И СОЦИАЛЬНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ - раздел Социология, Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса. Вопрос Об Общественном Характере Научного Познания Издавна Связывался С Вопро...
Вопрос об общественном характере научного познания издавна связывался с вопросом о способах получения истинного знания: к нему обращается философия нового времени, рассматривая «очищение» разума как условие познания, к нему прибегает Гегель, как к одному из решающих аргументов в борьбе против агностицизма.
В современной буржуазной социологии познания, когда общественная природа познания стала предметом особого исследования, сохраняется связь этого вопроса с проблемой получения истинного знания, но прямо противоположным оказывается ответ на этот вопрос. Обнаруживая неустранимость личного и классового интереса в познании, ограниченность познания наличными формами деятельности, выявляя зазоры и издержки, порожденные коллективной природой научного творчества, эти философы начинают рассматривать социальную сущность научного познания как препятствие к истинному знанию.
Если основой сомнений античного скептицизма в возможности достижения истинного знания являлось главным образом непонимание диалектики истины и заблуждения, основой сом-нений в возможности рационального знания Беркли – абсолютизация субъективности наших ощущений, основой агностицизма Юма – сомнение во всеобщности наших знаний о причинах явлений, основой агностицизма Канта – признание существования априорных форм знания, оформляющих данные нашего опыта, то абсолютизация отрицательных сторон общественной природы познания порождает новые сомнения в возможности истинного знания и может рассматриваться как новая разновидность агностицизма – социальный агностицизм.
– 81 –
Он не выступает как лозунг или явно доказываемая цель, но имеет место как массовый ход мысли, главным образом по вопросу о возможности познания общественных явлений, и как объективный результат исследований современной буржуазной социологии познания, которая, сосредоточивая свое внимание преимущественно на социальных моментах, не способствующих, а препятствующих достижению истинного знания, оказывается по мнению советских исследователей (Н. В. Мотрошилова и Л. Е. Хоруц), социальной патологией знания.
Таким образом, идея общественной природы познания исторически меняет свой гносеологический статус – из средства опровержения агностицизма превращается, по сути дела, в средство его обоснования.
Какова позиция Маркса в этом вопросе?
Уже предварительное знакомство с его работами показывает, что он исходит из возможности достижения истинного знания вообще и в понимании общественных явлений, в частности. Однако в современной буржуазной социологии познания существует мнение, что Маркс в вопросе о возможности познания закономерностей общественной жизни был излишне оптимистичен, некритичен и не учитывал препятствий, порождаемых зависимостью познания от наличных форм деятельности, неустранимостью личной и классовой заинтересованности в результатах познания, отсутствием объективного критерия истинности в этих вопросах, противоречием между невозможностью индивидуального постижения действительности и возможностью сделать это только путем индивидуального охвата в мышлении совокупности всех основных ее моментов.
Мнение о поверхностном подходе Маркса к вопросу о возможности истинного знания может опровергаться на материале его предшествующих работ, в которых ясно зафиксировано особое внимание к агностицизму и выдающимся заблуждениями предшествующей мысли, ставится задача не только преодолеть их, но и выявить земные корни заблуждений, показать их как объективный и закономерный продукт познания. Наряду с этими работами «Теории прибавочной стоимости» дают новый интересный материал, особенно по вопросу о возможности познания общественных явлений.
– 82 –
Все темы данного раздела:
Издательство Ростовского университета, 1976. 152 стр.
Монография посвящена одной из центральных проблем социологии познания – исследованию общественной сущности научного познания. Показано, что в «Теориях прибавочной стоимости» на материале истории
В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Когда говорят о социологическом анализе познавательного процесса, чаще всего имеют в виду прослеживание зависимостей между познанием и практической деятельностью. Осознание их свя
И развитие политической экономии
Рассмотрим прежде всего представления Маркса о значении классовой борьбы для развития политической экономии в период ее зарождения (меркантилизм), в классический период (физио-краты
Промышленной буржуазии и земельной аристократии
Период, с которого непосредственно начинаются «Теории прибавочной стоимости», – это время появления обобщающих экономических работ Стюарта, Тюрго, Смита. На примере этих авторов уже
И новый период в развитии политической экономии.
Во второй четверти XIX века обостряются противоречия между трудом и капиталом. Пролетариат начинает выступать на политической арене как самостоятельная сила. Маркс прослеживает, ка
И движение экономической мысли
Зависимость научного познания от практических интересов, в том числе классовых, может по-разному пониматься и
——————————————————
1 Имеются в
Уровень развития практики и сущность экономических систем
Заслугой меркантилизма была постановка вопроса об источнике общественного богатства, но источник его они видели исключительно в торговле. Такое понимание подвергалось позднейшими а
Буржуазной политэкономии
Обвинение в антиисторизме Рикардо и других буржуазных авторов, на первый взгляд, может показаться странным. Трудно представить себе экономиста, не знающего об исторических сменах ф
В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Делая предметом главы проблему преемственности, правомерно поставить вопрос: какое значение может иметь это рассмотрение?
Установление факта преемственности на материале ко
Идея преемственности в истории философии
Ответ на вопрос связан с отношением к понятию «гносеологическая робинзонада». Можно спорить о правомерности или адекватности этого термина в применении к предшествующей философии. Н
Преемственность как предмет исследования
История какой-либо конкретной науки может дать большие возможности для развития и эмпирической проверки как гносеологических положений вообще, так и для положений социологии познани
В классической политэкономии и у Маркса.
Первый намек на историю экономической мысли мы находим у Адама Смита. Он посвящает меркантилизму и физиократии одну из глав своей обширной работы. Но показательно само распределение
Проблема преемственности
в ранних работах Маркса.
Особый интерес к проблеме преемственности виден уже в докторской диссертации Маркса. Стержень работы – прослеживание
И истории экономических учений.
«Теории прибавочной стоимости» Маркс начинает с анализа работы Джемса Стюарта и с очерка о физиократах, как бы полемизируя с классической политэкономией, показывая, что их «с
И личный вклад ученого
Факт анализа преемственности, отличающий Маркса от Предшествующих мыслителей, однако, ничего еще не говорит о качественных различиях в понимании этого вопроса, поскольку общественна
Преемственность в развитии метода
Следующее специфическое отличие Маркса в подходе к вопросу о преемственности – рассмотрение его на уровне качественных изменений познавательной ситуации. Что здесь имеется в виду?
Механизм преемственности
Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познан
И продукт творчества
Анализ истории мысли, проведенный Марксом, может быть назван категориальным. Уже в работе «К критике политической экономии» Маркс привлекает историю взглядов не вообще,
Социального производства
категории прибавочной стоимости.
Категория прибавочной стоимости – предмет гордости Маркса. Энгельс и Ленин неоднократно отмечают введение данного понятия
Проведенного Марксом
На примере истории понятия прибавочной стоимости хорошо видно, как в представлениях Маркса о категориях совмещается понимание их как орудия познания, средства передачи социального о
ГЛАВА III ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ЕГО ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРАКТИКОЙ
«Теории прибавочной стоимости», как мы убедились, дают немало свидетельств неустранимой зависимости теоретического познания от развития практической деятельности, а также от личных интересов исслед
И движение к абсолютной истине.
Возможность разрешения противоречия.
Неустранимая зависимость научного познания от наличных форм практической деятельности может привести и действительно п
Постижение сущности на различных этапах развития практики
Завершив основной текст «Теорий прибавочной стоимости», Маркс в 1863 году возвращается к анализу взглядов Вильяма Петти, которые рассматривались им ранее в работе «К критике полити
Абсолютная истина и модели познания
Недостаточно адекватное понимание взглядов Маркса по вопросу о соотношении практики и познания можно встретить в советской философской мысли. С одной стороны, имеет место упущение о
Постановка вопроса в истории мысли
К социальному агностицизму можно прийти на основании неустранимости личной заинтересованности в результатах познания. Любой факт, являющийся истинным сам по себе, может быть интерпр
Позиция Маркса в интерпретациях и в действительности
Современная буржуазная социология познания признает заслугой Маркса подчеркивание неустранимой взаимосвязи познания с классовым интересом, но общий его вывод, о возможности познан
Возможность научной объективности
Рассмотренный отрывок, с одной стороны, показывает убежденность Маркса в возможности научной объективности в общественных науках, с другой – полностью снимает упрек в том, что он
Ющее положение вещей, при про-Гаранты движения к объективной истине
Выявив позицию Маркса по вопросу научной объективности, показав ее возможность, мы еще не обосновали необходимость радикального движения в познании сущности общественных явлений, по
В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ
В первой главе мы отмечали, что обращение к общественной сущности познания уже в новое время служило аргументом в пользу возможности постижения бесконечной действительности. Яркую
Всеобщих понятий
Одним из методов, последовательно применяемых в «Теориях прибавочной стоимости» на протяжении всего исследования и резко отличающих Маркса как от классической политэкономии, так
Теоретические аргументы.
При анализе различных взглядов Маркс использует общий прием – прослеживает, как те или иные авторы не могут полностью избавиться от критикуемых ими понятий. В разделе о производительном и непроизв
Аргумент практики.
В докторской диссертации, поднимая вопрос об истинности философского знания, Маркс утверждает, что источником представлений естественных наук является природа, но при этом всегда имеется трансценд
Единство аргументов.
Обращение к практике при обосновании объективной истинности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых
Значение обоснования
понятия «стоимость»
Обоснование стоимости в «Капитале» и «Теориях прибавочной стоимости» по своему значению далеко выходит за пределы своей чисто экономической формы. За
Социальной закономерности
Одним из фундаментальных оснований социального агностицизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность
Обоснование стоимости
как образец «снятия» заблуждений 4
Если теперь из области социологии мы перенесемся в сферу гносеологических проблем, то увидим, как то же самое
Всеобщих понятий
Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских заблуждений,
Анализ факта преемственности
в развитии теоретического знания…...…………….........44
§ 1.Идея преемственности в истории философии………………………………………..45
§ 2. Преемственность как предмет исследования
Проблема истинности теоретического знания
в свете его детерминации практикой...................................................................................83
§ 1. Ограниченность теории наличными формами практ
Проблема истинности теоретического знания
в связи с издержками его трансляции……………………………………………………..112
§ 1.Эмпирическое исследование проблемы. Сведение ее
к трудностям передачи всеобщих п
Новости и инфо для студентов