рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - раздел Образование, ИСКУССТВА (Вторая Половина 16 В.) Вторая Половина 16 В.—...

(Вторая половина 16 в.)


Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономического кризиса в Вене­ции, нарастанием феодально-католической ре­акции во всей Италии в венецианской культуре осуществляется постепенный переход от худо­жественных идеалов Высокого Возрождения к позднему Возрождению. Восприятие мира ста­новится более сложным, сильнее осознается за­висимость человека от окружающей среды, раз­виваются представления об изменчивости жиз­ни, утрачиваются идеалы гармонии и целостно­сти мироздания.

Живопись.Наряду с образами отдельных ге­роев все чаще в произведениях выдающихся живописцев этого времени возникает образ толпы.

Веронезе. Идеалы гуманизма, однако, продол­жали жить и в искусстве позднего венециан­ского Возрождения. Младший современник Ти­циана, прирожденный живописец Паоло Калья­ри, прозванный Веронезе (1528—1588), автор блестящих по колориту, грандиозных по разма­ху алтарных картин и декоративных росписей. Он обращается к более непосредственному отоб­ражению современной ему жизни. В религиоз­ных и аллегорических композициях словно ожи­вала праздничная, шумная аристократическая Венеция с любовью к расточительной роскоши. Жизнь для Веронезе — праздничное красочное зрелище. Человек запечатлевается в конкрет-


ной социальной среде. Образы наделяются ин­дивидуальной яркостью, подчас портретной не­повторимостью.

Жизненность росписей Веронезе, введение им в религиозные темы «посторонних персонажей» вызывали решительное неудовольствие инкви­зиции, но слава живописца была столь громкой, что заказов не убавлялось и он едва мог справ­ляться с ними.

Уроженец Вероны, подвластной Венеции, Ве­ронезе учился у Лнтонио Бадиле, рано начал работать самостоятельно. В 1553 г., получив приглашение принять участие в росписях двор­ца Дожей, которые должны были прославить могущество и благосостояние республики, он переехал в Венецию. Художник спокойного тем­перамента, воспринявший воззрения патрици­анских кругов, Веронезе не знал трагического разлада идеала и действительности. Под воз­действием живописи Тициана его художествен­ная манера приобрела широкий размах и свобо­ду. Веронезе — величайший художник красоч­ной «инструментовки» картины. Он строит ко­лорит на чередовании насыщенпых цветовых пятен и нежнейших оттенков, но при этом пред­почитает холодную серебристую красочную гам-му, в которой находит поразительное мно­жество вариантов. Некоторая театральная при­поднятость и увлеченность решениями декора­тивных задач снижают значительность образов Веронезе, лишая их полноты и многогранности характеристик, того величия и духовной мощи, того героизма, которые были присущи созданы-



Возрождение


Италия


 


ям титанов Высокого Возрождения. Излюблен­ные темы его произведений — изображения ис­крящихся весельем торжественных пиров и празднеств, которыми славилась в то время ари­стократическая Венеция. На фоне лазурного неба и декоративной беломраморной архитекту­ры венецианских палаццо развертывается пир­шество, запечатленное в композиции Веронезе «Брак в Кане» (1563, Париж, Лувр, ил. 149) размером 6,6X9,9 м, включающей около ста тридцати фигур. Среди пирующих, наряду с портретами европейских правителей, Веронезе изобразил в облике музыкантов крупнейших венецианских живописцев — Тициана, Тинто­ретто и самого себя. Главное очарование этого полотна в его цельности, гармоничности, ра­достном, насыщенном колорите, объединенном серебристо-голубоватой дымкой, в переданном художником настроении веселого и пышного праздника, кипении жизни. Такой же светский жизнерадостный характер носит «Пир в доме Лсвия» (1573, Венеция, галерея Академии), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрици­анской Венеции.

В «Мадонне семьи Куччина» (ок. 1570, Дрез­ден, Картинная галерея), включающей портре­ты заказчиков, проявилось более сложное, дра­матическое чувство жизни. С другой стороны, в росписях палаццо Дожей, особенно в плафоне большого зала — «Триумф Венеции» (1585), обозначились черты парадной риторичности, сложные иллюзионистические приемы, декора­тивная пышность и бравурность, предвосхища­ющие искусство барокко 17 в.

Тинторетто. Усиливающийся кризис ренес-сапсных идеалов остро дает о себе знать в твор­честве последнего великого художника эпохи Возрождения — Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518—1594). Созданные им произведения по глубине, значительности, ма­стерству не уступают самым крупным явлениям эпохи Возрождения. Его бунтарское искусство, полное страстности, титанической мощи, прони­зано необузданной фантазией, одухотворенно­стью, динамикой, выражающей эмоциональные порывы. Он дерзко ниспровергал привычное для Возрождения обобщенно-идеальное восприятие мира, отойдя от традиционной трактовки рели­гиозных тем, усилив жанровую и психологиче­скую выразительность, которые сочетаются с экстатической приподнятостью. Жизнь воспри­нимается им во временном потоке, в движении. Сын красильщика шелка («тинторетто» — «кра­сильщик»; отсюда его прозвище), он на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего ис­кусства. Человек высоких моральных качеств,


бескорыстный и скромный, он ценой громадно­го напряжения воли создавал грандиозные по размаху декоративные росписи и целые циклы фресок, алтарные картины, объединенные в .ан­самбли, портреты своих современников.

Ранние произведения Тинторетто исполнены в традициях Высокого Возрождения, с его вели­чием, героикой, оптимизмом. Но уже в них ощу­щается повышенный интерес художника к ди­намике резко освещенной формы, необычным ракурсам, к изображению народной толпы, охваченной единым действием, настроением, со­стоянием. Бурное движение пронизывает боль­шую многофпгурную композицию «Чудо СВ-Марка» (1548, Венеция, галерея Академии, ил. 151), где охваченная смятением толпа парода созерцает чудо — появление с неба святого Марка, который останавливает казнь несправед­ливо осужденного человека. Но не отдельный герой, а вся толпа людей привлекает внимание художника. Стремительное падение сверху фи­гуры святого, бурная жестикуляция присутст­вующих, мощная моделировка форм и, самое главное, словно горящие краски — алые и виш­невые рядом с зелеными и золотом — сообщают сцене повышенно-эмоциональный характер.

Еще большая взволнованность, подчеркнутый динамизм и пространственпость решений знаме­нуют последующие фазы в творчестве Тинто­ретто. По динамичной спиралевидной линии строится композиция «Введение Марии во храм» (ок. 1555 г., Венеция, церковь Сапта-Ма-рия дель Орто),в которой подчеркнуто развитие действия, ощущение высокого духовного подъе­ма. Изящная фигурка Марии, поднимающейся по лестнице, четким силуэтом выделяется на светлом фоне неба, а неожиданно сильные ра­курсы второстепенных персонажей, вынесен­ных на передний план, смещают все представле­ния о стройной логике построений. Драматиче­ское мировосприятие Тинторетто и мощная пла­стика форм нашли яркое выражение в «Тайной вечере» (ок. 1560 г., Венеция, церковь Сан-Тро-вазо). Порывая с традиционным решением это­го сюжета, художник переносит действие в по­луподвальное помещение таверны, располагая стол и сидящих за ним апостолов под углом к картинной плоскости. Верхний боковой свет спо­собствует выявлению объемов, беспорядочность движений создает впечатление случайно подме­ченной сцены, а незначительные жанровые эпи­зоды лишь усиливают драматизм главного дей­ствия.

Грандиозный размах дарования Тинторетто проявился в ансамбле Скуола ди Сан-Рокко. По стенам и потолкам этого двухэтажного помеще­ния размещены громадные многофигурные ком-



Возрождение


Нидерланды


 


позиции, в которых ощущается подлинная на­родная основа творчества Тинторетто.

Среди них выделяется глубоким драматизмом и повышенной эмоциональностью «Распятие» (1565—1588) — монументальная композиция, изображающая толпы людей, смятенных и лю­бопытствующих, скорбных и торжествующпх при виде распятия. У самого подножия креста — группа близких, потрясенных видом открывше­гося им страдания. II над всем этим морем лю­дей, в фосфоресцирующем сиянии зари высит­ся крест- с распятым Христом, как будто прости­рающим руки, охватывающие .-волнующийся, беспокойный мир.

Неисчислимая армия сражающихся воинов становится главным действующим лицом исто­рической картины «Битва при Заре» (ок. 1585 г., Венеция, дворец Дожей). Толпы людей напол­няют другие монументальные росписи дворца Дожей и церкви Сан-Джорджо Маджоре (ил. 150). Эти поздние многоплановые по компози­ционным построениям произведения Тинторет-


то отличают сложная атмосфера взволнованного чувства, мечта о моральном возрождении чело­века, глубокое раздумье.

В «Сборе манны» (1594, Венеция, церковь Сан-Джорджо Маджоре) религиозный сюжет развертывается на втором плане композиции. Сияющий серебристо-зеленоватый свет окуты­вает дали, скользит но фигурам, как бы способ­ствуя раскрытию красоты людей, занятых тру­дом,— прачки и кузнеца, пряхи и крестьянина. И не мифологический сбор манны небесной, по реальный труд- показывает художник в своем произведении, поэтизируя его. Гений Тинторет­то в этих работах предвосхищает позднейшие достижения реалистов 17 в., и прежде всего Рембрандта, который глубоко чувствовал поэ­зию обыденного и сумел раскрыть нравствен­ный мир обыкновенного человека.

Драматичное, полное эмоциональной силы искусство Тинторетто не только завершает этан позднего Возрождения, но намечает пути даль­нейшего развития европейского искусства.


НИДЕРЛАНДЫ


Своеобразным очагом искусства Возрождения 15—16 вв. были Нидерланды — одна из самых богатых и передовых стран Европы, успешно соперничавшая в торговле и промышленности с городами Италии и постепенно вытеснявшая их с мирового рынка. Однако процесс форми­рования ренессапсной культуры протекал в Ни­дерландах медленнее, 'чем в Италии, и сопро­вождался компромиссами между старым и но­вым. До конца 14 в. нидерландское искусство развивалось в традиционно религиозных фор­мах, впитывая передовые достижения француз­ской и немецкой готики. Начало самостоятель­ного развития искусства относится 1С концу 14 в., когда нидерландские провинции были на­сильственно собраны воедино под властью бур­гундских герцогов (1363—1477) в независимое «промежуточное» ' (Энгельс) государство, рас­положенное между Францией и Германией; оно включало Фландрию, Голландию и многочислен­ные провинции между Маасом и Шельдой. Раз­нородные в этническом, экономическом и поли­тическом отношениях, говорившие на различ­ных наречиях романского и германского про­исхождения, эти провинции и их города не соз­дали единого национального государства до кон-

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с 415.


ца 16 в. Вместе с бурным экономическим подъе­мом, демократическим движением вольных тор-гово-ремесленпых городов и пробуждением в них национального самосознания расцветает культура, во многом сходная с итальянским Возрождением. Главными центрами нового ис­кусства и культуры стали богатые города юж­ных провинций Фландрии и Брабанта (Брюгге, Гент, Брюссель, Турнэ, позже Антверпен). Го­родская бюргерская культура с ее культом трез­вого практицизма развивалась здесь рядом с пышной культурой княжеского двора, выросшей на французско-бургундской почве.

Особенности исторического развития Нидер­ландов обусловили своеобразную окраску искус­ства. Феодальные устои и традиции здесь со­хранялись до конца 16 в., хотя возникновение капиталистических отношений, нарушивших со­словную замкнутость, привело к изменению оценки человеческой личности в соответствии с реальным местом, которое она стала занимать в жизни. Нидерландские города не завоевали той политической самостоятельности, которую имели города-коммуны в Италии. В то же вре­мя, благодаря "постоянному перемещению про­мышленности в деревню, капиталистическое развитие захватило в Нидерландах более глубо­кие пласты общества, заложив основы для даль-



Возрождение


Нидерланды


 


нейшего общенационального единства и укреп­ления корпоративного духа, связывавшего меж­ду собой определенные социальные группиров­ки. Освободительное движение не ограничива­лось городами. Решающей боевой силой в нем было крестьянство. Борьба с феодализмом при­обрела поэтому более острые формы. В конце 16 в. она разрослась в могучее движение Ре­формации и закончилась победой буржуазной революции.

Нидерландское искусство приобрело более де­мократический характер, чем итальянское. В нем сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особен­ность — глубокое чувство национального свое­образия жизни, народных форм культуры, бы­та, нравов, типов, а также отображение социаль­ных контрастов в жизни различных слоев об­щества. Социальные противоречия жизни об­щества, царство вражды и насилия в нем, мно­гообразие противоборствующих сил обостряли осознание ее дисгармонии. Отсюда критические тенденции нидерландского Возрождения, про­являющиеся в расцвете экспрессивного и ино­гда трагического гротеска в искусстве и лите­ратуре, часто скрывающиеся под маской шутки «чтоб истину царям с улыбкой говорить» (Эразм Роттердамский. «Похвальное слово глу­пости»). Другая особенность нидерландской ху­дожественной культуры эпохи Возрождения — устойчивость средневековых традиций, опреде­лившая во многом характер нидерландского реализма 15 —16 вв. Все новое, открывавшееся людям в течение длительного периода времени, применялось к старой средневековой системе взглядов, что ограничивало возможности само­стоятельного развития новых воззрений, но вме­сте с тем заставляло ассимилировать ценные элементы, содержавшиеся в этой системе.

Интерес к точным наукам, античному насле­дию и итальянскому Возрождению проявился в Нидерландах уже в 15 в. В 16 в. с помощью своих «Поговорок» (1500) Эразм Роттердамский «разболтал тайну мистерий» эрудитов и ввел живую, исполненную свободолюбия античную мудрость в обиход широких кругов «непосвя­щенных». Однако в искусстве, обращаясь к до­стижениям античного наследия и итальянцев эпохи Возрождения, нидерландские художники шли по своему пути. Интуиция заменяла науч­ный подход к изображению природы. Разработ­ка основных проблем реалистического искус­ства — освоение пропорций человеческой фигу­ры, построение пространства, объема и др.— до­стигалась путем острого непосредственного на­блюдения конкретных единичных явлений. В этом нидерландские мастера шли от нацио-


нальной готической традиции, которую, с одной стороны преодолевали, а с другой переосмыс­ливали и развивали в сторону осознанного, це­леустремленного обобщения образа, усложне­ния индивидуальных характеристик. Успехи, достигнутые нидерландским искусством в этом направлении, подготовили достижения реализ­ма 17 в. В отличие от итальянского нидерланд­ское искусство Возрождения не пришло к утверждению безграничного господства образа совершенного человека-титана. Как и в средние века, человек представлялся нидерландцам не­отъемлемой частью мироздания, вплетенной в его сложное одухотворенное целое. Ренессанс-ная сущность человека определялась лишь тем, что он признавался наибольшей ценностью сре­ди множественных явлений вселенной. Для ни­дерландского искусства характерны новое, реа­листическое видение мира, утверждение худо­жественной ценности действительности такой, как она есть, выражение органической связи человека и окружающей его среды, постижение тех возможностей, которыми наделяют челове­ка природа и жизнь. В изображении человека художников интересует характерное и особен­ное, сфера обыденной и духовной жизни; вос­торженно запечатлевают они многообразие ин­дивидуальностей людей, неисчерпаемое красоч­ное богатство природы, ее материальное разно­образие, тонко чувствуют поэзию повседневно­го, незаметных, но близких человеку вещей, уютность обжитых интерьеров. Эти особенно­сти восприятия мира проявились в нидерланд­ской живописи и графике 15 и 16 вв. в бытовом жанре, портрете, интерьере, пейзаже. В них обнаружились типичная для нидерландцев лю­бовь к деталям, конкретности их изображения, повествовательность, тонкость в передаче на­строений и вместе с тем поразительное умение воспроизвести целостную картину мироздания с его пространственной безграничностью.

Новые веяния неравномерно проявлялись в различных видах искусства. Архитектура и скульптура вплоть до 16 в. развивались в рам­ках готического стиля. Перелом, совершивший­ся в искусстве первой трети 15 в., наиболее пол­но сказался в живописи. Ее величайшее дости­жение связано с возникновением в Западной Европе станковой картины, которая пришла на смену настенным росписям романских церквей и готическим витражам. Станковые картины на религиозные темы первоначально были факти­чески произведениями иконописи. В виде рас­писных складней с евангельскими и библейски­ми сюжетами они украшали алтари церквей. Постепенно в алтарные композиции стали вклю­чаться' светские сюжеты, впоследствии получив-



Возрождение


Нидерланды


 


, шие самостоятельное значение. Станковая кар­тина отделилась от иконописи, превратилась в неотъемлемую принадлежность интерьеров за­житочных и аристократических домов.

Для нидерландских художников главное сред­ство художественной выразительности — коло­рит, который открывает возможности воссозда­ния зрительных образов в их красочном богат­стве с предельной осязаемостью. Нидерландцы чутко подмечали тончайшие различия между предметами, воспроизводя фактуру материалов, оптические эффекты — блеск металла, прозрач­ность стекла, отражение зеркала, особенности преломления отраженного и рассеянного света,' впечатление воздушной атмосферы уходящего вдаль пространства пейзажа. Как и в готиче­ских витражах, традиция которых сыграла важ­ную роль в развитии живописного восприятия мира, цвет служил главным средством передачи эмоциональной насыщенности образа. Развитие


реализма вызвало в Нидерландах переход от темперы к масляной краске, позволившей бо­лее иллюзорно воспроизводить материальность мира.

Усовершенствование известной в средние века техники масляной живописи, разработка новых составов приписываются Яну ван Эйку. Применение масляной краски и смолистых ве­ществ в станковой живописи, наложение ее прозрачным, топким слоем на подмалевок и бе­лый или красный меловой грунт акцентировали насыщенность, глубину и чистоту ярких цветов, расширяли возможности живописи — позволяли достигать богатства и разнообразия в цвете, тончайших тональных переходов.

Обладающая прочностью живопись Яна ван Эйка и его метод продолжали жить почти без изменений в 15 —16 вв. в практике художни­ков Италии, Франции, Германии и других стран.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.) В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.) Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.) Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно. 0 было синонимом варварства в п

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античнос

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствую

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги