рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - раздел Социология, Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.   Когда Говорят О Социологическом Анализе Познавательного Проце...

 

Когда говорят о социологическом анализе познавательного процесса, чаще всего имеют в виду прослеживание зависимо­стей между познанием и практической деятельностью. Осозна­ние их связывают с именем Маркса, определяя специфику его гносеологии как введение практики в теорию познания. Однако отдельные высказывания о взаимосвязи научного познания с практической деятельностью неоднократно встречаются в фи­лософии нового времени. У Канта мы обнаруживаем идею взаимосвязи «чистого» и «практического» разума. У Гегеля в анализе «несчастного сознания» и отношений «господства и рабства» подчеркнута роль практической деятельности в по­знании. В своем анализе Гегель, по мнению Маркса, «ухваты­вает сущность труда» 1 как основного источника в развитии познания.

Какие новые шаги были сделаны Марксом в понимании этой уже зафиксированной взаимосвязи? Материал для ответа дают нам уже «Экономическо-философские рукописи» и «Немецкая идеология». Маркс не только констатирует взаимосвязь между познанием и практикой, но рассматривает ее как исходный фи­лософский принцип, с позиции которого им решаются все дру­гие философские проблемы. Идея взаимосвязи познания и

——————————————————

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 42, с. 159.

– 11 –

 

практики выступает у Маркса как идея вторичности общественного сознания по отношению к общественному бытию. Им высказы­вается мысль о первоначальной непосредственной вплетенности сознания в материальную деятельность, о классовом характере познания, об определяющей роли материального производства в развитии вcex социальных явлений и всех форм сознания, у которых, по его мнению, нет собственной истории. «Истинное содержание всех составивших эпоху систем, – утверждает Маркс, – образуют потребности времени, в которое они воз­никли. В основе каждой из них лежит всё предшествующее раз­витие нации, историческая форма классовых отношений с их по­литическими, моральными, философскими и иными следствиями»1.

Из указанных работ видно, что подход Маркса к проблеме взаимосвязи научного познания и практики глубже и конкретнее, чем в предшествующей философской мысли. Однако опро­вергнуть мнение, будто вклад Маркса ограничился выдвиже­нием важных, но недоказанных и непроверенных положений, на их основании трудно. Кроме того, сами эти положения, ка­чественно отличающие Маркса от предшествующих мыслителей, рассматриваются многими авторами как его слабое место. Ему предъявляют обвинение в абсолютизации зависимости познания от практики и слишком прямолинейном проведении этой идеи. Положению о зависимости духовного производства от реального процесса жизни людей противопоставляется мысль о том, что подлинно научный взгляд невозможен без разрыва с чисто прак­тическими потребностями. Положение о вторичности обществен­ного сознания считается неприменимым к науке, призванной от­крывать новые сферы деятельности. Конкретная история науки считается невыводимой из развития материального производ­ства. Классовая заинтересованность рассматривается как пре­пятствие в развитии науки.

Как опровергнуть подобные обвинения, возникающие в пер­вую очередь на материале «Немецкой идеологии»? Одно из средств рекомендует Энгельс, столкнувшийся с фактом абсолю­тизации экономических зависимостей. Он признает, что в ходе полемики ему и Марксу приходилось подчеркивать значение экономической стороны, не уделяя достаточного внимания дру­гим факторам, но их взаимосвязь вскрывалась во всей ее кон­кретности, когда «дело доходило до анализа какого-либо

——————————————————

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 464.

– 12 –

 

исторического периода», т.е. до практического применения принци­па первичности экономических отношений.

Выдающееся значение «Теорий прибавочной стоимости» со­стоит в том, что они дают возможность проследить конкретное применение Марксом принципа взаимосвязи познания и прак­тики в анализе истории экономической мысли. Акцентна этой взаимосвязи обнаруживает себя уже в том наборе исходных по­ложений, с которым Маркс подходит к анализу взглядов каж­дого политэконома.

Он неизменно отмечает классовую позицию авторов, под­черкивая их титулы и занимаемые должности; соотносит взгля­ды каждого с уровнем развития производительных сил, неодно­кратно отмечая «чисто французское» или «чисто померанское восприятие вещей», «английский взгляд на вещи», «шотланд­ские представления», «взгляд, характерный для янки» и т.д. Рассматривая основные этапы в развитии политической эконо­мии – меркантилизм, физиократию, систему Смита и теорию Рикардо, Маркс выводит их специфику из конкретно-историче­ских особенностей рассматриваемого периода. Возникновение меркантилизма связывается им с открытием американских се­ребряных рудников, физиократии – с критикой экономической политики Кольбера, взгляды Смита – с защитой политики фритредерства. Каждый из этих этапов в развитии теории со­ответствует, по мнению Маркса, этапу в развитии капиталисти­ческого производства: меркантилизм – эпохе торгового капи­тала, физиократия – периоду зарождения капиталистических отношений в сельском хозяйстве, взгляды Смита – мануфак­турному периоду, теория Рикардо – периоду развития круп­ной промышленности.

Приведенными высказываниями исчерпывается материал, ле­жащий в «Теориях прибавочной стоимости» на поверхности. Ввиду краткости они могут быть расценены как подбор Марк­сом примеров к положениям, выдвинутым в «Немецкой идео­логии». Однако возможно и другое объяснение: данные выска­зывания – вывод, полученный в результате рассмотрения кон­кретно-исторического материала, который не излагался деталь­но, так как это была проверка для себя и в черновике фикси­ровался пока лишь общий итог.

——————————————————

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 37, с. 396.

– 13 –

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.

На сайте allrefs.net читайте: "Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса."...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство Ростовского университета, 1976. 152 стр.
Монография посвящена одной из центральных проблем социоло­гии познания – исследованию общественной сущности научного по­знания. Показано, что в «Теориях прибавочной стоимости» на ма­териале истории

И развитие политической экономии
  Рассмотрим прежде всего представления Маркса о значении классовой борьбы для развития политической экономии в период ее зарождения (меркантилизм), в классический период (физио-краты

Промышленной буржуазии и земельной аристократии
  Период, с которого непосредственно начинаются «Теории прибавочной стоимости», – это время появления обобщающих экономических работ Стюарта, Тюрго, Смита. На примере этих авторов уже

И новый период в развитии политической экономии.
  Во второй четверти XIX века обостряются противоречия между трудом и капиталом. Пролетариат начинает выступать на политической арене как самостоятельная сила. Маркс про­слеживает, ка

И движение экономической мысли
  Зависимость научного познания от практических интересов, в том числе классовых, может по-разному пониматься и —————————————————— 1 Имеются в

Уровень развития практики и сущность экономических систем
  Заслугой меркантилизма была постановка вопроса об ис­точнике общественного богатства, но источник его они видели исключительно в торговле. Такое понимание подвергалось позднейшими а

Буржуазной политэкономии
  Обвинение в антиисторизме Рикардо и других буржуазных авторов, на первый взгляд, может показаться странным. Труд­но представить себе экономиста, не знающего об исторических сменах ф

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Делая предметом главы проблему преемственности, правомерно поставить вопрос: какое значение может иметь это рассмотрение? Установление факта преемственности на материале ко

Идея преемственности в истории философии
  Ответ на вопрос связан с отношением к понятию «гносеологическая робинзонада». Можно спорить о правомерности или адекватности этого термина в применении к предшествующей философии. Н

Преемственность как предмет исследования
  История какой-либо конкретной науки может дать большие возможности для развития и эмпирической проверки как гносеологических положений вообще, так и для положений социологии познани

В классической политэкономии и у Маркса.
  Первый намек на историю экономической мысли мы находим у Адама Смита. Он посвящает меркантилизму и физиократии одну из глав своей обширной работы. Но показательно само распределение

Проблема преемственности
в ранних работах Маркса.   Особый интерес к проблеме преемственности виден уже в докторской диссертации Маркса. Стержень работы – прослеживание

И истории экономических учений.
  «Теории прибавочной стоимости» Маркс начинает с анализа работы Джемса Стюарта и с очерка о физиократах, как бы полемизируя с классической политэкономией, показывая, что их «с

И личный вклад ученого
  Факт анализа преемственности, отличающий Маркса от Предшествующих мыслителей, однако, ничего еще не говорит о качественных различиях в понимании этого вопроса, поскольку общественна

Преемственность в развитии метода
  Следующее специфическое отличие Маркса в подходе к вопросу о преемственности – рассмотрение его на уровне качественных изменений познавательной ситуации. Что здесь имеется в виду?

Механизм преемственности
  Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познан

И продукт творчества
  Анализ истории мысли, проведенный Марксом, может быть назван категориальным. Уже в работе «К критике политической экономии» Маркс привлекает историю взглядов не вообще,

Социального производства
категории прибавочной стоимости.   Категория прибавочной стоимости – предмет гордости Маркса. Энгельс и Ленин неоднократно отмечают введение данного понятия

Проведенного Марксом
  На примере истории понятия прибавочной стоимости хорошо видно, как в представлениях Маркса о категориях совмещается понимание их как орудия познания, средства передачи социального о

И СОЦИАЛЬНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ
Вопрос об общественном характере научного познания издавна связывался с вопросом о способах получения истинного знания: к нему обращается философия нового времени, рассматривая «очищение» разума ка

ГЛАВА III ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ЕГО ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРАКТИКОЙ
«Теории прибавочной стоимости», как мы убедились, дают немало свидетельств неустранимой зависимости теоретического познания от развития практической деятельности, а также от личных интересов исслед

И движение к абсолютной истине.
Возможность разрешения противоречия.   Неустранимая зависимость научного познания от наличных форм практической деятельности может привести и действительно п

Постижение сущности на различных этапах развития практики
  Завершив основной текст «Теорий прибавочной стоимости», Маркс в 1863 году возвращается к анализу взглядов Вильяма Петти, которые рассматривались им ранее в работе «К крити­ке полити

Абсолютная истина и модели познания
  Недостаточно адекватное понимание взглядов Маркса по вопросу о соотношении практики и познания можно встретить в советской философской мысли. С одной стороны, имеет место упущение о

Постановка вопроса в истории мысли
  К социальному агностицизму можно прийти на основании неустранимости личной заинтересованности в результатах познания. Любой факт, являющийся истинным сам по себе, может быть интерпр

Позиция Маркса в интерпретациях и в действительности
  Современная буржуазная социология познания признает заслугой Маркса подчеркивание неустранимой взаимосвязи по­знания с классовым интересом, но общий его вывод, о возмож­ности познан

Возможность научной объективности
  Рассмотренный отрывок, с одной стороны, показывает убеж­денность Маркса в возможности научной объективности в об­щественных науках, с другой – полностью снимает упрек в том, что он

Ющее положение вещей, при про-Гаранты движения к объективной истине
  Выявив позицию Маркса по вопросу научной объективности, показав ее возможность, мы еще не обосновали необходимость радикального движения в познании сущности общественных явлений, по

В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ
  В первой главе мы отмечали, что обращение к обществен­ной сущности познания уже в новое время служило аргументом в пользу возможности постижения бесконечной действительно­сти. Яркую

Всеобщих понятий
  Одним из методов, последовательно применяемых в «Теори­ях прибавочной стоимости» на протяжении всего исследова­ния и резко отличающих Маркса как от классической полит­экономии, так

Теоретические аргументы.
При анализе различных взглядов Маркс использует общий прием – прослеживает, как те или иные авторы не могут пол­ностью избавиться от критикуемых ими понятий. В разделе о производительном и непроизв

Аргумент практики.
В докторской диссертации, поднимая вопрос об истинности философского знания, Маркс утверждает, что источником пред­ставлений естественных наук является природа, но при этом всегда имеется трансценд

Единство аргументов.
  Обращение к практике при обосновании объективной истин­ности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых

Значение обоснования
понятия «стоимость» Обоснование стоимости в «Капитале» и «Теориях прибавоч­ной стоимости» по своему значению далеко выходит за преде­лы своей чисто экономической формы. За

Социальной закономерности
  Одним из фундаментальных оснований социального агности­цизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность

Обоснование стоимости
как образец «снятия» заблуждений 4   Если теперь из области социологии мы перенесемся в сферу гносеологических проблем, то увидим, как то же самое

Всеобщих понятий
  Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских за­блуждений,

Анализ факта преемственности
в развитии теоретического знания…...…………….........44 § 1.Идея преемственности в истории философии………………………………………..45 § 2. Преемственность как предмет исследования

Проблема истинности теоретического знания
в свете его детерминации практикой...................................................................................83 § 1. Ограниченность теории наличными формами прак­т

Проблема истинности теоретического знания
в связи с издержками его трансляции……………………………………………………..112 § 1.Эмпирическое исследование проблемы. Сведение ее к трудностям передачи всеобщих п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги