рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя - Конспект, раздел Литература, Оглавление Введение Глава 1. Изучение Эпических Произведений 1.задачи Работы ...

Оглавление Введение Глава 1. Изучение эпических произведений 1.Задачи работы над эпическими произведением 1.2 Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V - VI классах 1.Специфика изучения Вечеров на хуторе близ Диканьки 2. Тематическое и поурочное планирование 2.3. Конспекты уроков Заключение Литература Введение Реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует кардинального совершенствования учебно-воспитательного процесса, форм, методов и средств обучения.

В школьном анализе литературного произведения любого рода и жанра следует руководствоваться основными положениями реформы формировать материалистическое мировоззрение учащихся, их патриотические, гражданские чувства добиваться значительного улучшения эстетического образования и воспитания определить оптимальный объем умений и навыков по данной теме освободить уроки от второстепенного материала.

Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока литературы требует системного подхода, который заключается прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активизировать умения ученики.

Анализ литературного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить учащихся с различными способами выражения авторской позиции, авторского отношения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания и формы произведения, способствует развитию читательских умений, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста. Изучение литературных произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воздействие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форы обучения, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений.

Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза рассказ, очерк, повесть, роман, роман-эпопея. Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет эпос позволяют поместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Жанр произведения выступает как одно из средств раскрытия его содержания. Цель работы -показать специфику изучения эпических произведений в V - VI классах. Задачи - познакомиться с теоретическим материалом по теме - изучить методику преподавания эпических произведений - описать методику изучения повести Н.В.Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1.

Изучение эпических произведений

Но он тут же оговаривается, что можно только до известной степени подв... Для того чтобы они оказались действенными, надо сформировать их именно... Все отмеченное выше говорит о том, что в школе необходима кропотливая ... Значит, необходимо, чтобы эти сцены, эпизоды он умел оценить не только... при помощи каких художественных средств, добился писатель нашего восто...

Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V - VI классах

Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V - VI классах 2.1.

Специфика изучения Вечеров на хуторе близ Диканьки

Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без... 2. Какую легенду рассказывает Винокур? Продумайте дома а Какие мотивы уст... Какие народные обычаи описаны в повести? Продумайте дома два вопроса а... Чем заполнял он своё время, ставши взрослым человеком? 3.

Тематическое и поурочное планирование

б Сатира в Предисловии. Следующее занятие посвящено повести Майская ночь или утопленница. 2. Черты скептицизма в повести. Ему принадлежат остроумные бытовые рассказы и сцены в лицах.

литература. В эти годы Гоголь также много писал. Ещё в младших классах Гоголь написал балладу Две рыбки, с которой он пытался изобразить судьбу своего рано умершего брата Ивана и свою. В журнале гимназии он поместил трагедию Разбойники и повесть Братья Твердиславичи. Очень рано замечается у Гоголя стремление к юмору.

Он смешил своими выходками товарищей, прекрасно играл комические роли. Им была написана сатира в прозе Нечто о Нежине или дуракам закон не писан. В лицейские же годы написана и идиллия Ганц Кюхельгартен. Таким образом, выступлению Гоголя в начале 30-х годов в печати предшествовала большая подготовительная работа. Учащиеся могут использовать для своих докладов документальный материал, приводимый в беседе преподавателя. Соответствующие цитаты целесообразно выписать на отдельных карточках. Четвёртое занятие посвящено Сорочинской ярмарке. Примерные доклады учащихся 1. Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в Сорочинской ярмарке . 2. Отражение народного творчества в повести. 3. Реализм сюжета и бытовых картин.

В плане подготовки учащихся к докладам проводится беседа после прочтения ими повести. Содержание её примерно следующее. Комическая повесть. Сорочинская ярмарка построена на реалистической основе, и фантастический элемент трактуется в ней как проявление суеверия.

Вся повесть пронизана юмором, начиная от выбора жениха, основным достоинством которого, по мнению отца невесты, является умение пить горилку в неограниченном количестве, и кончая описанием храброго поведения казаков при появлении в окне свиного рыла. Комический характер носят и имена героев Солопий Черевик черевик в переводе на русский язык -туфля , Грицко Голопупенко, Хавронья Никифоровна. Однако комизм имеет здесь не только внешний характер он обусловливается определёнными внутренними особенностями изображаемых персонажей.

Хотя образы действующих лиц намечены в повести немногими чертами, но это не лишает их жизненности, реализма. Как живые, проходят перед читателем добрый, но слабовольный Солопий Черевик, его сварливая и властолюбивая жена Хавронья Никифоровна, трусливый любитель любовных приключении попович, смелый и дерзкий Грицко, красавица Параска, пленённая ласковостью и красивым поясом Грицка. В качестве средства характеристики здесь с большим мастерством использован язык действующих лиц. Простодушно-доверчивый, невежественный Черевик обращается к куму Скажи, будь ласков, кум! Вот прошусь да и не допрошусь истории про эту проклятую свитку Э, кум! Оно бы и не годилось рассказывать на ночь да разве уж для того, чтобы угодить тебе и добрым людям отвечает не отличающийся храбростью кум. Иной склад речи у получившего в духовной семинарии образование поповича Тс! ничего, ничего, любезнейшая Хавронья Никифоровна! Выключая только уязвления со стороны крапивы, сего змееподобного злака, по выражению покойного отца протопопа Параска свои затаённые думы и чувства выражает языком песни Скорее песок взойдёт на камне и дуб качнётся в воду, как вербы, нежели я нагнусь перед тобой. Язык самого автора прост, меток и выразителен.

Реалистичны здесь описания избы, ярмарки.

Но несмотря на черты реализма, Сорочинская ярмарка носит романтический характер. Здесь мы видим одностороннее освещение народной жизни и отдельных характеров, чрезмерно пышные описания природы, молниеносно вспыхнувшую любовь сердцах Грицка и Параски, а также несколько фантастические средства борьбы Грицка за своё счастье, обобщённый портрет молодой красавицы, наконец, наличие народных поверий.

Это сочетание реализма и романтизма в раннем творчестве Гоголя носит своеобразный характер, оттеняя внутреннее богатство народной жизни. Автор подсмеивается над слабостями поселян, живёт их жизнью, говорит их языком, любовно повторяет в эпиграфах их песни, понимает их обычаи и уверенно вводит в среду этой жизни читателя.

Первое и второе из намеченных сообщений учащиеся могут подготовить самостоятельно. Преподавателю достаточно будет дать общие указания, а затем сделать свои замечания в заключительном слове на заседании кружка. Тема третьего значительно труднее, и план его должен быть предварительно обсуждён более или менее подробно. Его следует начать с точного определения значения реализма как литературного направления.

После этого можно обсудить, как раскрыть черты реализма в сюжете, описании бытовых сцен по пути на ярмарку и на ярмарке, в трактовке легенды о красной свитке. Вечер накануне Ивана Купала . 1. Описание быта крестьян в повести. 2. Народное предание как основа сюжета и главная идея повести. 3. Юмористическое изображение народных верований в нечистую силу. Начало рассказа Вечер накануне Ивана Купала, и вообще вся художественная рамка, в которую вставлена трагическая, полная мрачной фантазии народная легенда, носит ярко выраженный реалистический характер.

Фома Григорьевич, от имени которого ведётся рассказ, вспоминает обстановку, в которой слышал эту чудесную историю от своего покойного деда. Зимний вечер в крестьянской избе с узенькими запушёнными инеем окнами. Мать прядёт пряжу, качая в то же время ногой люльку и напевая песню. Дрожащий огонёк примитивного светильника каганца, жужжанье веретена и рассказ старого деда, давно уже не слезавшего с печи, про старину.

После такого рассказа мальчик положенную свитку часто издали принимал за свернувшегося дьявола Прежде чем переходить к основной теме, рассказчик с укоризной говорит о том, что эдакое неверие разошлось по свету! Да чего вот не люби бог меня и пречистая дева! Вы, может, даже не поверите раз как-то заикнулся про ведьм - что ж? Нашёлся сорви-голова, ведьмам не верит! И когда после этого вступления Фома Григорьевич начинает рассказывать фантастическую историю, слышанную им от деда, о страшных делах нечистой силы, читатель воспринимает её как плод народной фантазии, как произведение народного творчества, обработанное Гоголем и вставленное в рамку реалистической повести.

Здесь переплетается быль с вымыслом. Бедный хутор, где лепилось около десятка крестьянских избёнок, не обмазанных, не укрытых, не огороженных хотя бы плетнём. Это жили богачи. Голь же, к которой принадлежала и семья рассказчика, жила просто в ямах. Не было защиты ни от иноземных, ни от своих насильников. В этом-то хуторе полюбил молодой батрак Петрусь хозяйскую дочку Пидорку.

Узнав, что Пидорке сватают богатого жениха, Петрусь с горя побрёл прямо в шинок. И вот тут, когда человек потерял всякую надежду, в его дела вмешивается нечистая сила, которая толкает его на преступление. Он теряет власть над своими поступками, и простая, привычная жизнь заменяется кошмарными видениями. В основе сюжета рассказа лежит древнее поверье о силе цветка папоротника, расцветающего в Иванову ночь. Совершив тяжёлое преступление, Петрусь разбогател и женился на Пидорке, но ценой преступления нельзя купить счастья-высокое моральное чувство народа не допускает этого.

Петрусь гибнет. Пидорка уходит в монастырь. И снова от полного трагизма и мрачной фантастики народного предания рассказчик возвращает нас к повседневному быту, к лукавой шутке о том, как чарка кланялась в пояс опьяневшему церковному старосте, как отец Афанасий ходил по всему селу со святою водою и гонял черта кропилом по всем улицам, как чорт по вечерам стучал в крышу и царапался по стене в отместку за то, что тётка покойного деда рассказчика закрыла шинок на Опошнянской дороге, где он, в лице Басаврюка, любил пьянствовать, как нечистое племя поправляло на свой счёт развалившийся шинок.

Как бы подчёркивая фантастичность повествования подсмеиваясь над доверчивыми слушателями, автор дополняет свой рассказ несообразностями об ожившем жареном баране, о пляшущей по избе в присядку квашне. Всё это прозрачно намекает на скептицизм рассказчика, очевидно, желающего вызвать такое же отношение и у читателя.

Непоколебимой остаётся только простая и великая правда о трудной жизни крестьянской бедноты, о тяжести социального неравенства, о моральной высоте народных воззрений, о скептическом отношении ко всякого рода суевериям. Таким образом, в рассказе Вечер накануне Ивана Купала Гоголь рисует картину народной жизни с её бытом, горестями, верованиями, в центре которой даётся народная легенда, проникнутая высоким моральным чувством. Преподаватель ставит докладчикам ряд вопросов, задача которых - выявить, насколько ясен для них характер их будущих докладов. 1. Как показана в повести жизнь крестьянской бедноты и состоятельной части крестьянства? 2. Как изображены в ней взаимоотношения батрака и хозяина? 3. Какое народное поверье включено в сюжет повести? 4. Почему Петрусь и Пидорка не могли быть счастливы? 5. Как проявляла себя в селе нечистая сила ? 6. Как относится автор к народным суевериям? Занятие посвящено повести Майская ночь или утопленница . 1. Пан-голова и его взаимоотношения с крестьянами. 2. Народные легенды в повести Майская ночь . 3. Лиризм повести. 4. Черты реализма и фантастики в Майской ночи. Приводим примерное содержание вводной беседы в повести Майская ночь или утопленница Гоголь развёртывает повествование в двух планах реалистически-бытовом и фантастическом.

Вся повесть пронизана глубоким лиризмом.

На берегу большого пруда, утопая в зелени, раскинулось тихое украинское село. Всё залито лунным светом.

Но в этом благодатном уголке жизнь простых людей далеко не легка. Правда, молодость берёт своё, и молодёжь поёт и веселится, но на переднем плане здесь пан-голова. Он глуповат, тщеславен и хвастлив несмотря на свою старость, любит поухаживать за молодыми девушками. В селе он представитель власти, и всё село, завидевши его, берётся за шапки. В мирской сходке, или громаде, голова всегда берёт верх и почти только по своей воле высылает, кого ему угодно, ровнять и гладить дороги или копать рвы. Он заставляет крестьян обмолачивать ему хлеб. Его сын говорит о нём Он управляется у нас, как будто, гетьман какой, помыкает, как своими холопьями. Случается, что непокорных голова обливает подо на морозе.

Население села ненавидит и голову, и его помощника - писаря. К нему загоняют в огород свиней, парни бьют в его доме окна, подгулявший мужик ругает его. Обо всём этом говорится как будто вскользь, между прочим, но действие повести, построено в основном на этом конфликте.

На стороне Левка вся деревенская молодёжь, именно потому, что это даёт ей возможность выразить свой протест против гнёта головы. Но как бы ни был силен внешний гнёт, истоки народной жизни неиссякаемы, чувства народа глубоки и прекрасны, легенды и поверья наивны, но исполнены поэзии. Беседуя с Ганной, Левко рассказывает ей скорбное предание о молодой загубленной жизни, связанное с сумрачным прудом. Продолжение своего рассказа он видит во сне, и оно светлым лучом вплетается в его жизнь.

Фантастика здесь переплетается с реальной действительностью. Гоголю как будто жаль разрушать обаяние народной легенды, и он воздерживается от выражения своего скептицизма в форме обычной для него лукавой шутки или тонкой иронии. Майская ночь или утопленница одно из самых лирических произведений Гоголя. Контрольные вопросы 1. В чём основные особенности композиции построения повести Майская ночь ? 2. Как изображена здесь природа? 3. Как показана жизнь крестьянства? 4. Назовите основные черты характера и поведения головы. 5. Как мстит население голове и писарю за их самоуправство? 6. Расскажите об отражении в повести народных преданий и поверий. 7. Укажите элементы фантастики. 8. В чём проявляется реализм повести? 9. Как будете строить доклад по теме Лиризм повести ? Лиризм описаний природы, предания о сотниковой дочке, сна Левко, высказываний Левко и Ганны, авторских отступлений и отдельных оборотов речи. Ночь перед рождеством 1. Отражение в повести Ночь перед рождеством народных поверий. 2. Черты скептицизма в повести. 3. Изображение народных обычаев. 4. Кузнец Вакула как положительный образ.

Проводя инструктивную беседу, преподаватель прежде всего показывает, как Гоголь с изумительным мастерством воспроизводит наивность стародедовских представлений наступает темнота, потому что черт украл месяц прикоснувшись к месяцу, черт обжигается Вакула решает продать душу черту побоится согрешить, поевши в постный день сметаны, и т. д Ярко выраженное комическое содержание повести построено на основе необыкновенных приключений и столкновений. Черт, желая доставить неприятность кузнецу Вакуле, украл месяц, вследствие чего Чуб неожиданно попал к Солохе, убедился в её неверности, и когда Вакула, заставив попавшего ему в руки черта свозить его в Петербург, где он достал черевики для своей капризной возлюбленной, пришёл свататься. за Оксану, старый самодур ответил согласием.

Легкомысленной Солохе пришлось прятать своих многочисленных поклонников в мешки из-под угля, что тоже составляет комический момент.

В качестве пролога к этой сложной интриге явилась прогулка ведьмы с чертом в поднебесье, где они набрали много звезд, а черт, обжигаясь, схватил месяц и спрятал его в карман.

Свидетелем этого беззаконного дела был волостной писарь, выходивший на четвереньках из кабака и видавший, как танцевал месяц. Последнее указание сразу придаёт всему демонологическому колориту повести шутливый характер. Фантастическое содержание Ночи перед рождеством человек ловко одурачил бесовскую силу носит чисто фольклорный характер.

Всё оно пронизано жизнерадостным юмором. Народная фантазия по-своему преобразовала окружающий мир, и эти фантастические представления отразились в описании путешествия Вакулы на черте в Петербург звёзды играют в жмурки, колдун пролетает в горшке, метла возвращается без седока, духи сгустились в тучи и т. д. Ночь перед рождеством - одно из самых насыщенных народной поэзией, описаниями народных обычаев и бытовых подробностей произведений Гоголя.

Патриархальное мышление и язык усиливают его народный колорит. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. В этой весёлой суете торжествует человек и его добрые начала. Гоголь с огромным интересом и симпатией рисует и народный быт, и народные верования. Его скептицизм выступает здесь в немногих, точно вскользь оброненных замечаниях. Так, например, рассказав, как Солоха летала через трубу на метле, он потом добавляет, что, может быть, хитрость и сметливость её были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на весёлой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма. Повесть Страшная месть интересна для учащихся как яркий образчик романтической повести, как первый опыт Гоголя в создании героической эпопеи, явившейся своего рода подготовкой к Тарасу Бульбе. Поэтому с ней знакомится весь класс в плане внеклассного чтения.

Последнее занятие посвящается изучению незаконченной повести Гоголя Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка. Очередной урок может начинаться небольшим вступлением, в котором учитель обращает внимание на то, что в изображении Гоголя жизнь крестьянства и казачества полна глубоких чувств, ярких переживаний, что в их среде встречаются сильные, благородные характеры.

Что же касается дворянства, то жизнь его бедна, бессодержательна, характеры мелки и ничтожны. Повести Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка посвящались два доклада 1. Образ небокоптителя в повести Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка . 2. Образ грубого крепостника Сторченко.

Приводим примерное содержание инструктивной беседы, предшествовавшей самостоятельной работе учащихся над порученными им докладами. Главный герой повести - Иван Фёдорович Шпонька, являющийся воплощением бездарности, безличности, бесцветности. Было ему без малого пятнадцать лет, когда перешёл он во второй класс, где, вместо сокращённого катехизиса и четырёх правил арифметики, принялся он за пространный, за книгу о должностях человека и за дроби.

Но, увидевши, что чем дальше в лес, тем больше дров, и получивши известие, что батюшка приказал долго жить, пробыл ещё два года и, с согласия матушки, вступил потом в пехотный полк. Командир этого полка гордился тем, что несколько его офицеров танцевали мазурку. Блеску офицеров также содействовало умение пить чистый спирт и проигрывать в карты даже исподнее платье, что не везде и между кавалеристами можно сыскать. В полку так же, как и в школе, Иван Фёдорович отличался благонравием он безвыходно сидел дома, где то чистил пуговицы, то читал гадательную книгу, то ставил мышеловки по углам своей комнаты, то, наконец, скинувши мундир, лежал на постели Зато в скором времени, спустя одиннадцать лет после получения прапоршичьего чина, произведён он был а подпоручики. Ещё через четыре года Иван Фёдорович вышел в отставку и поехал в своё имение.

В течение двухнедельной дороги с длительными остановками он не скучал, так как находил себе занятия развязывал чемодан, вынимал бельё, рассматривал его хорошенько, так ли вымыто, так ли сложено, снимал осторожно пушок с нового мундира, сшитого уже без погончиков, и снова всё это укладывал наилучшим образом.

Книг он, вообще сказать, не любил читать. В пути Иван Фёдорович знакомится с помещиком-крепостником Сторченко, который без всякой причины непрерывно ругает своего слугу с заплатанными локтями подлецом, мошенником, рожей, сообщает о том, как помогла ему старуха зашёптыванием от заползшего в ухо таракана.

Особенно выразительна сцена, где показано, как камердинер укладывал барина спать. Тут камердинер Григория Григорьевича стащил с него сюртук и сапоги, натянул вместо того халат, и Григорий Григорьевич повалился на постель, и, казалось, огромная перина легла на другую Эй, хлопче! Куда же ты, подлец? Поди сюда, поправь мне одеяло! Эй, хлопче, подмости под голову сена! Да что, коней уже напоили? Ещё сена! Сюда, под этот бок! Да поправь, подлец, хорошенько одеяло! Вот так, ещё! Ох! Когда Иван Фёдорович приехал к Сторченко по делу о присвоенной им земле, тут разыгралась сцена.

Гостеприимный хозяин угощал своего гостя обедом Да что же вы так мало взяли? Возьмите стёгнышко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко проревел, став на колени, официант с блюдом. Повесть осталась как бы незаконченной, и в предисловии к ней это объясняется тем, что жена рассказчика использовала половину рукописи для печенья пирогов.

Повесть даёт ряд ярких реалистических зарисовок быта и нравов провинциального дворянства, показывает необычайно рельефно типичных его представителей. В противоположность изображаемому Гоголем крестьянству и казачеству, у них нет сильных, бескорыстных чувств, нет подвига или хотя бы просто смелого поступка, нет яркой выдумки, нет поэзии. 2.3. Конспекты уроков Горьким словом моим посмеются - слова надписи на надгробии Н.В.Гоголя взяты из книги пророка Иеремии гл. 20, ст. 8 и в каноническом переводе звучат так Ибо лишь только начну говорить я - кричу о насилии. воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. Н.В.Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу Поэзия - это незримая ступень к христианству. Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь - это путь любви.

В записных книжках Гоголя читаем о русском народе В нем света мало, но теплоты много. Вопрос о свете - коренной вопрос для Гоголя.

Страшна душевная чернота, и зачем видится это только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами писал художник в Завещании. Тема душевной черноты- тема Вечеров , Страшной смерти , Вия , Записок сумасшедшего , Мертвых душ. Очень важно донести до учеников мысль о том, что полюбить людей черненькими для Гоголя - значит спасти их от черноты, изгнать ее из души. Не менее важным представляется убедить ребят в том, что великий писатель не отделяет задач очищения и просветления героев от самого себя. Летом 1850 года Н.В.Гоголь посещает Оптину пустынь и просит у иеромонаха зашиты, просит молиться за него, ибо Христос силен, милосерден, сделать все из меня, черного как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Необходимо показать детям, что очищающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человеческой.

Он возносит, поднимает над самой смертью.

На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена - Смерть. Кажется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни. Трагическое соседство Жизни и Смерти писатель ощущает всегда. Не ей ли, косой старухе-Смерти, бросает Гоголь вызов своим смехом? Не через ее ли темные владения перелетает смех Гоголя, перенося человека в бессмертие? В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста. Убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения и бессмертия через веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться наши ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.

Тема урока Смешное и страшное в Вечерах Н.В.Гоголя Ход урока 1. Эмоциональное введение в тему урока Послушайте, как о человеческом смехе говорит великий русский писатель Ф.М.Достоевский в романе Подросток Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет а высмотрите лучше его, когда он смеется.

Хорошо смеется человек - значит хороший человек Согласны ли вы с писателем Что, на ваш взгляд, дает ему право так полагать? II. Переход к теме урока. Н.В.Гоголь, к творчеству которого мы приобщаемся, очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны. 1. Давайте вспомним самые яркие из них. Ответы учащихся Мне кажутся очень смешными эпизоды, в которых незадачливые ухажеры попадают в метки к Солохе А мне очень весело представлять, как Пацюк ест вареники А для меня самый смешной герой черт. Уже в начале повести, описывая черта, писатель подтрунивает над ним. Я представляю, как он топает копытцами на морде, как неловко пролетает в трубу к Солохе 2. Обобщение ответов учащихся Если бы вам пришлось сказать несколько самых точных, выразительных слов о смехе Гоголя, то какие бы вы подобрали? Веселый, задорный, легкий, светлый. 3. А вот как сам писатель говорил о своем смехе на книги Память жанра В. П.Филимонова. Смех значительнее и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека Нет, несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел.

Многое бы возмутило человека но озаренное силой смеха, несет оно уже примиренье в душу Но не слышат могучей силы такого смеха Гоголь услышал эту могучую силу смеха и сумел воплотить ее. В чем, по-вашему, сила гоголевского смеха? Смех Н.В.Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью, поэтому о нем можно сказать животворящий, это роднит его с народной смеховой традицией, где смех утверждает жизнь, черпает свою силу в праздничном народном коллективе.

III. Поворот в разговоре. О страшном.

Сейчас хочу направить наш разговор в иное русло, обратиться к иным граням творчества.

Тему этого разговора подсказали ваши многочисленные вопросы по страшным страницам Вечеров. Гоголь умеет возбуждать веселье, но сам часто остается печален. Заканчивается повествование, и он как бы один, за границей праздничной ярмарки.

Давайте вспомним самый финал Сорочинской ярмарки. Гром, хохот, песни. Слышались тише и тише до слов Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему Откуда эта грусть? Печальные страницы Вечеров - это лирический голос самого автора, а он - человек той половины XIX века, времени, когда народное единство разрушается и человек остается один Вспомните вывод, который мы сделали, прочитав Бесов А.С.Пушкина. В природе человека, отъединенного от целого, таится злое, неживое Что же тогда может стать опорой для человека В чем его спасение? IV. Постановка задач урока.

Страницы Вечеров - это попытки Н.В.Гоголя ответить на эти вопросы для себя и нас. Логика сборника, его настроение проясняется при сопоставлении повестей. Сегодня в центре внимания две из них Вечер накануне Ивана Купала и Ночь перед Рождеством. V. Сравнительно-сопоставительный анализ. 1. Общая характеристика сюжета. Беседа Есть ли основание сопоставлять эти повести? Да, сходство сюжетов Как вы охарактеризуете сюжеты, выявите общее? Сходство очевидно молодой человек добивается любви юной красавицы. Для этого ему необходимо пройти через испытание и даже воспользоваться нечистой силой К какому раннему жанру восходит сюжет? Сказка С противоборством каких сил связан? Добра и зла, Жизни и Смерти В каких образах у Гоголя реализуются эти силы? С одной стороны Жизнь, с ней Юность, Красота, Любовь.

С другой - Смерть, с ней Старость, Неживое, застывшее образ смерти несет нечистая сила, она рождает Страх. Это противостояние, восходя к масленичному обряду противоборства Весны, а с нею Молодости, Лтбви и Зимы Смерти, Старости - магистральный сюжет гоголевского творчества, начиная с Вечеров и заканчивая Мертвыми душами. Он произрастает из вечного противостояния Жизни и Смерти, в самом существовании человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его страдать.

Не всем удается выйти и этого конфликта достойно. Вакула удается победить черта, добиться счастья, а Петру - нет. В чем же дело? Полистаем странички и вспомним самые яркие.

Прозвучат они параллельно, что поможет вам найти правильный ответ на вопрос. 2. Анализ ключевых эпизодов индивидуальные ответы учащихся . а Мы в Диканьке, в атмосфере христианского праздника. Характеристика Диканьки, ее обитателей, атмосферы. На что обращает внимание Гоголь, рисуя Диканьку? Атмосфера праздничная, яркая, это последний день нечистой силы. А теперь перенесемся в другой хутор и в атмосферу другого праздника. 6 Рассказ о купальской ночи Каким видит Гоголь этот праздник? Это пробуждение нечистой силы. Гоголь, кажется, не принимает языческого праздника и бросает героя в дьявольскую пучину.

Но почему Почему не состоялось счастье Петра? Алчность Петра сыграла роковую роль Но разве легко решиться на кровь младенца Почему Петр стал способен на такое? Ответ рождается не просто. Для этого проследим судьбу героя Заглянем в хутор, где живет Петр. в Характеристика хутора с иллюстрациями Каково главное ощущение? Хутор затерян у дороги, заброшен.

Здесь все лишено порядка, Лада, а главное - почвы, Дома. Какое-то сплошное шатание, беэдомье Почему в таком хуторе живет Петр? Он сам Безродный, без рода, без корней, одинокий Посмотрите, как он одет, верит ли в возможность счастья? Итак, у Петра нет дома, дела, веры. Нет того, что мы называем нравственным стержнем. Кажется, Бог оставил его, а где оставляет Бог, там появляется Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним. г Характеристика Вакулы Таков ли Вакула? Вглядимся в этого человека Какое он на вас произвел впечатление? д Сопоставительный анализ последних страниц повестей красивый дом Вакулы - разрушение дома Петра красавица жена, дети - уход Пидорки в монастырь.

VI. Обобщение по уроку. Беседа с учащимися А теперь вернемся к вопросу, который поставили в начале Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру - нет Какие опоры видит Гоголь в жизни? Ответы учащихся. Выводы учителя - обобщение по уроку.

Одно из постоянных гоголевских столкновений - в комическом или трагическом плане - столкновение человека с дьявольскими силами. Как правило, дьявол побеждает изгоя, не привязанного к месту, к делу. Так гибнут Петро Вечер накануне Ивана Купала, род Петра и Ивана Страшная месть , Хома Брут Вий, а кузнец Вакула, Левко не только удается победить -чертовщину, но и извлечь выгоду встречи с ней. Нечистая сила, которая прилипает гоголевским бездомным странникам, восходит к яычеству.

Но, по Гоголю, ни эти верования, ни эти обряды уже не в состоянии спасти отошедших от людей, дом своих корней. Христианин Гоголь, опираясь на языческие традиции, спорит с ней. Ему видится спасение в том, что мы называем Соборностью духовной близости, основанной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к Богу и друг другу. Тема Юмор и сатира Н.В.Гоголя в Предисловии Цель познакомить учащихся с самим текстом обучить выразительному чтению поработать с теоретико - литературным материалом Ход урока 1. Выразительное чтение Предисловия к первой части Вечеров на хуторе близ Диканьки. Предварительная беседа строится примерно в следующем плане. Предисловие к первому тому Вечеров на хуторе представляет не только большой художественный интерес как замечательный образчик гоголевского юмора, но оно приковывает внимание и тем, что в немногих словах показывает положение писателя-демократа и лакейский характер тогдашней критики.

Автор- хуторянин выражает боязнь по поводу своего вступления в литературу.

Своё положение он сравнивает с положением мужика, которого из барских хором гонят лакеи. Под наивностью хуторянина здесь чувствуется едкая насмешка человека, приравнивающего реакционную критику к лакейству. У читателя невольно возникает вопрос, кого же надо разуметь под высшим лакейством, но Рудый Панько снова уводит его в примитивный быт захолустной Диканьки. Однако простодушие рассказчика только кажущееся. Его критическая мысль снова выступает, когда столичным балам, где зевают в руку, противопоставляется простое, искреннее веселье крестьянской молодёжи с музыкой, танцами, играми, с рассказами о старине.

Наряду с этим автор уделяет много внимания описанию внешности дьяка диканьской церкви Фомы Григорьевича, носившего суконный балахон, цвету застуженного картофельного киселя, чистившего сапоги самым лучшим смальцем, никогда не вытиравшего нос полою своего халата. Это пародирование патриархальной манеры мышления и языка, смешение главного с не относящимся к делу лежит здесь в основе комического, в основе гоголевского юмора.

Комическое впечатление создаёт и характер пафосного повествования, находящегося в полном несоответстви с содержанием Что то за пироги, если бы вы только знали? Сахар, совершенный сахар! А масло, так вот и течёт по губам, когда начнёшь есть. Подготовка к занятию требует прежде всего упражнений по выразительному чтению и для того, кто будет читать Предисловие целиком, и для тех, кто будет только цитировать.

Преподаватель, если это требуется, ставит наводящие вопросы, возбуждая самостоятельную мысль учащихся, внося только в последующем свои поправки. 2. Работа учащихся а Юмор Предисловия . б Сатира в Предисловии. Юмор Предисловия к первой части Вечеров на хуторе близ Диканьки . 1. Определение юмора найти в словаре и выписать . 2. Юмор в Предисловии а в описании одежды Фомы Григорьевича б в характерной подробности с носовым платком в в смешении главного с не относящимся к делу г в повышенном тоне восхищения пирогами. 3. Найти в словаре и выписать определение слов пародия и пафос. Определить их место в Предисловии. Сатира в Предисловии к первой части Вечеров на хуторе близ Диканьки . 1. Найти в словаре и выписать определение сатиры. 2. Сатира в Предисловии а Как здесь характеризуется положение писателя-демократа? б Кого называли лакеями в прямом и переносном смысле? в Какие черты им приписывались? г Почему здесь критиков сравнивают с лакеями? д Против кого ещё направлена сатира писателя? е Сопоставляя дворянскую и крестьянскую молодёжь, кому из них отдаёт предпочтение Гоголь? Д з прочитать повесть Сорочинская ярмарка Тема Сказочно счастливая развязка Майской ночи. Таинственный смысл повести Ход урока 1. Рассказываем и читаем Гоголя выступления учащихся . 2. Контрасты Майской ночи и ее смысл Удивило ли вас продолжение повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с последующими. Почему поэзия и таинственность первых страниц сменяется головой, пьяным Калеником и парубками? Что вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это вдруг появились в Майской ночи вольные казаки ? А при чем здесь голова ? Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы? Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые удивительные гоголевские фразы в чем их секрет? А как выстроил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная свояченица - Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая веселое повествование о голове и парубках? Как же вернулась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель Левко - Ганна, Левко - панночка-утопленница А самое неожиданное в повести? Как же понять эту волшебную реальность - записку панночки Как завершил Гоголь Майскую ночь ? Что вам напомнила эта страница? Сравните ее с началом предпоследней главы ваши открытия Какая картина повести особенно поэтична и величественна? Почему писатель дважды рисует украинскую ночь в начале происшествий с Левко и в завершении повести? Перенесите эту картину на рисунок А как ее создает Гоголь? В чем тайны его слова и фразы Ожидали ли вы такую развязку? Как ее встретили? Контрастная композиция повести. Слияние сказочно-поэтического и реально-житейского начал как своеобразие гоголевских Вечеров. Ироническое в Майской ночи гоголевский смех в сюжете и языке мастерство иронической гиперболы.

Эпическая тема казацкой больницы.

Трагическое в Майской ночи. Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести.

Образ божественной ночи как ее символическое обрамление. Р. р. Овладение лексическими формулами слияние противоположных начал, лиризм и ирония, поэзия народного предания, метафоричность, ширь гоголевской фразы, развернутое сравнение, неожиданность гиперболы, символика обрамления.

Здесь, как и повсюду, отбор лексики обусловлен читательскими высказываниями в ходе разбора текста.

Д. з. Выписать из Майской ночи наиболее характерную для Гоголя фразу и отметить ее особенности своеобразие лексики, синтаксиса, интонации прочитать Вечера на хуторе близ Диканьки и подготовить выступление Захватывающая страница Гоголя. Заключение Анализ эпического произведения в школе - сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин.

Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту-задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение.

Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя человека в человеке. Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению. Анализ в родовом аспекте позволяет не только углубить знания по литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, пониманию художественного произведения как явления искусства.

Анализ основан на понимании специфики литературного произведения, единства его содержания и формы. Учителю важно самому раскрывать перед учащимися границы, отделяющие произведения разных жанров одного и того же автора и разных писателей.

Есть эпохи, особенно важные для жизни- обычно это эпохи стремительного развития общественного сознания, эпохи революций, ломающие все каноны, создающие .новые жанры. Напротив, в эпохи вялого общественного развития, в эпохи реакции, когда неподвижность владеет духом, умами общества, и род начинает окостеневать. Род и жанр объединяют в себе все компоненты художественного произведения - композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску, или, как в музыке, включает идеи, мотивы и образы в определенную тональность. Каждый из компонентов в различных жанрах приобретает новое значение и содержание.

Так изучать художественное мастерство Н. В. Гоголя в школе начинают с Вечеров - это лишь одна сторона многогранного творчества великого писателя, но она имеет столь существенное значение для учебно-воспитательной работы в школе, что заслуживает особого внимания учителя.

Чтение и изучение произведений Гоголя проходят через весь курс средней школы. Уже в V классе программа предлагает для чтения Вечера на хуторе близ Диканьки в VII классе для классной работы - Тараса Бульбу, вVIII классе для классной работы - комедию Ревизор, а для домашнего чтения - Женитьбу и другие избранные произведения Гоголя в IX классе ученики должны знакомиться уже со всем творческим путём Гоголя и подробно анализировать Мёртвые души. Таким образом школа имеет достаточно возможности для того, чтобы ознакомить учащихся с художественным мастерством Гоголя.

Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа чтение литературного материала, сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ литературных произведений, где художественным средствам писателя, его мастерству должно уделяться большое внимание. В такой последовательности надо изучать в школе и творчество Н. В. Гоголя.

Литература 1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М 1979. 2. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику - Хрестоматия для 7кл М 1969. 3. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969. 4. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М Л 1966. 5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе под ред. Л.И. Тимофеева М 1954 6. Искусство анализа художественного произведения Сост. Т. Г. Браже. М, 1971. 7. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.

М 1972. 8. Маранцман В. Г Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М 1977. 9. Методика преподавания литературы под ред. О.Ю. Богданова М. изд. Центр Академия , 1999. Методика преподавания литературы учебник для пединститутов Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс - М. Просвещение, 1985. 10. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955. 11. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М 1976. 12. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М 1956.

– Конец работы –

Используемые теги: Методика, Пре, авания, эпоса, школе, мере, произведений, Гоголя0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка по сквозной теме "Housing" на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности… Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения 37 3. ИЯ,…

Методика преподавания темы “Электромагнитные колебания” в средней школе с использованием компьютерных технологий
Превращения энергии при электромагнитных колебаниях. 2. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. 3.3 Методическая разработка… В настоящее время объем и уровень сложности информации, предлагаемой… Одним из путей повышения интенсивности обучения является использование компьютерных технологий обучения Компьютерные…

Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе
В этом важнейшая роль принадлежит школе она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для… Актуальность данной проблемы состоит в том, что особая роль принадлежит такому… В 6 классе формируются основные понятия, умения и навыки необходимые учащимся для восприятия более сложного материала…

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка по сквозной теме "Housing" на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности… Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения 37 3. ИЯ,…

ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе
ББК я ПЗО Рецензенты кафедра гимнастики Московской государственной...

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От… Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого… Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит…

Методика преподавания Конституционного права в школе
Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важнейшего условия для проведения глубоких реформ в… Современное конституционное право - отрасль права, которое закрепляет основные… Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции РФ, законов, судебных решений и…

Методика преподавания английского языка в средней школе
Данная работа посвящена обзору так называемой коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе, которая представляется автору… Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором… Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между…

Методика преподавания урока по баяну
Слово «Методика» греческого происхождения; в переводе на русский язык означает «Путь к чему-либо». Методика – есть совокупность способов, т.е.… Цель курса методики - ознакомление учащихся с теорией игры на каком-либо… Основные элементы педагогики – воспитание, образование и обучение – составляют единое целое в процессе воспитания…

Методика преподавания философии
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам