рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Флоренция первой половины и середины 15 в.

Флоренция первой половины и середины 15 в. - раздел Образование, ИСКУССТВА После Подавления Восстания Чомпи (Цеховых Рабочих — Чесальщиков Шерсти) Во Фл...

После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась победой банкир­ского дома Медичи. Ловко используя в своих целях неудачи соперников, после переворота 1434 г. Козимо Медичи становится негласным правителем Флоренции, хотя и сохраняет па первых порах видимость демократических сво­бод. Он стремится снискать славу покровителя искусств и наук.

Во Флоренции в 1459 г. учреждается Плато­новская академия, основывается Лауренциан-ская библиотека. Семейство Медичи собирает значительную художественную коллекцию, при дворе работают писатели, поэты, гуманисты, уче­ные. Возникает новый критерий оценок пре­красного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической прора­ботке форм и рисунку. Стремление познать за­кономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии, ли­нейной перспективы.

Архитектура.Широкое строительство, раз­вернувшееся во Флоренции, меняет облик го­рода и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание со­средоточивается на разработке центрально-ку­польной храмовой постройки и городского двор­ца богатеющей буржуазии и аристократии.

Новое направление в итальянской архитекту­ре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно- к местным строитель­ным материалам и конструкциям. В постройках птого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивает­ся внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропор­ций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается .равновесие горизонталей и вертикалей.

Брунеллески. Родоначальником ренессапеной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески на­чал свою творческую деятельность как скульп­тор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне ода­ренный человек, сочетавший интерес к искус­ству с познаниями инженера, умом изобретате-

-> 10 Заказ 1322


ля, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству.

Его первой крупной работой был грандиоз­ный восьмигранный купол (1420—1436, ил. 116), возведенный над построенным еще в 14 в. собором Сапта-Мария дель Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м пере­крывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния.

Рис. 13. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Продольный разрез

Применив новые конструкции, каркасную си­стему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и умень­шил силу распора, действующую на стены вось­мигранного барабана. Впервые в западноевро­пейском зодчестве Брунеллески дал ярко выра­женный пластический объем купола, вздымаю­щегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские наро­ды >>. Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом соору­жении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определя-


шшштавнтшшшшшятттттттттттт!тттщтштт^^^^**


Возрождение


Италия


 


ющая основное направление культуры Возрож­дения.

Если при сооружении купола Брупеллески должен был учитывать характер ранее постро­енных частей собора, то полностью новое пони­мание' архитектурного образа он дал в Воспита­тельном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419 —1444) на площади Аннун-циаты — первом гражданском сооружении эпо­хи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отли­чается простотой и легкостью пропорций, чет­костью горизонтальных и вертикальных члене­ний. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные арки которой опира­ются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками размещены круг­лые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спелепутых мла­денцев. Своей жизнерадостностью и ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением.

Найденные в Воспитательном доме конструк­тивные и декоративные приемы были развиты Брупеллески в капелле Пацци при церкви Сан-та-Кроче во Флоренции (начата в 1430 г., ил. 117, 118). Эта поразительная в своей гармони­ческой целостности, небольшая по размерам ка­пелла находится в глубине узкого монастырско­го дворика; прямоугольная в плане, она завер­шена легким куполом. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами де­кора говорят о чувстве меры, о творческом при­менении античного ордера. С помощью ордер­ной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее, расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круг­лыми медальонами. Пилястры завершаются кар­низом, несущим свод и полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графиче­ское изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают плоскость стен, сообща­ют цельность и ясность светлому просторному интерьеру.

Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом обществен­ных построек позднейшего времени. В это вре­мя создается тип величественного здания, пря­моугольного в плане, с единым замкнутым объ­емом, со множеством помещений, расположен-


ных вокруг внутреннего двора. С именем Бру­пеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г.) во Фло­ренции, выложенного из громадных, грубо оте­санных каменных блоков (кладка блоками полу­чила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают чле­нение здания на три этажа. Огромные восьми-метровые окна-порталы завершают впечатление-горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.

Алъберти. Следующим этапом в развитии ре-нессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472), энциклопеди­ста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»).

В спроектированном им палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451, ил. 119), трехэтажном реиессапеном дворце с внутренним двором и по­мещениями, расположенными вокруг, Альберти вводит систему пилястр, поэтажно расчленяю щих стену, антаблемент и облегченную рустов­ку с гладкой шлифованной поверхностью. Ан­тичное наследие (римская архитектура) полу­чило в его трактовке новую пластическую выра­зительность. Впервые в композиции фасади палаццо введены основные элементы ордернои архитектуры, выявлены несущие и несомые ча­сти, способствующие также, выражению мас­штаба здания и включению его в окружающих: ансамбль. Исполнение замысла Альберти при­надлежит Бернардо Росселлино.

Бенедетто да Майано. Развитие типа ранне-ренессанспого дворца в 15 в. завершает налацц* Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.) Бене­детто да Майано (1442—1497). Этот величест­венный дворец отличается гармонией основных масс. Ясный, правильный по композиции плань и объема, своими тремя рустованными фасадами он выходит на улицу и проезды. Венчающий его. великолепный по классической форме, богат< профилированный карниз четко воспринимается но контрасту с суровой простотой стен. Внут­ренний двор, сообщающийся с уличной маги­стралью, утрачивает интимный характер и ста­новится одной из парадных частей дворца.

Скульптура. Находившаяся в эпоху средне­вековья в состоянии полной зависимости от ар­хитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитек­турные ансамбли на основе содружества, но и-. подчинения архитектуре. Освобождаясь от ско­вывающего ее религиозно-мистического содер­жания, она обращается к жизни, к реальным



Возрождение


Италия


 


•■бразам действительности, человеку. Наряду с охраняющими свое значение образами христи­анской мифологии и античности объектом изо­бражения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие по­лучает жанр портрета, создаются конные ста­туи, украшающие площади городов. Значитель­но изменяется характер декоративного рельефа, "бразные возможности которого расширяются в ••вязи с использованием приемов живописно-лерспективного изображения и новых материа­лов, в частности полихромпой керамики.

Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших построй­ках создавались мастерские, которые готовили кульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом. Все эти лознания помогали в работе над монументаль­ной пластикой, отличавшейся особой тщатель-лостью исполнения.

Гиберти. В ювелирной мастерской изучил ос­новы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в ис-;усстве которого ясно обозначились устрем­ления к реализму. Вся его творческая жизнь по уществу была посвящена решению единствен­ной проблемы — созданию живописного мону­ментального декоративного рельефа. Его основ­ные произведения предназначались для оформ­ления флорентийского баптистерия. Блестящий ластер п тонкий рисовальщик, Гиберти занял в ' 101 г. первое место в конкурсе на северные лвери баптистерия, работа над которыми про-:олжалась более двадцати лет (1404—1424). каждая из двадцати восьми рельефных компо-пций этих дверей была исполнена на религиоз­ней сюжет и вписывалась в квадрифолии (че-ырехлистниковые обрамления), еще связанные воей замысловатой колючей формой с готиче-кой традицией. Внутренние ритмы кругля-шхся линий композиций вторят обрамлениям, одчеркивая декоративность общего решения. ■ этих рельефах сделаны лишь первые шаги на ути оптического завоевания пространства. Совершенно иной характер носили восточные нери баптистерия (1425 —1452, ил. 120), также полненные Гиберти, которые стали одной из : ютопримечательностей Флоренции; «Врата 1Я» назвал их Микеланджело. Вместо измель-нных готических квадрифолиев эти двери лрашают десять крупных, вписанных в прямо-ольные поля многофигурных рельефов, упо-■бленных сложным многоплановым живопис-ш композициям («Встреча царя Соломона с


царицей Савской» и др.). Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, живое изящество форм и линий, богатство пейзажных и архитектурных фонов, сочность растительных орнаментов обрамления — все это составляет единый ансамбль нового, реалистического ис­кусства. И только некоторые композиционные приемы, в частности включение нескольких сю­жетов в каждое поле, сближают рельефы во­сточных дверей с искусством прошлого.

Донателло. Настоящим реформатором италь­янской скульптуры был Донателло (ок. 1386 — 146(5, полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Широтой своих исканий и разносторон­ностью таланта он оказал огромное воздействие па последующее развитие европейской пласти­ки. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу.

Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы северных дверей баптистерия. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятель­но. Его ранние произведения носят отпечаток готических влияний, в дальнейшем он создает образы остроипдивидуальиые, подчеркивает вы­разительность в самых неправильных чертах. Его самобытный талант проявился в скульпту­рах, украшающих церковь Ор-Сан-Микеле во Флоренции. Поставленные, согласно установив­шейся традиции, в нишах средневековой по­стройки, пластически самостоятельные, статуи Донателло обнаруживают свой гуманистиче­ский характер. С особой полнотой это видно в мраморной статуе св. Георгия (1417, Флорен­ция, Национальный музей). Закованный в до­спехи, стройный, с одухотворенным лицом, на­стороженным взглядом, он воплощает идеал ге­роической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен.

Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков, исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского со­бора. Простонародны их лица, тяжеловесны фи­гуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах. Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. Форма тыквообраз­ной головы пророка Иова, яркая индивидуали­зация черт его лица породили прозвище этой статуи— «Цукконе» (тыква). Обобщенно и смело трактованы складки его плаща, подчер­кивающего движение и выявляющего компакт­ность фигуры. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи.

Торжество идеалов ренессапспой скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской плас­тике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е гг.,



Возрождение


Италия;


 


Флоренция, Национальный музей, ил. 121)'. Украсившая фонтан внутреннего двора палаццо Медичи бронзовая статуя воспринималась в про­странстве с разных точек зрения. Юный пастух, победитель великана Голиафа, представлен, по примеру античных героев, обнаженным. Угло­ватая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя. Тень от широ­кополой пастушеской шляпы надает на его спо­койно-задумчивое лицо, усиливая сосредоточен­ность выражения. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, другая, свободно отставленная, по­пирает голову поверженного врага. Характер постановки фигуры, мастерство трактовки обна­женного юношеского тела навеяны античной пластикой и вместе с тем более индивидуальны и обнаруживают ту остроту и напряженность форм и ритма,' которые присущи лишь эпохе Возрождения.

Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рель­ефах кафедры Флорентийского собора (1433— 1439). Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих пут-ти (младенцев-ангелов), радостных и ликую­щих, пронизан единым стремительным ритмом движения.

Возможно, античный памятник Марку Авре­лию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447 —1453, ил. 122). Этот первый конный па­мятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. В его лице, умном и суровом,— черты несомненного портретного сходства, вы­ражение непреклонной воли и энергии. Фигура кондотьера Гаттамелаты воспринимается в не­разрывном единстве с медленно шествующим конем, отяжеленные формы которого словно подчеркивают силу всадника. Поставленный пе­ред церковью Сант-Антонио в Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность в со­седстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади.

Здесь же в Падуе, в церкви Сант-Антонио, на­ходится алтарь, исполненный Донателло. Его рельефы на сюжеты из жизни св. Антония пред­ставляются одним из высочайших достижений этого вида скульптуры. В сложные многофигур-пые композиции с архитектурными фонами включено невиданное доселе множество дейст­вующих лиц, переданы их чувства и пережива­ния. Широтой охвата жизненных явлений эхи


рельефы, по существу, могут соперничать с жи­вописью.

Живопись.Ту же эволюцию, что и скульпту­ра, проходит живопись раннего Возрождения. Преодолевая готическую отвлеченность обра­зов, развивая лучшие черты живописи Джотто,, художники 15 в. вступают на широкий путь реализма. Невиданный расцвет переживает мо­нументальная фресковая живопись.

Мазаччо. Ее реформатором, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунелле-ски, а в скульптуре — Донателло, был флорен­тиец Мазаччо (1401 —1428), проживший корот­кую жизнь и оставивший замечательные произ­ведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира.

С наибольшей наглядностью эти искания про­явились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине во Флорен­ции «Чудо со статиром» (ил. 123) и «Изгнание из рая» (обе — между 1427 —1428 гг.). Мазаччо порывает с господствовавшими в живописи вто­рой половины 14 в. декоративностью и мелочной повествовательностью. Следуя традиции Джот­то, он сосредоточивает внимание на образе че­ловека, усиливая его суровую энергию и актив­ность, гражданственный гуманизм. Мазаччо де­лает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспек­тиву. Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке — месту действия в росписях Джот­то — приходит изображение реального глубоко­го пространства; убедительнее и богаче стано­вится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики. И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет в искусстве Джотто.

Наиболее значительная из фресок — «Чудо со статиром», многофигурная композиция, вклю­чающая, по традиции, различные эпизоды ле­генды о том, как при входе в город с Христа и его учеников спросили пошлину — статир (мо­нету) ; как по приказанию Христа Петр поймал в озере рыбу и нашел в ее пасти статир, кото­рый передал стражнику. Оба этих дополнитель­ных эпизода—ловля рыбы и вручение стато­ра — не отвлекают внимания от центральной сцены — группы апостолов, входящих в город. Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты лю­дей из народа, в крайнем справа человеке неко­торые исследователи усматривают портрет са­мого Мазаччо. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного



рождение


Италия


 


тнения. Естественность жестов, движений, дение жанрового мотива в сцене поисков мо­ты Петром, тщательно написанный пейзаж ■ощают росписи светский, глубоко правдивый лактер.

Ле менее реалистична трактовка сцены «Из-лпие из рая», где впервые в живописи Воз-кдения изображены обнаженные фигуры, пщо моделированные боковым светом. Их ижения, мимика выражают смятение; стыд, скаяние. Большая достоверность и убедитель-сть образов Мазаччо сообщают особую силу манистической идее о достоинстве и значи-льности человеческой личности. Своими пова­рскими исканиями художник открыл пути л внешнего развития реалистической жи­ли си.

Учелло. Экспериментатором в области изуче-:я и использования перспективы был Паоло >елло (1397—1475), первый итальянский ба­тист. Трижды варьировал он композиции с лзодами битвы при Сан-Романо (сер. 1450-х гг., ■ндон, Национальная галерея; Флоренция, {эфици; Париж, Лувр, ил. 126), увлеченно изо-ажая разноцветных коней и всадников в са-IX • разнообразных перспективных сокраще-ях и разворотах.

Кастанъо. Среди последователей Мазаччо вы­лился Андреа дель Кастаньо (ок. 1421 — -57), проявивший интерес не только к пласти-ской форме и перспективным построениям, рактерным для флорентийской живописи это-времени, но и к проблеме колорита. Лучшие созданных образов этого грубоватого, му-ственного, неровного по натуре художника шчаются героической силой и неуемной ергией.

Таковы герои росписей виллы Пандольфини к. 1450 г., Флоренция, ц. Санта Аполлония) — нмер решения светской темы. На зеленом и мно-красном фонах выделяются фигуры вы-•ощихся деятелей эпохи Возрождения, среди х кондотьеры Флоренции: Фарината дельи "ерти и Пиппо Спано (ил. 125). Последний очно стоит на земле, широко расставив ноги, чованный в броню, с непокрытой головой, с ' лаженным мечом в руках; это живой, полный ютовой энергии и уверенности в своих воз-жностях человек. Мощная светотеневая мо-лировка придает изображению пластическую ту, выразительность, подчеркивает остроту дивидуальной характеристики, яркую порт-тность, не встречавшуюся ранее в итальян­ки живописи.

Среди фресок церкви Санта Аполлония выде-•'тся размахом изображения и остротой ха-ктеристик «Тайная вечеря» (1445—1450).


Эту религиозную сцену — трапезу Христа в ок­ружении учеников — писали многие художники, всегда следовавшие определенному типу компо­зиции. Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. По одну сторону стола, расположен­ного вдоль стены, он разместил апостолов. Сре­ди них в центре — Христос. По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды. II все же Кастаньо добивается большой впечат­ляющей силы воздействия и новаторского зву­чания своей композиции; этому способствуют яркая характерность образов, народность типов апостолов и Христа, глубокий драматизм выра­жения чувств, подчеркнуто насыщенное и кон­трастное цветовое решение.

Анджелико. Изысканной красотой и чистотой нежных сияшщих цветовых гармоний, приобре­тающих особую декоративность в сочетании с золотом, пленяет полное поэзии и сказочности искусство фра Беато Анджелико (1387—1455). Мистическое по духу, связанное с наивным ми­ром религиозных представлений, оно овеяно поэзией народной сказки. Просветленны про­никновенные образы «Коронования Марии» (ок. 1435 г., Париж, Лувр, ил. 124), фресок монасты­ря Сан-Марко во Флоренции, созданных этим своеобразным художником — монахом-домини­канцем.

Доменико Венециано. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (ок. 1410— 1461), уроженца Венеции, работавшего в основ­ном во Флоренции. Его религиозные компози­ции («Поклонение волхвов», ок. 1435—1440 гг., Берлин — Далем, Картинная галерея); наивно-сказочные по трактовке темы, еще несут отпеча­ток готической традиции. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. В 15 в. жанр портрета завоевал самостоятельное значение. Распространение получила профиль­ная композиция, навеянная античными медаля­ми и дающая возможность обобщить и героизи­ровать образ портретируемого. Точная линия очерчивает острохарактерный профиль в «Жен­ском портрете» (сер. 15 в., Берлин — Далем, Картинная галерея). Художник достигает жи­вого непосредственного сходства и вместе с тем тонкого колористического единства в гармонии светлых сияющих красок, прозрачных, воздуш­ных, смягчающих контуры. Он первый позна­комил флорентийских мастеров с техникой мас­ляной живописи. Введя лаки и масло, он усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен.

Филиппе Липпи. Необычайной тонкости ис­полнения, очень сдержанных по колориту, свет­ских по характеру произведений добивается фра Филиппо Липпи (ок. 1406—1469). типич­ный представитель раннего Возрождения, сме-



Возрождение


Италв


 


пивший монашескую рясу на беспокойную про­фессию бродячего художника. В нежных лирич­ных образах — «Мадонна под вуалью» (ок. 1465. г., Флоренция, Уффици, ил. 128) он запе­чатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Флоренция первой половины и середины 15 в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.) В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.) Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.) Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно. 0 было синонимом варварства в п

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античнос

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.) Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствую

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги