рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СРЕДНИЙ ВОСТОК

СРЕДНИЙ ВОСТОК - раздел Образование, ИСКУССТВА В Эпоху Феодализма, Переход К Которому На­чался В 5 — 6 Вв. Н. Э., Народ...


В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античности. Вторжение других народов: арабов в 7—8 вв., тюрков-сельджуков в 11 в. и самое разрушительное — монголов в 13 в., не­надолго задержало поступательный ход разви­тия искусства. Одним из последствий арабского завоевания было повсеместное распространение ислама. В Иране, культура которого восходила к глубокой древности, исключительно сильными оказались местные художественные традиции.

Искусство сохранило многочисленные изобра­зительные мотивы и образы живых существ. Однако с утверждением ислама возникло новое мировоззрение и новый характер искусства.

Архитектура.Первоначально на Среднем Во­стоке культовые здания строились в форме араб­ской колонной мечети. Но быстро появились иные, различные в разных странах и областях


типы архитектурных сооружений. Одной из наи­более распространенных стала четырехайван-ная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай). Это обычно большое сооружение с прямоугольным внутренним дво­ром, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатый айван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пи­лоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на глав­ном фасаде здания.

Наряду с четырехайванной композицией рас­пространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и за­мкнутый куб здания, увенчанный куполом. Воз­двигались такжв стройные круглые минареты, мавзолеи с шатровым покрытием.

Огромная роль принадлежала орнаменту, по­крывавшему большие архитектурные плоскости.



Средние века


Ближний и Средний Восток


 


Первоначально орнамент, исполненный из кир­пича и резных терракотовых плиток, был мо­нохромным. Но с 12 в. стали применять обли­цовку из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитек­турный декор отличался обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преоб­ладали своеобразно претворенные в искусстве тона сине-голубого неба и золотисто-охряной земли.

Особенности средневекового культового зод­чества Ирана нашли выразительное воплощение в архитектуре прославленной соборной мечети в Исфагане. Ее сооружение восходит к 9 в., но основная часть датируется 11 —12 вв. (отдель­ные пристройки относятся к позднему време­ни). В центре мечети — огромный открытый двор, окруженный двухъярусными галереями. По осям высятся четыре портала с погруженны­ми в тень айванами. Грандиозность комплекса мечети, разнообразие купольных покрытий и смелость в их решении, изысканная строгость убранства (фигурная кирпичная кладка, терра­кота, резной стук, позже — полихромные израз­цы) — все это рождает образ, исполненный силы и свежести.

В конце 14 в. Иран вошел в состав державы Тимура. В истории искусства всего мусуль­манского мира одну из ярчайших страниц вписало искусство Средней Азии. Став с 1370-х гг. центром огромной империи Тимура, Средняя Азия пережила в 14—15 вв. расцвет архитектуры и искусства. Жестокий и грозный завоеватель хотел, чтобы его столица Самарканд превосходила красотой и грандиозностью дру­гие города мира. Здесь наряду с местными ма­стерами работали художники и строители, при­везенные Тимуром из покоренных им стран — Ирана, Азербайджана, Афганистана, Ирака, Си­рии, Индии.

Дошедшие до нашего времени монументаль­ные здания Самарканда, воздвигнутые при Ти­муре и его преемниках, принадлежат к заме­чательным памятникам мировой архитектуры эпохи средневековья. Среди них комплекс усы­пальниц (мавзолеев) духовенства и знати Шах-и-Зинда (14 — первая половина 15 в., ил. 95). Расположенные по крутому спуску холма, мав­золеи представляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие по характеру, но не повторяющие целиком один другого. Ан­самбль создает возвышенный поэтический об­раз. Архитектурный декор здесь доведен до со­вершенства. Бесчисленными переливами свер­кают поливные изразцы голубых куполов и пор­талов, покрытых тончайшим и разнообразным


узором. Сочетание простых архитектурных форм с изощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шах-и-Зинда неповторимое очарование.

Гордостью Самарканда была соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и по­лучившая в народе название Биби-Ханым. Ее строительство было закончено в 1404 г. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзо­шла величественностью все здания мира. В сво­ем первоначальном облике она представляла сложный архитектурный ансамбль, включав­ший стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозные входные порталы. Время не пощадило этот замечательный памятник зод­чества. Но даже в руинах он оставляет неизгла­димое впечатление. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была мечеть с огром­ной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами и увенчанная бирюзовым, как бщ сливающимся с небом куполом. Особой вели­чественностью, гармоническим чувством про­порций отличался интерьер. Мечеть Биби-Ха­ным свидетельствует о смелости замысла ж вдохновенном мастерстве создавших ее зодчих.

Торжественно монументальна усыпальница Тимуридов — Гур-Эмир в Самарканде (нач. 15 в., ил. 96). В этом здании господствуют про­стые архитектурные объемы: восьмигранное основание, цилиндрический барабан и огромный ребристый сине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея чрезвычайно богато: стены облицованы мрамором, резным стуком, покры­ты орнаментальными росписями, вокруг надгро­бий расположена ажурная мраморная ограда, резные деревянные двери отличаются тончай­шей ювелирной работой. Строгой красотой вы­деляется надгробие Тимура, выполненное из темно-зеленого нефрита.

Зодчество Средней Азии конца 14 — начала 15 в. находилось в тесном взаимодействии с ар­хитектурой соседних стран и оказало на нее большое влияние. В 15 в., несмотря на то что империя Тимура распалась на ряд феодальных самостоятельных государств, культурно-худо­жественные связи между народами Среднего Востока продолжали укрепляться. В первой по­ловине 15 в. застройка Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии была продолжена внуком Тимура Улугбеком, который был выда­ющимся ученым-астрономом своего времени.

На площади Регистан в Самарканде было воз­двигнуто медресе Улугбека (1417—1420). Пла­нировка медресе в значительной мере объясня­лась замкнутым характером высшего мусуль­манского учебного заведения, в котором студен­ты не только учились, но и жили. Открытый



Средние века


Ближний и Средний Востог:


 


прямоугольный двор окружен двухэтажными зданиями, где расположены кельи для учащих­ся. Они выходят во двор открытыми лоджиями. В середине каждой стены высятся четыре айва-на, служившие местом для занятий. Медресе Улугбека отличается стройностью пропорций, единством архитектурных форм и изысканной красотой мозаик, сохранивших более чем за пять веков своего существования всю прелесть и све­жесть чистых красок.

Строительство продолжалось в Средней Азии и в последующие столетия. Значительные со­оружения воздвигались в Бухаре в 16 в. В Са­марканде в 17 в. был создан знаменитый ан­самбль площади Регистан (ил. 93). Величест­венный ансамбль господствует над низкой жи­лой застройкой окружающих улиц. Ансамбль состоит из трех медресе, расположенных сим­метрично на трех сторонах почти квадратной площади: с западной стороны находится уже упомянутое медресе Улугбека, с востока и юга — медресе Шир-дор и Тилля-кари, соору­женные двумя столетиями позже.

Фасады медресе расположены так, что объ­единяющая их площадь воспринимается как от­крытый с одной стороны грандиозный двор с тремя громадными порталами. Геометрически четкие объемы сопоставлены в ясном ритме. Массивность зданий уравновешивается свобод­ным взлетом стрельчатых арок порталов, мощ­ными вертикалями минаретов. В спокойном ве­личии застыли архитектурные колоссы, степы которых, купола, пилоны и минареты сверкают под южным солнцем яркими красками изразцо­вых узоров и надписей.

Прикладное искусство.Прикладное искусство стран Среднего Востока прошло большой и мно­гообразный путь развития. 12—14 вв.— нора расцвета керамического искусства в Иране. Ве­дущее значение приобрели изделия с люстро-вой росписью. Золотисто-желтые и коричневые тона люстры полны легкой радужности, как бы светятся из-под глазури цветом слоновой кости. Поверхность сосудов покрыта росписями, изоб­ражающими сцены придворной жизни, охоты, эпизоды из эпоса «Шах-намэ», всадников, му­зыкантов, реальных и фантастических живот­ных. Изобразительность иранской керамики на­шла яркое воплощение и в другом виде роспи­си 12 —14 вв. легкоплавкими эмалевыми краска­ми— в полихромной посуде «минаи». Иранские мастера, не знавшие секрета производства фар­фора, сумели создать из глины изделия удиви­тельной тонкости и изящества.

Иран издревле славился художественными тканями и коврами. В 16 —17 вв. их производ-


ство переживало новый подъем. Иранские тка­
ни и ковры пользовались мировой известностью.
Образ персидского ковра стал выражением са­
мой декоративной специфики средневекового
искусства Ирана. Ковры отличались редкой
красотой цвета, их орнамент сложен, полон гиб­
ких, легко переплетающихся форм, включает
в себя изображения человеческих фигур и жи­
вотных. Обычно выделяют садовые, охотничьи,
звериные и вазовые ковры. Эти названия сви­
детельствуют, что главные мотивы были почерп­
нуты из мира окружающей природы, олицетво­
ряли образ прекрасного сада. ' .

Средняя Азия также славилась своими тка­нями и коврами. Особой известностью пользуют­ся великолепные туркменские ковры. Еще в 13 в. Марко Поло оценил их «как самые топкие и красивые в мире». Для туркменских ковров ти­пичны четкий и строгий узор в форме розеток и благородный густо-красный тон, который варьируется от тепло-карминного до темно-вишневых, почти черно-красных оттенков. Вы­соким совершенством отличались изделия из керамики, резьба по дереву и чеканка по ме­таллу.

Миниатюра. Исключительной высоты в стра­нах Среднего Востока достигло искусство оформления книги. Все поражает здесь: и вир­туозное мастерство каллиграфа-переписчика и тончайшая орнаментальность заставок и ти­тульных листов и великолепные миниатюры. Искусство миниатюры отличается прежде всего изощренным чувством цвета. На плоскости ли­ста фигуры и предметы расположены подобно красочному узору, образ строится па основе тон-.чайшего линейного рисунка и сочетания звуч­ных и чистых цветовых пятен. Искусство ми­ниатюры как книжной иллюстрации было глу­боко созвучно возвышенной и цветистой поэзии средневекового Востока. Художники запечат­левали подвиги легендарных героев, битвы, тор­жественные пиры, лирические сцепы, воспеваю­щие высокие чувства любви и верности.

В своем развитии миниатюра Среднего Восто­ка проходила ряд этапов, в ее историю значи­тельный вклад вносили живописные школы Ирана, Средней Азии, Азербащгжаиа, Афгани­стана. Крупнейшим мастером миниатюры кон­ца 15 — начала 16 в. был Камаладдин Бехзад, работавший в Герате и Тебризе (ил. 94).

Творчество Вехзада стало наследием ряда народов Среднего Востока, между художествен­ными культурами которых существовала тесная взаимосвязь. Сохраняя условный язык, прису­щий искусству миниатюры, Бехзад вносил в свои произведения непосредственность живых



-редние века


Ближний и Средний Восток


 


наблюдений. Многообразие окружающей жизни ■ н воплощал в своих работах с такой убеди­тельностью, какой до него не удавалось достичь никому из восточных миниатюристов. Достовер­ных работ Бехзада в настоящее время насчи­тывается около двадцати. Одно из его наиболее известных произведений — поэтичные и отли-■аюгциеся" тонкой наблюдательностью иллюст­рации к поэме Саади «Бустан» (1488, Каир, египетская национальная библиотека). Очень интересны иллюстрации к «Зафар-наме» («Кни-е побед Тимура»), повествующей о событиях еальной истории. Миниатюры изображают по­воды Тимура, торжественные приемы и строи­тельство мечети.

То, что было завоевано искусством Бехзада — интерес к жизни и бытовым подробностям, ши-ошга показ пейзажа и архитектурного интерье-а, мастерство в передаче разнообразных дви­жений, поз и жестов персонажей, оказало влия­ете на развитие тебризской школы миниатюры -•3 в. в Азербайджане. Но в этой школе преоб-


ладали условно-декоративные черты, присущие миниатюре как жапру живописи. Тебризские мастера словно вобрали в себя всю неиссякае­мую щедрость красок. Их произведения необы­чайно эффектны по колориту, сложны по ком­позиции.

Самым крупным представителем тебризской школы был Султан Мухаммед, автор несколь­ких иллюстраций к рукописи «Хамсе» Низами (1539—1543, Лондон, Британский музей), ярко эмоциональных, проникнутых чувством красо­ты, упоения жизнью. В его творчестве реально увиденное претворялось в глубокопоэтический, преображенный фантазией художника образ.

Значение средневековой восточной миниатю­ры не исчерпывается ее высокими декоратив­ными качествами. Весь ее художественный строй рождает чувственное, радостное ощуще­ние земного бытия. Догмы ислама лишь кос­венно воздействовали на миниатюру, которая по существу своему оставалась чисто светским искусством.


ИНДИЯ


Индийское искусство, яркое и самобытное, ■зникло в глубокой древности. Мифология, 1лпая гиперболизации и безудержной фанта-;пш, обусловила его характер. Сама цветущая •>ирода Индии кажется овеянной духом древ-:х легенд и преданий. Выветренные скалы под лепительным солнцем представляются замка-:. созданными с незапамятных времен каки­е-то могучими гигантами; тропические леса, :>' скрывается множество ядовитых змей, ди-:х зверей и редкостных птиц, кажутся полны-: тайн. Эта природа придала особенно яркий очный колорит древним сказаниям индийско-народа о богах-исполинах, царственных зме-. добрых и злых духах, населяющих каждое нево, гору или реку. Их образы обрели свое смертие благодаря неистощимой фантазии вестных в те времена художников и скульп-ов, воплотивших в них поэтические пред--яления о красоте земли, об. ее таинственной 'е.

(еразрывно связанные друг с другом, архи­тура, скульптура и живопись донесли до днейших времен в земных и чувственных, а! устрашающих образах все то легендарно-дологическое мироощущение, которое состав-■ :•) специфику образного мышления индий-


ского народа на протяжении древности и сред­невековья.

Индийская культура — одна из древнейших; истоки ее восходят к 3 тыс. до п. э. В своем развитии она прошла ряд исторических этапов, соприкасаясь с культурами шумерийской и гре­ческой э древности, Среднего Востока - в пе­риод средневековья. Созданное многочисленны­ми племенами и народностями, населяющими огромную территорию, индийское искусство чрезвычайно обильно и многообразно по фор­мам, тесно связано с народными ремеслами, с богатейшим миром народных сказочных обра­зов.

Пути исторр1ческого развития Индии имели свою специфику. Средневековье здесь затяну­лось вплоть до середины 18 в. Как и дальне­восточные государства, Индия не знала куль­туры, подобной культуре эпохи Возрождения в странах Европы. Однако в пору своего рас­цвета она создала прекрасные и самобытные образы искусства, внеся в мировую сокровищ­ницу культуры еще одну грань художественно неповторимого постижения действительности. Недаром и но сей день Индия привлекает ху­дожников всего мира как страна благоуханных сказок и чудес, порожденных гением ее народа.


 


Заказ 1322


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВА

Научно исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств... ИСТОРИЯ... ЗАРУБЕЖНОГО...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СРЕДНИЙ ВОСТОК

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 26 Египет.Н. А.Виноградова......................................... ...

Западная и Центральная Европа.
Н. Л. Мальцева............................................................ 89 Романское искусство................................................... ....... 90 Готичес

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение. М. Т. Кузьмина........................................... .... 140 Италия.М. Т. Кузьмина..........................................

ИСКУССТВО 17 ВЕКА
Введение. Н. Л. Мальцева............................................ 186 Италия.М. Т. Кузьмина............................................ 188

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
252 254 255 258 Введение. М. Т. Кузьмина . Англия.М. Т. Кузьмина . . Испания.Т. П. Каптерева

Центральная и Юго-Восточная Европа.
М. Т. Кузьмина............................................................ 282 Болгария........................................................................ .. 283 Румын

ОТ РЕДАКТОРОВ
«История зарубежного искусства» (4-е, дополненное издание) — учебник для средних художественных учебных заведений, написанный в соответствии с программой, дает последовательное изложение

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИЯ ЭЛЛИНИЗМ ДРЕВНИЙ РИМ   ШУШИШШШ Древний мир ' Введ

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(4тыс. до н. э.) Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происхо­ди

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
(30—23 вв. до и. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до и. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
(21—18 вв. до н. э.) Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экон

ЦАРСТВО
вв. до н. э.)   Наметившийся при фараонах 12 династии со­циальный кризис положил конец Среднему цар­ству. Последовавший за ним период Нового цар- 'σ

Вторая половина Нового царства
(14—11 вв. до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­б

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
(11 в.—332 г. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искус­ства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Перестали возводиться пышные усыпальницы,

АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искус­ством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдви­нулись города Сиро-Фи

Нововавилонское искусство
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу.

ТРОЯ. КРИТ
Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были най­дены на территории материковой Греции в Ми­кенах и Тиринфе — древнейших крепостях Ев­ропы. Как и в других г

АРХАИКА
(7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдви­гами в истории и искусстве

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ник

АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами,

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоев

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
(конец 1 в. до н. э.—476 г. н. э.) В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в кла

ВИЗАНТИЯ
(5—7 вв.) Первый подъем византийского искусства при­ходится на 6 в. Оно достигло блестящего рас­цвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы

Византия
    Рис.

ВИЗАНТИЯ
(нач.9 — нач.13 в.) Становление р

ВИЗАНТИЯ
(вторая половина 13 — нач. 15 в.) В 12—14 вв., в период правления династии Палеолого

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(11—12 вв.) Термин «романский стиль» применяется к ис­кусству 11 —12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(ок. ИЗО г.—14 в.) Готическое искусство представляет следую-ю после романского ступень развития сред-н'кового искусства. Название это условно. 0 было синонимом варварства в п

Халифат
(7 в.— первая половина 10 в.) Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йем

Северная Африка и Мавританская Испания
(8—15 вв.) В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран по

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящейся к эпохе палеолита и неолита. С разложением первобытнообщинного строя на территории совре

Конец 1 тыс. до н. э.
# Мощного расцвета в конце 1 тыс. до н. э. культура Индии достигла при династии Маурья (322—185 гг. до н. э.). После отражения нати­ска войск Александра Македонского почти вся территория с

СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ (7-18 вв.)   Утверждение феодального строя в Индии по­влекло за собой дальнейшее развитие тех осо­бенностей в культурной жизни и идеолог

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э. Культура расписной керамики-.Уже в 4

Период Чжаньго
Конец 1 тыс. до и. э. ознаменовал не только завершающий этап периода Чжоу, но и кризис патриархального рабства. В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сю

ПРОТОРЕНЕССАНС
(12—13 вв.) Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12 —13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили по­средническую торго

Флоренция
Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(15 в.) - Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой тради­ции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются р

Флоренция первой половины и середины 15 в.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междо­усобная борьба завершилась

Флоренция последней трети 15 в.
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г. Кон­стантинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом

Живопись Средней и Северной Италии
Открытия в области передачи объема, пла­стики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вско­ре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держал

Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая т

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(1490-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец

Средняя Италия
Отдельные тенденции искусства Высоког Возрождения предвосхищались в творчеств выдающихся художников 15 в. и выражалис в стремлении к величавости, монументализацп и обобщенности образа.

Венеция
В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Воз- рождения был завершен в первые три десятиле­тия 16 в., а в последующие годы наряду с вели­чайшей ег

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Вторая половина 16 в.) Вторая половина 16 в.— сложный переход­ный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономи

ЖИВОПИСЬ 15 в.
В религиозные сюжеты нидерландской жи­вописи постепенно проникали жанровые моти­вы, в рамках декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливал

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 в. Города,

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 17 в.
После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил, способствую

ИСКУССТВО 19 ВЕКА
АНГЛИЯ ИСПАНИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БЕЛЬГИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА США Введение На протяжении 19 в. капитализм с

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 19 в.
Поражение Наполеона и реставрация дина­стии Бурбонов привели к разгулу реакции и обо­стрению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего — проти

Щяшттттттямтттт
19 век Франци   скую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным дви­жением рабочих. Под покровительств

БОЛГАРИЯ
Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 г. после завоевания Болгарского царства Осман

РУМЫНИЯ
По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от

ВЕНГРИЯ
Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Вен­герское население не

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов.

ЮГОСЛАВИЯ
В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талисти

Хорватия
По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии. На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи наци

КОНЕЦ 18 - НАЧАЛО 19 в.
Архитектура. Вкрупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле

СЕРЕДИНА И ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 в.
Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектур

ИСКУССТВО КОНЦА 19 И 20 ВЕКОВ
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА С КОНЦА 19 в. ДО 1917 г. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА ПОСЛЕ 1917 г, СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Конец 19—20 века Введение ВВЕДЕНИЕ Кон

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работаю­щих на полях, преобразующих природу, привле­кают в произведениях

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Широко распространена скульптура в социа­листической Венгрии. Большую роль в ее раз­витии сыграл почетный член Академии худо­жеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника О

ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитект

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис- кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, св

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи- тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная част

РЕСПУБЛИКА КУБА
Куба — первая страна социализма в Запад­ном полушарии. Развивая передовые нацио­нальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистиче­ского содружества, Куба пер

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях куль­турной жизни наблю

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но

Щщщншитшшшшштттт
  Словарь терминов Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

Эгейское искусство. Греция, эллинизм, Рим
Античность и Византия. М., 1975. Античные поэты об искусстве. М., 1938. Античные мыслители об искусстве. М., 1937. Античные города Северного Причерноморья. М., 1958.

Общие труды
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1948. Античность и Византия. М., 1975. Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т.

Византия
Античность и Византия. М., 1975. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Со­ветского Союза. Л.— М., 1966. Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государ­ственного Эрм

Западная и Центральная Европа
Крыжановская М. Я. Искусство западного среднее» ковья. Л., 1963. Лясковская О. Ф. Французская готика XII—XIV в* ков. М., 1973. Несселъштраус Ц. Г. Искусство З

Ближний и Средний Восток
Ашрафи М. М. Миниатюры XVI века в списках пр< изведений Джами из собраний СССР. М., 1965. Ашрафи М. М. Персидско-таджикская поэзия в ш ниатюрах XIV—XVI вв. Душанб

Монголия
Искусство Монголии. Каталог выставки. М., 1981. Исследование по культуре народов Центральной Азпг Улан-Удэ, 1980. Киселев С. В., Евтюкова Л. А., Кызласов Л. Р., Ме:- пер

Общие труды
Бахтин М. М. Рабле и народная культура среднее ковья и Ренессанса. М., 1965. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 197. Всеобщая история архитектуры. М., 1966, т. 5.

Франция
Аркин Д. Архитектура эпохи Французской буржуаз­ной революции. М., 1940. Аркин Д. «Марсельеза» Рюда.— В кн.: Образы скульп­туры. М., 1961. Алпатов М. В. Коро.

Германия
Адольф Менцель. Альбом. Авт.-сост. Е. Марченко. М., 1965. Выставка рисунков А. Менцеля из собрания Нацио­нальной галереи в Берлине. Каталог. М., 1957. Зернов Б. Филипп Отто

Западная Европа и Америка после 1917 г.
Алешина Л., Яворская Н. Первая, революционная интернациональная.— Творчество, 1977, № 4, с. 17— 19. [Международная выставка «Революционное искусство Запада». Москв

Народная Республика Болгария
Божков А. Болгарская революционная графика. Со­фия, 1958. Качарова А. Подвиг, признательность, дружба: Выстав­ка современной болгарской живописи и графики, посвященная 100-ле

Польская Народная Республика
Искусство Польши. Авт.-сост. Д. Лебедева. М., 1974. Светлов И. Е. Скульптура народной Польши. М., 1976. Свирида И. И. Изобразительное искусство народной Польши. Плак

Чехословацкая Социалистическая Республика
Виноградова Е. К. Йозеф Чапек. М., 1981. Конечный Д. Идеи Октября и чехословацкое искусст­во.— Творчество, 1977, № 11, с. 22, 23. Малейовский Й. Чехословацкое

Социалистическая Республика Вьетнам
Муриан Н. Ф. Изобразительное искусство Социали­стической Республики Вьетнам. М., 1981. I УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ Аалтонен, Вяйнё

Искусство древнего мира
5. Плита фараона Нармера. Лицевая сторона. Ши­фер. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Музей 6. Статуя вельможи Каапера из его гробницы в Сак-кара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. д

Искусство средних веков
67. Храм св. Софии в Константинополе. 532—537. Внутренний вид 68. Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546—548. Фрагмент 69. Базилика Сант-Аполинаре

Список иллюстраций.
90. Эккехард и Ута.Скульптурная группа собора вНаумбурге. Камень. Середина 13 в. 91. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Льви­ный двор. 14 в.

Искусство эпохи Возрождения
115. Джотто.Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г. Фрагмент ! 16. Брунеллески.Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги