Всеобщих понятий - раздел Социология, Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.
Обоснование Стоимости Марксом Несомненно Связывалось Им С Про...
Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских заблуждений, Но, кроме того, это обоснование, как нам кажется, могло иметь особую непосредственно-философскую цель.
Обоснование стоимости помогает вскрыть общие причины отказа от аналогичных понятий, при котором могут быть отброшены высшие достижения предшествующей мысли и замедлен общественный познавательный процесс. Отрицание понятия стоимости в современной буржуазной политэкономии, отрицание законов социальной жизни и понятия общественно-экономической формации в социологии и истории, отрицание понятия материи, понятий «материализм» и «идеализм» в философии хорошо показывают как общую актуальность поставленного вопроса, так и полную применимость выявленных на материале политической экономии причин отказа от всеобщих понятий в любом перечисленном случае. В каждом из них имеет место непонимание того, что категории науки призваны объяснить не каждый отдельный конкретный случай, а класс аналогичных явлений в целом, что нашеисходное представление об этих понятиях, с позиций которого возникает бунт против них, само должно быть углублено. В каждом случае упорство в отрицании данных понятий усиливается при столкновении с их догматической, поверхностной, авторитарной защитой.
Поэтому аргументы в пользу понятия «стоимость» в общей форме могут рассматриваться как критерии для оценки и отбора унаследованных всеобщих понятий. В этих понятиях концентрируется
– 141 –
величие человеческого разума, его созидательная мощь, они открывают совершенно новые возможности в исследовании, но могут оказаться заблуждением. Выработка способов их проверки позволяет решить проблему отношения к наследию предшественников в самом важном и остром пункте, там, где возможны наибольшие потери.
Философская значимость обоснования стоимости, таким образом, очевидна. Но есть ли основания говорить о качественном движении Маркса в решении проблемы истинности философских понятий? Во второй главе, анализируя вклад Маркса в проблему категорий, мы не касались важнейшего вопроса об их истинности. Знакомство с обоснованием стоимости делает возможным его разрешение, а сравнение с историко-философской мыслью позволяет решить вопрос о специфике вклада Маркса в данную проблему.
Теория анамнезиса Платона, средневековый реализм, теория врожденных идей в новое время могут рассматриваться как своеобразное объяснение истинности всеобщих понятий, направление номинализма – как отрицание ее. Английский и французский материализм, рассматривая опыт как критерий истинности знания, по сути дела обходят вопрос о трудностях проверки на истинность всеобщих понятий. Идея их интуитивного происхождения и уверенность в их истинности у Спинозы не сопровождается достаточной аргументацией. Доказательство объективной истинности общих понятий, полученных интуитивным путем, отсутствует и у Фихте. Кант, заостряя проблему до вопроса о сущности наиболее общих абстрактных понятий, о формах чувственности и рассудка и утверждая их априорность, снимает вопрос об их истинности. Устранение вопроса об истинности этих понятий, по мнению Гегеля, подрывает возможность говорить об истинном знании вообще; он стремится обосновать их истинность, но достигает этого, в конечном счете, путем признания их доприродного существования.
В лице Фейербаха философская мысль делает новый поворот: многовековая проблема, порожденная невозможностью проверить всеобщее понятие с помощью чувств и вследствие этого приводящая к самым различным странным решениям, объявляется им разрешимой на основе чувственного восприятия. «...Всё является чувственно воспринимаемым, – заявляет он, – если не непосредственно, то опосредствованно, если не обычными грубыми чувствами, если не глазами анатома и химика, то глазами философа...»1. Это заявление может показаться идентично сходным с
——————————————————
1Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. 1. М., Госполитиздат, 1955, с. 190.
– 149 –
тем, что утверждали французские материалисты, но содержит в себе принципиальное отличие, так как высказано уже после сведения Кантом сути проблемы к вопросу об общих понятиях и, несомненно, имеет их в виду.
Маркс уже в работе «К критике гегелевской философии права» отмечает необходимость отличать «ходячие» ложные мнения от «ходячих» истинных1. Отталкиваясь от убежденности Фейербаха в том, что решение проблемы лежит не на пути разрыва с чувственным восприятием, а на пути связи с ним, Маркс принципиально развивает эту мысль. От чувственного созерцания как критерия истины всеобщих понятий он поднимается к критерию практики. Он подчеркивает, что стоимость объективно существует в чувственно воспринимаемом предмете – товаре и невозможна вне его. По мере развития практики стоимость обособляется в деньгах и приобретает самостоятельное движение в капитале, получая, таким образом, явную наглядность. Эта попытка найти аналог понятия в самой действительности в качестве стороны материального объекта, а затем показать, как в ходе практической деятельности эта сторона объекта, служащая основой понятия, приобретает обособленное существование, в истории мысли оказывается уникальной. Не менее оригинальным является параллельное рассмотрение развития практического аналога понятия и развития представлений о нем. Сопоставление этих процессов способно дать очень много для решения вопроса об истинности всеобщих понятий.
Своеобразие подхода Маркса наглядно выступает при сравнении способов обоснования стоимости с позицией априоризма Канта и применением исходной абстракции у Гегеля. Априоризм можно критиковать, просто отрицая его, как это делали многие; можно показать исходные понятия разума в качестве развивающихся, как это сделал Гегель; можно попытаться восстановить на этнографическом материале социальное становление понятий пространства и времени, как это сделал Дюркгейм; но можно на материале конкретной науки показать, как развитие действительности и мысли делает необходимым развитие таких понятий, которые Кант считает априорными. Именно это сделано Марксом на примере понятия стоимости в отношении таких категорий, как, ««всеобщее», «причина», «закон», – способ, достаточно убедительный и никем другим не использованный. Видимо, не случайно, обосновывая стоимость в критике Бейли, Маркс проводит сравнение с таким понятием, как пространство2.
——————————————————
1 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, с. 309.
2 Там же, т.26,ч. III, с. 145–146.
– 143 –
Исходная абстракция у Гегеля и Маркса, по мнению некоторых авторов, играет одинаковую роль. Обнаруживая в «Капитале» выведение всех экономических категорий из понятия «товар», подобное выведению всех логических категорий из единого понятия в «Науке логики», толкуют его как простое заимствование. В подобных случаях верно улавливается факт влияния Гегеля на Маркса, но не осознается в достаточной мере расхождение с ним. Особое внимание к категории товара в «Капитале», на наш взгляд, не в последнюю очередь предопределено стремлением вопреки Гегелю материально воплотить исходную абстракцию – стоимость. Без этого невозможно размежевание с идеалистической позицией великого философа.
Неожиданные и далеко ведущие теоретические возможности, которые открывает анализ обоснования стоимости для критики априоризма и «снятия» исходного гегелевского принципа, позволяют видеть в этом обосновании глубинную философскую цель в ее принципиально новом решении.
На сайте allrefs.net читайте: "Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса."...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Всеобщих понятий
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Издательство Ростовского университета, 1976. 152 стр.
Монография посвящена одной из центральных проблем социологии познания – исследованию общественной сущности научного познания. Показано, что в «Теориях прибавочной стоимости» на материале истории
В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Когда говорят о социологическом анализе познавательного процесса, чаще всего имеют в виду прослеживание зависимостей между познанием и практической деятельностью. Осознание их свя
И развитие политической экономии
Рассмотрим прежде всего представления Маркса о значении классовой борьбы для развития политической экономии в период ее зарождения (меркантилизм), в классический период (физио-краты
Промышленной буржуазии и земельной аристократии
Период, с которого непосредственно начинаются «Теории прибавочной стоимости», – это время появления обобщающих экономических работ Стюарта, Тюрго, Смита. На примере этих авторов уже
И новый период в развитии политической экономии.
Во второй четверти XIX века обостряются противоречия между трудом и капиталом. Пролетариат начинает выступать на политической арене как самостоятельная сила. Маркс прослеживает, ка
И движение экономической мысли
Зависимость научного познания от практических интересов, в том числе классовых, может по-разному пониматься и
——————————————————
1 Имеются в
Уровень развития практики и сущность экономических систем
Заслугой меркантилизма была постановка вопроса об источнике общественного богатства, но источник его они видели исключительно в торговле. Такое понимание подвергалось позднейшими а
Буржуазной политэкономии
Обвинение в антиисторизме Рикардо и других буржуазных авторов, на первый взгляд, может показаться странным. Трудно представить себе экономиста, не знающего об исторических сменах ф
В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Делая предметом главы проблему преемственности, правомерно поставить вопрос: какое значение может иметь это рассмотрение?
Установление факта преемственности на материале ко
Идея преемственности в истории философии
Ответ на вопрос связан с отношением к понятию «гносеологическая робинзонада». Можно спорить о правомерности или адекватности этого термина в применении к предшествующей философии. Н
Преемственность как предмет исследования
История какой-либо конкретной науки может дать большие возможности для развития и эмпирической проверки как гносеологических положений вообще, так и для положений социологии познани
В классической политэкономии и у Маркса.
Первый намек на историю экономической мысли мы находим у Адама Смита. Он посвящает меркантилизму и физиократии одну из глав своей обширной работы. Но показательно само распределение
Проблема преемственности
в ранних работах Маркса.
Особый интерес к проблеме преемственности виден уже в докторской диссертации Маркса. Стержень работы – прослеживание
И истории экономических учений.
«Теории прибавочной стоимости» Маркс начинает с анализа работы Джемса Стюарта и с очерка о физиократах, как бы полемизируя с классической политэкономией, показывая, что их «с
И личный вклад ученого
Факт анализа преемственности, отличающий Маркса от Предшествующих мыслителей, однако, ничего еще не говорит о качественных различиях в понимании этого вопроса, поскольку общественна
Преемственность в развитии метода
Следующее специфическое отличие Маркса в подходе к вопросу о преемственности – рассмотрение его на уровне качественных изменений познавательной ситуации. Что здесь имеется в виду?
Механизм преемственности
Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познан
И продукт творчества
Анализ истории мысли, проведенный Марксом, может быть назван категориальным. Уже в работе «К критике политической экономии» Маркс привлекает историю взглядов не вообще,
Социального производства
категории прибавочной стоимости.
Категория прибавочной стоимости – предмет гордости Маркса. Энгельс и Ленин неоднократно отмечают введение данного понятия
Проведенного Марксом
На примере истории понятия прибавочной стоимости хорошо видно, как в представлениях Маркса о категориях совмещается понимание их как орудия познания, средства передачи социального о
И СОЦИАЛЬНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ
Вопрос об общественном характере научного познания издавна связывался с вопросом о способах получения истинного знания: к нему обращается философия нового времени, рассматривая «очищение» разума ка
И движение к абсолютной истине.
Возможность разрешения противоречия.
Неустранимая зависимость научного познания от наличных форм практической деятельности может привести и действительно п
Постижение сущности на различных этапах развития практики
Завершив основной текст «Теорий прибавочной стоимости», Маркс в 1863 году возвращается к анализу взглядов Вильяма Петти, которые рассматривались им ранее в работе «К критике полити
Абсолютная истина и модели познания
Недостаточно адекватное понимание взглядов Маркса по вопросу о соотношении практики и познания можно встретить в советской философской мысли. С одной стороны, имеет место упущение о
Постановка вопроса в истории мысли
К социальному агностицизму можно прийти на основании неустранимости личной заинтересованности в результатах познания. Любой факт, являющийся истинным сам по себе, может быть интерпр
Позиция Маркса в интерпретациях и в действительности
Современная буржуазная социология познания признает заслугой Маркса подчеркивание неустранимой взаимосвязи познания с классовым интересом, но общий его вывод, о возможности познан
Возможность научной объективности
Рассмотренный отрывок, с одной стороны, показывает убежденность Маркса в возможности научной объективности в общественных науках, с другой – полностью снимает упрек в том, что он
В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ
В первой главе мы отмечали, что обращение к общественной сущности познания уже в новое время служило аргументом в пользу возможности постижения бесконечной действительности. Яркую
Всеобщих понятий
Одним из методов, последовательно применяемых в «Теориях прибавочной стоимости» на протяжении всего исследования и резко отличающих Маркса как от классической политэкономии, так
Теоретические аргументы.
При анализе различных взглядов Маркс использует общий прием – прослеживает, как те или иные авторы не могут полностью избавиться от критикуемых ими понятий. В разделе о производительном и непроизв
Аргумент практики.
В докторской диссертации, поднимая вопрос об истинности философского знания, Маркс утверждает, что источником представлений естественных наук является природа, но при этом всегда имеется трансценд
Единство аргументов.
Обращение к практике при обосновании объективной истинности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых
Значение обоснования
понятия «стоимость»
Обоснование стоимости в «Капитале» и «Теориях прибавочной стоимости» по своему значению далеко выходит за пределы своей чисто экономической формы. За
Социальной закономерности
Одним из фундаментальных оснований социального агностицизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность
Обоснование стоимости
как образец «снятия» заблуждений 4
Если теперь из области социологии мы перенесемся в сферу гносеологических проблем, то увидим, как то же самое
Анализ факта преемственности
в развитии теоретического знания…...…………….........44
§ 1.Идея преемственности в истории философии………………………………………..45
§ 2. Преемственность как предмет исследования
Проблема истинности теоретического знания
в свете его детерминации практикой...................................................................................83
§ 1. Ограниченность теории наличными формами практ
Проблема истинности теоретического знания
в связи с издержками его трансляции……………………………………………………..112
§ 1.Эмпирическое исследование проблемы. Сведение ее
к трудностям передачи всеобщих п
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов