рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идея преемственности в истории философии

Идея преемственности в истории философии - раздел Социология, Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.   Ответ На Вопрос Связан С Отношением К Понятию «Гносеологическ...

 

Ответ на вопрос связан с отношением к понятию «гносеологическая робинзонада». Можно спорить о правомерности или адекватности этого термина в применении к предшествующей философии. Но, отрицая полностью это понятие, мы рискуем

——————————————————

1 См.: Ф. Бэкон. Избранные сочинения в 2-х т., т. 2. М., «Мысль»., с. 76, 82; Р. Декарт. Избранные произведения. М., Госполитиздат, с. 305–306; Т. Гоббс. Избранные произведения, т. 1. М., «Мысль», с. 61, 64; Д. Локк. Избранные философские произведения, т. 1. М., Соцэкгиз, I960, с. 57, 629, 658; К. А. Гельвеций. Сочинения в 2-х т., М., «Мысль», 1974, с. 151–152.

– 45 –

 

потерять важный момент – проблему качественного различия гносеологических представлений различных эпох. Имело оно место или нет – вот к чему сводится вопрос1.

Яркой иллюстрацией такого отличия может служить диалог Платона «Теэтет». Встав перед необходимостью объяснить почему мальчик, никогда не изучавший геометрию, способен при постановке наводящих вопросов решить теорему об удвоении квадрата, Сократ, ведущий диалог, не находит другого объяснения, кроме того, что знание извечно присутствует в душе человека и надо только помочь его «вспомнить». А между тем затруднение сравнительно легко преодолевается, если учесть, что сама проблема, способы ее решения, интеллектуальные потенции, необходимые для этого, социально заданы ребенку. Мы видим здесь, как философ прибегает к мистическому разрешению затруднения, которое можно было решить рационально, обратившись к социальной сущности познания.

В философии нового времени можно выявить определенно различие по рассматриваемому вопросу, сравнив модель, по которой строится теория познания Локка, с моделью Гегеля Взгляды Локка удобны для этого сравнения, поскольку ему принадлежит специально и по преимуществу гносеологический труд, представляющий разветвленную систему воззрений на познавательный процесс, послужившую к тому же, по мнению Маркса, основой всей последующей английской политическое экономии. Представления Гегеля необходимо рассмотреть, поскольку осознание общественной сущности познавательного процесса общепризнано как его заслуга 1.

В тексте «Опыта о человеческом разуме» можно неоднократно встретить фразы об использовании опыта прошлого, об усвоении ребенком социально накопленных знаний. Но с каких позиций решает Локк свою основную задачу – критику теории врожденности идей? «Пусть каждый исследует свое собственное мышление и тщательно изучит свой разум, – пишет он, – и потом скажет мне, что такое все его первоначальные идеи как не идеи объектов его чувств или идеи деятельности его ума, рассматриваемой как объекты его рефлексии. Как бы не был велик, по его мнению, объем знания в разуме, он после старательного рассмотрения увидит, что в его уме нет идеи кроме запечатленных одним из этих двух источников, хотя, быть может, соединенных и расширенных разумом в бесконечном

——————————————————

1 В уже упоминавшейся работе Н. В. Мотрошиловой «Познание и общество» отмечаются качественные различия по рассматриваемым проблемам, хотя внимание не акцентируется на них специально.

– 46 –

 

многообразии, как мы потом увидим»1. Уже из одной этой цитаты видно, что моделью Локка является отдельный познающий индивид и эту модель он считает достаточной для решения проблемы. Этот прием остается неизменным на протяжении всей работы.

Гегель, напротив, считает необходимым ввести в исследование понятие Духа, рассматривает ступени его движения, строит свою систему как систему развития духа, воплощая в ней надындивидуальную сущность познания. Это сравнение показывает, что вопрос об общественной сущности познания может ставиться на различных уровнях – либо в форме простых высказываний, которые можно при желании устранить из воззрений автора, не меняя его позиции в целом, либо в качестве одной из важнейших основ построения системы в целом. Для Локка социальная сущность познания – приводимый по ходу дела аргумент, для Гегеля – метод, систематически используемое средство. У Гегеля почти нет отдельных высказываний, аналогичных высказываниям философов нового времени, но зато вся его система пронизана мыслью об общественном характере познания.

Таким образом, понятие гносеологической робинзонады и в рассматриваемом аспекте имеет определенный смысл. Оно может показаться неоправданными, если оставаться на уровне равнения отдельных высказываний, и становится содержательном, если обратиться к сравнению приемов построения гносеологических систем. Удобной иллюстрацией могут служить взгляды Фейербаха.

Применение к ним понятия гносеологической робинзонады вызывает резкое возражение, так как в ряде мест, Фейербахом совершенно недвусмысленно выражен подход к познанию как общественному процессу. Его иногда упрекают в том, что он пользуется исключительно моделью «Я и Ты». Если бы это было так, то такой подход в принципе отличался бы от модели Геля, включавшей ступени общественного развития, но другие фрагменты предотвращают этот упрек: «Мое знание, моя воля ограничены; но моя ограниченность не есть ограниченность для другого, не говоря уже о человечестве; то, что трудно для меня, легко для другого; то, что невозможно, непонятно для одной эпохи, понятно и возможно для другой. Моя жизнь связана с ограниченным количеством времени, жизнь человечества не ограничена. История человечества состоит не, в чем ином, как в

——————————————————

1 Д. Локк. Избранные философские произведения, т. 1. М., Соцэкгиз, 1960, с. 130.

– 47 –

 

постоянной победе над границами, которые в данное определенное «время «становятся границами человечества, т.е. абсолютно непреодолимыми границами. Но будущее всегда показывает, что мнимые границы рода были только границами индивидов. История наук, особенно философии и естествоведения доставляют тому очень интересные данные. Было бы в высшей степени интересно и поучительно написать историю наук именно с этой точки зрения, чтобы показать всю несостоятельность тщетной мечты индивида ограничить свой род»1.

Это яркое изложение общественной сущности познавательного процесса сводит на нет упрек в гносеологической робинзонаде, но если поставить вопрос о качественных отличиях в рассмотрении этого вопроса Гегелем и Фейербахом, то они, конечно, имеются. У Гегеля общественное развитие познания моделируется, у Фейербаха постулируется. У Фейербаха нет специального рассмотрения того, как осуществляется познавательный процесс, нет детальных попыток выявить его механизм, что имеет место у Локка и Гегеля, соответственно не может быть и специального прослеживания его общественного характера. Он только считает интересным сделать это. В целом по данному вопросу Фейербах, как и философы нового времени остается на уровне высказываний. Но высказывания его существенно обогащены: мысль об общественном характере познания он прямо направляет против агностицизма и субъективного идеализма, показывает ограниченность гносеологической модели индивида, фиксирует зависимость познания не только от социального общения, но и от состояния эпохи, формулирует этот вопрос как противоречие между родовыми и индивидуальными возможностями человека, ставит задачу конкретного рассмотрения этой мысли на материале конкретной науки. Такой яркой и насыщенной характеристики общественной сущности познания в новое время мы не встретим. Как видим, и в плане высказываний возможно качественное движение, но если ставить вопрос о причине углубления высказываний Фейербаха, то надо будет признать, что оно предопределено Гегелем, является сжатым изложением его достижений. Существенного движения по сравнению с самим Гегелем заметить не удается.

Итак, мы выявили определенные уровни качественных различий в отношении к общественной природе научного познания непонимание значения этого вопроса у Платона, понимание, и

——————————————————

1 Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. 2. М., Госполитиздат, 1955, с. 185.

– 48–

 

недостаточно последовательное использование у Локка, понимание и сознательное использование в ходе выявления объективных основ христианства у Фейербаха, но при полном отсутствии специального прослеживания, и, наконец, фактическое моделирование общественной природы научного познания в ходе решения иных задач у Гегеля. Это дает нам основания искать движение в вопросе о преемственности у последующих авторов и позволяет сформулировать некоторые критерии для оценки анализа, проведенного Марксом в «Теориях прибавочной стоимости»: 1) оценивать его вклад нужно не только как противопоставление взглядам предшественников, но и как их развитие, уточнение, углубление, конкретизацию; 2) для исследования этого вклада не является помехой ограниченное число прямых высказываний, зато осмысление методов построения истории экономической мысли, места преемственности в решении экономических проблем и в общей системе гносеологических представлений мажет дать много.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.

На сайте allrefs.net читайте: "Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса."...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идея преемственности в истории философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство Ростовского университета, 1976. 152 стр.
Монография посвящена одной из центральных проблем социоло­гии познания – исследованию общественной сущности научного по­знания. Показано, что в «Теориях прибавочной стоимости» на ма­териале истории

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Когда говорят о социологическом анализе познавательного процесса, чаще всего имеют в виду прослеживание зависимо­стей между познанием и практической деятельностью. Осозна­ние их свя

И развитие политической экономии
  Рассмотрим прежде всего представления Маркса о значении классовой борьбы для развития политической экономии в период ее зарождения (меркантилизм), в классический период (физио-краты

Промышленной буржуазии и земельной аристократии
  Период, с которого непосредственно начинаются «Теории прибавочной стоимости», – это время появления обобщающих экономических работ Стюарта, Тюрго, Смита. На примере этих авторов уже

И новый период в развитии политической экономии.
  Во второй четверти XIX века обостряются противоречия между трудом и капиталом. Пролетариат начинает выступать на политической арене как самостоятельная сила. Маркс про­слеживает, ка

И движение экономической мысли
  Зависимость научного познания от практических интересов, в том числе классовых, может по-разному пониматься и —————————————————— 1 Имеются в

Уровень развития практики и сущность экономических систем
  Заслугой меркантилизма была постановка вопроса об ис­точнике общественного богатства, но источник его они видели исключительно в торговле. Такое понимание подвергалось позднейшими а

Буржуазной политэкономии
  Обвинение в антиисторизме Рикардо и других буржуазных авторов, на первый взгляд, может показаться странным. Труд­но представить себе экономиста, не знающего об исторических сменах ф

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Делая предметом главы проблему преемственности, правомерно поставить вопрос: какое значение может иметь это рассмотрение? Установление факта преемственности на материале ко

Преемственность как предмет исследования
  История какой-либо конкретной науки может дать большие возможности для развития и эмпирической проверки как гносеологических положений вообще, так и для положений социологии познани

В классической политэкономии и у Маркса.
  Первый намек на историю экономической мысли мы находим у Адама Смита. Он посвящает меркантилизму и физиократии одну из глав своей обширной работы. Но показательно само распределение

Проблема преемственности
в ранних работах Маркса.   Особый интерес к проблеме преемственности виден уже в докторской диссертации Маркса. Стержень работы – прослеживание

И истории экономических учений.
  «Теории прибавочной стоимости» Маркс начинает с анализа работы Джемса Стюарта и с очерка о физиократах, как бы полемизируя с классической политэкономией, показывая, что их «с

И личный вклад ученого
  Факт анализа преемственности, отличающий Маркса от Предшествующих мыслителей, однако, ничего еще не говорит о качественных различиях в понимании этого вопроса, поскольку общественна

Преемственность в развитии метода
  Следующее специфическое отличие Маркса в подходе к вопросу о преемственности – рассмотрение его на уровне качественных изменений познавательной ситуации. Что здесь имеется в виду?

Механизм преемственности
  Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познан

И продукт творчества
  Анализ истории мысли, проведенный Марксом, может быть назван категориальным. Уже в работе «К критике политической экономии» Маркс привлекает историю взглядов не вообще,

Социального производства
категории прибавочной стоимости.   Категория прибавочной стоимости – предмет гордости Маркса. Энгельс и Ленин неоднократно отмечают введение данного понятия

Проведенного Марксом
  На примере истории понятия прибавочной стоимости хорошо видно, как в представлениях Маркса о категориях совмещается понимание их как орудия познания, средства передачи социального о

И СОЦИАЛЬНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ
Вопрос об общественном характере научного познания издавна связывался с вопросом о способах получения истинного знания: к нему обращается философия нового времени, рассматривая «очищение» разума ка

ГЛАВА III ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ЕГО ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРАКТИКОЙ
«Теории прибавочной стоимости», как мы убедились, дают немало свидетельств неустранимой зависимости теоретического познания от развития практической деятельности, а также от личных интересов исслед

И движение к абсолютной истине.
Возможность разрешения противоречия.   Неустранимая зависимость научного познания от наличных форм практической деятельности может привести и действительно п

Постижение сущности на различных этапах развития практики
  Завершив основной текст «Теорий прибавочной стоимости», Маркс в 1863 году возвращается к анализу взглядов Вильяма Петти, которые рассматривались им ранее в работе «К крити­ке полити

Абсолютная истина и модели познания
  Недостаточно адекватное понимание взглядов Маркса по вопросу о соотношении практики и познания можно встретить в советской философской мысли. С одной стороны, имеет место упущение о

Постановка вопроса в истории мысли
  К социальному агностицизму можно прийти на основании неустранимости личной заинтересованности в результатах познания. Любой факт, являющийся истинным сам по себе, может быть интерпр

Позиция Маркса в интерпретациях и в действительности
  Современная буржуазная социология познания признает заслугой Маркса подчеркивание неустранимой взаимосвязи по­знания с классовым интересом, но общий его вывод, о возмож­ности познан

Возможность научной объективности
  Рассмотренный отрывок, с одной стороны, показывает убеж­денность Маркса в возможности научной объективности в об­щественных науках, с другой – полностью снимает упрек в том, что он

Ющее положение вещей, при про-Гаранты движения к объективной истине
  Выявив позицию Маркса по вопросу научной объективности, показав ее возможность, мы еще не обосновали необходимость радикального движения в познании сущности общественных явлений, по

В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ
  В первой главе мы отмечали, что обращение к обществен­ной сущности познания уже в новое время служило аргументом в пользу возможности постижения бесконечной действительно­сти. Яркую

Всеобщих понятий
  Одним из методов, последовательно применяемых в «Теори­ях прибавочной стоимости» на протяжении всего исследова­ния и резко отличающих Маркса как от классической полит­экономии, так

Теоретические аргументы.
При анализе различных взглядов Маркс использует общий прием – прослеживает, как те или иные авторы не могут пол­ностью избавиться от критикуемых ими понятий. В разделе о производительном и непроизв

Аргумент практики.
В докторской диссертации, поднимая вопрос об истинности философского знания, Маркс утверждает, что источником пред­ставлений естественных наук является природа, но при этом всегда имеется трансценд

Единство аргументов.
  Обращение к практике при обосновании объективной истин­ности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых

Значение обоснования
понятия «стоимость» Обоснование стоимости в «Капитале» и «Теориях прибавоч­ной стоимости» по своему значению далеко выходит за преде­лы своей чисто экономической формы. За

Социальной закономерности
  Одним из фундаментальных оснований социального агности­цизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность

Обоснование стоимости
как образец «снятия» заблуждений 4   Если теперь из области социологии мы перенесемся в сферу гносеологических проблем, то увидим, как то же самое

Всеобщих понятий
  Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских за­блуждений,

Анализ факта преемственности
в развитии теоретического знания…...…………….........44 § 1.Идея преемственности в истории философии………………………………………..45 § 2. Преемственность как предмет исследования

Проблема истинности теоретического знания
в свете его детерминации практикой...................................................................................83 § 1. Ограниченность теории наличными формами прак­т

Проблема истинности теоретического знания
в связи с издержками его трансляции……………………………………………………..112 § 1.Эмпирическое исследование проблемы. Сведение ее к трудностям передачи всеобщих п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги