Живопись Средней и Северной Италии - раздел Образование, ИСКУССТВА Открытия В Области Передачи Объема, Пластики, Живописи, Ее Перспективных Пос...
Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держались готические традиции. К середине 15 в. происходит формирование ренессансной живописи в областях Средней и Северной Италии.
Пьеро делла Франческа. В распространении ренессансных принципов очень большую роль сыграл Пьеро делла Франческа (ок. 1410/20 — 1492) — один из крупнейших монументалистов и теоретиков живописи раннего Возрождения. Он работал во многих городах Средней Италии: Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. Его искусство, полное эпического спокойствия и просветленной героики, оказало большое воздействие на развитие ряда видных мастеров умбрийской и многих других итальянских школ.
Пьеро делла Франческа учился у Домеиико Венециано, некото'рое время жил во Флоренции, проявил глубокий интерес к теоретическим проблемам живописи; позже он написал трактаты «О живописной перспективе» и «О правильных телах». В своем творчестве он соединил интерес к проблеме света и цвета с поисками строгой пропорциональности фигур, ясности правильных объемов и перспективных построений.
Отбрасывая второстепенное, укрупняя и обобщая реалистические формы, он создавал типические образы, полные сдержанности, чувства собственного достоинства, веры в нравственную чистоту и совершенство разума человека.
Наиболее прославленное его творение — ансамбль росписей на тему легенды о животворящем кресте — украшает церковь Сан-Франче-ско в Ареццо (1452—1466). Развивая традиции Джотто и Мазаччо, Пьеро делла Франческа
создает целостную декоративную систему, ш черкивающую архитектонику сооружения; развертывает происходящее действие пар( лельно плоскости стен, хотя в более глубок. чем у его предшественников, как бы насыпи ном воздухом пространстве. Единый ритм об" диняет архитектурные фоны и пластически П) работапные фигуры. Часто художник ввод профильные изображения, предпочитает кругленные силуэты, плавные контуры, четк членения. Написанные поразительными по п| зрачности нежно-розовыми, лимонно-желтыу лиловыми, синими, изумрудно-зелеными кр; ками композиции составляют единую лучеза ную гармонию, обогащенную оттенками разли ной светосилы.
Замедленно развертывается композиция ф] ски «Прибытие царицы Савской к царю Солом ну» (ил. 129). Величественны и важны фигу,' молодых женщин в длинных платьях, ниспа:: ющих свободными складками, размерен ри благородных движений свиты, плавны лит ные очертания. Пропорциональны отношен: между отдельными частями композиции, обт мами, красочными плоскостями. Ясно выделе] пространственными паузами герои — царп: Савская и царь Соломон. Радостные, звучш краски светлой серебристой гаммы подчипег единой цели — созданию живописного ансам ля, торжественного и праздничного.
Иной характер носит фреска «Сон Конста тина», где настроение тишины и таинственное создает ночной полумрак, пронизанный кое-г; светом. Неподвижно застыли фигуры стражи ков в ночном карауле, мерцающий свет ночни; освещает спящего в шатре Константина, ярк сияние исходит от явившегося ему во сне аш ла, который предсказывает царю победу в г| дущей битве. Во фреске «Битва Константина Максенцием» многофигурная композиция ш низана напряженным четким ритмом. Сереб: стый свет дня сообщает эпическое величие а: не. Светлое голубое небо, победно реющее зг. мя, стройность рядов войска Константина яс: раскрывают идею произведения. Чередуя р; нопланные композиции, художник созда полнокровную гармонию росписей, контраг ных и единых в общем ансамбле церкви Са Франческо.
Если в монументальных фресках персонаж Пьеро делла Франческа обладают обобщепи типическими чертами, то в замечательных па ных портретах герцогов урбинских — энерп: ного, умного и властного Федериго да Мопт фельтро (ил. 127) и его строгой жены Ватт сты Сфорца (оба — ок. 1465, Флоренция, Уфф ци) — выявлены индивидуально неповторим}
рождение
Италия
>ты моделей. Профильные композиции не полгали художнику передать объемность форм, роту характеристик. Чудесны как бы окутан-!.' воздушной дымкой пейзажи, на фоне кото-х господствуют образы портретируемых, гор--.'. замкнутые.
Мантенья. Главным представителем ренес-юпой живописи Северной Италии был Андреа нтенья (1431 —1506), деятельность которого напа с Падуей, университетским городом, од-м из центров гуманизма и научной мысли хи раннего Возрождения. Формирование ■алов Возрождения в Северной Италии, где бодные города-коммуны с 14 в. превратились прашш, происходило медленно, в напряжен-[ борьбе с готической традицией в условиях никновения придворной культуры. Мантенья был не только живописцем и рисо-гьщиком, но ученым, теоретиком, археологом, пш из лучших знатоков античности. Он учил-н мастерской Скварчоне, у которого воспри-: и элементы готической традиции и глубо-:'[ интерес к античному наследию. Мантенья : ранил некоторую жесткость и угловатость ;;е в самых ренессансных, пронизанных ан-П1ым мировоззрением вещах. Чеканно пра-ьный рисунок сочетается в них с ощутимо ^емной, почти скульптурной формой, суро-!, сдержанным колоритом. В античности на-1 художник свой идеал человека-борца, кото-п претворил в образы людей эпохи Возрожде-!, наделенных силой и страстностью пережи-:нй, внутренним достоинством. Не меньшую :ь в его формировании сыграли достижения фентийской школы. Драматизм и героика легенд и действитель-ти органично сочетаются в его произведе-гх. Жизнь представляется в них как жесто-; борьба, исполненная противоречий и кои-лктов. В росписях Мантенья дал новые иллю-лые приемы построения пространства, не-1данные ракурсы и аспекты изображения, шх постоянно виден расчет аналитика, раз-"атывающего логические принципы компози-:. знатока перспективных построений. И в то время Мантенье присущи острое чувство ин-пдуального, черты повышенной экспрессив-ти, необычайной страстности и цатетики, черкивающие жизненность его сложных су-ых образов. Монументальные фрески Ман-ьи украшают капеллу Оветари при церкви ■митани в Падуе (1449 —1455). В «Шествии Иакова на казнь» необычны и композицион-построение сцены и точка зрения на нее <у, так что в резком перспективном сократи вырисовывается античная арка, сквозь орую видна улица одного из городов Римской
империи, с домами современной Мантенье архитектуры. На переднем плане — фигура воина в укрупненном масштабе, объемная, закованная в броню. Лица присутствующих строги, благородны, полны серьезности.
По заказу Лодовико Гонзага Мантенья расписал парадное помещение дворца в Мантуе (1474), впервые создав целостную систему декоративных росписей, основанную на их логически ясной связи с конструкцией архитектуры самого интерьера. Здесь в зале камеры дельи Спози художник представил семейный портрет герцога Гонзага. Скомпонованный живо и естественно, он объединяет всех членов этой большой семьи в единую монументальную композицию. Проницательно раскрывает художник человеческие характеры, их монолитную цельность и типичность. С невиданной ранее смелостью и виртуозностью Мантенья достигает впечатления перехода от реального пространства к-созданному в живописи. Живые портретные характеристики сохраняет художник и в сцене «Встреча Лодовико Гонзага с кардиналом Фран-ческо Гонзага» (ил. 130). Своеобразно решение плафона с точкой зрения снизу вверх, создающее иллюзию сквозного круглого отверстия. За написанной балюстрадой словно развертывается сияющее голубое небо с бегущими по нему облаками. Объемные фигуры женщин и детей, склонившихся к балюстраде, написанной в резком ракурсе, еще более усиливают иллюзорность изображения.
Глубокое йонимапие Мантеньей античности, культ ее героики проявились в цикле «Триумф Цезаря» (между 1485 —1492 гг., Лондон, Хэмптон-Корт), в котором художник выступил одним из создателей исторического жанра. В исполненных гризайлью девяти композициях, как будто овеянных духом античных рельефов, переданы и чеканный ритм марша римских легионов, несущих трофеи, и торжественный строй колесниц, и медленное движение пленных, составляющих часть шумного триумфального кортежа. Нашедшие здесь выражение идеи героизма и доблести, мужества и патриотизма перекликаются с передовыми тенденциями современного Мантенье исторического развития, с устремлениями к гражданской свободе и политическому объединению Италии.
Лирическая тема античной поэзии, воспевающей красоту совершенного человека, мечта об идеале нашли выражение в композиции «Парнас» (1497, Париж, Лувр). Отточенное мастерство отличает замечательные рисунки («Юдифь», 1491, Флоренция, Уффици) и гравюры Мантеыьи, прокладывающего своим, искусе-ством путь Высокому Возрождению. ,..;••■ г..; :
шиишииииищширии^^
Возрождение
Итали =
Все темы данного раздела:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26
Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...
Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89
Романское искусство................................................... ....... 90
Готичес
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140
Италия.М. Т. Кузьмина..........................................
ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186
Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258
Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева
Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282
Болгария........................................................................ .. 283
Румын
ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ГРЕЦИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ДРЕВНИЙ РИМ
ШУШИШШШ
Древний мир '
Введ
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходи
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.)
Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон
ЦАРСТВО
вв. до н. э.)
Наметившийся при фараонах 12 династии социальный кризис положил конец Среднему царству. Последовавший за ним период Нового цар-
'σ
Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.)
После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заб
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.)
На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,
АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Фи
Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.
ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый
ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других г
АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.)
Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ник
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами,
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.)
К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.)
В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла
ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.)
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы
Византия
Рис.
ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.)
Становление р
ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.)
В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.)
Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.)
Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно.
0 было синонимом варварства в п
Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.)
Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем
Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.)
В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по
СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому начался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античнос
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре
Конец 1 тыс. до н. э.
#
Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория с
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеолог
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э.
Культура расписной керамики-.Уже в 4
Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сю
ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.)
Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торго
Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.)
- Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р
Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась
Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом
Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая т
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.)
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец
Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.
Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз-
рождения был завершен в первые три десятилетия 16 в., а в последующие годы наряду с величайшей ег
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.)
Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи
ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской живописи постепенно проникали жанровые мотивы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствую
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ
ИСПАНИЯ
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
БЕЛЬГИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
США
Введение
На протяжении 19 в. капитализм с
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти
Щяшттттттямтттт
19 век
Франци
скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Под покровительств
БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман
РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские княжества в период турецкого ига пользовались некоторыми привилегиями. Однако разрозненность, постоянное соперничество делали их полностью зависимыми от
ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Венгерское население не
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.
ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталисти
Хорватия
По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии.
На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи наци
КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных
усадеб возводится в классическом стиле
СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектур
ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г,
СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
Конец 19—20 века
Введение
ВВЕДЕНИЕ Кон
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях
ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О
ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому народу, и в частности его столице Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитект
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в
ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая традиции немецкого революционно-пролетарского ис-
кусства 1920-х гг. и публицистического искусства, св
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи-
тельной народной войны 1941—1945 гг. значительная част
РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Западном полушарии. Развивая передовые национальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистического содружества, Куба пер
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях культурной жизни наблю
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республики в 1924 г. в отсталой феодальной стране начался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за
них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но
Щщщншитшшшшштттт
Словарь терминов
Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.
Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975.
Античные поэты об искусстве. М., 1938.
Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.
Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1.
М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.
Византия
Античность и Византия. М., 1975.
Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрм
Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее»
ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в*
ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З
Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр<
изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш
ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб
Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг
Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:-
пер
Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее
ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.
Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуазной революции. М., 1940.
Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульптуры. М., 1961.
Алпатов М. В. Коро.
Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965.
Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Национальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957.
Зернов Б. Филипп Отто
Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная
интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17—
19. [Международная выставка «Революционное
искусство Запада». Москв
Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. София, 1958.
Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выставка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле
Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974.
Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976.
Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак
Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981.
Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусство.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23.
Малейовский Й. Чехословацкое
Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1981.
I
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ
Аалтонен, Вяйнё
Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Шифер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей
6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д
Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид
68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент
69. Базилика Сант-Аполинаре
Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в.
91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Львиный двор. 14 в.
Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент
! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420
Новости и инфо для студентов