая церковь обладала исключительным идео­логическим и экономическим могуществом. В ус­ловиях феодальной раздробленности Европы она была единственной силой, объединяющей на­роды. Монастыри представляли собой крупные хозяйственные единицы, являлись средоточием умственной жизни и центрами церковного обра­зования и художественного творчества. Однако церковь была здесь теснее, чем в Византии, связапа с политической борьбой, с повседневной жизнью. Вопросы нравственного поведения че­ловека, его мирской деятельности решались церковью. Для западной церкви характерны по­пытки примирения религиозного и рациональ­ного объяснения мира, что также отличало ее


от восточной и открывало возможность более свободного толкования догматов, познания ре­ального мира. Так, Иоанн Скот Эриугена про­поведовал мысль о свободе воли, о превосходст­ве разума над авторитетом церкви.

Стремление к повышенной одухотворенности отличает образы романского искусства так же. как и византийского, но их содержание и форма выражения различны. В западноевропейском ис­кусстве с религиозностью совмещалось непо­средственное деятельное отношение к жизни. Образ духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развития в такой мере, как в Византии. Средневековый человек в Западной Европе чувствовал в себе переизбыток сил, жил во взаимоотношени­ях с себе подобными, в непрерывном действии. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — мятущимся духом. В повышен­ной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.

Рождение новой цивилизации, длительный процесс становления феодализма в Западной Европе, сопровождавшиеся разрушением родо­вых отношений, войнами и крестовыми похода­ми, порождали чувство дисгармоничности жиз­ни, несовместимости красоты и действительно­сти. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник



Средние века


Западная и Центральная Европа


 


этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего урод­ства облика, как бы воплощающего косную ма­терию. В библейских и евангельских сказаниях мастера романского искусства сосредоточивали внимание на выражении сильных страстей, осо­бенно на теме страдания и неизбежной траги­ческой гибели человечества или торжества хри­стианства над темными силами мироздания; создавая картины народных бедствий, они ино­сказательно отражали характерные стороны со­временной им жизни.

В формировании средневековой художественной культуры огромное значение имело народное творчество. Влияние его сказывалось в .мо­нументальных формах архитектуры, в интер­претации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике. Создавалось роман­ское искусство в основном в монастырях. Одна­ко традиция народного творчества проникала и в церковное искусство. Светская культура в ро­манскую эпоху не исчезла. Героический эпос («Песнь о Роланде», ок. 1100 г.), поэзия труба­дуров, рыцарский роман, бытовой жанр, фаб­лио, фарсы, полные насмешливости поговорки, басни достигли в то время расцвета.

Архитектура.Ведущим видом романского ис­кусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, на­чавшимся в Западной Европе в пору образова­ния и расцвета феодальных государств, ожив­ления хозяйственной деятельности и нового рос­та культуры и искусства. Монументальная ар­хитектура Западной Европы возникла еще в ис­кусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания эпохи Каролипгов — при­дворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.). Сочетая классиче­ские и варварские элементы, отличаясь суро­вым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустрем­ленно развивавшегося на протяжении двух сто­летий. В каждой стране этот стиль складывался тд воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византий-ких, арабских.

Суровость и мощь романских сооружений бы­ли порождены заботами об их прочности. Стро­ители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей


мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духов­ных) феодалов, церкви и монастыри. В стихий­но возникших городах архитектура лишь за­рождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одповремепно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планиров­ки лежал практический расчет. Обычно распо­ложенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил за­щитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укреп­ленным порталом был окружен рвом, монолит­ными каменными стенами, увенчанными зубца­ми, башнями и бойницами. Ядро крепости со­ставляла массивная круглая или четырехуголь­ная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными пост­ройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто заверша­ла отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвыша­ясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой си­лы. Опыт строительства замков был впоследст­вии перенесен па монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и горо­да-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11 —13 вв. В их планировке, обычно, асимметричной, строго соблюдались тре­бования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Грузная башня старого донжо­на в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сенс (12 в.), город-крепость Каркассои в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мои Сен Мишель д'Эгиль (ил. 85) во Франции больше других сохранили первоначальный облик; типичный памятник пе­риода коммунальной борьбы в городах 13 в.— грозные башни родовых замков в Сан-Джими-ньяно в Италии (конец 12 — нач. 13 в.). Суро­вая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Строились так­же дворцы: в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.

Композиционным центром монастыря в горо­де обычно был храм — самое значительное со­здание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окру­жающими его строениями, впечатляя благород­ной суровой красотой. Сложная группировка его разномасштабных объемов, живописность силу­эта и композиции, рассчитанных на различные точки зрения, способствовали слиянию его с го-


Средние века


Западная и Центральная Европа


 


родскими постройками, с природой. В соборе, в монастырской церкви, которые были почти един­ственными видами общественных зданий эпохи, выражены основные принципы романской архи­тектуры.

Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базиликальную форму. В плане — это латин­ский крест. Оп образуется от пересечения про­дольных залов, нефов (их бывает три или пять: высокий — центральный и боковые более низ­кие) поперечными — трансептами (иногда трех-пефными). Центральный неф завершался на востоке здания, а иногда и па западе алтарным полукружьем. Вход решен в виде монументаль­ного портала с врезанными в толщи стен умень­шающимися в перспективе полуциркульными арками. Он часто был расположен на широкой стороне, вступающий в храм оказывался в цент­ре корабля (или нефа) и мог обозревать урав­новешивающие друг друга алтари на западе и востоке.

Планировка и формы романского храма отве­чали потребностям культа. Храм вмещал массу людей, различных по социальному положению: мирян и духоьенство, простых людей и знать. Он был рассчитан и на многочисленных палом­ников. Паломничество к местам, где якобы хра­нились мощи и реликвии святых, было харак­терно для эпохи. Все это вызывало необходи­мость увеличения размеров храма, создания до­полнительных помещений и разграничения внутреннего пространства на зоны. Сложную разработку получила восточная часть, предназ­наченная для духовенства. Ближе к алтарю, за трансептом, отодвинутым на запад, находился хор — почетное место храма. Вокруг алтарной части располагался полукольцевой обход, как бы продолжающий боковые нефы за апсидой (этот обход иногда обрамлялся венцом малень­ких часовен — капелл, представлявших само­стоятельные объемы). Место пересечения про­дольного нефа и трансепта (средокрестие) об­разовывало композиционное средоточие храма, увенчанное высокой башней. У перехода нефа в средокрестие возводилась арка, отделяющая молящихся от духовенства. Над боковыми не­фами размещались эмпоры — галереи второго яруса. Для романских храмов характерны под­земные сводчатые помещения — крипты. Рас­положенные под алтарем, они использовались для хранения реликвий и для погребения.

Особенности романской архитектуры обуслов­лены применением сводчатых перекрытий, ко­торые по мере развития строительной техники заменили ранние плоские. Воздвигались прос­тейшие полуциркульные, а также крестовые


своды, известные еще римлянам. Тяжесть камен­ного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз па опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. Зодчие стремились облегчить давле­ние свода, поднять центральный неф над боко­выми и осветить его окнами. Устойчивость кон­струкции при значительном размере здания достигалась с помощью более легких сводов, на­грузка которых ложилась не на длину стен, а сосредоточивалась в определенных узлах. Полу­циркульный свод укреплялся равномерно рас­положенными подпружными арками, которые принимали основную нагрузку. Они опирались на етолбы, сопротивление последних нагрузке усиливалось возведенными снаружи массивны­ми контрфорсами.

С введением крестового свода, образованного пересечением двух одинаковых по диаметру ча­стей полуцилиндрических сводов, нагрузка пере­давалась через диагональные ребра на четыре столба, расположенные в углах квадратного ос­нования. Квадратные в плане, крестовые своды ритмично делили пространство центрального нефа на равные части. Перекрытие нефов крес­товыми сводами приводило к тому, что направ­ленные в противоположные стороны силы рас­пора частично нейтрализовались. Опорой стано­вилась не вся стена, а лишь толстые столбы, поддерживавшие арки свода.

Внутреннее пространство в романском соборе играет большую роль, чем в римской и поздне-римской архитектуре. Оно имеет характер замк­нутого объема и окружено со всех сторон инерт­ной каменной массой. Интерьер воздействует обширностью пространства, удлиненным и вы­соким средним нефом, обилием гладких поверх­ностей массивных стен с щелевидными окнами, тяжелых арок, столбов и чередующихся с ними колонн, которые вносят акценты, отсчитывая ритм. В романской архитектуре применяются традиционные римские формы: полуциркуль­ные арки, столбы, колонны. Но они взаимодей­ствуют — арка может охватить другую арку или группу мелких; полуколонны входят в стену. В одном и том же здании могли уживаться сво­ды различных конструкций; романские колонны не имели устойчивых типов ордеров. Пропорции и формы капителей разнообразны, декор их не имеет аналогий в истории архитектуры. В ран­ний период капители, по форме близкие к усе­ченной пирамиде, обычно покрывались орна­ментом со стилизованными мотивами растений и фантастических животных. В эпоху зрелости стиля часто применялась скульптурная капи­тель с изображением фигур святых.



днпе века


Западная и Центральная Европа


 


Наружный вид ромапского собора суров, ист и ясен. Он воздействует материальностью, сомостью, конструктивной логикой и членены-чп объемов, предельно четко передает внут-ниюго структуру здания. Это единый, мощ­ны замкнутый объем, имеющий с восточной ■"■фоны пирамидальную форму. Центральный ф возвышается над боковыми, стены обхо-— над капеллами, над ними — главная апси-Центр композиции образует башня средо-•стия, увенчанная шпилем. Она как бы за-■мпает медленный рост сооружения вверх. :огда западный фасад, апсида и трансепты мыкаются башнями-колокольнями. Они при­ют устойчивость сооружению. Башни и стены массивным цоколем сближают внешний облик 'юра с крепостью, крепко, нерушимо связан-ц с землей.

Франция. Памятники романского стиля рас-иты по всей Западной Европе. Больше всего : во Франции, которая в И—12 вв. была не тько центром философского и теологического пжений, но и широкого распространения ере-чоских учений, в известной мере преодоле­вших догматизм официальной церкви. В ар-тектуре Центральнс-й и Западной Франции речаются наибольшее разнообразие в реше-:и конструктивных проблем, богатство форм. ней ярко выражены черты храма романского лля. Примером его служит церковь Нотр-Дам Гранд в Пуатье (11 —12 вв., ил. 74). Это -тытый невысокий малоосвещенный храм, с истым планом, с маловыступающим трансеп-I, со слабо развитым хором, обрамленным :шь тремя капеллами. Почти равные по высо-. три нефа перекрыты полуцилиндрическими >дами и общей двускатной крышей. Цент-1ьный неф погружен в полумрак — свет про-кает в него через редко расположенные окна ;овых нефов. Тяжеловесность форм подчерк-га приземистой трехъярусной башней над докрестием. Нижний ярус западного фасада членен порталом и двумя полуциркульны-арками, уходящими в толщу стены. Движе-■• вверх, выраженное небольшими островер­хи башнями и ступенчатым фронтоном, оста-швается горизонтальными фризами со льптурами святых. Богатая орнаментальная ьба, типичная для школы Пуату, стелется ■ оверхности стены, смягчая суровость соору-:ия.

'• грандиозных храмах Бургундии, занявшей сое место среди других французских школ, (I сделаны первые шаги к изменению конст-ции сводчатых перекрытий в типе базили-ыюго храма с высоким и широким средним :ом, со множеством алтарей, поперечных и


Рис. 11. Так называемая Третья церковь в Клюни. 1088—1107. План

боковых кораблей, обширным хором с обходом и развитым, радпально расположенным венцом капелл. Высокий, с трехъярусным членением


Средние века


Западная и Центральная Европа


 


стен центральный пеф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в боль­шинстве романских церквей, а с легкими стрель­чатыми очертаниями. Классический образец та­кого сложного типа — грандиозная главная пя-тинефная монастырская церковь аббатства Клю-ни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущест­венного клюнийского ордена 11 — 12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеле (первая треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для них характерно наличие широкого зального поме­щения, расположенного перед нефами, при­менение высоких башен. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью рас­члененных объемов, размеренностью ритма, за­вершенностью частей, их подчиненностью цело­му. Монастырские романские церкви обычно не­велики но размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформле­ние фасадов было различно. Для южных облас­тей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с ан­тичной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изоби­лии, преобладали простые по формам и пропор­циям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора на фасадах, иногда напо­минавших римские триумфальные арки (цер­ковь Сен-Трофим в Арле, 12 в.). Видоизменен­ные купольные постройки пропикаЛи в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквита­нии и др.

Германия. Особое место в строительстве боль­ших соборов Германии занимали в 12 в. могу­щественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Ворм-ском соборе (1171 —1234, ил. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторо­нах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности не­проницаемых стен с узкими окнами, лишь ску-


по оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизепы (лопат­ки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе дав­ление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых не­фов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два про­лета боковых. Грани наружных форм ясно вы­ражают внутреннюю объёмно-пространствен­ную структуру здания.

Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византин пли романской — тех стран, с кото­рыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная нозднеантич-ная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитекту­ры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы п Ломбардии, в 11—12 вв. освободив­шихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В архитектуре Тосканы античная тра­диция проявилась в законченности и гармонич­ной ясности форм, в праздничности облика ве­личественного ансамбля в Пизе (ил. 75). В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Сапто. Каждое здание выступает сво­бодно, выделяясь простыми замкнутыми объе­мами куба и цилиндра и сверкающей белиз­ной мрамора на покрытой зеленой: травой пло­щади у берега Тирренского моря. В разбивке масс достигнута соразмерность. Изящные бело­мраморные романские аркады с римско-коринф-скими и композитными капителями членят фа­сад и наружные стены всех сооружений на яру­сы, облегчая их массивность и подчеркивая кон­струкцию. Большой по размерам собор произ­водит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-крас­ного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение таг; называемый «инкрустаци-онпый стиль»). Эллиптический купол над сре-докрестием завершил его ясный и гармониче­ский образ, в котором как бы воплотились сво-



Средние века


Западная и Центральная Европа


 


'одолюбивые идеалы городского коммунально­го строя, рано возникшего в Италии.

Живопись.Романское изобразительное искус­ство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды ис­кусства и был средоточием творческой деятель­ности народа. Значительные памятники изобра­зительного искусства 11 —12 вв. созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства.

В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое ме­сто принадлежало фреске. Новым явлением '">ыллвитражи (вид живописи из цветных ку­сочков стекла, соединенных свинцовым карка­сом и заключенных в бронзовые, мраморные пли деревянные рамы), которые заполняли |конные проемы апсиды и капелл и получили чсобое развитие в эпоху готики. На темной сте­не собора витражи образовывали яркие цвето­вые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священ­ной истории, житий святых — популярной ли­тературы того времени. Среди них иногда раз­мещались изображения ремесленников, горо­жан. Многоцветные фресковые росписи покры­вали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов. Плоскостиый харак­тер живописи с локальными тонами и контур­ным рисунком подчеркивал массивность стен. Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец 11 —нач. 12 в.) привлекает увле­кательным рассказом, содержащим множество занимательных, наивно переданных жизненных паблюдений в изображении эпизодов библей­ской истории. Эпически размеренный тон рас­сказа, прерывающийся порою выражением эмо­ций, сложные и прихотливые движения и пово­роты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и бес­покойства, которые свойственны и романской скульптуре. К лучшим композициям церкви Сен-Савен относится «Постройка Вавилонской "ашни», где плоскостность изображения пе ли­шает сцену, изображающую моменты строитель­ства башни, живости (ил. 80). С эскизной легкостью исполнена фреска нартекса на сюжет Апокалипсиса. Мчащийся во весь опор на коне фхангел Михаил, преследующий дракона, по­лон экспрессии.

О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 в., Париж, Байе, обор), в котором прослеживается другая осо­бенность романской живописи — реалистические ~епденции. На плотном ковре (70 м в длину и 0 см в ширину) цветной шерстью вышиты


эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 г. Повествование отличается мерным эпи­ческим строем. События, происходящие одно­временно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумя­тица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фоль­клора. Выразительные, резко очерченные си­луэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и при­дают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпа­леры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоратив­ную роль, они украшали парадные и жилые по­кои, в праздничные дни — стены храмов. Заме­няя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.

Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, ил­люстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниа­тюры линеарпо-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 гг., Париж, Национальная библиотека) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 в.). Торжественно-спокойные или полные экспрес­сии, они отличаются колористической насыщен­ностью, соответствующей пронизывающим фи­гуры страстям.

Скульптура. В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искус­стве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 г. вступает в полосу расцвета. Остат­ки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», не­обходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоратив­ные комплексы романских соборов, выполнен­ные в рельефе и часто расписанные красками. Важнейшее завоевание романской пластики — усиление роли человеческой фигуры в декора­тивно-орнаментальных композициях на темы библейских и евангельских легенд и назида­тельных притч. Мотив человеческой фигуры су­ществовал уже в плоскостной орнаментально-декоративной резьбе варваров, которая предше­ствовала романской скульптуре.

Как и романская живопись, скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. Рельефы чаще всего распо-


Средние века


Западная и Центральная Европа


 


лагались на западном фасаде, то концентриру­ясь вокруг порталов, то размещаясь по его по­верхности, на архивольтах и капителях. Фигу­ры в середине тимпана (поле внутри полукруг-'лой арки над порталом.) крупнее угловых; в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Изображая религиозные сюжеты,, романские ху­дожники не стремились создать иллюзию реаль­ного мира. Основной задачей для них стало со­здание символического образа вселенной во всем ее величии. Иерархическая схема мирозда­ния строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Композиции на темы «косми­ческого» содержания обычно размещали в тим­панах над порталом.

В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масшта­бов, с причудливо изгибающимися искаженны­ми формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений. Они трактовались не как са­мостоятельная ценность, а как часть грандиоз­ного целого — орнаментального многосложного плетения, воплощающего вселенную. В одной сцепе часто соединялись разновременные собы­тия. Место действия давалось условно, какою-либо деталью. Но при этой условности роман­ская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, экспрессии поз, жеста. В ней обнаруживается развитое чувство объ­ема, сочность в лепке скульптурных форм, раз­нообразие и новизна композиционных решений.

Центральный образ романской скульптуры в тимпанах — Христос — обычно сближается сво­им обликом и характером с образом бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего челове­честву неумолимый приговор. В рельефах раз­рабатывается тема борьбы добра и зла, выра­женная в аллегорических образах сражающих­ся добродетелей и цороков. В сплошном камен­ном скульптурном ковре часто причудливо ужи­ваются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сце­ны «Страшного суда» с мифологическими обра­зами древних народных поверий, то в виде уро­дов, то в виде карнавальных масок с их насмеш­ливыми гримасами.

Переход к скульптурному рельефу и мону­ментальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Отдельные вы­пуклые фигуры и группы в ней как бы высту­пают из массы камня.' Капитель из церкви Клю-ни (1109—1113, Франция, Клюни, музей) реше­на в виде группы Адама и Евы. Фигуры с большими го'ловами архаичны, приземисты, не­уклюжи, но крепкая; моделировка объемов,


безыскусственность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный сюжет в романской скульптуре часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом. В рельефах брон­зовых дверей собора св. Михаила в Гильдесгеп-ме (1008—1015, Германия) евангельские и биб­лейские легенды передаются как связный рас­сказ, обладающий значительной изобразитель­ной силой. Место действия .характеризуется лишь скупыми деталями. Сцены сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают живостью повествования, остроумием фолькло­ра, меткостью характеристик персонажей, их состояний: гнева, уныния, неиссякаемой эиер-■ гии. В образах проступает понимание нравст­венного начала как основы человеческих по­ступков.

В начале 12 в. наивная повес гвовательность и живость исчезают. Появляются монументаль­ные композиции тимпанов с драматическими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса, с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары («Видение Иоанна», церковь Сен-Пьер в Муассаке, Лангедок, ок. 1115 г.). В отличие от уравновешенных греческих фронтонных компо­зиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокой­ное движение и страстная взволнованность. За­метно стремление к повышенной выразительно­сти и одухотворенности, к созданию впечатле­ния бестелесности образов.

В церкви Септ-Мадлен в Везеле (1125—ИЗО) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимиа­на и отделена от апостолов сиянием в виде ова­ла, исходящим от божества. Христос исполнен пафоса. Смятение, охватившее апостолов, вы­ражено неистовыми движениями. Мистические порывы, преклонение перед всесильным боже­ством — основное содержание религиозных ком­позиций романского собора. Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности сущест­вующего, с бунтарскими еретическими настрое­ниями, устремленностью к духовному совершен­ствованию и наивной верой в чудо.

В романской пластике встречается сочетание возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного. В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (ИЗО—1140, ил. 78) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величест­венным образом Христа изображен почти гро­тескно-комедийный эпизод взвешивания добрых



средние века


Западная и Центральная Европа


 


и злых дел умерших, сопровождающийся плу­товством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смеш­ным. В бургундской школе появляются и бо­лее человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится рельеф-с изображением сколь­зящей среди колышащихся трав и обременен­ных плодами деревьев Евы (собор в Отене, ил. 79), целомудренной, не ведающей зла, наив­но срывающей плод запретного древа позна­ния. Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено 1ластической гибкости, движения плавны и те-;учи. В барельефе тимпана церкви Сен-Ми-пель д'Антрег (Шарант) изображен архангел Михаил, убивающий дракона. Он поража-т пе встречавшимися до сих пор в роман­ной пластике одухотворенностью, изяществом ропорций, легкостью движений, словно паря-тми крыльями.

С развитием городов и распространением ере­си в соборную скульптуру проникли образы рестьян, кузнецов, акробатов в их рабочей дежде, занятых повседневным трудом; появи-нсь персонажи из древней и средневековой стории, из народно-сатирических произведений рассказов о похождениях Ренара-лиса); нако-|'Ц, образы народной фантазии: химеры, де-опы, полузвериные, получеловеческие маски, аделенные острой выразительностью, насмеш-лвые фантастические лики с гримасами — во-лощепие темных дьявольских сил. Романская уульптура тяготела к образам чудовищного и ' -.{образного. Эти образы обычно включались в рнаменты, покрывающие наружные стены хра-


ма, помещались на капителях и т. д. Против по­добного убранства храма резко выступали дея­тели церкви, видя в нем проявление еретиче­ского вольномыслия.

Наибольшее развитие скульптура получила
во Франции и Германии. Для Франции харак­
терна связанная с оформлением стен монумен­
тальная скульптура из камня. В Германии
крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева
была сосредоточена внутри храма. ,

Романская скульптура достигла расцвета в середине 12 в. В школе ваятелей провинции Иль-де-Франс (северо-восток Франции) синте­зировалось все лучшее, что было создано фран­цузскими мастерами этого периода. Единство и стройность замысла, просветленная гармонич­ность образов отличают скульптуру западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (ок. 1135 — 1155 гг., ил. 77). Образ Хри­ста во славе в композиции тимпана централь­ного портала исполнен сосредоточенности, энер­гии и душевной мягкости. Моделировка форм пластически выразительна. Колонны западного портала, задуманные (как это было принято) в виде статичного абриса человеческой фигуры, вдруг оживляются легким движением вверх, тонкой моделировкой индивидуализированных лиц пророков, царей и предков Христа. Привле­кает образ молодой царицы, точно внезапно встрепенувшейся, сбросившей с себя оковы сна. Неуловимое двгокение, скользящее по ее чистым чертам, таящееся в наивных, чуть припухших губах и глазах миндалевидной формы, предве­щает улыбку.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.) В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.) Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно. 0 было синонимом варварства в п

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античнос

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.) Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствую

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги