рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема преемственности

Проблема преемственности - раздел Социология, Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса. В Ранних Работах Маркса.   Особый Инт...

в ранних работах Маркса.

 

Особый интерес к проблеме преемственности виден уже в докторской диссертации Маркса. Стержень работы – прослеживание

——————————————————

1 Об этом свидетельствуют письма к Шотту и Энгельсу. См.: К. Мapкс и Ф. Энгельс. Письма о «Капитале». М., Политиздат, 1968, с. 196,..

– 52 –

 

движения мысли Эпикура на общем фоне его зависимости от Демокрита. Очевидно, что такой подход – результат прочтения Гегеля, который постоянно пользуется аналогичным приемом: осваивает точку зрения автора, выявляет ее ограниченность и благодаря ей поднимается выше. Но для нас особенно важен фрагмент в примечаниях Маркса к диссертации, в котором, отвлекаясь от Демокрита и Эпикура он ставит проблему отношения к предшествующим мыслителям в общей форме.

Маркс подвергает критике поспешное отрицание учениками Гегеля некоторых его положений, все значение которых в общей системе взглядов, ясное для самого Гегеля, остается непонятым ими. Простое отрицание момента системы, утверждает Маркс, еще не выводит нас за ее рамки. Чтобы преодолеть какое-либо положение, надо объяснить, почему предшественник пришел к нему. Тем не менее подобное отрицание Маркс рассматривает как закономерное общеисторическое явление. Он выводит его из потребностей практики, на которые предшествующая теория не дает ответа, и показывает, что оно может привести к отрицанию философии вообще. В немецкой философии 30-х годов Маркс отмечает направление, сохраняющее основные принципы философии; направление, отказывающееся

от них, и дает уничтожающую характеристику третьей разновидности отношения к философии прошлого – рабскому ее копированию.

Рассмотренный фрагмент свидетельствует о ранней постановке проблемы преемственности, о постановке ее в предельно общей философской форме и о постановке ее именно как проблемы метода освоения наследия прошлого. Анализ последующих произведений Маркса показывает, что вопрос об общественном характере познания неизменно оставался в поле его зрения.

В «Экономическо-философских рукописях», полемизируя с противниками коммунизма и доказывая изначально общественную сущность человека, общественный характер любого вида деятельности, Маркс противопоставляет понятие общественной деятельности и общественного пользования понятию коллективная деятельность и коллективное пользование. Примером, призванным проиллюстрировать общественный характер не являющейся непосредственно коллективной деятельности, оказывается и научное познание. При этом четко формулируется идея

——————————————————

1 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956, с. 76 –79.

– 53 –

 

социальной заданности предмета исследования и творческой потенции ученого1. В «Святом семействе», выявив чисто отрицательное отношение Бауэров к работе Прудона, предопределенное низким уровнем их экономических знаний, Маркс указывает, что действительное преодоление критикуемых взглядов предполагает глубокое освоение не только их самих, но и предшествующих им ступеней развития мысли. Дается сжатая формулировка развития экономической мысли как результата последовательной взаимной критики ряда исследователей от меркантилизма до Фурье и Сен-Симона 2.

В «Немецкой идеологии» Маркс, критикуя Штирнера, показывает, что, несмотря на всю воображаемую свободу от предпосылок, индивид несет на себе влияние среды и своего собственного прошлого развития и эти предпосылки сохраняют всю свою силу до тех пор, пока не будут вскрыты их собственные корни3. Маркс показывает, что развитие индивида социально обусловлено развитием всех других4, иллюстрирует зависимость творца от общества на примере итальянских художников Возрождения 5, отмечает необходимость на современном этапе развития кооперации в искусстве и науке, приводит конкретные примеры таких попыток6.

В «Нищете философии» Маркс критикует неудачную попытку прямого применения диалектики Гегеля к политической экономии у Прудона. Чтобы дать положительные результаты, великое завоевание этого мыслителя должно быть творчески переработано – вот мысль, к которой он хочет подвести читателя

Уже на материале ранних работ Маркса видна специфичность его подхода к вопросу преемственности. Можно признать общественную природу научного познания на словах, но от этого признания до того, как мы будем использовать наследие предшественников, – дистанция огромного размера. В ходе ее собственных научных исследований мы можем сознательно отвергнуть идеи предшественников, можем бессознательно потерять, не поняв их достижений, мы можем, слепо следовать за ними и догматически переносить их приемы на новый объект исследования, можем критиковать одни положения и принимать другие

——————————————————

1 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 42, с. 118.

2 См.: там же, т. 2, с. 34.

3 См.: там же, т. 3, с. 435.

4 См.: там же, с. 439.

5 См.: там же, с. 392.

6 См.: там же, с. 393.

– 54 –

 

не заметив их внутренней связи. Все эти опасности подстерегают каждого, исследователя, и признание общественной природы научного познания в общей форме не избавляет от них. Маркс очень хорошо видит эту опасность. За что критикует он учеников Гегеля в докторской диссертации, младогегельянцев в «Экономическо-философских рукописях», Бауэров в «Святом семействе», Штирнера в «Немецкой идеологии», Прудона в «Нищете философии». За что критикует Энгельс Евгения Дюринга? За непонимание общественной сущности научного познания? Ставить вопрос в такой общей форме значит оглуплять этих авторов. Маркс критикует их за то, что они в своих произведениях не пытаются двигаться дальше: не освоив имеющегося наследия, не выработав отношения к предшествующей мысли, не размежевавшись с гегелевской диалектикой. Все это, по мнению Маркса, должно стать непременным условием дальнейшего движения, необходимым методом работы. Проблема освоения достижений прошлого оказывается социально значимой проблемой, проблемой метода. Для философов нового времени, скорее, характерно требование разрыва с предшествующими авторитетами. Гегель дает блестящие образцы их «снятия», творческое освоение прошлого стало для него сознательно и постоянно используемым методом, но задача внедрения этого метода в сознание оставалась нерешенной. Такую ситуацию фиксирует Маркс.

Как довести до сознания сотен исследователей всю необходимость, всю сложность освоения накопленных знаний, резко выросших и усложнившихся по сравнению с новым временем? Эта задача, несомненно, стояла перед Марксом, как теперь в еще более острой форме стоит перед нами. Поэтому ясно, что материал по вопросу о преемственности не есть простое следствие рассмотрения истории экономической мысли, а сам интерес к история мысли есть результат убеждения в общественной сущности познания. Именно исходя из этого убеждения, Маркс считает необходимым включить историю мысли в состав «Капитала» и, более того, построить ее так, чтобы надындивидуальный характер научного познания стал ясен для всех, кто достаточно учитывает его. Композиция «Теорий прибавочной стоимости» и методы, анализа каждого отдельного политэконома подтверждают это.

– 55 –

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.

На сайте allrefs.net читайте: "Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса."...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема преемственности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство Ростовского университета, 1976. 152 стр.
Монография посвящена одной из центральных проблем социоло­гии познания – исследованию общественной сущности научного по­знания. Показано, что в «Теориях прибавочной стоимости» на ма­териале истории

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Когда говорят о социологическом анализе познавательного процесса, чаще всего имеют в виду прослеживание зависимо­стей между познанием и практической деятельностью. Осозна­ние их свя

И развитие политической экономии
  Рассмотрим прежде всего представления Маркса о значении классовой борьбы для развития политической экономии в период ее зарождения (меркантилизм), в классический период (физио-краты

Промышленной буржуазии и земельной аристократии
  Период, с которого непосредственно начинаются «Теории прибавочной стоимости», – это время появления обобщающих экономических работ Стюарта, Тюрго, Смита. На примере этих авторов уже

И новый период в развитии политической экономии.
  Во второй четверти XIX века обостряются противоречия между трудом и капиталом. Пролетариат начинает выступать на политической арене как самостоятельная сила. Маркс про­слеживает, ка

И движение экономической мысли
  Зависимость научного познания от практических интересов, в том числе классовых, может по-разному пониматься и —————————————————— 1 Имеются в

Уровень развития практики и сущность экономических систем
  Заслугой меркантилизма была постановка вопроса об ис­точнике общественного богатства, но источник его они видели исключительно в торговле. Такое понимание подвергалось позднейшими а

Буржуазной политэкономии
  Обвинение в антиисторизме Рикардо и других буржуазных авторов, на первый взгляд, может показаться странным. Труд­но представить себе экономиста, не знающего об исторических сменах ф

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Делая предметом главы проблему преемственности, правомерно поставить вопрос: какое значение может иметь это рассмотрение? Установление факта преемственности на материале ко

Идея преемственности в истории философии
  Ответ на вопрос связан с отношением к понятию «гносеологическая робинзонада». Можно спорить о правомерности или адекватности этого термина в применении к предшествующей философии. Н

Преемственность как предмет исследования
  История какой-либо конкретной науки может дать большие возможности для развития и эмпирической проверки как гносеологических положений вообще, так и для положений социологии познани

В классической политэкономии и у Маркса.
  Первый намек на историю экономической мысли мы находим у Адама Смита. Он посвящает меркантилизму и физиократии одну из глав своей обширной работы. Но показательно само распределение

И истории экономических учений.
  «Теории прибавочной стоимости» Маркс начинает с анализа работы Джемса Стюарта и с очерка о физиократах, как бы полемизируя с классической политэкономией, показывая, что их «с

И личный вклад ученого
  Факт анализа преемственности, отличающий Маркса от Предшествующих мыслителей, однако, ничего еще не говорит о качественных различиях в понимании этого вопроса, поскольку общественна

Преемственность в развитии метода
  Следующее специфическое отличие Маркса в подходе к вопросу о преемственности – рассмотрение его на уровне качественных изменений познавательной ситуации. Что здесь имеется в виду?

Механизм преемственности
  Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познан

И продукт творчества
  Анализ истории мысли, проведенный Марксом, может быть назван категориальным. Уже в работе «К критике политической экономии» Маркс привлекает историю взглядов не вообще,

Социального производства
категории прибавочной стоимости.   Категория прибавочной стоимости – предмет гордости Маркса. Энгельс и Ленин неоднократно отмечают введение данного понятия

Проведенного Марксом
  На примере истории понятия прибавочной стоимости хорошо видно, как в представлениях Маркса о категориях совмещается понимание их как орудия познания, средства передачи социального о

И СОЦИАЛЬНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ
Вопрос об общественном характере научного познания издавна связывался с вопросом о способах получения истинного знания: к нему обращается философия нового времени, рассматривая «очищение» разума ка

ГЛАВА III ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ЕГО ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРАКТИКОЙ
«Теории прибавочной стоимости», как мы убедились, дают немало свидетельств неустранимой зависимости теоретического познания от развития практической деятельности, а также от личных интересов исслед

И движение к абсолютной истине.
Возможность разрешения противоречия.   Неустранимая зависимость научного познания от наличных форм практической деятельности может привести и действительно п

Постижение сущности на различных этапах развития практики
  Завершив основной текст «Теорий прибавочной стоимости», Маркс в 1863 году возвращается к анализу взглядов Вильяма Петти, которые рассматривались им ранее в работе «К крити­ке полити

Абсолютная истина и модели познания
  Недостаточно адекватное понимание взглядов Маркса по вопросу о соотношении практики и познания можно встретить в советской философской мысли. С одной стороны, имеет место упущение о

Постановка вопроса в истории мысли
  К социальному агностицизму можно прийти на основании неустранимости личной заинтересованности в результатах познания. Любой факт, являющийся истинным сам по себе, может быть интерпр

Позиция Маркса в интерпретациях и в действительности
  Современная буржуазная социология познания признает заслугой Маркса подчеркивание неустранимой взаимосвязи по­знания с классовым интересом, но общий его вывод, о возмож­ности познан

Возможность научной объективности
  Рассмотренный отрывок, с одной стороны, показывает убеж­денность Маркса в возможности научной объективности в об­щественных науках, с другой – полностью снимает упрек в том, что он

Ющее положение вещей, при про-Гаранты движения к объективной истине
  Выявив позицию Маркса по вопросу научной объективности, показав ее возможность, мы еще не обосновали необходимость радикального движения в познании сущности общественных явлений, по

В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ
  В первой главе мы отмечали, что обращение к обществен­ной сущности познания уже в новое время служило аргументом в пользу возможности постижения бесконечной действительно­сти. Яркую

Всеобщих понятий
  Одним из методов, последовательно применяемых в «Теори­ях прибавочной стоимости» на протяжении всего исследова­ния и резко отличающих Маркса как от классической полит­экономии, так

Теоретические аргументы.
При анализе различных взглядов Маркс использует общий прием – прослеживает, как те или иные авторы не могут пол­ностью избавиться от критикуемых ими понятий. В разделе о производительном и непроизв

Аргумент практики.
В докторской диссертации, поднимая вопрос об истинности философского знания, Маркс утверждает, что источником пред­ставлений естественных наук является природа, но при этом всегда имеется трансценд

Единство аргументов.
  Обращение к практике при обосновании объективной истин­ности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых

Значение обоснования
понятия «стоимость» Обоснование стоимости в «Капитале» и «Теориях прибавоч­ной стоимости» по своему значению далеко выходит за преде­лы своей чисто экономической формы. За

Социальной закономерности
  Одним из фундаментальных оснований социального агности­цизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность

Обоснование стоимости
как образец «снятия» заблуждений 4   Если теперь из области социологии мы перенесемся в сферу гносеологических проблем, то увидим, как то же самое

Всеобщих понятий
  Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских за­блуждений,

Анализ факта преемственности
в развитии теоретического знания…...…………….........44 § 1.Идея преемственности в истории философии………………………………………..45 § 2. Преемственность как предмет исследования

Проблема истинности теоретического знания
в свете его детерминации практикой...................................................................................83 § 1. Ограниченность теории наличными формами прак­т

Проблема истинности теоретического знания
в связи с издержками его трансляции……………………………………………………..112 § 1.Эмпирическое исследование проблемы. Сведение ее к трудностям передачи всеобщих п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги