рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проведенного Марксом

Проведенного Марксом - раздел Социология, Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.   На Примере Истории Понятия Прибавочной Стоимости Хорошо Видно...

 

На примере истории понятия прибавочной стоимости хорошо видно, как в представлениях Маркса о категориях совмещается понимание их как орудия познания, средства передачи социального опыта и как продукта творческой деятельности человека, как кульминации индивидуального вклада и как социального продукта. При сличении такого понимания категорий с представлениями в истории философской мысли обнаруживается, что оно, если не по своим отдельным компонентам, то в их единстве, оказывается уникальным.

Первое исследование роли категорий в процессе познания принадлежит Аристотелю, и с тех пор представление о категориях как важнейшем средстве познания не исчезает из философских представлений, объединяя представителей самых различных направлений. Ряд высказываний по этому поводу может быть обнаружен в философии нового времени. С гениальной

–76 –

 

убедительностью оформляющая роль основных понятий показана Кантом. Как видим, в вопросе о роли категорий в процессе познания Маркс идет в русле общефилософской мысли, резко отличаясь в этом отношении от классической политэкономии, не уделявшей, по его мнению, достаточного внимания вопросам «формы», и от современных историй экономических учений; по сравнению с философией нового времени этот вопрос у Маркса более заострен и выделен.

По вопросу о происхождении категорий в истории философии шла ожесточенная борьба. Часть философов, начиная с Платона, считает их изначально присущими душе. Примером тому – средневековый реализм, теория врожденных идей, защита ее Лейбницем, позиция Юма по вопросу о причинности и, наконец, априоризм Канта. Другие мыслители вслед за Аристотелем отстаивают взгляд на категории как продукт познавательной деятельности (Локк, Гольбах, Гельвеций, Фейербах). Первые критикуют материалистическую позицию в вопросе о происхождении категорий за механистическую, по сути дела теорию их возникновения, справедливо утверждая, что наряду с понятиями, которые получаются путем простого обобщения чувственных данных, есть понятия, которые таким путем получены быть, не могут. Вторые убедительно критикуют мистицизм идеалистического хода мысли, справедливо показывая, что не может быть иных каналов для возникновения всеобщих понятий, кроме чувства и опыта. Выдающуюся роль в обосновании опытного происхождения категорий сыграл Джон Локк, а в критике упрощенного представления об их возникновении из данных опыта – Иммануил Кант. У Спинозы и Фихте, не участвующих активно в этом споре, мы встречаемся с признанием, интуитивного происхождения важнейших понятий наряду с понятиями, получаемыми путем обобщения чувственных данных или путем вывода из имеющихся понятий.

В представлениях Маркса о категориях обнаруживается «снятие» этой многовековой полемики. Понимание категорий как средства передачи социального опыта позволяет объяснить их появление в уме в тех случаях, когда они не могут быть объяснены простым обобщением чувственного опыта. Понимание их как продукта творческой деятельности конкретной личности позволяет размежеваться с мистицизмом, по вопросу об их происхождении. Понимание их как социального продукта позволяет показать детерминированность их происхождения, вскрыть земные корни чистой интуиции. Постановка вопроса на уровне наиболее общих понятий, принципиально не поддающихся непосредственному выведению из опыта и разработка

– 77 –

 

схемы их творческого производства существенно обогащают материалистическую линию, сохраняя основной ее тезис: всеобщее понятие оказывается невыводимым из опыта, если понимать опыт как простое чувственное восприятие, но оно происходит из опыта, если понимать под ним развивающуюся деятельность мыслителя с понятием. В философии Гегеля появляются совершенно новые моменты в понимании категории – представление о них как о чем-то развивающемся. Показывая движение понятия от «тощей» абстракции к развитой конкретности сначала в царстве чистых идей, а затем через ступени объективного духа в человеческом сознании, Гегель вносит колоссальный вклад в одну из важнейших философских проблем – проблему сущности категорий.

Если мы попытаемся сравнить гегелевское представление сущности категорий с теми моментами в их понимании, которые мы обнаружили у Маркса, то этот прием, так удачно помогающий выявить качественное превосходство Маркса по сравнению с предшествующей философией, казалось бы, в отношении Гегеля терпит крах. Мы обнаруживаем у него не только понимание категорий как средства познания, передачи социального опыта, но и как творческого продукта индивидуальной деятельности в её общественной обусловленности. Однако если продолжить этот прием до выявления места принципа общественной сущности понятия в общей системе воззрений Гегеля, можно вскрыть существенные различия.

Принцип развития понятия и его надындивидуальной природы появляется у Гегеля как важное средство борьбы с агностицизмом и априоризмом, призванное объяснить отсутствие

совпадения между сущностью объекта и знанием о нем на каждом данном этапе. Но это для Гегеля всего лишь второстепенное средство – главным аргументом оказывается идея изначального тождества бытия и мышления, идея предсуществования мира понятий как природе, так и человеческому знанию о ней. В результате по вопросу о происхождении категорий он радикально отличаясь от всех предшествующих авторов, в конечном счете оказывается в стане тех, для кого понятие, в том или ином виде присутствует в душе изначально.

Идея предсуществования мира понятий нередко рассматривается как досадное недоразумение, как результат непонимания Гегеля или как простой курьез. На самом деле эта идея сказалась на всей картине развития мысли, нарисованной Гегелем. Она предопределила абстрактный и мистический характер терминологии Гегеля, выражающего по сути дела простую идею общественной природы познания, обусловила изначальную

–78 –

 

сконструированность схемы развития познания как неуклонного движения к понятию, автоматически вызвала принижение сущности индивидуального вклада в историю мысли и недооценку его творческого характера.

Нахождение тождества бытия и мышления в практической предметной деятельности сделало для Маркса ненужной идею предшествования понятий, и мысль об их социальном производстве смогла теперь выступить в ее подлинном значении. В «Теориях прибавочной стоимости» мы находим исследование общественных предпосылок создания категории прибавочной стоимости, конкретизацию понимания категории как социального продукта. Эта мысль воплощается на примере такого понятия, которое не может быть получено ни путем простого обобщения чувственных данных, ни путем простого вывода из имеющихся понятий. В этом оно сходно с категориями логики, выделенными еще Аристотелем, но, прорывая их узкий, замкнутый круг, дающий основания говорить о предшествовании категорий миру природы, оно выводит нас в мир все новых и новых понятий науки.

Маркс, показывает зависимость понятия, являющегося кульминацией индивидуальной творческой деятельности, от предшествующего развития теории, прослеживает конкретную предысторию со всеми её зигзагами и отклонениями в связи с неповторимым вкладом определенной исторической личности на каждом этапе развития. Вскрывая внутреннюю зависимость каждого выдающегося этапа в развитии политической экономии и развития практики, Маркс обнажает глубочайшие и разветвленные земные корни понятия прибавочной стоимости, поскольку эти этапы были основными историческими вехами на пути движения к нему.

Анализ истории категории прибавочной стоимости позволяет в конкретном образце увидеть как рациональный смысл, так и ограниченность давней материалистической идеи опытного происхождения понятий, теории врожденных идей, априоризма, идеи интеллектуальной интуиции, гегелевской схемы саморазвития идеи.

Защита гегелевского представления о понятиях в докторской диссертации Маркса и неизменная критика Гегеля в последующих работах за превращение понятия, явившегося результатом наведения порядка в мыслях в «самостоятельное лицо», за то, что он внутри действительной эмпирической истории заставляет разыгрываться спекулятивную историю, за то, что личность является у него простым рупором общественно назревшей идеи, за абстрактный, мистический характер терминологии; выработка

– 79 –

 

метода критики систем, подобных гегелевской, как воспроизводящего их на рациональной основе – все это говорит о раннем и непрерывном интересе Маркса к проблеме категории и дает возможность утверждать, что «Теории прибавочной стоимости» строились как противопоставление «Феноменологии духа» и «Науке логики».

Выявив в «Теориях прибавочной стоимости» понимание категорий, снимающее и существенно обогащающее предшествующие представления, а также специальное исследование на конкретно-историческом материале представления о категории как социальном продукте, мы должны признать за Марксом вклад в решение проблемы категорий, соизмеримый по своему значению лишь со сделанным Аристотелем, Локком, Кантом и Гегелем.

– 80 –

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса.

На сайте allrefs.net читайте: "Социологический анализ познавательного процесса в «Теориях прибавочной стоимости» Карла Маркса."...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проведенного Марксом

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство Ростовского университета, 1976. 152 стр.
Монография посвящена одной из центральных проблем социоло­гии познания – исследованию общественной сущности научного по­знания. Показано, что в «Теориях прибавочной стоимости» на ма­териале истории

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Когда говорят о социологическом анализе познавательного процесса, чаще всего имеют в виду прослеживание зависимо­стей между познанием и практической деятельностью. Осозна­ние их свя

И развитие политической экономии
  Рассмотрим прежде всего представления Маркса о значении классовой борьбы для развития политической экономии в период ее зарождения (меркантилизм), в классический период (физио-краты

Промышленной буржуазии и земельной аристократии
  Период, с которого непосредственно начинаются «Теории прибавочной стоимости», – это время появления обобщающих экономических работ Стюарта, Тюрго, Смита. На примере этих авторов уже

И новый период в развитии политической экономии.
  Во второй четверти XIX века обостряются противоречия между трудом и капиталом. Пролетариат начинает выступать на политической арене как самостоятельная сила. Маркс про­слеживает, ка

И движение экономической мысли
  Зависимость научного познания от практических интересов, в том числе классовых, может по-разному пониматься и —————————————————— 1 Имеются в

Уровень развития практики и сущность экономических систем
  Заслугой меркантилизма была постановка вопроса об ис­точнике общественного богатства, но источник его они видели исключительно в торговле. Такое понимание подвергалось позднейшими а

Буржуазной политэкономии
  Обвинение в антиисторизме Рикардо и других буржуазных авторов, на первый взгляд, может показаться странным. Труд­но представить себе экономиста, не знающего об исторических сменах ф

В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Делая предметом главы проблему преемственности, правомерно поставить вопрос: какое значение может иметь это рассмотрение? Установление факта преемственности на материале ко

Идея преемственности в истории философии
  Ответ на вопрос связан с отношением к понятию «гносеологическая робинзонада». Можно спорить о правомерности или адекватности этого термина в применении к предшествующей философии. Н

Преемственность как предмет исследования
  История какой-либо конкретной науки может дать большие возможности для развития и эмпирической проверки как гносеологических положений вообще, так и для положений социологии познани

В классической политэкономии и у Маркса.
  Первый намек на историю экономической мысли мы находим у Адама Смита. Он посвящает меркантилизму и физиократии одну из глав своей обширной работы. Но показательно само распределение

Проблема преемственности
в ранних работах Маркса.   Особый интерес к проблеме преемственности виден уже в докторской диссертации Маркса. Стержень работы – прослеживание

И истории экономических учений.
  «Теории прибавочной стоимости» Маркс начинает с анализа работы Джемса Стюарта и с очерка о физиократах, как бы полемизируя с классической политэкономией, показывая, что их «с

И личный вклад ученого
  Факт анализа преемственности, отличающий Маркса от Предшествующих мыслителей, однако, ничего еще не говорит о качественных различиях в понимании этого вопроса, поскольку общественна

Преемственность в развитии метода
  Следующее специфическое отличие Маркса в подходе к вопросу о преемственности – рассмотрение его на уровне качественных изменений познавательной ситуации. Что здесь имеется в виду?

Механизм преемственности
  Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познан

И продукт творчества
  Анализ истории мысли, проведенный Марксом, может быть назван категориальным. Уже в работе «К критике политической экономии» Маркс привлекает историю взглядов не вообще,

Социального производства
категории прибавочной стоимости.   Категория прибавочной стоимости – предмет гордости Маркса. Энгельс и Ленин неоднократно отмечают введение данного понятия

И СОЦИАЛЬНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ
Вопрос об общественном характере научного познания издавна связывался с вопросом о способах получения истинного знания: к нему обращается философия нового времени, рассматривая «очищение» разума ка

ГЛАВА III ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ЕГО ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРАКТИКОЙ
«Теории прибавочной стоимости», как мы убедились, дают немало свидетельств неустранимой зависимости теоретического познания от развития практической деятельности, а также от личных интересов исслед

И движение к абсолютной истине.
Возможность разрешения противоречия.   Неустранимая зависимость научного познания от наличных форм практической деятельности может привести и действительно п

Постижение сущности на различных этапах развития практики
  Завершив основной текст «Теорий прибавочной стоимости», Маркс в 1863 году возвращается к анализу взглядов Вильяма Петти, которые рассматривались им ранее в работе «К крити­ке полити

Абсолютная истина и модели познания
  Недостаточно адекватное понимание взглядов Маркса по вопросу о соотношении практики и познания можно встретить в советской философской мысли. С одной стороны, имеет место упущение о

Постановка вопроса в истории мысли
  К социальному агностицизму можно прийти на основании неустранимости личной заинтересованности в результатах познания. Любой факт, являющийся истинным сам по себе, может быть интерпр

Позиция Маркса в интерпретациях и в действительности
  Современная буржуазная социология познания признает заслугой Маркса подчеркивание неустранимой взаимосвязи по­знания с классовым интересом, но общий его вывод, о возмож­ности познан

Возможность научной объективности
  Рассмотренный отрывок, с одной стороны, показывает убеж­денность Маркса в возможности научной объективности в об­щественных науках, с другой – полностью снимает упрек в том, что он

Ющее положение вещей, при про-Гаранты движения к объективной истине
  Выявив позицию Маркса по вопросу научной объективности, показав ее возможность, мы еще не обосновали необходимость радикального движения в познании сущности общественных явлений, по

В СВЯЗИ С ИЗДЕРЖКАМИ ЕГО ТРАНСЛЯЦИИ
  В первой главе мы отмечали, что обращение к обществен­ной сущности познания уже в новое время служило аргументом в пользу возможности постижения бесконечной действительно­сти. Яркую

Всеобщих понятий
  Одним из методов, последовательно применяемых в «Теори­ях прибавочной стоимости» на протяжении всего исследова­ния и резко отличающих Маркса как от классической полит­экономии, так

Теоретические аргументы.
При анализе различных взглядов Маркс использует общий прием – прослеживает, как те или иные авторы не могут пол­ностью избавиться от критикуемых ими понятий. В разделе о производительном и непроизв

Аргумент практики.
В докторской диссертации, поднимая вопрос об истинности философского знания, Маркс утверждает, что источником пред­ставлений естественных наук является природа, но при этом всегда имеется трансценд

Единство аргументов.
  Обращение к практике при обосновании объективной истин­ности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых

Значение обоснования
понятия «стоимость» Обоснование стоимости в «Капитале» и «Теориях прибавоч­ной стоимости» по своему значению далеко выходит за преде­лы своей чисто экономической формы. За

Социальной закономерности
  Одним из фундаментальных оснований социального агности­цизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность

Обоснование стоимости
как образец «снятия» заблуждений 4   Если теперь из области социологии мы перенесемся в сферу гносеологических проблем, то увидим, как то же самое

Всеобщих понятий
  Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских за­блуждений,

Анализ факта преемственности
в развитии теоретического знания…...…………….........44 § 1.Идея преемственности в истории философии………………………………………..45 § 2. Преемственность как предмет исследования

Проблема истинности теоретического знания
в свете его детерминации практикой...................................................................................83 § 1. Ограниченность теории наличными формами прак­т

Проблема истинности теоретического знания
в связи с издержками его трансляции……………………………………………………..112 § 1.Эмпирическое исследование проблемы. Сведение ее к трудностям передачи всеобщих п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги