ТИРИНФ. МИКЕНЫ - раздел Образование, ИСКУССТВА Выдающиеся Памятники Эгейской Культуры (Период Расцвета 17—14 Вв. До П. ...
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и -Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с баеилевсами.
Архитектураи скульптура.Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко самобытность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18—20 м. Древним грекам казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями. Ученые назвали эти стены «циклопическими». Акрополь в Тиринфе дает полное представле-
ние о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине — так называемый мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца. К мега-рону ведут сени и-портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма. В частности, так называемый «храм в антах» с двухколонным портиком непосредственно восходит к ме-гароиу.
Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен «Львиные ворота» (14—13 вв. до н. э., ил. 18) представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Они сложены из колоссальных, вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот — треугольная известняковая
Древний мир
Греция
плита, украшенная единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом: две львицы стоят но сторонам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, симметричную, так называемую геральдическую композицию.
Живопись и прикладное искусство. Стены Ти-рпифского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику дворца. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, по в них исчезают свобода и непринужденность движений. Композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым — такова фреска из Тиринфа — «Выезд охотниц» (14 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).
Гомер назвал Микены златообильными. Действительно, в микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости, кинжалы со сложнейшими инкрустациями. Их формы и характер близки к критским, но в них можно видеть и восточное влияние.
В период Троянской войны (нач. 13 в. до п. э.) ранние рабовладельческие государства зтейско-го мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии последней трети 19 — 20 вв. Наследие Эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественных ценностей Греции и Рима.
ГРЕЦИЯ
Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Это в значительной мере объясняется своеобразием исторического развития Древней Греции, где, несмотря па существование рабства, долгое время большую роль играл свободный труд ремесленников и земледельцев. Лишь к концу 5 в. до н. э. рабовладение стало оказывать разрушительное действие на труд свободного производителя. В рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям, утверждавшим красоту и величие человека. Несмотря на то что благами демократии пользовались лишь свободные граждане полиса — рабы полностью исключались из сферы общественной жизни, являясь лишь одной из форм собственности,— эта ограниченная демократия все же была важным шагом по пути прогресса в истории общества.
Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, греческие города-государства были очень малы. Полис, то
есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей. И все же не могущественные державы Древнего Востока с их тысячелетней культурой, а сравнительно бедные и небольшие герческие полисы совершили великий перелом в судьбах культуры и искусства.
Произведения греческого искусства поражали последующие поколения реализмом и гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Не случайно Софокл, великий творец трагедий, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
В пору наивысшего расцвета греческой рабовладельческой демократии в 5 в. до н. э. сознание свободного грека было проникнуто чувством гражданской ответственности, в органическом единстве соединялись в нем личные и общественные интересы. Наиболее значительные постройки, а также произведения монументальной скульптуры и живописи принадлежали всей общине, а позже городу-государству. Вплоть до 4 в. до и. э. в частном пользовании отдельных граждан находились лишь небольшие статуэтки и произведения прикладного искусства ,(вазы и т. п.).
Греки придавали большое значение доблести человека, проявляющейся в его облике и по-
Древний мир
Греция
ступках. Человек-гражданин полиса мыслился как всесторонне развитая личность: он участвовал в решении государственных дел, закалялся физически в гимнастических играх, в случае необходимости он становился воином. Полис стремился также обеспечить его всестороннее эстетическое развитие. В связи с этим возникло понятие о гармоничной человеческой личности, об идеале. Особое внимание уделяли греки воспитанию мужественного человека-гражданина, его духовных и физических качеств. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения — защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове), которые проводились раз в четыре года, были своего рода смотром физической и духовной доблести. По Олимпиадам с 3 в. до н. э. велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных форм и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с морально-эстетическим идеалом способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры.
Большую роль в развитии эстетического чувства играли общественные культовые празднества, а затем театральные представления, состязания певцов, торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса. Например, традиционное шествие афинян в праздник Великих Панафипей, посвященное богине Афине, являлось, по существу, демонстрацией могущества и красоты греческого народа.
Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Но греческая религия не зпала ни касты жрецов, ни вероисповедной догматики, которая накладывала свою печать на искусство Египта и Двуречья.
Греки чтили память своих предков-героев, наделяя их всеми чертами возвышенной человечности, почитали определенные места в природе (места подвигов, знаменательных событий в жизни). Культ мест и героев имел государственное значение. Он утверждал высокое представление о человеке, о жизни родной общины, родного полиса. Каждая община в Греции имела своего бога-покровителя, олицетворяющего органическое единство ее членов. Религиозные верования греков имели общие истоки с мифологией, сложившейся еще в конце доклассового обще-ства"> Они воплощали в наивно-фантастических и художественно наглядных образах всю сумму
представлений греков о действительности. В чрезвычайно разнообразных мифах древних греков содержались зачатки науки, философии, а не только религии. К. Маркс подчеркивал, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» '.
Характерная черта древнегреческой мифологии — очеловечивание ее образов. В образах Аполлона (бога солнца и покровителя искусства), Афины (богини мудрости, покровительницы ремесел и земледелия) и других богов и героев греки воплощали свое представление о совершенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, стихийное начало. Греческие храмы постоянно украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человеческого коллектива, например победоносной борьбы людей — греков, руководимых Аполлоном, с безобразными кентаврами (согласно мифам, кентавры — полулюди, полукони), которые воплощали темные стихийные силы природы.
Поэтическая сила и гуманистическая основа мифологических образов способствовали утверждению героики и образа идеальной гармоничной личности в греческом искусстве. ,
Философские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и искусство Древней Греции, непосредственно или через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества: «...без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом,— писал Ф. Энгельс в работе «Антн-Дюрипг»,— не было бы и современной Европы» 2.
История Древней Греции и соответственно-история греческого искусства прошли следующие периоды развития:
1. Гомеровская Греция (11—8 вв. до ы. э.).
2. Архаика, период образования рабовладельческих городов-государств (7—6 вв. до н. э.).
3. Классика, период расцвета греческих городов-государств (5 и 4 вв. до н. э.). В этом периоде принято выделять раннюю классику (490—450-е гг. до н. э.); высокую классику (450—410-е гг. до н. э.); позднюю классику (конец 5—4 вв. до н. э.).
С конца 4 в. до н. э.— так называемый эллинистический период, продолжавшийся до 1 в. до н. э.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12. с. 730.
2 Т а м же, т. 20, с. 185.
Древний мир
Греция
ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ
(11—8 вв. до н.э.)
Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время.
Греческое общество гомеровского периода сохраняло еще родовой строй, хотя постепенный переход к железным орудиям создал условия для развития имущественного неравенства и рабства, носившего патриархальный характер.
Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.
Архитектура и изобразительное искусство не достигли тогда высоты художественного- совершенства эпической поэзии. Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утонченный динамичный образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию древних греков.
Из литературных источников известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения, так называемых ксоа-нов — грубо обработанных идолов из дерева или камня. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по острохарактерным лаконичным формам, красочные, исполнен-
ные наивной радости: «Пахарь» (терракота из
Беотии, 8 в. до и. э., Париж, Лувр), «Герой и
кентавр» (бронза из Олимпии, сер. 8 в. до п. э.,
Нью-Йорк, Метрополитен-музей). «
С развитием ремесел расцветают прикладные исггусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. В последней ясное представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их разнообразные формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Таковы имевшие культовое назначение большие по размерам диннлопские вазы (найдены близ Дшшлонскпх ворот в Афинах); кроме геометрического орнамента, в их декори-ровке встречаются растительные орнаменты, а такж.е сюжетные схематизированные композиции. Важное место занимает мотив плетенки-меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства. Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и многофигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.
Все темы данного раздела:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26
Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...
Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89
Романское искусство................................................... ....... 90
Готичес
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140
Италия.М. Т. Кузьмина..........................................
ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186
Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258
Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева
Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282
Болгария........................................................................ .. 283
Румын
ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ГРЕЦИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ДРЕВНИЙ РИМ
ШУШИШШШ
Древний мир '
Введ
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходи
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.)
Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон
ЦАРСТВО
вв. до н. э.)
Наметившийся при фараонах 12 династии социальный кризис положил конец Среднему царству. Последовавший за ним период Нового цар-
'σ
Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.)
После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заб
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.)
На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,
АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Фи
Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.
ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый
АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.)
Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ник
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами,
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.)
К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.)
В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла
ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.)
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы
Византия
Рис.
ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.)
Становление р
ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.)
В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.)
Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.)
Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно.
0 было синонимом варварства в п
Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.)
Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем
Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.)
В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по
СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому начался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античнос
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре
Конец 1 тыс. до н. э.
#
Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория с
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеолог
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э.
Культура расписной керамики-.Уже в 4
Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сю
ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.)
Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торго
Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.)
- Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р
Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась
Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом
Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал
Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая т
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.)
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец
Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.
Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз-
рождения был завершен в первые три десятилетия 16 в., а в последующие годы наряду с величайшей ег
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.)
Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи
ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской живописи постепенно проникали жанровые мотивы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствую
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ
ИСПАНИЯ
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
БЕЛЬГИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
США
Введение
На протяжении 19 в. капитализм с
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти
Щяшттттттямтттт
19 век
Франци
скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Под покровительств
БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман
РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские княжества в период турецкого ига пользовались некоторыми привилегиями. Однако разрозненность, постоянное соперничество делали их полностью зависимыми от
ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Венгерское население не
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.
ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталисти
Хорватия
По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии.
На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи наци
КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных
усадеб возводится в классическом стиле
СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектур
ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г,
СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
Конец 19—20 века
Введение
ВВЕДЕНИЕ Кон
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях
ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О
ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому народу, и в частности его столице Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитект
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в
ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая традиции немецкого революционно-пролетарского ис-
кусства 1920-х гг. и публицистического искусства, св
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи-
тельной народной войны 1941—1945 гг. значительная част
РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Западном полушарии. Развивая передовые национальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистического содружества, Куба пер
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях культурной жизни наблю
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республики в 1924 г. в отсталой феодальной стране начался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за
них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но
Щщщншитшшшшштттт
Словарь терминов
Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.
Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975.
Античные поэты об искусстве. М., 1938.
Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.
Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1.
М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.
Византия
Античность и Византия. М., 1975.
Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрм
Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее»
ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в*
ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З
Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр<
изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш
ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб
Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг
Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:-
пер
Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее
ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.
Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуазной революции. М., 1940.
Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульптуры. М., 1961.
Алпатов М. В. Коро.
Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965.
Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Национальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957.
Зернов Б. Филипп Отто
Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная
интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17—
19. [Международная выставка «Революционное
искусство Запада». Москв
Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. София, 1958.
Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выставка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле
Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974.
Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976.
Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак
Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981.
Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусство.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23.
Малейовский Й. Чехословацкое
Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1981.
I
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ
Аалтонен, Вяйнё
Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Шифер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей
6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д
Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид
68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент
69. Базилика Сант-Аполинаре
Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в.
91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Львиный двор. 14 в.
Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент
! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420
Новости и инфо для студентов