В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ - раздел Социология, Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.
В Первой Главе Мы Отмечали, Что Обращение К Общественной Сущ...
В первой главе мы отмечали, что обращение к общественной сущности познания уже в новое время служило аргументом в пользу возможности постижения бесконечной действительности. Яркую характеристику безграничных возможностей рода в сравнении с достижимым для отдельного исследователя дал, как мы помним, Фейербах, подчеркнувший в полемике с агностицизмом «всю несостоятельность тщетной мечты индивида ограничить свой род»1.
Однако в самом обращении к надындивидуальной сущности познания как решающему аргументу против агностицизма коренится ощутимая опасность. Конечно, мы постигаем бесконечную действительность только коллективным путем. Историческое и хронологически одновременное разделение труда в науке делают возможным значительное расширение познания. Но, используя массив знаний, полученных не нами, мы лишь в минимальной степени проверяем его на истинность. Осваивая новые стороны действительности, мы пользуемся общечеловеческими формами мышления, еще менее проверяемыми нами на соответствие с действительностью. Используемый нами материал и научный аппарат неизбежно включают в себя множество ошибок, искренних заблуждений, сознательных искажений, что, в свою очередь, закономерно порождает новую цепь заблуждений. Не приводит ли нас, таким образом, неизбежным
——————————————————
1 Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. 2. М., Госполитиздат, 1955, с. 185.
– 112 –
факт надындивидуальной природы познания к отрицанию возможности истинного знания? Не являются ли издержки, порождаемые надындивидуальной сущностью научного познания, неустранимыми?
Это сомнение отсутствует у Фейербаха, но в полной мере обыграно в буржуазной социологии познания. Заброшенность человека в мир готового знания особенно ярко подчеркиваетсяу Шелера. В статье Л. Е. Хоруц1 показано, как, проводя читателя через три круга в движении познания, учитывая исторически выделенные до него гносеологические характеристики познания, Шелер убедительно показывает его надындивидуальный характер и социальную предопределенность, но при этом теряет главный атрибут знания – истинность. Знание как продукт общества оказывается для него заблуждением. Реальная возможность остаться врамках институциализированного знания отмечается также Маннгеймом.
Этими исследователями подчеркнут очень важный момент, вскрывается действительная опасность, яркие примеры которой можно приводить, начиная со средневековой схоластики вплоть до наших дней. Но не менее важно в гносеологической системе проследить возможность преодоления социальных препятствий познанию, ибо иначе она останется урезанной, однобокой, достойной упрека в агностицизме, как это получилось с современной буржуазной социологией познания. Какова позиция Маркса в этом вопросе?
Представители буржуазной социологии познания, расценивая анализ трудностей познания как свою особую заслугу, молчаливо предполагают у Маркса отсутствие интереса к этой проблеме, считают ее белым пятном для него и для всей прежней философии. Работы, предшествующие «Капиталу», не дают явного материала для убедительного опровержения этого мнения, но уже обращение к философии нового времени ставит его под сомнение.
Заблуждения, возникающие при словесной передаче знания, отмечаются Гоббсом, который считает истину и ложь атрибутами речи, а не вещей. «Отсюда видно, – пишет он, – насколько необходимо каждому человеку, стремящемуся к истинному знанию, проверять дефиниции прежних авторов или исправлять их, если они небрежно сформулированы, или формулировать их самому заново. Ибо ошибки, сделанные в дефинициях,
——————————————————
1 См.: Л. Е. Хоруц. Гносеология и социология Макса Шелера. «Вопросы философии», 1967, № 7, с. 64.
– 113 –
увеличиваются сами собой по мере изучения и доводят людей до нелепостей, которые в конце концов они замечают, но не могут избежать без возвращения к исходному пункту, где лежит источник их ошибок»1.
Искажения, возникающие при обмене идеями, неоднократно отмечаются Локком. Но в целом для философии нового времени характерно убеждение в возможности преодоления этих препятствий. По мнению Локка, слова отвечают целям общения купцов, поваров, портных и любовников; то же самое могло бы иметь место и среди философов, «если бы они хотели быть понятыми друг другом»2.
Факт постановки вопроса об издержках познания, порождаемых его надындивидуальной природой, в философии нового времени говорит о том, что данный вопрос не мог быть неизвестным Марксу даже при отсутствии прямых доказательств этого в его ранних работах. «Теории прибавочной стоимости» подтверждают внимание Маркса к названной проблеме.
На сайте allrefs.net читайте: "Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса."...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Издательство Ростовского университета, 1976. 152 стр.
Монография посвящена одной из центральных проблем социологии познания – исследованию общественной сущности научного познания. Показано, что в «Теориях прибавочной стоимости» на материале истории
В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Когда говорят о социологическом анализе познавательного процесса, чаще всего имеют в виду прослеживание зависимостей между познанием и практической деятельностью. Осознание их свя
И развитие политической экономии
Рассмотрим прежде всего представления Маркса о значении классовой борьбы для развития политической экономии в период ее зарождения (меркантилизм), в классический период (физио-краты
Промышленной буржуазии и земельной аристократии
Период, с которого непосредственно начинаются «Теории прибавочной стоимости», – это время появления обобщающих экономических работ Стюарта, Тюрго, Смита. На примере этих авторов уже
И новый период в развитии политической экономии.
Во второй четверти XIX века обостряются противоречия между трудом и капиталом. Пролетариат начинает выступать на политической арене как самостоятельная сила. Маркс прослеживает, ка
И движение экономической мысли
Зависимость научного познания от практических интересов, в том числе классовых, может по-разному пониматься и
——————————————————
1 Имеются в
Уровень развития практики и сущность экономических систем
Заслугой меркантилизма была постановка вопроса об источнике общественного богатства, но источник его они видели исключительно в торговле. Такое понимание подвергалось позднейшими а
Буржуазной политэкономии
Обвинение в антиисторизме Рикардо и других буржуазных авторов, на первый взгляд, может показаться странным. Трудно представить себе экономиста, не знающего об исторических сменах ф
В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Делая предметом главы проблему преемственности, правомерно поставить вопрос: какое значение может иметь это рассмотрение?
Установление факта преемственности на материале ко
Идея преемственности в истории философии
Ответ на вопрос связан с отношением к понятию «гносеологическая робинзонада». Можно спорить о правомерности или адекватности этого термина в применении к предшествующей философии. Н
Преемственность как предмет исследования
История какой-либо конкретной науки может дать большие возможности для развития и эмпирической проверки как гносеологических положений вообще, так и для положений социологии познани
В классической политэкономии и у Маркса.
Первый намек на историю экономической мысли мы находим у Адама Смита. Он посвящает меркантилизму и физиократии одну из глав своей обширной работы. Но показательно само распределение
Проблема преемственности
в ранних работах Маркса.
Особый интерес к проблеме преемственности виден уже в докторской диссертации Маркса. Стержень работы – прослеживание
И истории экономических учений.
«Теории прибавочной стоимости» Маркс начинает с анализа работы Джемса Стюарта и с очерка о физиократах, как бы полемизируя с классической политэкономией, показывая, что их «с
И личный вклад ученого
Факт анализа преемственности, отличающий Маркса от Предшествующих мыслителей, однако, ничего еще не говорит о качественных различиях в понимании этого вопроса, поскольку общественна
Преемственность в развитии метода
Следующее специфическое отличие Маркса в подходе к вопросу о преемственности – рассмотрение его на уровне качественных изменений познавательной ситуации. Что здесь имеется в виду?
Механизм преемственности
Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познан
И продукт творчества
Анализ истории мысли, проведенный Марксом, может быть назван категориальным. Уже в работе «К критике политической экономии» Маркс привлекает историю взглядов не вообще,
Социального производства
категории прибавочной стоимости.
Категория прибавочной стоимости – предмет гордости Маркса. Энгельс и Ленин неоднократно отмечают введение данного понятия
Проведенного Марксом
На примере истории понятия прибавочной стоимости хорошо видно, как в представлениях Маркса о категориях совмещается понимание их как орудия познания, средства передачи социального о
И СОЦИАЛЬНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ
Вопрос об общественном характере научного познания издавна связывался с вопросом о способах получения истинного знания: к нему обращается философия нового времени, рассматривая «очищение» разума ка
И движение к абсолютной истине.
Возможность разрешения противоречия.
Неустранимая зависимость научного познания от наличных форм практической деятельности может привести и действительно п
Постижение сущности на различных этапах развития практики
Завершив основной текст «Теорий прибавочной стоимости», Маркс в 1863 году возвращается к анализу взглядов Вильяма Петти, которые рассматривались им ранее в работе «К критике полити
Абсолютная истина и модели познания
Недостаточно адекватное понимание взглядов Маркса по вопросу о соотношении практики и познания можно встретить в советской философской мысли. С одной стороны, имеет место упущение о
Постановка вопроса в истории мысли
К социальному агностицизму можно прийти на основании неустранимости личной заинтересованности в результатах познания. Любой факт, являющийся истинным сам по себе, может быть интерпр
Позиция Маркса в интерпретациях и в действительности
Современная буржуазная социология познания признает заслугой Маркса подчеркивание неустранимой взаимосвязи познания с классовым интересом, но общий его вывод, о возможности познан
Возможность научной объективности
Рассмотренный отрывок, с одной стороны, показывает убежденность Маркса в возможности научной объективности в общественных науках, с другой – полностью снимает упрек в том, что он
Всеобщих понятий
Одним из методов, последовательно применяемых в «Теориях прибавочной стоимости» на протяжении всего исследования и резко отличающих Маркса как от классической политэкономии, так
Теоретические аргументы.
При анализе различных взглядов Маркс использует общий прием – прослеживает, как те или иные авторы не могут полностью избавиться от критикуемых ими понятий. В разделе о производительном и непроизв
Аргумент практики.
В докторской диссертации, поднимая вопрос об истинности философского знания, Маркс утверждает, что источником представлений естественных наук является природа, но при этом всегда имеется трансценд
Единство аргументов.
Обращение к практике при обосновании объективной истинности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых
Значение обоснования
понятия «стоимость»
Обоснование стоимости в «Капитале» и «Теориях прибавочной стоимости» по своему значению далеко выходит за пределы своей чисто экономической формы. За
Социальной закономерности
Одним из фундаментальных оснований социального агностицизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность
Обоснование стоимости
как образец «снятия» заблуждений 4
Если теперь из области социологии мы перенесемся в сферу гносеологических проблем, то увидим, как то же самое
Всеобщих понятий
Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских заблуждений,
Анализ факта преемственности
в развитии теоретического знания…...…………….........44
§ 1.Идея преемственности в истории философии………………………………………..45
§ 2. Преемственность как предмет исследования
Проблема истинности теоретического знания
в свете его детерминации практикой...................................................................................83
§ 1. Ограниченность теории наличными формами практ
Проблема истинности теоретического знания
в связи с издержками его трансляции……………………………………………………..112
§ 1.Эмпирическое исследование проблемы. Сведение ее
к трудностям передачи всеобщих п
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов