Халифат - раздел Образование, ИСКУССТВА (7 В.— Первая Половина 10 В.)
Куль...
(7 в.— первая половина 10 в.)
Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йемене, который был самой цивилизованной областью, и в северо-западной части полуострова, называемой каменистой Аравией, еще в 1 тыс. до н. э. существовали богатые племенные царства. Их процветание, как и возникновение крупных по аравийским масштабам городов, определялось выгодным экономическим положением на мировых караванных путях и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией п Индией. Архитектура и искусство южноарабских государств, изученные еще далеко не полностью, по своему типу входили в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. В Северной и Центральной Аравии основную массу населения составляли кочевники-скотоводы, стремившиеся к захвату новых земель и торговых путей. Эти тенденции были использованы родовой аристократией, объединившей отдельные арабские племена. Экономический и социальный кризис, переживаемый арабскими племенами в 7 в., возникновение новых общественных отношений вызвали к жизни новую религию — ислам, провозгласившую культ бога Аллаха. Основателем ее был пророк Мухаммед, его последователи назывались по-арабски муслимами (покорные богу), откуда и
1 В этом разделе наряду с зарубежным искусством Ближнего и Среднего Востока рассматривается искусство Средней Азии в связи с тем, что в средних художественных учебных заведениях тет курса «История искусств народов СССР».
произошло название мусульман. Первоначальным местопребыванием Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства —. халифат) —были аравийские города Медина и Мекка, где в древнем мекканском храме Кааба хранился Черный камень (вероятно, метеорит) — мусульманская святыня. В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран, а в начале 8 в. они присоединили гигантскую территорию, включавшую на западе Пиренейский полуостров и всю Северную Африку, а на востоке — Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии. Так возникло обширное феодальное государство халифат, по размерам превосходящее Римскую империю во времена ее расцвета. В руках халифов оказались огромные земли и богатства. Однако существование халифата как политического объединения оказалось непрочным. Уже с конца 8 в. он начал распадаться на ряд самостоятельных государств.
Политический распад халифата отнюдь не означал экономического и культурного упадка входивших в его состав стран. Напротив, именно в это время искусство вступило в пору высокого расцвета. Усвоив и переработав значительную часть культурного и художественного наследия покоренных народов, арабы и сами достигли больших успехов в области архитектуры, монументального архитектурного декора, орнаментального искусства и художественного ремесла.
Искусство каждой области арабского мира — Аравии, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, Южной Испании (в период существования там Кордовского халифата) — было крепко связано с местными традициями. Оно проходило длительный путь развития, обладало ярко выраженными особенностями.
Однако схс/дство форм развития феодализма, тесные торговые и культурные связи и сам факт подчинения разных народов одному языку, одной религии, единым правовым и социаль-
Средние века
Ближний и Средний Восток
пым установлениям — все это не могло не породить п черты общности в искусстве стран мусульманского средневековья. Представление об этом искусстве обычно основывается на том, что ислам запрещал изображать живые существа. Священная книга мусульман Коран никогда не иллюстрировалась и украшалась лишь орнаментом. Запретительные предписания соблюдались, однако, далеко не всегда и не всюду. Многие области творчества оказались связанными со светской, придворной культурой. В искусстве мусульманского мира были созданы прекрасные образы. Тем не менее ограничения ислама, сформулированные в качестве религиозного закона, наложили отпечаток на развитие отдельных видов искусства, в котором возобладало ритмически-декоративное начало. Главенствующую роль играла архитектура, высокого совершенства достигли художественное ремесло и искусство миниатюры.
Архитектура. Уже с первых лет возникновения халифата большой размах получило гражданское и культовое строительство. Средневековые города арабского Востока, столица халифата Дамаск (Сирия), затем Багдад (Ирак), в 13 в. Каир (Египет), были центрами утонченной художественной культуры, огромными по тому времени городами, богато украшенными великолепными зданиями. Здесь возникли новые типы монументальных культовых и светских построек: мечети, вмещавшие тысячи молящихся, минареты — башни, с которых призывали верующих к молитве, медресе — здания мусульманских училищ, крытые рынки и караван-сараи, дворцы, укрепленные цитадели, окруженные крепостными стенами с воротами п башнями. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Были созданы разнообразные формы арок — подковообразных и стрельчатых, изобретены особые системы сводчатых перекрытий.
Уже в 7 в. сложился тип колонной арабской мечети. Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими гладкими стенами, с минаретом в виде мощной башни. Основным ядром композиции является открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный галереей с арками. С одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону священного города мусульман Мекки, примыкает глубокий, в несколько нефов, колонный молитвенный зал. Богато украшенная пиша — мнхраб, расположенный в стене, точно обозначает направление к Мекке. В отличие от христианской базилики в колонном зале нет центральной оси, которая направляла бы движение молящихся к
святилищу. Скорее наоборот, войдя под своды мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды колонн, расположенные поперек движения к мпх-рабу. Создается впечатление грандиозного п сложного пространства, которое контрастирует с геометрически-четкой композицией огромного открытого двора.
В колонной мечети проявляется характерное для всего арабского искусства сочетание логически строгого, рассудочного мышления с прихотливой и изощренной фантазией, усложненности с лаконичной простотой.
К ранним памятникам арабского зодчества относится мечеть Омейядов в Дамаске (705 — 715). Она была перестроена из большой христианской базилики, в свою очередь воздвигнутой па месте античного храма Юпитера. Дамасская мечеть с ее высоким колонным залом, где просторно расставленные колонны с коринфскими капителями принадлежат более раннему (византийскому и, возможно, даже римскому) времени — пример перевоплощения христианской базилики в мусульманское культовое здание. С большей последовательностью принципы арабской архитектуры решены в мечети Ибн Тулуна в Каире (876—879). В качестве опор здесь применены не колонны, а мощные прямоугольные столбы-пилоны с перекинутыми через них стрельчатыми арками. Этот архитектурный мотив — основной объединяющий элемент всей композиции мечети. Аркада охватывает огромное (92X92 м) пространство открытого двора, пять нефов молитвенного зала, в котором создается многообразие точек зрения, сложная ритмическая игра пространства. Вместе с тем в сооружении пет переизбытка роскоши, всюду господствуют строгость и простота. Резной по стуку растительный орнамент, покрывающий архивольты арок и карнизы, прихотливый, подобный драгоценному украшению, не нарушает плоскостного характера крупных архитектурных форм.
В архитектуре, как и во всем искусстве Ближнего Востока, необычайно сильно проявилась фантазия строителей, применявших различные декоративные формы. Например, сталактиты — заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических форм, расположенных рядами, выступающими одни над другим, и похожих на разрезанные соты меда пли на известковую накипь, которая образуется в пещерах от просачивания воды через почву и называется сталактитом (отсюда и само название декоративного мотива). Красивые сталактиты использовались даже в капителях колони, особенно эффектно они выглядели благодаря яр-
Средние века
Ближний и Средний Восток
кой раскраске и позолоте. Исключительное ме
сто занял орнамент, украшавший поверхности
фасадов и внутренних стен монументальных
зданий. Художник заполнял плоскость слож
нейшим переплетающимся узором — арабеской.
В узоре использовались растительные мотивы и
геометрический орнамент, построенный на со
четании многоугольников и многолучевых звезд.
Декором служили также изречения из Корана,
начертанные строгим и изысканным арабским
шрифтом. Каллиграфия на всем средневековом
Востоке в те времена расценивалась и как вы
сокое искусство, занимая в ряду других его ви
дов почетное место. Поистине безграничной
была фантазия мастеров — создателей бесчис
ленных комбинаций великолепного орнамен
тального узора, тончайшим кружевом покры
вавшего стены и своды зданий. " .
Прикладное искусство. Снаибольшей выразительностью красота орнамента раскрылась в-произведениях прикладного искусства, игравшего в художественной культуре всех пародов средневекового Востока исключительно важную роль. Экономической базой для этого служило интенсивное,развитие ремесла. В области прикладного искусства средневековые мастера Сирии, Ирака, Египта создали превосходные художественные произведения, и сейчас пленяющие неисчерпаемым декоративным воображением, безупречным вкусом и совершенным мастерством. Это керамические изделия, расписанные люстром — особым красочным составом, который в результате вторичного восстановительного обжига придавал изделиям золотистый отблеск различных оттенков, имитирующий металл; драгоценные ткани, от тончайших муслинов до тяжелой, затканной золотом парчи; резьба по дереву и слоновой кости; изделия из металла, поверхность которых покрыта чеканным, гравированным или инкрустированным орнаментом; художественное стекло тончайшей работы.
Все темы данного раздела:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26
Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...
Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89
Романское искусство................................................... ....... 90
Готичес
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140
Италия.М. Т. Кузьмина..........................................
ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186
Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258
Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева
Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282
Болгария........................................................................ .. 283
Румын
ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ГРЕЦИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ДРЕВНИЙ РИМ
ШУШИШШШ
Древний мир '
Введ
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходи
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.)
Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон
ЦАРСТВО
вв. до н. э.)
Наметившийся при фараонах 12 династии социальный кризис положил конец Среднему царству. Последовавший за ним период Нового цар-
'σ
Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.)
После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заб
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.)
На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,
АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Фи
Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.
ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый
ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других г
АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.)
Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ник
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами,
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.)
К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.)
В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла
ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.)
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы
Византия
Рис.
ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.)
Становление р
ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.)
В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.)
Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.)
Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно.
0 было синонимом варварства в п
Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.)
В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по
СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому начался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античнос
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре
Конец 1 тыс. до н. э.
#
Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория с
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеолог
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э.
Культура расписной керамики-.Уже в 4
Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сю
ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.)
Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торго
Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.)
- Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р
Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась
Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом
Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал
Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая т
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.)
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец
Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.
Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз-
рождения был завершен в первые три десятилетия 16 в., а в последующие годы наряду с величайшей ег
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.)
Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи
ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской живописи постепенно проникали жанровые мотивы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствую
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ
ИСПАНИЯ
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
БЕЛЬГИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
США
Введение
На протяжении 19 в. капитализм с
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти
Щяшттттттямтттт
19 век
Франци
скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Под покровительств
БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман
РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские княжества в период турецкого ига пользовались некоторыми привилегиями. Однако разрозненность, постоянное соперничество делали их полностью зависимыми от
ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Венгерское население не
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.
ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталисти
Хорватия
По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии.
На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи наци
КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных
усадеб возводится в классическом стиле
СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектур
ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г,
СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
Конец 19—20 века
Введение
ВВЕДЕНИЕ Кон
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях
ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О
ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому народу, и в частности его столице Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитект
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в
ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая традиции немецкого революционно-пролетарского ис-
кусства 1920-х гг. и публицистического искусства, св
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи-
тельной народной войны 1941—1945 гг. значительная част
РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Западном полушарии. Развивая передовые национальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистического содружества, Куба пер
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях культурной жизни наблю
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республики в 1924 г. в отсталой феодальной стране начался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за
них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но
Щщщншитшшшшштттт
Словарь терминов
Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.
Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975.
Античные поэты об искусстве. М., 1938.
Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.
Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1.
М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.
Византия
Античность и Византия. М., 1975.
Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрм
Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее»
ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в*
ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З
Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр<
изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш
ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб
Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг
Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:-
пер
Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее
ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.
Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуазной революции. М., 1940.
Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульптуры. М., 1961.
Алпатов М. В. Коро.
Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965.
Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Национальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957.
Зернов Б. Филипп Отто
Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная
интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17—
19. [Международная выставка «Революционное
искусство Запада». Москв
Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. София, 1958.
Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выставка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле
Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974.
Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976.
Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак
Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981.
Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусство.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23.
Малейовский Й. Чехословацкое
Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1981.
I
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ
Аалтонен, Вяйнё
Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Шифер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей
6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д
Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид
68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент
69. Базилика Сант-Аполинаре
Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в.
91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Львиный двор. 14 в.
Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент
! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420
Новости и инфо для студентов