СРЕДНЕВЕКОВАЯ - раздел Образование, ИСКУССТВА Индия (7-18 Вв.)
Утв...
ИНДИЯ (7-18 вв.)
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеологии граны, которые наметилис*ь еще в период Гунов. Брахманизм окончательно вытеснил буд-:изм, возродившись в виде нового религиозного "ечения — индуизма с его культом богов Виш-'.у и Шивы. Им посвящалось большинство хра-*ов, строительство которых развивалось осо-"енно интенсивно.
Если в храмах Аджанты основным содержанием искусства был рассказ о возвышенно-пре-расных людях и их жизни среди природы, то храмах средневековья образы богов постепен-| приобретают все более гиперболизованный, резмерно активный характер. Грандиозные цены битв дышат пафосом и драматизмом, юс «Махабхараты» и «Рамаяны» как бы слу-ит поводом для создания колоссальных ком->зпций> полных динамики, образов титаниче-ой мощи. Архитектура средневековой Индии :е теснее и неразрывнее сплетается со скульп-■ рой, сплошь заполняющей стены сооружений. В длительном этапе индийского средневе->вья.можно выделить период раннего феода-гзма (7—12 вв.) и период, знаменующий собой ступление развитого феодализма и его заверение (13—18 вв.)/
7—12 вв.
К 6 в. государство Гуптов пало под ударами чевников, Индия вступила в период феодаль-лх отношений. Юг и север страны были разоб-ны и раздроблены на ряд государств.
Архитектура и скульптура. В7—8 вв. врас-
►•тающих центрах Индии продолжали возво-
ться грандиозные пещерные храмы, крупней-
1ми из которых были поздние пещеры Аджан-
(7 в.), храм Шивы на острове Элефанта
в.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в).
л огромные комплексы, связанные с новыми
чниями средневековья, уже не соответствова-
своим буддийским прообразам, в основе ко-
:ых лежала идея отшельничества и уединен-
ной жизни Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Поэтому планы чайтий и вихар расширялись, а скульптура приобретала ведущее положение.
Эти изменения особенно заметны в скальном храме Кайласанатха (храм владыки горы Кайласа в Элуре), высеченном из целого монолита и символизирующем вершину священной горы, на которой, по преданию, жил Шива. Архитекторы и ваятели, союз которых был неразрывным, осуществили невероятный по грандиозности замысел, вырубив в скалах огромный храм (60 м в длину и 30 м в высоту), который по существу перестал быть пещерой. Отделившись от монолита скалы, он словно вышел из-под земли. Его сооружение началось с вершины. Постепенно очищаясь от камня, здание рождалось из скалы, подобно скульптуре под резцом мастера. Оно разделяется на три большие части и дополнительные помещения, возведенные на едином массивном девятиметровом цоколе. Фигуры богов и священных животных опоясывают его ряд за рядом, не оставляя пустых пространств. Фигуры показаны в таких смелых ракурсах и в таком высоком рельефе, что стена подчас перестает существовать, воспринимаясь как живая, дышащая масса тел. Внутри храма располагаются также грандиозные. скульптуры, образы даны в драматических столкновениях. Одна из сцен, выполненная в очень высоком рельефе, изображает Шиву и его супругу Па-рвати, возлежащих на вершине горы Кайласы, которую пытается сокрушить многорукий и страшный демон Равана — живое воплощение сверхчеловеческой мощи.
Столь же гигантским и сверхчеловеческим выглядит и мощный бюст Шивы Махешвара из пещерного храма па острове Элефанта. У него три лика, которые выражают дремлющие в нем космические силы разрушения, созидания и покоя, тяжелые и мрачные, с чувственными губами и сдвинутыми бровями. Огромные размеры и выражение внутренней титанической силы отличают его от полных гуманизма образов древних богов, соразмерных людям своими масштабами.
Средние века
Индия
Ранние надземные каменные храмы еще близки пещерам, и некоторые из них похожи на Кайласанатху. Таковы семь храмов, выстроенных в 7 в. на юге Индии, в Махабалппураме (близ Мадраса), посвященные героям «Махаб-.хараты». Те из них, которые представляют собой ступенчатые пирамиды, увенчанные по углам небольшими шлемовидными шатрами, имитируют колесницу — ратха; другие воспроизводят форму хижины с двускатной крышей.
Весь комплекс интересен тем, что в нем повторяются одинаковые формы в разных масштабах, объединенные единым ритмом. Грандиозный наскальный рельеф, дополняющий под открытым небом архитектуру храмов, повествует о нисхождении благостных для народа вод реки Ганга на землю. Люди и звери пришли к потоку, чтобы встретить реку. Естественная трещина в скале символизирует поток, в этой тре^-щине изображены богини-змеи, извивающиеся хвосты, которых усиливают ощущение стремительности падающей воды. Собрание легенд на поверхности одного массива, объединение фигур в безудержном движении позволяют говорить об этом памятнике как об уникальном, подобных которому не знала предшествующая история индийского искусства.
В 8 в. окончательно завершился переход от образов и форм древнего искусства к средневековым. В это же' время в архитектуре Индии складывались два основных типа храмов — северный, с высокими, мягко изогнутыми башнями, и южный, продолжавший в башнях развивать тип ступенчатой пирамиды. Наиболее значительны храмы северного типа, и среди них — выстроенные в начале 11 в. на территории Ориссы храм Лингараджа в Бхубанесваре (ил. 100} и храм Кандарья Махадева в Кхад-журахо'(950—1050). В мягкой криволинейно-сти главной башни-шикхара храма Бхубанесва-ры, доминирующей' над всем ансамблем, ощущается органическая связь архитектуры с природой, с ее растительными формами. Сама башня, покрытая скульптурой и' разделенная вертикальными членениями, напоминает не столько продуманное в своей конструктивной логике здание, сколько грандиозное растение, плод лотоса. Остальные части ансамбля, воспроизводящие в миниатюре форму главной шикхары, составляют вместе с ней живописный асимметричный ансамбль, построенный на принципе повторяемости, подчиненный логике нарастающего ритма. Скульптурное убранство храмов представлялось более важным, чем архитектурные формы. Внутреннее пространство разработано слабо. Храм Кандарья Махадева, все части которого в отличие от храма Лингараджа объ-
единены цоколем, также построен на волнообразном ритме восходящих кверху объемов, но в нем еще более утверждено господство вертикали. Это ощущение восхождения связано и с обилием скульптуры, с повторением сходных архитектурных и пластических деталей, которые взгляд постигает этап за этапом, фриз за фризом. Воспринимается храм как единая живая п дышащая масса, из которой рождаются бесчис-лелные детали, образы, формы. Отдельные скульптуры поражают своей пластической красотой и совершенством форм, однако они.почти неразделимы, сливаясь в общий динамичный клубок тел.
13-18 вв.
В 13 в. в политической и культурной жизни Индии произошли значительные перемены. Страна вступила в новый этап развития феодальных отношений. После завоевания Индии мусульманами наступил период сложения крупных централизованных государств, которые достигли своего наивысшего расцвета в : 16—17 вв., в период правления Великих Моголов.
Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все области культуры. Вместе с тем продолжали существовать и развиваться местные культы, особенно на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям.
Архитектура. На севере Индии в 13 в. началось широкое строительство новых культурных сооружений, минаретов, мечетей и мавзолеев образы и строительные приемы которых были привнесены из стран Среднего Востока. Вместе прежней сухой кладки напуском постепенш вводится кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогдь не применявшиеся ' в Индии. Религия исламе с его запретом изображать людей в культовых зданиях внесла существенные перемены : в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. Четкий геометрический орнамент пришел на смену пластичности храмовых скульптур, а гладкие плоскости стен — криволинейным усложненным объемам индуистских культовых зданий.
В индийской архитектуре севера этого^врс мени почти нет того пластического синтеза который составил основу миропонимания индийских зодчих прежних эпох. Вместе с тем и индийской почве новые архитектурные образ! вскоре приобрели и свои местные особенности
■едние века
Индия
ндийские мастера широко вводили сочетание зных сортов камня, подчеркивая тем самым гатство фактуры материалов. Здания возво-мись на платформе в соответствии со стары-','. традициями и украшались по углам шлемо-:дными куполами, характерными для средне-ковых каменных храмов. Выстроенный в 13 в. в Дели, новой столице
"нции, минарет Кутб-Минар ознаменовал на-
ло объединения двух архитектурных принцн-
■в: четкость замысла и чистота линий соеди-
ялись в нем со скульптурной осязаемостью
: г>рм. Стройный ствол минарета достигает вы-ты 73 м. Его массивные грани, сочетание зо-■тистого и красного песчаника, узорные бал-ны, приостанавливающие его неудержимый >ст кверху, придают ему характер материаль-•сти, монументальности и пластичности. Крата камня подчеркивается простыми, строги-л и вместе с тем разнообразно чередующими-: в ярусах гранями, то острыми, то округлы-:;. придающими ему пучкообразную форму. Архитектура 16 —17 вв.— периода правления -ликих Моголов — знаменует собой последний "<ш развития средневекового индийского зод-ства. В огромном централизованном государ-зе возводились новые города (Агра, Фатх-р-Сикри), мощные крепости, окруженные ссивными стенами, включающие сады и мети, дворцы и мавзолеи. В это время склады-тся новый стиль индцйской архитектуры, шчающийся монументальностью и грандиоз-стью. Тяга к роскоши, к изяществу, орнамен-тьным украшениям в постройках 47 в. зна-нует постепенные изменения стиля, связан-:е с медленным угасанием мощи государства ликих Моголов. Излюбленным материалом шовится белый мрамор, из которого выстроен 1н из самых значительных памятников ры этого времени — мавзолей Тадж-Махал о32—1650), созданный строителями Ин-л, Турции, Ирана, Средней Азии и Афгани-на. Белоснежный мрамор, из которого воз-дено здание, просторный купол и четыре нарета придают ему особую стройность и не-омость. Примененные здесь многочисленные кн как бы дематериализовали стену. Здание ■вно дышит, пронизанное светом и воздухом, асота и изящество Тадж-Махала совершен-. но вместе с тем они лишены теплоты, жи.-"■), осязаемого трепета форм, столь свойст-•:ного древним памятникам.
Живопись.Развитие искусства периода Ве--пх Моголов ознаменовалось расцветом милю ры, привнесенной в Индию, как и образы
мусульманского зодчества, из стран Среднего Востока, откуда были привезены и мастера-ми ниатюристы. Могольская миниатюра была тес но связана с книгой, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары пра вителей. •
В городе Фатхпур-Сикри существовали ма-< стерс-кие и школы миниатюристов. Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна, ее отличает чувственное пластическое начало. Индийские миниатюристы вводили светотеневую лепку, употребляли краски, создавая в пейзажных формах иллюзию уходящих далей, В 17 в. индийская, миниатюра больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, вместе с тем в ней нарастает интерес к личности человека; появляются острохарактерные портреты правителей, мудрых, лукавых, пресыщенных жизнью.
Вырабатываются определенные приемы изображения человека. Трактовка фигуры носит плоскостный характер. Главный акцент делается на лице, чаще всего показанном в профиль. Рисунок отличается точностью, каллиграфической тонкостью и линейной завершенностью. Легкая светотеневая моделировка, не нарушая контуров, лепит объемную форму. Все эти приемы позволили усилить в портретной миниатюре выразительность, сообщить ей особую виртуоз-пость. Надо сказать, что поиски новых путей сопровождались зачастую утратой звучной прелести и наивной радости' образов ранних миниатюр.
С конца 17 в. гораздо интенсивнее развивались местные школы, восходившие к древним стенописям и народным лубкам. .Они получили общее название «раджпутская школа миниатюры», которая фактически объединила разные направления. Мифологические герои, изображенные яркими локальными красками, Шива, божественный пастух Кришна со своими стадами, сцены любви и весеннего цветения стали основной тематикой наивной и радостной радж-путской миниатюры. Рассчитанные на более демократические круги, чем могольские, миниатюры местных школ просты и незатейливы по своему художественному строю и тесно связаны с народными ремеслами, узорами тканей, набойкой. Красочная раджпутская миниатюра пережила могольскую, оказавшись ближе к народному искусству.
18 в. завершил собой длительный и разнообразный по своей культуре феодальный период. Колониальное закабаление страны пагубно отразилось на искусстве, надолго приостановив его поступательное развитие.
Средние века
Кнт,-
КИТАЙ
Китайская культура, как и индийская, относится к древнейшим. Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, охватывающие в целом огромный этап времени — от 4 тыс. до н. э. вплоть до середины 19 в. н. э. За это время китайский парод создал множество отличающихся яркой самобытностью памятников архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства.
В глубокой древности в Китае сложилась письменность, сформировались основные особенности искусства, превратившиеся в прочные традиции и канонические правила. Средневековые живописцы и архитекторы постоянно обращались к веками накопленному опыту, используя традиционные приемы и образы старого искусства. В пору расцвета феодальных государств (7 —13 вв.) эти правила и законы беспрерывно расширялись и совершенствовались в связи с поступательным развитием китайской культуры в целом. Передовая по своим достижениям на ранних этапах, феодальная культура Китая приобрела в 17—18 вв. застойный характер, а правила и традиции древнейшего искусства, утратив живую связь с жизнью, стали тормозом на пути ее дальнейшего роста. В периоды своего интенсивного развития Китай не был изолирован от общих процессов, протекавших в других странах Востока. Взаимодействие с Индией, странами Юго-Восточной Азии, Ираном и целым рядом других государств было плодотворным для Китая, вовлеченного в сферу мировой художественной жизни.
Китайское средневековое искусство в своем развитии имело целый ряд общих черт со средневековым западным. Вместе с тем в Китае сложились и свои неповторимые особенности
художественного мировосприятия, порожденнь; своеобразием исторического пути, жизненны условий, климата и ландшафта.
Символика Китая, как страны древней зем ледельческой культуры, исстари связана с оГ разами природы. Каждое растение, каждый ЦВ1 ток сопоставлялись народной мудростью с п, блюдениями законов жизни природы и с 41 ловеческими качествами. Если в Древней Гр1 ции мерой всего прекрасного был человек и чь рез него передавались ощущения жизни и пре;: ставления о ней, то в Китае таким эталоне явилась природа, силы которой обожествлялис и получали религиозно-философское толков; ние. Именно через природу китайцы пыталис осмыслить главные законы бытия. Поэтому Китае уже в первых веках нашей эры, знач:: тельно раньше, чем в других странах, появ:: лась пейзажная живопись, завоевавшая ведунц положение в средневековом искусстве, родст венная поэзии, воспевавшей природу.
Тем же возвышенным чувством природы, чт и художники-пейзажисты, были наделены зо^ чие. Секрет поэтического впечатления, нрои водимого средневековой архитектурой Кита: заключался в умении зодчего найти для соору жения естественное и красивое место, связат его с широким окружающим пространством, к< торое мыслилось им как неотъемлемая част общей картины.
Па протяже-нии средневековья китайским архитекторами были созданы торжественные пышные городские ансамбли, соединяющие че: кость плана со свободным расположением здь ний в пространстве. Все виды китайского искус ства в пору расцвета средневековой культур:. гармонично досолняли друг друга.
Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26
Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...
Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89
Романское искусство................................................... ....... 90
Готичес
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140
Италия.М. Т. Кузьмина..........................................
ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186
Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258
Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева
Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282
Болгария........................................................................ .. 283
Румын
ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ГРЕЦИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ДРЕВНИЙ РИМ
ШУШИШШШ
Древний мир '
Введ
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходи
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.)
Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон
ЦАРСТВО
вв. до н. э.)
Наметившийся при фараонах 12 династии социальный кризис положил конец Среднему царству. Последовавший за ним период Нового цар-
'σ
Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.)
После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заб
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.)
На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,
АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Фи
Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.
ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый
ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других г
АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.)
Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ник
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами,
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.)
К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.)
В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла
ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.)
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы
ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.)
В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.)
Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.)
Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно.
0 было синонимом варварства в п
Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.)
Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем
Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.)
В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по
СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому начался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античнос
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре
Конец 1 тыс. до н. э.
#
Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория с
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э.
Культура расписной керамики-.Уже в 4
Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сю
ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.)
Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торго
Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.)
- Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р
Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась
Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом
Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал
Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая т
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.)
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец
Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.
Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз-
рождения был завершен в первые три десятилетия 16 в., а в последующие годы наряду с величайшей ег
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.)
Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи
ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской живописи постепенно проникали жанровые мотивы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствую
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ
ИСПАНИЯ
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
БЕЛЬГИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
США
Введение
На протяжении 19 в. капитализм с
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти
Щяшттттттямтттт
19 век
Франци
скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Под покровительств
БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман
РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские княжества в период турецкого ига пользовались некоторыми привилегиями. Однако разрозненность, постоянное соперничество делали их полностью зависимыми от
ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Венгерское население не
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.
ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталисти
Хорватия
По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии.
На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи наци
КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных
усадеб возводится в классическом стиле
СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектур
ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г,
СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
Конец 19—20 века
Введение
ВВЕДЕНИЕ Кон
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях
ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О
ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому народу, и в частности его столице Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитект
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в
ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая традиции немецкого революционно-пролетарского ис-
кусства 1920-х гг. и публицистического искусства, св
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи-
тельной народной войны 1941—1945 гг. значительная част
РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Западном полушарии. Развивая передовые национальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистического содружества, Куба пер
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях культурной жизни наблю
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республики в 1924 г. в отсталой феодальной стране начался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за
них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но
Щщщншитшшшшштттт
Словарь терминов
Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.
Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975.
Античные поэты об искусстве. М., 1938.
Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.
Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1.
М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.
Византия
Античность и Византия. М., 1975.
Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрм
Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее»
ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в*
ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З
Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр<
изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш
ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб
Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг
Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:-
пер
Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее
ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.
Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуазной революции. М., 1940.
Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульптуры. М., 1961.
Алпатов М. В. Коро.
Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965.
Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Национальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957.
Зернов Б. Филипп Отто
Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная
интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17—
19. [Международная выставка «Революционное
искусство Запада». Москв
Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. София, 1958.
Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выставка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле
Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974.
Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976.
Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак
Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981.
Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусство.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23.
Малейовский Й. Чехословацкое
Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1981.
I
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ
Аалтонен, Вяйнё
Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Шифер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей
6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д
Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид
68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент
69. Базилика Сант-Аполинаре
Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в.
91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Львиный двор. 14 в.
Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент
! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов