рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в. - раздел Образование, ИСКУССТВА После Разгрома Фронды (1653) Во Франции Были Ликвидированы Остатки Феода...


После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствующего развитию капита­листических отношений. Изменились и задачи искусства. В центре внимания художников — апофеоз абсолютистского государства. Очаги культуры и искусства в провинциях с их ярким местным колоритом угасали. Средоточием худо­жественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим эти­кетом, тягой к блеску и великолепию. Ко двору привлекались выдающиеся писатели и худож­ники, в столице развернулось грандиозное строительство. Центром новой дворянской куль­туры стал Версаль.

Приобрела руководящую роль Королевская Академия живописи и скульптуры. Возникнув в 1648 г. как частная организация в борьбе с це­хами, она превратилась в государственное учреждение. В 1671 г. была основана Академия архитектуры. Одновременно возросла роль дво­рянских салонов, ставших основными очагами культурной жизни дворянского общества. Во зторой половине 17 в. классицизм утратил глу­бину и независимость мысли и чувств, приобрел >фициальный, верноподданнический характер. Утверждался «большой стиль», охвативший все


виды искусства. Внимание живописцев сосредо­точивалось на выработке норм прекрасного, на строгом размежевании жанров «высоких» и «низких». Дух рационализма, строгой регламен­тации, дисциплины, незыблемость авторитета становились руководящими принципами клас­сицистической эстетики.

Если в искусстве первой половины 17 в. пер­венствующую роль играла живопись — она была носителем высших этических идеалов, вопло­щенных в образе человека, — то с 60-х гг. жи­вопись, как и скульптура, приобрела преиму­щественно декоративный характер и подчини­лась архитектуре. Исполнение помпезных поло­тен и скульптурного декора протекало с участи­ем и под руководством первого художника коро­ля, живописца-декоратора Шарля Лебрена (1619—1690).

Архитектура. Идея триумфа централизован­ного государства находит выражение в мону­ментальных образах архитектуры, которая впервые в невиданном масштабе решает пробле­му архитектурного ансамбля. На смену стихий­но возникшему средневековому городу, дворцу Ренессанса, изолированной дворянской усадьбе первой половины 17 в. приходит новый тип дворца и регулярного централизованного города. Новые художественные особенности француз-


 


'-' 15 Заказ 1322



17 век


Франция


 


скои архитектуры проявляются в применении ордерной системы античности, в целостном по­строении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка / и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям, включающим па­радные парковые ансамбли. Первым крупным ансамблем такого типа был дворец Во ле Ви­конт (1655—1661), создателями которого были Луи Лево (1612—1670) и садовод-планировщик АндреЛенотр (1613—1700).

В дальнейшем новые тенденции были вопло­щены в грандиозном ансамбле Версаля (1668— 1689), расположенного в 17 км к юго-западу от Парижа. В его строительстве и украшении при­нимали участие многочисленные архитекторы, скульпторы, художники, мастера прикладного и садово-паркового искусства. Выстроенный еще в 1620-х гг. архитектором Лемерсье как не­большой охотничий замок Людовика XIII, Вер­саль неоднократно достраивался и изменялся. Идея Версаля как централизованного ансамбля, состоящего из правильно распланированного го­рода, дворца и регулярного парка, соединенных дорогами со всей страной, по всей вероятности, принадлежала Луи Лево и Андре Ленотру. Строительство было завершено Жюлем Ардуэ-ном-Мансаром (1646—1708) —он придал двор­цу строгий импозантный характер (ил. 202).

Версаль — главная резиденция короля, он прославлял безграничную мощь французского абсолютизма. Но содержание его идейного и ху­дожественного замысла не исчерпывалось этим. Тщательно продуманный, рациональный в каж­дой части ансамбль заключал в себе идею обра­за государства и общества, основанных на зако­нах разума и гармонии. Версаль — это ансамбль, не имеющий себе равного в мире, «некий испо­линский храм под открытым небом», это «поэма влюбленного в природу человечества, властвую­щего над этой самой природой» (А. Бенуа).

План Версаля отличается ясностью, симмет­рией и стройностью. Вытянутый вширь дво­рец господствует над окружающей местностью' и организует ее. Со стороны города перед двор­цом размещены центральный Почетный и Мра­морный дворы. С площади от дворца расходятся три лучевых проспекта; средний ведет в Париж. По другую сторону дворца проспект переходит в главную королевскую аллею парка, которая заканчивается большим бассейном. Располо­женный под прямым углом к этой основной оси всего ансамбля фасад дворца образует мощную горизонталь.

Со стороны города дворец сохраняет черты архитектуры начала 17 в. Его центральная часть с интимным Мраморным двором дает


представление о характере охотничьего замка Людовика XIII, который Лево с трех внешних сторон обстроил новыми корпусами, замкнув Мраморный двор; присоединил новые помеще­ния к торцам здания, образовав между двумя выступающими в сторону города частями двор­ца второй центральный двор. В этом фасаде че­редование кирпича и тесаного камня порождает красочность и нарядность; башни, увенчанные крутыми кровлями и стройными печными тру­бами, служебные флигели, соединяющиеся с дворцом, придают живописность всей компози­ции. Последовательно уменьшающиеся дворы, образованные уступами гигантских крыльев фа­сада, как будто вводят посетителя во дворец и в то же время связывают дворец широкими про­спектами, расходящимися в разные стороны.

Парковый фасад, начатый Лево, но завер­шенный Жюлем Ардуэном-Мансаром, отличает­ся единством и торжественной строгостью. В его каменном массиве преобладают горизонтали. Остроконечные кровли заменены плоскими. Одинаковая высота и линейность всех корпусов созвучны очертаниям парка и «плоскостному стилю» планировки партеров. В композиции фа­сада выделен второй этаж (бельэтаж), где рас­положены парадные помещения. Он расчленен стройными ионическими колоннами и пиляст­рами и покоится на тяжелом рустованном цо­коле. Третий, меньший этаж, трактованный каг аттик, завершается балюстрадой с трофеями.

Энергичный выступ центрального ризалита с ритмически выступающими портиками, увен чанными скульптурой, своей живописность* нарушает монотонность фасада и придает ем;, эффектность.

В центральном корпусе дворца размещены отделанные с пышным великолепием залы дл-торжественных приемов и балов — выстроенна -Мансаром Зеркальная галерея, фланкируема-. залом Войны и залом Мира. Цепь парадных по­мещений, следующих по прямой оси, цодчерь нутой осевым же расположением дверей, ве~.-к спальне короля. Единое сквозное движенг-создавалось анфиладой. Это движение особенк выражено в Зеркальной галерее, поражающе * своей протяженностью (длина 73 м). Оно усн лено ритмическим членением стен, рядами окон ных арочных проемов, пилонов, пиляст: зеркал, а также крупными панно плафоннь: росписей, исполненных Шарлем Лебреном и е: мастерской. Эти росписи своими помпезных^ аллегорическими образами служили возвелич нию деяний Людовика XIV.

В создании эффекта парадности и велико.": пия интерьеров Версаля огромная роль прин« лежала декоративному искусству, достигшем;.



17 век


Франция


 



 


Рис. 16. Ансамбль дворца и парка в Версале. План


17 в. блестящего расцвета. Его мастеров харак­теризовали высокая техника исполнения, пони­мание материала, изящество вкуса. Создателем парадной мебели был столяр Андре Шарль Буль (1642—1732). Он довел до совершенства технику интарсии (мозаики) и инкрустации, применяя различные породы дерева, пластинки панциря черепахи, бронзу, перламутр, слоно­вую кость. В декорации стен наряду со скульп­турой, декоративной бронзой применялись шпа­леры, вытканные на Королевской гобеленовой мануфактуре.

Из высоких окон сводчатой Зеркальной гале­реи открывалась перспектива Версальского пар­ка с его веерообразной осевой композицией и все более ширящимся пространством. Отсюда спускаются террасы и уходят в даль парка ал­леи, завершающиеся зеркалом Большого кана­ла. Строгая красота ансамбля раскрывается в ясной архитектонике геометрического плана зе­леной архитектуры, в просторах и гармонии ши­роко обозримых пространств. Доминирующие прямые линии, гладкие плоскости и геометриче­ские формы партера, водоемов, подстриженных деревьев, клумб объединяли парковый ан­самбль. В Версале повсюду проявляется стрем­ление человека подчинить природу разуму и воле. Это вершина в развитии французского, так называемого регулярного парка.

В оформлении дворцово-паркового ансамбля большую роль играли статуи, скульптурные группы, рельефы, гермы, фонтанные компози­ции. Это изображения божеств лесов, рек Фран­ции, полей, аллегории времен года, гротескные образы. Скульптура напоминала и о триумфе Франции над Испанией, прославляла доблести короля. Расположение статуй и групп подчиня­лось пространственному ритму ансамбля. Об­ширная территория парка включала множество бассейнов, каналов; в то время как фонтаны из­вергали могучие каскады воды, в водных парте-


рах вода ложилась ровными плоскостями, обра­зуя зеркальные поверхности. Стремление к пышности сочеталось в Версале с чувством ме­ры, началом порядка.

Наряду с сооружением Версаля уделялось внимание перестройке старых городов, и прежде всего Парижа. Его украсили парадная площадь Людовика Святого (ныне Вандомская), обрам­ленная дворцами, круглая площадь Побед, став­шая средоточием сети улиц города, а также пло­щадь Вогезов. В создании общественного центра Парижа большую роль сыграл так называемый Дом инвалидов с собором и обширной площа­дью. Возведенный Ардуэном-Мансаром в подра­жание собору св. Петра в Риме, собор Дома ин­валидов с его величественным куполом легче и строже в своих пропорциях.

Большой стиль эпохи ярко представлен в во­сточном фасаде Лувра (1667—1678, ил. 203), выстроенном Клодом Перро (1613—1688) в до­полнение к основным частям здания, возведен­ным в 16 в. архитекторами Леско и Лемерсье. Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 м и рассчитан на восприятие с расстояния. По вертикали фасад Лувра делит­ся на три части: цокольный этаж, колоннаду и антаблемент. Колоннада охватывает по высоте два этажа здания (большой ордер). Выступаю­щие в середине и по углам фасада ризалиты в виде трех классических портиков своими про­порциями оттеняют внушительность размещен­ных между ними колоннад. Впечатление мощи усиливается укрупненными масштабами. С этой же целью колоннады сдвоены, их учащенное ритмическое расположение способствует ощу­щению тяжести антаблемента. . Колоннада Лувра воспринимается как выра­жение незыблемого закона и порядка. Постанов­ка ордера на высоком цокольном этаже отгора­живает здание от площади и вносит отпечаток холодного величия. Произведение зрелого фран-


 


15*



17 век


Франция


 


цузского классицизма, Лувр послужил образцом для многих резиденций правителей и государ­ственных учреждений Европы.

Скульптура. Во второй половине 17 в. фран­цузская скульптура достигла значительного расцвета, но в ней превалировали декоратив­ные формы, связанные с архитектурой и садово-парковым искусством. Черты холодного рассу­дочного классицизма сочетались с элементами барочного пафоса. Среди скульпторов, работав­ших в Версале, наиболее известны Франсуа Жи­рардон (1628—1715), автор мифологических и аллегорических скульптурных групп («Купаю-шиеся нимфы») и конных монументов Людо­вика XIV (сохранились копии в Лувре и Эрми­таже), и Антуан Куазевокс (1640—1720), автор парадных и реалистических портретов, аллего­рических фигур рек в Версале, надгробий.

Строгая регламентация вкусов при француз­ском дворе не могла, однако, полностью исклю­чить проявлений творческой жизни. Реалисти­ческие устремления в искусстве второй полови­ны 17 в. нашли выражение в творчестве Пьера Пюже, произведения которого резко выделялись на фоне господствующего декоративного бароч-но-классицистического направления француз­ской скульптуры.

Пюже. Самобытное многогранное дарование Пьера Пюже (1620—1694), архитектора, скульптора, живописца, сложилось вдали от Версаля. Он работал главным образом в Тулоне и Марселе. Художник драматического' темпера­мента, Пюже был неистощим в своих замыслах. Сын марсельского каменщика, он начал свою деятельность как резчик по дереву, украшав­ший военные королевские галеры. Искусство резьбы открыло ему путь к монументальной


скульптуре. В Атлантах, поддерживающих ба­люстраду балкона ратуши Тулона, он создал трагические образы обреченных титанов, всту­пивших в борьбу с непреодолимой судьбой («Атланты», 1656).

Воплощением человеческого страдания и сто­ического героизма воспринимается статуя «Ми-лон Кротонский» (1682, Париж, Лувр, ил. 204), исполненная Пюже для Версальского парка. Это изображение могучего атлета, который, по­пав рукой в расщеп дерева, становится жертвой разъяренного льва. Все существо героя полно страстного стремления освободиться от сковы­вающих пут. В искаженном от мук лице, в на­пряженном спиралевидном движении могучего тела с вздувшимися мышцами раскрыта не­укротимая сила человека. Статуя Милона с ее клокочущим, могучим пламенем чувств резко выделялась на фоне окружающего строго упо­рядоченного ландшафта Версальского парка. Последнее двадцатилетие 17 в. проходило во Франции под знаком постепенного вырождения абсолютной монархии и усиления реакции. Вой­ны, безудержное расточительство Версаля, го­сударственные долги и все более возрастающий налоговый гнет обескровили Францию. Деспо­тический характер внутренней политики Людо­вика XIV вызвал волну народных восстаний. В искусстве шел процесс разложения клас­сицизма с его регламентацией, усиливался интерес к народному творчеству, к фольк­лору, к жизни различных слоев общества того времени.

Развитие реалистических тенденций сопро­вождалось появлением новых жанров и зарож­дением интереса к частным, интимным сторо­нам жизни человека, все это предвосхищает ис­кусство 18 в.


ИСКУССТВО18 ВЕКА

ФРАНЦИЯ ИТАЛИЯ АНГЛИЯ


Введение

Восемнадцатый век в Западной Европе — последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился про­цесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На про­тяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и госу­дарственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Воз­никла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реа­листического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно ста­новилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось зло­бодневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только фео­дального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, сво­бодного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством граждан­ственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Евро­пы 18 в. в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Анг­лии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 в., закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное дви­жение имело более массовый характер и готовило буржуазную револю­цию. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, фор­мирование широкого общественного движения — Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии бла­гостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Восемнадцатый век — век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техни­кой точные естественные науки, география, археология, история, материа­листическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анали­за действительности. Просветители провозгласили целью искусства подра­жание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро. А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной циви­лизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенст­вом, праздностью и роскошью. Рационализм философско-эстетической мыс­ли 18 в., однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности, изяществу, гармонической завершенно­сти художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ан­самблей и кончая прикладным искусством. Просветители придавали ог­ромное значение в жизни и искусстве чувству — средоточию благородней­ших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чув­ству, способному возродить исконные добродетели «естественного челове­ка» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.

Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 в., породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом порт­рете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо. Ватто, Ж. Берне, Робер), «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссе Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего вы-


Введение

ражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 в. стали, с одной стороны, «малые лю­ди» — люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избало­ванные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естест­венным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Худож­ников и писателей в них восхищали искренность, наивная непосредствен­ность души, близкая природе. С другой стороны, в центре внимания — идеал эмансипированного цивилизованного интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими от­тенками, нечаянными порывами и рефлектирующими настроениями.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства харак­терны для всех художественных жанров 18 в. Художники стремились за­печатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, са­мобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повество­ваниям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченно­му гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным • празднест­вам.

Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Уменьшилось значе­ние церковного строительства, и возросла роль гражданской архитектуры, изысканно простой, обновленной, освобожденной от излишней импозант­ности. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) реша­лись проблемы планировки городов будущего. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи — Д. Б. Пиранези и так на­зываемая «бумажная архитектура»). Становились характерными тип част­ного, обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем в искусстве 18 в. по сравнению с предшествующими эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архи­тектурой, в них усилились черты станковизма и декоративности. Предме­том особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства, достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использова­лись другими. Так, было весьма плодотворным влияние театра на жи­вопись и музыку.

Искусство 18 в. прошло два этапа. Первый продолжался до 1740— 1760 гг. Он .характеризуется видоизменением поздних форм барокко в де­коративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 в.— в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к -сказочным образам Востока —арабов, китайцев, персов. Одновременна с рококо развивалось реалистическое направление—у некоторых мастеров •оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания, политической активности буржуазии и народных масс. На рубеже 1760—1770-х гг. Королевская Академия во Франции вы­ступила против искусства рококо и пыталась возродить парадный, идеа­лизирующий стиль академического искусства конца 17 в. Галантный и мифологический жанры уступили место историческому с сюжетами, заим­ствованными из римской истории. Оеш были призваны подчеркивать зе-личие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным ис­толкованием идей «просвещенного абсолютизма».


век


Введен:


Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Г: Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой облс сти («Собрание древностей», 7 томов, 1752—1767). В середине 18 в. н-мецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусств древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной пр-стоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отрг жение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский фши сов Дидро нашел в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, при зывающие к восстанию против них. Возник классицизм, противопоставив ший декоративности рококо естественную простоту, субъективному прои; волу страстей — познание закономерностей реального мира, чувство мерь благородство мысли и поступков. Художники впервые изучали древнегре ческое искусство на вновь открытых памятниках. Провозглашение идеаль ного, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума — общие черты классицизма 17 и 18 вв. Однако классицизм 17 в., возникши! на почве национального объединения, развивался в условиях расцвет дворянского общества. Для классицизма 18 в. характерна антифеодальна революционная направленность. Он был призван объединить прогрессиь ные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции клас­сицизм не имел революционного характера, которым он отличался в пег вые годы французской революции.

Одновременно с классицизмом, испытывая его воздействие, продолжал жить реалистическое направление. В нем наметились рационалистически тенденции: художники стремились обобщать жизненные явления.

Во второй половине 18 в. зародился сентиментализм с его культом чув­ства и страсти, преклонением перед всем простым, наивным, искренним Возникло и связанное с ним предромантпческое направление в искусстве пробудился интерес к средневековью и народным формам искусств» Представители этих течений утверждали ценность благородных и актив­ных чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружаю­щей средой, побуждавших к вмешательству в реальные общественныт дела во имя торжества справедливости. Они прокладывали путь «к позна­нию человеческого сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и крушение великой страсти» (Лессинг) и выра­жали назревавшую потребность в искусстве взволнованном, патетическом


18 век Франция

ФРАНЦИЯ


Со второго десятилетия 18 в. начался новый период развития французского искусства. Со­держание идейной жизни Франции этого време­ни определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитиз­мом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта 'юрьба идеологически подготовила страну к бур­жуазной революции конца 18 в.

Пробудившееся в народе недовольство общест­венным порядком, нарастающий протест бур­жуазии придали движению французского Про­свещения более непримиримый и широкий де­мократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Французские про­светители были прежде всего «гражданами все­ленной» — они обращались к обществу как на­ции, выступали не только от лица революцион­ной буржуазии, но и от всего «страждущего че­ловечества». Просветители выступали против гелигии, догматизма, косных норм морали, суе­верий — за свободу мысли, за равенство людей :: освобождение от сословных предрассудков, за ::раво каждого радоваться жизни. Страстный сух всеразрушительной критики, скепсиса и тон­кой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. Вме-

те с тем мечты об осуществлении идеального

царства разума», вера в прогресс, в то, что тря­сущий общественный переворот принесет бла-

■денствие широким массам, рождали опти­мизм, которым был проникнут 18 в. Монтескье

•рил в «золотой век» благоденствия и справед­ливости, воплощение которых видел в антич-

-иСТИ.

В «Общественном договоре» Руссо смело про-згласил идеи народного суверенитета, начер-л утопическую программу будущего обще-ва, основанного на идеальном равенстве, редреволюционная Франция переживала рас­чет. Она стала очагом передовой материали-"и ческой философии и других наук, новых сей в политике. Писатели и политические мыс-:тели: Монтескье, Вольтер, «провозвестник ре-люции» Руссо, энциклопедисты во главе с ;:дро, писатели Лесаж и Бомарше придали оанцузской культуре 18 в. общеевропейское ачение. Ж. Л. де Бюффон создал «Естествен­ен» историю» — величественную поэму о при-де. Во славу человеческих познаний и труда ервые в человеческой истории был возведен гаптский памятник — написана многотомная :циклопедия. Развивавшаяся на этой почве


французская художественная культура вступи­ла в полосу подъема. Новое содержание мощ­ным потоком врывалось в искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя парадность придворного театра, пришла драма­тическая опера, продолжал критическую тра­дицию Мольера театр французской комедии, пе­реживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений яр­марочный театр масок, среди крестьян распро­странялись массовые зрелища с играми и хоро­водами. Уходили в прошлое религиозная живо­пись и каноны придворного искусства, все более становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры. Расширился диапазон французского искусства; в начале 18 в. худож­ники обратились к интимным сферам человече­ской жизни и чувств, малым формам, а к концу столетия проектировали идеальные города гря­дущего общества.

Переходный характер эпохи определил слож­ность французской художественной культуры 18 в., тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искус­ства, проявлявшегося в реалистических, пред-романтических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искус­ства позднего барокко, рококо и академизма. Реализм 18 в. наиболее полно выразился в рас­крытии образа человека. У художников-реали­стов борьба за эмансипацию личности, рост ее индивидуального и гражданского самосознания нашли отражение в интересе к образу «естест­венного человека», к его живым интимным чув­ствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни частно­го человека, не нарушающего исконных зако­нов природы. Утвердился интерес к индивиду­альному, неповторимому и характерному, к тон­кому психологическому анализу.

Направление рококо не было однородным. Утратившее драматизм и энергию «большого стиля» 17. в., искусство клонившегося к упадку дворянского общества было утонченным, при­зывавшим к наслаждению, к чувственным радо­стям. Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати, предметом эсте­тического наслаждения. Однако чуткое к изящ­ному, искусство рококо проникнуто игривостью, насмешливостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство, вольнодумство и лег-



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.) В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.) Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.) Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно. 0 было синонимом варварства в п

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античнос

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.) Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги