Византия - раздел Образование, ИСКУССТВА
...
Рис. 10. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Реконструкция. Разрез
ннцей распор. Цветной мрамор н богатые по юриту сюжетные мозаики покрывают стены и лы церкви.
1отребиость в здании, вмещающем массы лю-
. породила в 5—6 вв. новый тип храма — ку-
!.иой базилики, наиболее приспособленной к
кному ритуалу богослужения. В центральной
:купольной части его свершалась церковная
кба. Боковые и верхние галереи, отделенные
:<'нтра, предназначались для горожан и зна-
• Эмоциональное восприятие всех средств
•тового воздействия с, наибольшей остротой
'ждало фантазию, вызывало высокие ду-
ые порывы. Архитектура, живопись (моза-
росписп, иконы), прикладное искусство
оценная утварь, богатое облачение священ-
н), зрелпщность церковного церемониала,
"голосые хоры — весь этот единый грапди-
и художественный ансамбль должен был
ить целям церкви.
Гениальное воплощение новый тин сооружения получил в грандиозном храме св. Софии в Константинополе (532—537). Строители храма — малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, используя в известной мере опыт Пантеона и базилики Максенция, создали образ иного художественного строя. В замысле храма св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства. Притвор, перекрытый крестовыми сводами, боковые нефы и хоры походили на парадные залы дворца. Однако в образе храма раскрывается и более широкое представление людей той эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм св. Софии превосходил все предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме,—
Средние века
Визаптп
цельное, легкое, свободно развивающееся внутреннее пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. Причем соотношение пространств подкупольпого и,боковых нефов заставляет почувствовать несоизмеримость помещений нефов, созданных для молящихся, и ярко освещенного купола, олицетворяющего небосвод. Ощущение многообразия, сложности и величия мироздания передано в изменчивости, текучести внутреннего пространства, в богатстве впечатлений, открывающихся взору с различных точек зрения. Многообразие это приведено в стройную систему благодаря подчинению логичной ясиости конструкции.
В основу храма св. Софии положен план трех-нефной базилики в-сояетании с развитым типом центрического здания (ил. 67). Внешний облик храма с гладкими стенами и контрфорсами прост и массивен. Внутри храма все утрачивает весомость. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма 77 м; диаметр купола 31,5 м), каркас которого образует 40 арок. Четкая конструктивная система передает нагрузку колоссального распора купола на легкие сферические паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивных столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон, рождают иллюзию легкости конструктивных частей. Это плавное стекание нагрузки к земле одновременно создает впечатление нарастающего подъема к верху купола. Слегка касаясь вершин арок, купол возносится головокружительно высоко (55 м) и при солнечном освещении кажется парящим в воздухе, так как тонкую оболочку его у основания прорезают сорок окон, образующих подобие светового кольца. Опорные столбы сливаются со стенами. Два этажа колонн и верхние окна сообщают стенам вид ажурных преград. Впечатление разомкнутости центрального пространства вызывается раскрывающимися нишами апсид. Красочное убранство интерьера — стены, покрытые полированным сизо-зеленым и розовым мрамором с волнообразным рисунком, резьбой,— рождает иллюзию легкости конструктивных частей.
В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста. Сияние огней бесчисленных лампад и свечей также способствовало созданию иллюзии необъятного пространства. Для украшения храма св. Софии из Малой Азии, Греции и Егип-
та были привезены малахитовые и порфировы-колонны. Античный ордер был преобразован : соответствии с новыми задачами: спокойный горизонтальный антаблемент сменили волиисты»-аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью. Нерасчлененный массив е> украшен ажурным узором. Гармоничный и величавый храм св. Софии остался феноменом всемирной архитектуры.
Живопись.С усилением роли церковного интерьера в византийском храме формировались новые принципы синтеза искусств, воплощен ные в стенных и плафонных росписях. Развивая традиции позднеаптичной живописи, византийцы впервые объединили эмоционально-духовное содержание с декоративным началом Постепенно сложилась иконография Священного писания — сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты христианских святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. В дальнейшем иконографические типы и композиции превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Система расположения их как бы утверждала незыблемост; церковной иерархии святых. Однако византийцы умели раскрыть одухотворенную красоту образов средствами выразительного силуэта, линий, формы, гармоничных цветовых сочетаний.
Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Живописный припцп; античной мозаики, рассчитанной на слиянп-отдельных цветовых пятен в зрительном восприятии, получил здесь дальнейшее развитие. Владея всем богатством красочного спектра, оттенками различной светосилы и густоты, византийцы воспроизводили форму цветовым пятном. Наряду с цветными камнями мозаичисты употребляли смальту (кубики из окрашенных стеклянных сплавов), отличающуюся глубиной г. звучностью тонов. Краски в мозаиках вспыхивают, сверкают, как в драгоценных камнях. Цвет становится выразителем эмоционального начала. Золотые фоны создают ощущение праздничности и отрешенности от реальной жизни. Высота их различна, и кубики, расположенные н? вогнутой поверхности сводов, неровные, во это способствует впечатлению мерцающег среды.
Наиболее полное представление о характера ранневизаптийских росписей и их эволюции дают памятники Равенны, отмеченные, однако, г своеобразными местными чертами. В ра-вепнских мозаиках 5 в. можно встретить сюжеты росписей из христианских катакомб. («Христос — Добрый пастырь», Усыпальница Галль:
1 редние века
Византия
Плацидии); в цикле из жизни Христа (верхняя часть храма Сапт-Аполлинаре Нуово, нач. и сер. ■ в.) уже появились стилистические черты, разбивавшиеся в средневековом искусстве,— фронтальные композиции, четкий контур, золотой фон.
Редкий образец византийской светской жи-?описи — две большие мозаики на боковых сте-ах апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546— "18). Они свидетельствуют о прямом влиянии ридворного и церковного церемониала на ха-актер образов в живописи 6 в. На одной из мо-аик изображен император Юстиниан со свитой ил. 68), на другой — императрица Феодора с риближепными. Современное конкретное со-'ытие, ритуальное шествие трактовано как |-ма торжественного церемониала и возвеличе-ня императорской власти. В остроте характе-истик изображенных византийский мастер не ступает создателям фаюмских портретов. '> центре молодой мужественный император; по горонам от него — архиепископ Максимиан аскетичным лицом фанатика; важный и тупой шгдворный; телохранитель с хитрой усмешкой; чящешшки с исступленными лицами. Всем им 'псуиде, однако, единое экстатическое состоя-ге. Доминанта духовного начала подчеркнута всех одинаково большим размером широко скрытых глаз с расширенными зрачками, наряженным сверкающим взглядом, погружении в самосозерцание.
В мозаике преобладают плоскостное локально цветовое пятно, экспрессивная графика лиги, царит торжественно-размеренный ритм. Он ределяет строхшость композиций, создает впе-• тление устойчивости, неизменности порядка, рпуровая одежда императора, сверкающая ютом ювелирных украшений, белизна обла-!гий Максимиана, ярко-красные, оранжевые, 'олетовые цвета одежд воинов и телохраните-;г, зеленая земля и золотой фон — все подчер-мает восточную пышность изображения, ли-•я его материально-чувственной конкретности. Iлинейные по пропорциям плоские силуэты гур, скрытые за складками одеяний, бесплот-. неподвижны.
г".ели в мозаиках Равенны выражены строгие ■мы официального византийского искусства, з ряде памятников 7 в. обнаруживается боль-я свобода творческих исканий. В них чувст-тся стремление к возвышенному гармониче-му идеалу, проявляется интерес к человече-м переживаниям, к многообразию форм ре-чого мира, воспринимаемого в движении, .днция античности проступает в образах че-IX ангелов мозаичного свода церкви Успения
в Никее (7 в., разрушены во время греко-турецкой войны 1917 —1922 гг.). Торжественны ангелы, облаченные в парчовые темно-синие хитоны с красными перевязями. Взмах могучих крыльев, переливающихся радужными оттенками,, вторит поднятым знаменам, подчеркивая величавость образов. Но лица исполнены жизненности и обаяния; классическая красота становится в них носителем возвышенной одухотворенности. Лицо ангела «Динамис» (ил. 70) ояшвлено трепетным движением; большие глаза мерцают, веки полуопущены, маленький рот полуоткрыт, изгибы бровей нарушают симметрию лица, пряди золотых волос откинуты назад, свободно выбиваются из общей массы. Напряженная экспрессия равеннских мозаик исчезла. Появилась внутренняя умиротворенность. Линейно-плоскостной стиль Равенны сменился живописной лепкой форм пятном. Обогащая мозаику дополнительными цветами и нежнейшими, часто контрастирующими полутонами, неизвестный мастер достиг слитности форм и цвета, подметил взаимосвязь цветов окружающих предметов, усиливая чувственную выразительность образа. Почти иллюзионистично исполнена держава светло-зеленого празрачного стекла в руке ангела. Сквозь сферу державы просвечивают розовые, зеленые и голубые тона ладони и синяя подкладка перевязи — детали, наблюдаемые художником в реальности.
Те же тенденции к отображению жизненных наблюдений можно видеть в памятниках, находящихся на территории Италии: в фреске Сан-та-Мария ди Кастельсеирио вблизи Милана (7 — нач. 8 в.), в которой ощущается влияние античных прообразов, в церкви Санта-Мария Антиква на Римском форуме (7 — нач. 8 в.). Искусство здесь ориентируется не на пафос государственных идей Великой империи, оно соразмерно более скромному укладу социальной жизни.
Усиление живой струи в византийской живописи 7 в. было вызвано тем, что нормы официального придворного искусства перестали па некоторое время- играть определяющую роль, это связано с ослаблением мировой рабовладельческой державы Юстиниана в конце 6 — нач. 7 в.
Отделение от Византии ряда областей способствовало превращению ее в небольшое государство, сосредоточившееся в Малой Азии. Завоеватели, «варварские народы», в частности славяне, с их общинными отношениями внесли изменения в этнический состав населения Византии, создали новую социальную почву для художественного творчества.
Средине5 века
Византия
Все темы данного раздела:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26
Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...
Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89
Романское искусство................................................... ....... 90
Готичес
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140
Италия.М. Т. Кузьмина..........................................
ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186
Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258
Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева
Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282
Болгария........................................................................ .. 283
Румын
ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ГРЕЦИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ДРЕВНИЙ РИМ
ШУШИШШШ
Древний мир '
Введ
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходи
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.)
Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон
ЦАРСТВО
вв. до н. э.)
Наметившийся при фараонах 12 династии социальный кризис положил конец Среднему царству. Последовавший за ним период Нового цар-
'σ
Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.)
После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заб
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.)
На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,
АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Фи
Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.
ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый
ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других г
АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.)
Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ник
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами,
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.)
К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.)
В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла
ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.)
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы
ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.)
Становление р
ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.)
В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.)
Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.)
Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно.
0 было синонимом варварства в п
Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.)
Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем
Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.)
В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по
СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому начался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античнос
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре
Конец 1 тыс. до н. э.
#
Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория с
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеолог
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э.
Культура расписной керамики-.Уже в 4
Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сю
ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.)
Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торго
Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.)
- Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р
Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась
Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом
Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал
Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая т
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.)
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец
Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.
Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз-
рождения был завершен в первые три десятилетия 16 в., а в последующие годы наряду с величайшей ег
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.)
Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи
ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской живописи постепенно проникали жанровые мотивы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствую
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ
ИСПАНИЯ
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
БЕЛЬГИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
США
Введение
На протяжении 19 в. капитализм с
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти
Щяшттттттямтттт
19 век
Франци
скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Под покровительств
БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман
РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские княжества в период турецкого ига пользовались некоторыми привилегиями. Однако разрозненность, постоянное соперничество делали их полностью зависимыми от
ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Венгерское население не
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.
ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталисти
Хорватия
По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии.
На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи наци
КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных
усадеб возводится в классическом стиле
СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектур
ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г,
СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
Конец 19—20 века
Введение
ВВЕДЕНИЕ Кон
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях
ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О
ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому народу, и в частности его столице Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитект
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в
ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая традиции немецкого революционно-пролетарского ис-
кусства 1920-х гг. и публицистического искусства, св
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи-
тельной народной войны 1941—1945 гг. значительная част
РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Западном полушарии. Развивая передовые национальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистического содружества, Куба пер
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях культурной жизни наблю
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республики в 1924 г. в отсталой феодальной стране начался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за
них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но
Щщщншитшшшшштттт
Словарь терминов
Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.
Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975.
Античные поэты об искусстве. М., 1938.
Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.
Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1.
М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.
Византия
Античность и Византия. М., 1975.
Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрм
Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее»
ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в*
ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З
Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр<
изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш
ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб
Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг
Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:-
пер
Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее
ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.
Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуазной революции. М., 1940.
Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульптуры. М., 1961.
Алпатов М. В. Коро.
Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965.
Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Национальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957.
Зернов Б. Филипп Отто
Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная
интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17—
19. [Международная выставка «Революционное
искусство Запада». Москв
Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. София, 1958.
Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выставка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле
Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974.
Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976.
Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак
Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981.
Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусство.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23.
Малейовский Й. Чехословацкое
Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1981.
I
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ
Аалтонен, Вяйнё
Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Шифер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей
6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д
Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид
68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент
69. Базилика Сант-Аполинаре
Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в.
91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Львиный двор. 14 в.
Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент
! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420
Новости и инфо для студентов