рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - раздел Образование, ИСКУССТВА (Ок. Изо Г.—14 В.) Готическое Искусство Представляет Следую-Ю П...

(ок. ИЗО г.—14 в.)


Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно.

0 было синонимом варварства в представле-

1 историков Возрояэдения, которые впервые гмснили этот термин, характеризуя искусство дпих веков в целом, не видя в нем его цен-х сторон.

- отика — более зрелый стиль искусства сред-ековья, чем романский. Он поражает един­ом и целостностью художественных проявле-' во всех видах искусства. Религиозное по ме готическое искусство более чутко, чем


романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг дсю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представле­ний и переживаний. В мечтательности и взвол­нованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых иска­ниях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стрем­ления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человече­ским чувствам, к остроиндивидуальному, к кра­соте реального мира подготовили расцвет искус-


 


Заказ 1322



• -;зие века


Западная и Центральная Европа


 


■ -а Возрождения. Энгельс сравнивал готиче-. . ю архитектуру с утренней зарей'. Эта об­егая характеристика может быть отнесена и всему готическому искусству. Готическое искусство — искусство цветущих т- рговых и ремесленных городов-коммун, до-'";:вшихся ценою напряженной борьбы извест­ней независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общест­венной жизни Европы — высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламе­нем грандиозных крестьянских войн и победой к началу 13 в. коммунальных революций. В не­которых странах королевская власть, опирав­шаяся па союз с городами, возвысилась над си­лами феодальной раздробленности.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных горо­дов рождали стремления к знанию и непрестан­ным исканиям. С образованием городских и цер­ковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки — университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. В рамках схоластической фило­софии, пытавшейся примирить веру с разумом, возникли еретические учения, вызванные ро­стом критического мышления, ставились серь­езные философские проблемы, уделялось много внимания общим вопросам, связанным с жизнью человеческого общества и познанием самого че­ловека. Философ Пьер Абеляр считал необходи­мым доказывать религиозные догматы с по­мощью разума, для него главным было «сопро­тивление авторитету церкви». В схоластику проникал интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце 12 и 13 вв. распространилось близкое к материализму учение арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делались попытки при­мирить христианские догматы и наблюдения действительности. Реальный мир уже не отри­цался полностью, его рассматривали как совер­шенное творение божества. Трагическая безыс­ходность, которую внушала людям церковь, сме­нилась более светлым и радостным восприяти­ем красоты мира. Суровые нравы смягчились. Вместе с тем росло самосознание народа. В ходе борьбы, в разгаре жакерии, в накаленной ат­мосфере городов, боровшихся за коммунальные вольности, проповедовавших реформу церкви, рождалось сознание братства и равенства, лако-

1 См.: Энгельс Ф. Родина Зигфрида.—М а р к с К., Энгельс Ф.— Соч., 2-е изд., т. 41, с. 113.


нично выразившееся в изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

В придворной рыцарской среде 12—14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. • Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров — про­вансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства. Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону (одноголосью) пришло мно­гоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чув­ства, в мистериях деревенские жители и цехо­вые ремесленники разыгрывали сцены из свя­щенного писания. Возникали комические теат­ральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.

В средневековых городах второй половины 12—13 вв. зародились новые формы архитекту­ры и изобразительного искусства, более слож­ные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство и догматизм, буйство фантазии и тяга к едино­образию, упорядоченности, устремленность в мир мечты и острая наблюдательность, празд­нично-прекрасное и обыденное, уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

Между романским и готическим стилем труд­но провести четкую хронологическую границу. 12 в.— время расцвета романского стиля; вме­сте с тем с ИЗО г. появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание сти­ля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Фран­ции — на родине готики — произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного деко­ра. В Германии готика получила более отвле­ченный, мистический, но страстный по выраже­нию характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искус­ства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благопри­ятную почву для возникновения культуры Про-



Средние века


Западная и Центральная Европа


 


торенессанса, проникли лишь отдельные, пре­имущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской ар­хитектуры. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика до­стигла своего высшего завершения в Миланском соборе (конец 14—15 вв., достроен в нач. 19 в.).

Архитектура. Архитектурный облик западно­европейских вольных городов, по словам К. Мар­кса, «блестящей страницы средневековья» ', на­долго определился готическими сооружения­ми — соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосре­доточенными около площади, к которой сбега­лись тесные кривые улочки кожевников, кра­сильщиков, плотников, ткачей и т. д. Строитель­ство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ре­месленниками и архитекторами). Между строи­тельными артелями, странствовавшими из горо­да в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятни­ка трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от мона­стырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно де­корированы. Их формы поражали динамично­стью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые построй­ки, в них увеличивалось количество этажей, вы­тягивались вверх двускатные щипцовые (остро­конечные) крыши. Замкнутый кольцом кре­постных стен, город развивался вверх. Предна­значенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром го­рода. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, чита­лись университетские лекции, разыгрывались духовные драмы — мистерии.

В замысле образа собора проявились не толь­ко новые идеи католической религии, но и но­вые представления о мире, возросшее самосо­знание горожан. Динамичная устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеа­листическим «стремлением души к небу», про­будившейся тоской о вселенной и одновремен­но рациональными соображениями, вызванны-

'Маркс К. Капитал.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 728.


ми теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной и пожарной выш­ки. Иногда они увенчивались фигурой петуха — символа бдительности. Для организации про­сторных интерьеров с развивающимся ввысь и вглубь пространством в соборе была применена новая конструктивная система свода, сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли, техники.

Готический собор, по сравнению с роман­ским,—новая ступень в развитии базиликаль-ного типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора — устойчи­вая каркасная система, в которой конструктив­ную роль выполняют крестово-реберные стрель­чатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внут­ренние (колонны, столбы) и внешние (контр­форсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основ­ной, несущий скелет здания и до предела облег­чить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тон­кими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тя­жесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления пе­реносились на вынесенные наружу контрфор­сы — столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны пе­ребрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широ­кие пролеты и различные но форме отрезки про­странства, а также поднять свод на головокру­жительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.

Характерная особенность готической архитек­туры — арка стрельчатой формы, определяю­щая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она сво-


 


7*



Средние века


Западная и Центральная Европа


 


ими динамичными очертаниями усиливает лег­кость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его интерьер — просторный, свет­лый, рассчитанный на многолюдную толпу,— сразу раскрывается перед зрителем и захваты­вает стремительным движением на восток, так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти сти­раются. Капеллы сливаются, образуя сплошной венок; они отделяются от храма колоннадой, в которой как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и лег­ко обозримым, динамичным, рождаюшим бес­конечную смену зрительных впечатлений. Про­странство безмерно протяженных нефов стре­мительно развивается в глубину — к алтарю, хору, озаренному светом, заставляющим трепе­тать всю атмосферу; убыстряющимся вверх рит­мом оно возносится под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок, как бы стремящихся в бесконечность. Льющиеся свер­ху, из окон с цветными стеклами потоки разно­цветного света смешиваются в пространстве, иг­рают на пучках колонн. В праздничные дни со­бор представлял особо торжественное зрелище: голоса поющих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистическое на­строение. Они как бы уносили в некий неизве­данный, но влекущий к себе, находящийся за пределами земли одухотворенный мир и в то же время подымали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и внешний вид собо­ра, ибо внутренняя структура здания проеци­руется на внешнюю; внутренние членения про­дольной части здания угадываются в его фасаде. Внутреннее пространство как бы перетекает во внешнее. Образ храма утратил суровую замкну­тость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с мо­нументальными, богато украшенными портала­ми, которые прежде размещались на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочислен­ные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроко­нечными завершениями над окнами и портала­ми) рождали впечатление неудержимого движе­ния вверх и преображали собор, по словам Ро­дена, в «симфонию света и тени». Сложная си­стема скульптурного декора превращала камен­ную стену в подобие легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющи­мися в окружающей среде. Цветные окна, зани­мающие верхнюю часть степы, сквозные гале-


реи способствуют тому, что здание как бы утра­чивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности — детали подчинены четкой логической и строгой конст­рукции.

Франция. Классическое выражение готиче­ский стиль получил во Франции — родине готи­ческих соборов. В 12 —14 вв. происходит объ­единение французских земель, формируется го­сударство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской го­тики возникли в провинции Иль-де-Франс (цер­ковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре коро­левских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: мас­сивность гладких стен, скульптурная лепка объ­емов, грузность башен фасада, четкость компо­зиций, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота мас­сивных форм, скупость декора.

Величайшее сооружение ранней готики — со­бор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13 в.; венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он вы­строен в центре древней части Парижа, на ост­рове Сите, образованном течением Сены. В пла­не собор — пятинефная базилика со слабо вы­ступающим трансептом, квадратными ячейка­ми главного нефа. Западный фасад гармони­чен в своих пропорциях, ясных ярусных члене­ниях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выяв­ляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фа­сада проходит так называемая «галерея коро­лей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из тонких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Компози­ция фасада, построенная на постепенном облег­чении форм, завершается двумя прямоугольны­ми башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что со­общает фасаду динамичность, у зрителя создает­ся ощущение устремленности всех форм вверх.

Скульптурный декор собора сохранился лишь на тимпанах, па вогнутых поверхностях порта­ла, в цокольном ярусе.

Каждый готический собор имел свое индиви­дуальное лицо, нес отпечаток искреннего вдох-



Средние века


Западная и Центральная Европа


 




 


Рис. 12. Поперечный разрез готического собора. Собор Нотр-Дам в Амьене. 13—15 вв. План


повепия строителей-каменщиков. Наиболее вер­ное представление о первоначальном облике французских готических храмов дает Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета клас­сической французской готики. Он захваты­вает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, про­низанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой полови­ны 13 в.

Это замечательный пример слияния могучих архитектурных масс и линий, скульптуры и ог­ромных, то сверкающих, то мерцающих витра­жей сдвоенных окон, увенчанных розой. Они сохранились почти полностью в первоначаль­ном виде и создают особую светоцветовую ат­мосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.

Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертнкализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищ­ный характер соборов. Реймский собор (зало­жен в 1211 г.; закопчен в 15 в., ил. 84, 86) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий " гений Франции. Он воспринимался народом как сим-


вол национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высо­кими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных созданий готики, замеча­тельное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

По сравнению с собором Парижской богома­тери все формы западного фасада Реймского собора' (ил. 83) стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремлен­ных вверх, лишь слегка задерживается горизон­тальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигант­ских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, арк­бутанов, пииаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпи­лей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение за­медляется, успокаивается в центре второго эта­жа огромной розой и стремительно нарастает в


Средние века


Западная и Центральная Европа


 


боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом ба­шен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной свето­тени, не снимающей, однако, строгости архи­тектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праз­дник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собира­ются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посети­телей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным линиям. Архитектурио-скул ьнтурные декора­ции собора пронизаны единым ритмом и вос­принимаются как завершенное целое, как выра­жение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир.

В Амьенском соборе наиболее полно'выразил­ся расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхи­щает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Осве­щенный витражами, он был теплым и лучезар­ным. Центральный неф собора отличается боль­шой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, нет полной гармо­нии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя углуб­ленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими сте­ны скульптурными лиственными гирляндами.

В Амьенском соборе появляются и черты го­тики типа, переходного к ее позднему этапу — пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмер­ность частей.

Во второй половине 13—14 вв. еще продол­жают достраивать начатые соборы, но типич­ным становится строительство небольших ка­пелл по заказу гильдий или частных лиц.

Чудесное создание развитой французской го­тики — двухэтажная королевская Святая капел­ла (Септ-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом об­щей композиции и совершенством всех пропор­ций, устойчивостью и пластичностью внешнего


облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняю­щими простенки меяеду тонкими опорами сво­дов. Изумительный эффект в этом хрупком зда­нии создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными краска­ми. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 в. К выдающимся памятникам 13 в. относится аб­батство Мои Сен-Мишель (ил. 85).

Германия. Готический стиль в Германии раз­вивался на основе худоя-сественного опыта фран­цузов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немец­кое искусство не обладало цельностью и един­ством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, при­сущих французским. Драматизм, экспрессив­ность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предель­ное выражение. Часто встречался тип одноба-шенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается^ в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Во Фрейбург-ском соборе (ок. 1200 г.— конец 15 в., ил. 87) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, интерь­ер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление. Гран­диозный пятинефный Кельнский собор (1248 — 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами на западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная частв его была закончена лишь в 19 в.

В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и об­щественной. Развитая политическая жизнь и ра­стущее самосознание горожан получили отраже­ние в строительстве монументальных ратуш.

Италия. Особенно богата памятниками свет­ской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Вене­ции во многом определяет архитектура обшир­ного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14—15 вв., ил. 88), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской



Средние века


Западная и Центральная Европа


 


готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Ог­ромное монументальное здание точно вдавли­вает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тон­кими, часто расположенными колоннами обра­зует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым ор­наментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.

Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозное палаццо делла Синьо­рия (палаццо Веккьо, 1298 — 1314) во Флорен­ции. Скупо расчлененное небольшими оконны­ми проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня, воспри­нимается как цельный монолит. Его суровый об­лик, его пластическую мощь подчеркивают сме­ло выступающий вперед ярус машикул и кре­постных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка, палац­цо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намеча­ются черты, получившие развитие в архитекту­ре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.

Скульптура. С готическим зодчеством нераз­рывно связано развитие пластики. Ей принад­лежало первое место в изобразительном искус­стве этого времени. Она усиливала эмоциональ­ность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремле­ние к чувственно-поэтическому, изобразитель­ному воплощению не только религиозных пред­ставлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совер­шенного порождения. Особенно богато укра­шался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Глав­ное место в его внешнем и внутреннем декора­тивном убранстве принадлежало статуе и релье­фу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разрабо­танной теологами программе. В храме, олицет­воряющем, как и прежде, образ вселенной, те­перь наиболее развернуто в зримых чувствен-


ных формах представлялась религиозная исто­рия человечества с ее возвышенными и низмен­ными сторонами, с ее жизненной многосложно­стью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художни­ков и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по раз­меру статуи апостолов, пророков, святых распо­лагались вереницами, как бы встречая посети­телей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши ба­шенок, вимперги украшались горельефами, де­коративными рельефами и статуями. Множе­ство мелких фигур и отдельных сцен размеша­лось в трансептах, на консолях, цоколях, поста­ментах, контрфорсах, крышах. Капители и кар­низы заполнялись изображениями птиц, листь­ев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся ли­сточки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в ар­хитектурные формы. Подобное изобилие расти­тельной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Готическая скульптура — органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитек­турную конструкцию, входит в состав функцио­нальных элементов постройки. В Реймском со­боре она даже определяет его внешний облик. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разно­образие впечатлений, которым готика обогаща­ла современников. Статуи сохраняют тесней­шую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлинен­ных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамиче­скому ритму целого, образуя единый архитек­турно-скульптурный ансамбль. Размеры их на­ходились в точном соотношении с архитектур­ными формами, зависели от установленного ре­лигиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не толь­ко степень подчинения скульптуры архитекту­ре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое роман­скими ваятелями обособление человеческого об­раза от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пла­стики, ее взаимодействие с окружающей про­странственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, по­вороты торсов и перенесение тяжести тела на



Средние века


Западная и Центральная Европа


 


одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая не­сколько нарушает вертикальный архитектур­ный ритм собора.

Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчер­кивающие пластичность и гибкость человеческо­го тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть; глу­боко западая, они порождали богатую игру све­та и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тон­кую одеяеду просвечивало тело, красоту кото­рого начинали признавать и чувствовать и поэ­ты и скульпторы того времени. Внимание со­средоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивпду-альными, конкретными, возвышенное сочета­лось в них с повседневным житейским. Челове­ческое лицо оживлялось выразительным взгля­дом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, испол­ненные душевной близости, как бы сердечно бе­седовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взвол­нованность, томительное раздумье.

Появляются скульптурные группы, объеди­ненные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, греш­ники в аду мучаются. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готи­ческие мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит бо­лее личный, эмоциональный характер. Стрем­ление усилить чувственную достоверность обра­за обнаруживало себя в острой наблюдателыга-- сти и жадном интересе к единичному, частно­му, индивидуальному, портретному и даже не­обычному, случайному. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и муд­рости мироздания. Отсюда интерес к характер­ным жизненным деталям, которыми они обога­щали пластику.

Расцвет скульптуры качался на рубеже 12— 13 вв. во Франции, когда процесс националь­ного пробуячдепия был на подъеме. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота


контуров, ясность пропорций, сдерячапные же­сты слулшлн во французской скульптуре выра­жением нравственной силы, духовного совер­шенства.

Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Рейм-ского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, кото­рые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры.

Шартрские мастера создали ряд превосход­ных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напря;кенности. Зре­лым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала — в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредо­точенного, немного грустного и вместе с тем не­поколебимо мужественного. Меняя точку зре­ния, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, си­лой мысли, нервным напряжением.

В статуях святых — Мартина, Григория и Иеропнма южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя не­обходимое для архитектуры фронтальное поло­жение, мастер оживил фигуры святых едва за­метным движением — легким поворотом голов, сдержанным жестом. Каждый образ — опреде­ленный характер с соответствующим ему со­стоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Вместе с тем все три фигуры объединены единым ощу­щением нравственной силы, душевного благо­родства — люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, но от­влеченным понятием чести, верности, велико­душия. В дальнейшем французская скульпту­ра шла по пути все большей свободы в поста­новке фигур, повороты, жесты, движения ста­новились отчетливыми и разнообразными. Сре­ди реймских статуй особой силой пластиче­ского выражения отмечены мощные фхггуры двух женщин — Марии и Елизаветы (ил. 89). Каждая из них имеет самостоятельное пласти­ческое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, пережива-



■-редние века


Западная и Центральная Европа


 


шями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Ее голова наиболее пластически

ложна. Ниспадающее с вьющихся волос покры­вало то затеняет, то открывает лицо и Позво­ляет с разных точек зрения уловить тонкие от-

епки настроений, проскальзывающих в чертах:

0 спокойствия, то грусти, то просветленности,
■■.оторая доминирует в профиле. Духовное вол­
нение выражено не только в классически пре­
красных чертах, но в движении корпуса, в тре-

Н'тяой вибрации драпировок одежд, гибких из-шлиетых линиях контуров. Марии с ее духов­ным подъемом, с ее величавой грацией противо-

1 оставлен образ пожилой, суровой, умудренной,
наполненной чувства достоинства и трагическо-
п предчувствия Елизаветы. Созданные рейм-
кими мастерами образы привлекают нравст-
:енпой силой, высотой душевных порывов и в
о же время близкой античному идеалу телес­
ной жизненностью, простотой и характерно-
п,ю, обаянием -женской .красоты. Задумчива
Хина с топкими чертами лица француженки,
смцераментен св. Иосиф (группа «Сретение»,
240-е гг.) — элегантный светский человек с пс-
рящимся галльским умом. Выразительны дета-

:н: острый, задорный взгляд, франтовато закру-еппые усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудря-,ая бородка, стремительный поворот головы к обеседнпку. Энергичная светотеневая модели-■опка усиливает живость выражения.

Изменяется трактовка традиционных образов.

Изображая сцепы из жизни Христа, готический

:астер обнаруживает близость его к страдаю-

пему человечеству. Таков образ Христа-стран-

пка (Реймскпй собор), самоуглубленного,

порбпого, примирившегося с судьбой. В Христе

" тагословляющем (Амьенский собор) гармопич-

ые черты отмечены печатью мудрой нравст-

П1П0Й красоты и мужественной силы. Повели-

■лытый жест руки точно призывает зрителя к

■стойной чистой жизни. В народной среде был

юбим образ Мадонны с младенцем на руках,

■площающий девичью чистоту и материнскую

--жпоеть. С 13 в. ей часто посвящаются порта-

.!. Она изображается с гибким станом, с неж-

■ склоненной к младенцу головой, улыбаю-

-•-'йся, с полузакрытыми глазами. Женственное

.арование и мягкость отмечают «Золоченую

|донну» южного фасада Амьенского собора

•чтец 13 в.). Широкие волны линий, идущих

бедра к ступне, уже заметные в реймских

иуях, приобретают здесь характер движения,

'того благородного ритма. Плавная линия-

являет изящество изгиба торса, бедра и ко-

|. В статуях Амьенского собора пропорции

а в II льны, драпировки естественно ложатся по


фигуре. Им не свойственна экспрессия произ­ведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к ан­тичной классике.

Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг.) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций. Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая — побежденную Синагогу. Об­раз Церкви, с властным взглядом, с гордой осан­кой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завя­занными глазами трагична. Она воплощает осуж­денную католицизмом ложную иудейскую рели­гию. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроиз­вести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церк­ви, проступают ее изящные формы. Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свой­ственные французской и немецкой готике: вы­сокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой.

В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя ис­кусства: гротескные фигуры монахов, жанро­вые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьен­ский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем фран­цузская, она захватывает силой драматических образов. Тенденция к индивидуализации харак­тера и чувств рождает почти портретность Ели­заветы Бамбергского собора (1230 —1240), с су­ровыми чертами волевого лица, с мрачно-взвол­нованным взором. Резкие угловатые формы, бес­покойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа.

В Германии рано появляются конные изоб­ражения. Бамбергский всадник — воплощение мужества и рыцарской энергии.

Немецкая готика сыграла важную роль в раз­витии портретной скульптуры. В статуе марк­графа Эккехарда Наумбургского собора (сер.



Средние века


Западная и Центральная Европа


 


13 в., ил. 90) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным ли­цом. Хрупкость и лиричность отличают его су­пругу Уту — меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительно­стью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х гг. 13 в: одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо прояв­лявшейся в мелкой пластике. В 14 в. доминиро­вало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зача­стую подменялось условной схематизацией.

Живопись.Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора иг­рало его светоцветовое решение. Обилие позоло­ты во внутреннем и наружном убранстве собо­ра (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемо­сти итяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Этому способствовали и витражи, заполняв­шие огромные поверхности окон, их компози­ции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литера­турные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, кре­стьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными компози­циями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и све-товое начала живописи, сообщала этим компо­зициям повышенную эмоциональность. Огнен­ные, цвета граната, густо-алые, красные, жел­тые, зеленые, ультрамариновые, голубые и тем­но-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности — дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воз­душной среды, играя па полу, колоннах, вит­раж воспринимался как источник света, кото­рый углублял перспективу. Неодинаковые, по довольно толстые стекла часто были с пузырь­ками и не совсем прозрачными — это усиливало художественный эффект, производимый витра­жом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился, играл. Лучшие подлин­ные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Буржа. Великолепна «темпо-пурпуровая роза» Реймского собора, «мечущие молнии» «огнен­ные колеса» Шартрского собора.


В середине 13 в. в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились корич­невой эмалевой краской, формы имели пло­скостной характер.

В готическую эпоху (13—14 вв.) высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искус­ство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в куль­туре. Даже в иллюстрации с многофигуриыми композициями религиозного содержания вклю­чались тонко наблюденные реалистические де­тали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых пере­давал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниа­тюры 13 —14 вв. принадлежало парижской шко­ле. В Псалтыре св. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры ры­царей и дам исполнены грации — их формы на­несены струящимися линиями, создающими ил­люзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

Беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, тонкость извилистых линий, филигран­ность ажурного узора отличают стиль готиче­ской книги. В 14—15 вв. иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часо­словы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы в ми­ниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, ок. 1320 г.). Усили­лась повествовательность. В «Больших фран­цузских хрониках» (конец 14 в.) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литера­турного произведения. Вместе с тем книге при­давалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных винье­ток. Миниатюра внесла живую струю в средне­вековое искусство, повлияв и на живопись.

Готическое искусство — важное звено в об­щем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают непо­вторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто воспроизводят образ сво­его современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.



Средние века


Ближний и Средний Восток


БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК1


Важная роль в создании средневековой куль­туры принадлежит народам Ближнего и Сред­него Востока. Наряду с Византией арабские страны, Иран и Средняя Азия — очаги древних художественных цивилизаций, неиосредствен-


ные преемники и хранители достижений антич­ной культуры. Наука, литература и искусство, созданные народами Ближнего и Среднего Во­стока, оказали воздействие на многие страны, в том числе и на Западную Европу.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.) В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.) Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античнос

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.) Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствую

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги