РЕСПУБЛИКА КУБА - раздел Образование, ИСКУССТВА Куба — Первая Страна Социализма В Западном Полушарии. Развивая Передовы...
Куба — первая страна социализма в Западном полушарии. Развивая передовые национальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистического содружества, Куба первая в Западном полушарии осуществляет подъем культурной революции, отстаивает идеи мира и социализма. Выполнение поставленных революцией задач в области культуры было облегчено тем, что наиболее выдающиеся деятели культуры дореволюционного периода (Хуан Маринельо, Николас Гильен и др.) являлись сторонниками, а во многом и активными участниками революционной борьбы. Уже в первые годы победы революции (1959) на Кубе они приступили к решению задач нового культурного строительства. Возникли национальные союзы писателей и деятелей искусств, с 1961 г. в Гаване стали проводиться конференции, в работе которых участвовали руководители революционного правительства. Революция вызвала к жизни новую проблематику, изменила изобразительный язык подавляющего большинства мастеров. Искус-
ство начало наполняться новыми живительными соками.
Развитие станковой и монументальной живописи совершалось в постоянной борьбе с влияниями формалистического искусства капиталистических стран. Многие порвали с нефигуративными направлениями. Родоначальниками современной кубинской живописи стали крупные самобытные кубинские художники: Виктор Мануэль (1897—1969), Амелия Пелаэс (1896— 1968), Марсело Поголотти (р. 1902), Карлос Энрикес (1901 —1957). Освободившись от оков академической живописи, они обогатили искусство разнообразием сюжетов, почерпнутых из жизни, богатством красок и света.
Обращение художников после революции к реальной действительности ярко проявилось в первых групповых выставках, посвященных теме революции. Таковы «Народная ассамблея», «Хирон», «Гаванская декларация», «Совещание в ОАГ» (1962—1965) Мариано (р., 1912), отмеченные эффектами цвета и света; серия картин «Краски Кубы» с карнавальными персов
) век
Страны социализма
ажами (1963) Рене Портокарреро (р. 1912). собое внимание привлекают его «Пейзажи Га-аны» (1961), написанные в экспрессивной ма-ере, передающей образ кубинского города.
Новой тематикой обогатил свое творчество 1абреро Морено (р. 1923), обратившийся к ге-оическому прошлому и настоящему кубинского арода. Особой монументальностью отмечены го образы крестьян, исполненные в динамич-:ой манере и насыщенном колорите. Интересны артины «Бомбардировки 15 апреля» (1961), Крестьянская милиция» (1962). Большой вы->азительности достигают образы современного еловека труда в сериях Адихио Бенитес.
После 1965 г. в кубинской живописи ширится •ематика, увеличивается диапазон изобрази-•ельных средств. Художники стремятся отразить существенные черты действительности, •бращаются к монументальным формам. Тако-!ы настенные панно Портокарреро для Дворца эволюции (1967), витражи в ресторане «Руи-гы» (Гавана).
В конце 60—70-х гг. в живописи растет внимание к социально-политическим явлениям про-ллого и настоящего. Политическая тематика зтала ведущей в творчестве Файяда Хамиса и Рауля Мартинеса («Национальный банк Кубы» — настенная роспись, где центральные образы — Фидель Кастро и Че Гевара). Современная кубинская живопись отличается красочностью, использованием приемов, свойственных плакату, фотомонтажу. В ней чувствуется желание говорить громко о волнующих политиче-
ских событиях. В этом она сближается с графикой.
С 1970-х гг. выступает новое поколение живописцев и графиков, отмеченных печатью ярко выраженной индивидуальности.
Высокого уровня достигает на Кубе графическое искусство как одно из наиболее действенных средств массовой пропаганды революционных идей.
Крупнейший мастер монументальной и декоративной пластики Рита Лонга отличается пластическим дарованием, широтой композиционного мышления, органическим чувством декоративности (портрет Хосе Марти для Дворца пионеров, большой композиционный ансамбль «Сад героев» в Сантьяго-де-Куба, скульптурная композиция «Лагуна сокровищ»).
Наибольшие достижения отмечаются в архитектуре, градостроительстве Кубы, выделяющихся смелостью, оригинальностью решений. В развитии кубинской архитектуры большая роль принадлежит Аптопио Кинтана, соорудившего Дом космонавтов в Варадеро, отличающийся четкостью и красотой пластических форм и линий, конструктивностью. Кинтано увлечен идеей парящего над водой сооружения — здания-моста (гостиница «Виктория» в Ханое во Вьетнаме, ансамбль Дворца конгрессов в Гаване). По решению правительства и Министерства культуры Кубы для создания памятника В. И. Ленину в Гаване был приглашен советский скульптор Л. Кербель, который работал совместно с А. Кинтана, автором проекта всего парка.
Все темы данного раздела:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26
Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...
Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89
Романское искусство................................................... ....... 90
Готичес
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140
Италия.М. Т. Кузьмина..........................................
ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186
Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258
Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева
Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282
Болгария........................................................................ .. 283
Румын
ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ГРЕЦИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ДРЕВНИЙ РИМ
ШУШИШШШ
Древний мир '
Введ
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходи
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.)
Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон
ЦАРСТВО
вв. до н. э.)
Наметившийся при фараонах 12 династии социальный кризис положил конец Среднему царству. Последовавший за ним период Нового цар-
'σ
Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.)
После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заб
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.)
На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,
АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Фи
Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.
ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый
ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других г
АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.)
Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ник
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами,
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.)
К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.)
В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла
ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.)
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы
Византия
Рис.
ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.)
Становление р
ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.)
В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.)
Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.)
Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно.
0 было синонимом варварства в п
Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.)
Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем
Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.)
В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по
СРЕДНИЙ ВОСТОК
В эпоху феодализма, переход к которому начался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античнос
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре
Конец 1 тыс. до н. э.
#
Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория с
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеолог
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э.
Культура расписной керамики-.Уже в 4
Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сю
ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.)
Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торго
Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.)
- Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р
Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась
Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом
Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал
Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая т
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.)
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец
Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.
Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз-
рождения был завершен в первые три десятилетия 16 в., а в последующие годы наряду с величайшей ег
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.)
Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи
ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской живописи постепенно проникали жанровые мотивы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствую
ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ
ИСПАНИЯ
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
БЕЛЬГИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
США
Введение
На протяжении 19 в. капитализм с
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти
Щяшттттттямтттт
19 век
Франци
скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Под покровительств
БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман
РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские княжества в период турецкого ига пользовались некоторыми привилегиями. Однако разрозненность, постоянное соперничество делали их полностью зависимыми от
ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Венгерское население не
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.
ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением военно-феодального режима и зарождением капиталисти
Хорватия
По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии.
На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи наци
КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных
усадеб возводится в классическом стиле
СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектур
ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г,
СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
Конец 19—20 века
Введение
ВВЕДЕНИЕ Кон
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях
ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О
ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому народу, и в частности его столице Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитект
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в
ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая традиции немецкого революционно-пролетарского ис-
кусства 1920-х гг. и публицистического искусства, св
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи-
тельной народной войны 1941—1945 гг. значительная част
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях культурной жизни наблю
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республики в 1924 г. в отсталой феодальной стране начался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за
них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но
Щщщншитшшшшштттт
Словарь терминов
Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.
Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975.
Античные поэты об искусстве. М., 1938.
Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.
Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1.
М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.
Византия
Античность и Византия. М., 1975.
Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрм
Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее»
ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в*
ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З
Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр<
изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш
ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб
Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг
Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:-
пер
Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее
ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.
Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуазной революции. М., 1940.
Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульптуры. М., 1961.
Алпатов М. В. Коро.
Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965.
Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Национальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957.
Зернов Б. Филипп Отто
Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная
интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17—
19. [Международная выставка «Революционное
искусство Запада». Москв
Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. София, 1958.
Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выставка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле
Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974.
Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976.
Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак
Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981.
Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусство.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23.
Малейовский Й. Чехословацкое
Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1981.
I
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ
Аалтонен, Вяйнё
Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Шифер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей
6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д
Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид
68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент
69. Базилика Сант-Аполинаре
Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в.
91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Львиный двор. 14 в.
Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент
! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420
Новости и инфо для студентов