рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ - раздел Образование, ИСКУССТВА Вьетнамскому Народу Свобода И Независи-- >сть Достались Нелегко. На П...


Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за


них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но о стойкости духа говорили не толь­ко военные подвиги, но и способность вьетнам-



20 век


Страны социализма


 


Растущему с каждым годом отряду молодых мастеров принадлежит будущее искусства во всех странах. Этим объясняется забота о молодежи мастеров старшего поколения, которые передают ей свой опыт и знания. Высокая коммунистическая идейность, убежденность в важности своей работы и верность реализму, мастерство и поиск новых эмоциональных средств выразительности, присущие молодежи, дают уверенность в гряду­щих завоеваниях реалистического искусства. Высокий подъем получили самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства. Многообразное многонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает друг друга, способствует единению лагеря социализма и мира. В обстановке заметного влияния модернизма передовое искусство стран социализма служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.

цев в самых тяжких условиях войны сохранять оптимизм и человеколюбие, ощущать красоту и многообразие природы.

Подлинное рождение вьетнамского искусства произошло лишь вместе с революцией 1945 г. В период начавшейся в 1946 г. войны (против французских империалистов), несмотря на крайне трудные условия, начался период быст­рого созревания вьетнамского художественного сознания. Создавались плакаты, литографии, станковые гравюры, имевшие важное агитаци­онное значение. Именно в графических произ­ведениях выработались первые принципы со­циалистического искусства Вьетнама.

Новый подъем изобразительного искусства Вьетнама начался уже после установления ми­ра в 1954 г. В этот период на первый план вы­двинулась живопись — акварель, масляная жи­вопись и живопись лаком,— зародившаяся еще в 30-х гг.

- Лаковая живопись — национальный шлифо­ванный лак — получила не только широкое рас­пространение. Обращаясь через нее к нацио­нальным приемам и полнее всего выражая че­рез ее яркую декоративность национальное миропонимание, художники Вьетнама сумели наполнить ее новым содержанием. В резуль­тате они добились рождения новых своеобраз­ных форм реалистического искусства. Именно лаковая живопись, более чем какой-либо из ви­дов искусства, внесла замечательный вклад вьетнамского искусства в современную миро­вую культуру. Сложная по технике лаковая живопись выполнялась по слою лака, нанесен­ного на загрунтованную доску. Многие выра­зительные возможности этой техники достига­лись частичным снятием верхнего слоя лака и выявлением фона, инкрустацией поверхности яичной скорлупой и перламутром, присыпкой серебряным и золотым порошками, дающими сквозь лаковую пленку эффект вкрапления дра­гоценных самоцветов. Большую роль играет

*


полировка покрытой лаком поверхности. Так как многие краски, соединяясь с лаком, темне­ют, живописцы ограничивают палитру чисты­ми цветами — киноварно-красным, зеленым, си­ним. С помощью ярких и свежих красочных со­четаний художники Вьетнама создали замеча­тельные картины, необычные и оригинальные своей декоративной нарядностью, поэтичностью. Ведущие мастера Вьетнама Фан Кэ Ан, Чан Ван Кан, Нгуен Дык Нунг, Нгуен Хием и дру­гие отразили в своем творчестве все темы: ге­роику освободительной борьбы, мирную жизнь, красоту природы Вьетнама.

Наряду с лаковой живописью больших успе­хов достигла.и традиционная акварельная жи­вопись на шелке, также воспринявшая мир но­вых идей и образов. Изображая вьетнамских девушек за учебой («Продавщица галантерей­ных товаров, 1957), воинов («Мимо родного до­ма», 1957), Нгуен Фан Тянь, Нгуен Чонг Кием наполняют свои произведения большим эмоци­ональным смыслом, придают персонажам мяг­кость и теплоту. Светлая, слегка приглушен­ная гамма живописи характеризует не только акварельную, но и новую для Вьетнама масля­ную живопись. В годы борьбы за воссоединение Севера и Юга Вьетнама (1965—1976) вновь вышли на авансцену политические и агитаци­онные формы искусства — плакат, станковая графика, близкая по своей декоративной ярко­сти лаку. Тема помощи югу стала ведущей в творчестве северовьетнамских художников.

Завершившееся в 1976 г. воссоединение стра­ны, названной народом Социалистической Рес­публикой Вьетнам, положило начало мирной жизни, сближению художников Севера и Юга Вьетнама, обогащению искусства разнообраз­ными почерками. Молодое вьетнамское искус­ство, развивающее национальные традиции, одухотворенное новым содержанием, прочно стоит на пути реализма и в настоящее время опирается на большой творческий опыт.



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Акватинта (итал. а^иа^^п^а) — вид гравюры, получае­мой травлением металлической пластины сквозь нане­сенную на нее асфальтовую или канифольную пыль. При подогревании порошок закрепляется мельчайши­ми точками. Поверх образовавшегося таким образом гравюрного грунта наносится рисунок. Кислота разъ­едает металл в промежутках между частицами по­рошка, в результате в оттиске получаются пятна раз­личной силы тона. Акватинта появилась в 60-х гг. 18 в. во Франции '.

Акведук (от лат. а^иа — вода и аисо — веду) — соору­жение для перевода воды над пониженными участ­ками местности, имеет вид арочного моста или эста­кады. 64.

Алла прима (итал. а11а рпта) — живопись по-сырому в монументально-декоративных произведениях; раз­новидность масляной живописи, требующая оконча­ния работы до подсыхания красок (без подмалевка и лессировок — см.).

Алтарь (от аНиз — высокий) — у древних народов ме­сто (в виде возвышения) для жертвоприношений на открытом воздухе: в Древней Греции и Риме — от­дельные сооружения; в христианских храмах — столы для совершения таинств и богослужения; алтарем называют также всю восточную часть храма, отделен­ную алтарной преградой (в православных храмах с 15 в.—иконостас). 24, 100, 148, 170, 189, 190.

Ансамбль (франц. епзетЫе — совокупность, стройное целое) — в архитектуре единая гармоничная компо­зиция, включающая здания, инженерные сооружения (мосты, набережные) и зеленые насаждения. В архи­тектурный ансамбль обычно входят произведения различных видов искусства. 30, 54, 94, 130, 189, 190, 326, 328.

Антропоморфизм (от греч. ап1гороз — человек и греч. ~югрпе — форма, вид) — уподобление человеку, наде-ение человеческими свойствами явлений природы, небесных тел, животных, мифических существ. 81.

Цифры, набранные курсивом, обозначают номера траниц, на которых употребляется данное понятие. Отсутствие цифр указывает на то, что пояснение от-осится к списку иллюстраций или к библиографи­ческому списку литературы. Полужирным шрифтом :абраны номера иллюстраций.


Апокалипсис (греч. арока1урз13 — откровение)—часть Библии, одна из книг Нового завета, содержащая мистические откровения о судьбах мира и человека, пророчества о «конце света». 181, 313.

Апокрифические сказания (греч. арокгурпоз — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехри­стианской литературы, не включенные в каноническую Библию (см.). Часто служили , источником сюжетов для произведений искусства. 106.

Апсида (греч. Ьарз13 — свод) — алтарный выступ в христианских церковных зданиях, полукруглый или многоугольный в плане. 85, 93, 173, 193.

Арабески (франц. а^аЬез^ие, букв.— арабский) — вид сложного орнамента, основанного на переплетении растительных и геометрических стилизованных форм. Сложился в арабском искусстве. 109, 195, 261, 304.

Аркада (франц. агсайе)—ряд равных по величине арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура (нем. Агка1иг) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних по­мещений. 100.

Аркбутан (франц. агсЬои!ап1) — наружная каменная арка, передающая распор свода главного нефа (см.) опорным столбам-контрфорсам (см.). 99, 101, 103. Аскетизм — религиозно-этические воззрения, пропове­дующие ограничение или подавление чувств, жела­ний, потребностей человека во имя достижения нрав­ственного совершенства. 80.

Атлант — в греческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии — борьбе титанов против олимпийских богов. 47, 193.

Атрибут (от лат. аКпЪио — придаю, наделяю) — су­щественный признак, неотъемлемое свойство предме­та, в искусстве вещественно определяющий признак героя-бога, персонажа.

Аттик (от греч. аШсоз — аттический)—стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, ча­сто украшенная рельефами и надписями. 146, 163, 164, 189, 226.



Словарь терминов


Базилика (от греч. ЬазШкё — царский дом) — здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (не­фы); средний (главный) неф при этом обычно выше боковых. В Древнем Риме в форме базилики строили здания для суда, торговли (базилика Максенция), поз­же — это один из распространенных типов христиан­ского храма. 82, 86, 90, 100, 108, 243, 69.

Балюстрада ('франц. Ьа1и5тгаде) — ограждение балко­нов, лестниц, крыши и т. п.; часто в виде перил с балясинами (столбиками). 226, 39.

Баухауз (Ваипаиз) — институт строительства и худо­жественно-промышленного конструирования. Основан в 1919 г. архитектором В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 г. переведен в Дессау, в 1933 г. ликвидирован фашистами. Ставил задачу выработать новый стиль в архитектуре и прикладном искусстве, соответствую­щий веку техники. 316.

Библия (от греч. ЫЬПа, букв.— книга) — сборник раз­новременных разнохарактерных сочинений 8 в. до н. э.— 2 в. н. э. (мифы о сотворении мира, религиозно истолкованные, повествования о событиях истории, религиозные гимны, моральные законы, поучения и т. п.). Состоит из Ветхого завета (считается свя­щенным писанием и для иудейской, и для христиан­ской религий) и Нового завета, который признается только христианством. Библейские сюжеты широко применялись многими художниками, которые, ис­пользуя привычные мотивы, разрабатывали вполне реальные, нередко остроактуальные проблемы, реша­ли сложные морально-философские вопросы. 91, 95.

Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, возникшая в Древней Индии в 6—5 вв. до н. э. Основатель ее — Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (просветлен­ный). Буддизм распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке. 78, 114, 115, 123, 133, 137.

Вимперг (нем. М^трегц) — высокий, остроконечный щипец, завершающий порталы и оконные проемы го­тических зданий. 103.

Витраж (франц. уЛга^е, от лат. уИгшп — стекло) — декоративная композиция из цветного стекла или других материалов, пропускающих свет. Может быть орнаментальным, сюжетным и т. д. Декоративный эф­фект рассчитан на игру окрашенного света в окне, двери и т. д. 106, 327, 331.

Волюта (итал. уо1и!а, букв.— завиток) — архитектур­ная деталь в форме завитка или спирали, например, на ионической капители. 48, 188.


Гемма (лат. §егпта) — драгоценный или полудраго­ценный камень с врезанными (инталии) или выпук­лыми (камеи — см.) изображениями.

Герма (греч. пегтез) — четырехгранный столб, увен­чанный скульптурным изображением головы или бю­стом; в античности герма первоначально изображала бога Гермеса, отсюда ее название. 226, 227.

Глиптика (греч. &1урШсё от ^1урпо — вырезаю) — ис­кусство резьбы на твердых и ценных породах кам­ня. 38.

Горельеф (франц. Ьаиг-геПе!) — разновидность выпук­лого рельефа, где скульптурное изображение высту­пает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Грифон — в древневосточной мифологии фантастиче­ское животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва.

Доугун — система деревянных ярусных кронштейнов и изогнутых балок, являвшаяся непременным связую­щим звеном и амортизирующим элементом между кровлей и каркасом здания в китайском храмовом и дворцовом зодчестве периода средневековья. Служит своеобразной капителью столба, важным декоратив­ным элементом. 124.

Евангелия (от греч. еиапдеНоп — букв, благая весть) — раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе: канонические, то есть включенные в Новый завет (сложились в конце 1 — начале 2 в. н. э.), и апокрифические. Евангелисты, согласно цер­ковной традиции,— авторы евангелий (авторами кано­нических евангелий считаются Лука, Матфей, Марк и Иоанн). 91, 95.

Замок — укрепленное жилище феодала, окруженное стенами, валами, рвами. С 13—14 вв. замки превра­щаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли. 91.

Зиккурат (аккадское) — в архитектуре Древней Ме­сопотамии многоярусное (чаще всего семиярусное) культовое сооружение из сырцового кирпича. 3941.

Зодиак (греч. хбсНакоз, от хооп — животное) — сово­купность созвездий, расположенных вдоль эклипти­ки — большого круга небесной сферы, по которому Солнце, совершает свой видимый путь в течение года. Зодиакальных созвездий 12, каждый месяц обознача­ется знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Иератическое письмо — разновидность древнеегипет­ского письма (скорописная форма), возникшая из иероглифов.



Словарьтерминов


"-:поглифы (от греч. Ыегбз—священный и ?гурЬё — . что вырезано) — система рисуночных знаков, сло--пвшаяся в Египте на рубеже 4—3 тыс. до н. э.

'". тоборчество — социально-политическое и религи-ное движение в Византии в 8 и 1-й половине 9 в., : правленное против культа икон! 86.

монография (от греч. еОсбп — изображение, образ и _--:-рпб—пишу)—строго установленная система юражения (или совокупность изображений) каких-:"'0 персонажей или сюжетных сцен. Канонизирован-ле иконографические системы были связаны с рели-:-.-й, ритуалом. 83, 84, 89.

'/пост (франц. 1гпроз1:)—профилированная иногда
ульптурно обработанная архитектурная деталь над
•лбом, лопаткой, капителью колонны, служащая
юрой для пяты арки. 84. >

крустация (позднелат. шсшзШю, букв.— покрытие рой) — украшение изделий вставками, рисунками,

•сражениями, выполненными из камня, дерева, рламутра, слоновой кости и т. п., врезанными в по-рхность декорируемого предмета и отличающимися - нее по цвету и материалу. 39, 40,, 94, 334.

.чей — небольшие резные камни с рельефным изо-ажением, преимущественно из ценного твердого, "ычно слоистого материала. 62, 45.

чнелюры — (франц. саппе1игез) — в архитектуре ртикальные желобки на стволе кблонны или пиляст-I (см.). 104.

нон ; система точных правил, предписаний, про-рций, стилистических, иконографических норм, гос-лствующих в искусстве какого-либо периода или правления. 29, 257, 263, 303.

челла — католическая или англиканская часовня, ■ковный придел: небольшое отдельное сооружение I помещение в храме (в боковом нефе — см., в об-;е хора) для молитв одной семьи, хранения релик-■I и Т. д. 92, 93, 146, 162, 163, 172.

аваджизм — направление, получившее свое назва­ло имени его главы Микеланджело Меризи Кара­ло и представленное его многочисленными после--ателями (О. Джентилески в Италии, X. Тербрюгген Нидерландах, X. Рибера в Испании). В искусстве ■аваджо и его последователей обращение к дейст-ельности, натуре сочетается с монументализацией ужающего мира. Живописная система караваджи--; характеризуется резкостью светотеневых контра-з. 212, 213, 215.

шомбы (итал., ед. ч. са{асотЪа) — системы подзем-помещений искусственного или естественного

-2 Заказ 1322


происхождения, использовавшихся в древности для совершения религиозных обрядов и захоронений. 84.

Кватроченто (итал. ^иа{^осето, букв.— четыреста) — 15 век по-итальянски, в широком значении — италь­янская культура этого времени. 144.

Кентавр — в греческой мифологии получеловек, полу­конь. 161, 33.

Кессон (от франц. са13зоп— ящик)—углубление па поверхности потолка или свода, имеющее форму квадрата или другой геометрической фигуры.

Кондо — главное строение буддийского японского хра­мового комплекса или монастыря, содержащее основ­ной объект поклонения (обычно статую). Название «кондо» (золотой зал) употребляется в смысле «важ­ный», «священный». В иных случаях главное строе­ние называется «хондо».

Консоль (франц. сопзо1е) — жестко закрепленная од­ним концом часть балки или опоры, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. д. 103, 317.

Контрфорс (франц. согйге — Гогсе — противодействую­щая сила) — устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструк­цию. 84.

Корабль (от греч. кагаЬоз) — в архитектуре то же, что неф (см.). 92.

Корпусная живопись (от лат. согриз — тело)—испол­ненная плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски в отличие от тонкослойной, просвечи­вающей полупрозрачной живописи (см. лессировка). 186.

Крестовый свод — конструкция покрытия в виде двух цилиндрических сводов одной высоты, пересекающих­ся под прямым углом в плане. 83, 92.

Кронштейн (от нем. Кга§з1ет) — деталь такого же конструктивного характера, как консоль (см.), но бо­лее массивной формы и более сложной конфигура­ции. 124, 129.

Куртуазная литература — придворпо-рыцарское тече­ние в европейской литературе 12—14 вв. Рыцарский куртуазный кодекс выработался в 12 в. в лирической поэзии трубадуров Франции, миннезингеров Герма­нии, рыцарском романе. Куртуазная литература про­славляла воинские подвиги, ритуалы рыцарской чести, служение даме.

Кэсы (резаный шелк) — тип многоцветных тканых китайских панно, выполнявшихся по мотивам картин известных живописцев путем нанесения на натянутую основу отдельно узора и фона.


 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.) В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.) Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.) Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно. 0 было синонимом варварства в п

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античнос

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.) Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствую

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги