рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социологии.

Социологии. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Сказанное Выше Позволяет Сделать Вывод, Что Представления О Социальн...

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о

социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со-

циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность. Речь

идет о том, что люди совместно организуют свое окружение и отно-

шения в его пределах, что они осваивают и меняют жизненный мир,

что они живут и действуют в разнородных социальных средах. В то

же время без четкого ответа остается один генеральный и сегодня

особенно важный вопрос. «Кого бы мы ни упоминали, какие бы

трансформации ни происходили в понимании центрального вопро-

са социологии, как бы ни различались между собой представления

о задачах науки и реальная практика науки как предприятия — пи-

шет А.Ф. Филиппов — среди бесконечных «что?» и «как?» мы не

находим вопроса «где?». Социология, может быть, и не равнодушна

к тому, где находится то, что она изучает, но она не видит в этом

«где» центральной теоретической проблемы. В числе приоритет-

ных областей социологии нет социологии пространства»1.

Необходимость рассматривать социальную реальность в про-

странственных терминах подразумевалась в социологии практи-

чески все время, пока эта наука существует. Такие общепринятые

понятия, как социальная позиция, стратификация, социальные

связи, структура, а сегодня — социальные сети, социальная дистан-

ция, глобализация, коммуникация в широком понимании слова —

все они заключают в себе пространственные коннотации. Более

того, существуют и определенные концептуализации социального

пространства.

Известную иллюзию относительной изученности этой темы

порождает наличие такого научного направления, как социальная

география. Однако в этом случае речь идет о физическом распре-

делении различных типов поселений, о плотности популяций в их

рамках, о географических перемещениях совокупностей людей, о

представлениях, связанных со средами обитания. Специфичность

именно социального пространства, намеки на которое можно най-

ти в любом социологическом теоретическом построении, остается

невыявленной.

Тем не менее и в классических, и в современных работах мож-

но найти и обобщить совокупность исходных теоретических пред-

посылок, достаточных для построения этого концепта, если рас-

сматривать такую работу как не самодовлеющую цель, но основу

для изучения социокультурной микродинамики. В этом случае со-

ответствующая модель конструируется таким образом, чтобы

1 Филиппов А. Социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). С.15.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

сделать наблюдаемыми локусы порождения изменений и кон-

сервирования устойчивых образований в контекстах взаимодейс-

твий и коммуникаций людей, возникновения социально значимых

событий и распространения их последствий, начал и завершений

социокультурных процессов.

Теоретические основания концепции социального пространс-

тва. А.Ф. Филиппов показал ключевую роль Г. Зиммеля, который

разрабатывал тему социального пространства еще в начале ХХ в.

и высказал основополагающие теоретические идеи, которые и те-

перь не утратили познавательной и конструктивной значимости.

Социальное пространство не тождественно физическому. Хотя

Зиммель и признавал значимость физических расположений и дис-

танций людей относительно друг друга, он отмечал, что социальное

пространство не ограничивается только ими. «Не форма пространс-

твенной близости или дистанции создает особые явления соседства

или чуждости… Не пространство, но совершаемое душой членение

и сопряжение его частей имеет общественное значение»1.

Социальное пространство порождается и поддерживается вза-

имодействием людей с окружением. Понятию «взаимодействие»

Зиммель придавал фундаментальное значение, полагая, что «все

находится со всем в каком-либо взаимодействии»2. Соответственно

вещи и люди приобретают свой смысл в контексте взаимных отно-

шений, и в такой обоюдности проявляется их бытие друг для друга.

Исходя из этих положений, он делал вывод, что формы социального

пространства определяются взаимодействием людей, составляю-

щих общество. А их цели, интересы, психические состояния пред-

ставляют собой содержательную сторону таких форм. Собственная

логика социального пространства заключается, согласно Зиммелю,

в том, что отношение между характеризующими его дистанция-

ми, размерами, способами размещения вещей и людей, с одной

стороны, и содержанием, которое придается им в процессах вза-

имодействий и коммуникаций — с другой, отнюдь не случайно.

Пространство порождается совместной активностью людей и

«оформляется обобществлением» (иначе говоря, определено кон-

венционально). Но в силу этого оно само становится источником

факторов, детерминирующих совместное существование людей.

Неоднородность социального пространства. В своих взаимо-

действиях люди могут «заселять» и «востребовать» пространство,

а возможность территориальной и социальной мобильности обус-

1 G. Simmel. Sociologie. Untersuchungen uder die Formen der Vergesellschaftung

// Georg Simmel. Gesamtausgabe. Bd.11 . 1992. Frankfurt a.M.: Suhrkamp. S. 687–688

(Здесь и далее цитаты из работ Зиммеля заимствованы из статьи А. Ф.Филиппова.

Цит.раб.)

2 G. Simmel. Uber sociale Differenzierung // Georg Simmel. Gesamtausgabe. Bd. 2.

1989. Frankfurt a.M.: Suhrkamp. S.130.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

ловливает его дифференциацию. В лекциях о Канте Зиммель под-

верг критике представление о нем как об «одном единственном»

абсолютном «вместилище». Он подчеркивал, что всем отдельным

пространственным образованиям свойственна уникальность, ко-

торая проявляется в специфике заполняющих их предметов. Это

определяет такую их дифференциальную единицу, как место.

Именно здесь особым образом сочетаются элементы, которые в

остальном остаются независимыми друг от друга. Место (локус)

представляет собой центр кристаллизации конкретных социаль-

ных связей, приобретающих смыслы, значения и определенность

только в этих пространственных координатах.

Дифференцированность социального пространства. Каждое

из пространственных образований приобретает качественную оп-

ределенность не только из-за характерных для него связей между

людьми и вещами. Но и благодаря наличию границ, отделяющих

его от других. У Зиммеля речь идет не о физическом понятии

с априорно социальным значением. Это «социологический факт,

который принимает пространственную форму… Хотя эта линия

всего лишь обозначает различие отношения между элементами од-

ной сферы между собой и элементами этой сферы и другой, она…

подобна физической силе, которая излучает отталкивания в обе

стороны, втискиваясь между обеими [сферами]»1.

Если извне граница служит для того, чтобы отличать одно соци-

альное пространство от другого, то внутри каждого она устанавли-

вает пределы для концентрации взаимодействия как самотождес-

твенного. Речь идет о поддержании, закрепленности внутреннего

порядка, которые проявляются, согласно Зиммелю, в двух видах.

С одной стороны, это может быть требование непосредственного

соприсутствия участников в каком-то месте. С другой — может

сложиться социальное образование, которое он обозначает мета-

форой «дом», под которой понимает определенное идейное едине-

ние людей.

Эти положения, разработанные Зиммелем, вполне правомерно

считать исходными теоретическими основаниями, определившими

направление в изучении социального пространства. Они в принци-

пе остались неизменными в последующем его изучении. Каждое

из них в дальнейшем породило свою область концептуализации,

связанную с уточнением понятийного аппарата, выявлением меха-

низмов поддержания устойчивости и изменений соответствующих

феноменов, размышлениями о познавательной значимости этих

опорных допущений в контексте темы в целом.

Современные социологические трактовки социального про-

странства. Следует подчеркнуть, что заметный интерес к изучению

1 G. Simmel. Sociologie. S. 697–698.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

социального пространства возобновился сравнительно недавно,

примерно в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В предыдущий период

тема разрабатывалась отдельными исследователями, фрагментар-

но и оставалась на периферии социологического мейнстрима. В на-

стоящее время это теоретическое направление приобретает все

большую систематизированность и познавательную значимость.

Состояние его разработанности можно оценить в соответствии с

выделенными выше исходными допущениями.

Специфичность социального пространства по сравнению с

физическим. В настоящее время все, кто занимается этой темой,

подчеркивают необходимость различать эти понятия как относя-

щиеся к различным модусам реальности. Социальное пространс-

тво, как уже отмечалось, характеризует упорядоченность социаль-

ной реальности, представленную как:

– освоенная часть природного окружения, выделенная искусст-

венными преобразованиями естественных объектов, артефактами

(культурными объектами), социальной структурой (соотношение

институтов), конфигурацией социальных групп и слоев (социальная

стратификация). Эта трактовка характерна для социальной фило-

софии и общесоциологических теорий;

– систематизированные (устойчивые, повторяющиеся, органи-

зованные) пересечения связей между институциональными по-

зициями, характеризующимися определенными полномочиями и

средствами социального контроля (институциональное измерение,

представленное в работах П. Бурдье, М. Фуко);

– социальное расслоение, зафиксированное в устойчивых рас-

пределениях социальных позиций, совокупностей ролей, форм

образов и стилей жизни, с одной стороны, и групповых идентчнос-

тях — с другой (стратификационное измерение, представленное в

теориях социальной стратификации);

– «территориальность» и «резидентное размещение», характери-

зующие устойчивые связи людей с местами поселения (территори-

альное измерение, отмеченное Т. Парсонсом);

– сеть событий в определенный момент времени (распределение

результатов социальных взаимодействий и коммуникаций, соглас-

но пониманию П. Штомпки);

– совокупность индивидов и групп, объединенных устойчивыми

социальными связями;

– микросоциальные анклавы, определяемые двумя планами — пе-

редним, регулируемым социальными нормами, и задним, вненор-

мативным (выделение институционального, официального и при-

ватного измерений у И. Гоффмана).

Наиболее обобщенное и в то же время достаточно компактное

определение социального пространства принадлежит А. Лефевру:

это «не единичные вещь или продукт из многих; оно включает в

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

себя вещи– продукты и отношения (относительного) порядка и/

или (относительного) беспорядка, которые возникают между ними

при синхронном сосуществовании. Оно — результат последова-

тельности или комплекса операций, но несводимо к простому объ-

екту. В нем нет ничего от фикции, ирреальности или «идеальнос-

ти», сравнимых с теми, что присущи знаку, репрезентации, идее

или сновидению. Являясь результатом действий, совершенных в

прошлом, оно само позволяет действиям происходить, побуждает

или запрещает их… Социальное пространство включает в себя мно-

гообразие знаний… [В нем] содержатся разнообразные природные

и социальные объекты, сети и пути, которые облегчают движение

материальных вещей и информации»1.

Итак, социальное пространство — это не просто вместилище

событий, но параметры, измерения, компоненты совместного су-

ществования людей, которые формируются в их взаимодействиях

и коммуникациях и в то же время детерминируют эти процессы.

В качестве такового понятие дополняет представление о связях че-

ловека с природным окружением, выделяя из него и одновременно

включая в него человеческий жизненный мир.

Социальное пространство как производная взаимодействий и

коммуникаций людей. Как уже отмечалось, в рамках теоретической

социологии социальное пространство рассматривается как произ-

водная и как контекст интеракций, необходимых для адаптации

людей в окружении. Процессы взаимодействий и коммуникаций

дискретны, но отнюдь не всегда заканчиваются результатом, ради

которого начинались. Многие из них, например, в области произ-

водства, образования, законодательства, науки в соотнесении с

временем человеческой жизни достаточно долгосрочны. Для того,

чтобы продолжаться после перерыва, а не возобновляться каждый

раз сначала, они должны быть конвенционально организованы и

зафиксированы в таком статусе на уровнях стандартных действий

и разделяемых символических репрезентаций. Устойчивые сово-

купности паттернов совместной активности институционализиру-

ются (в широком смысле слова), т. е. нормируются и структуриру-

ются. Таким образом упорядочивается пространство совместной

воспроизводящейся активности людей, направленной как на удов-

летворение их индивидуальных запросов, так и на поддержание со-

циальных целостностей разного масштаба.

Согласно Э. Гидденсу, подобная «структурация» взаимодейс-

твий и коммуникаций приводит к регионализации, разграничению

и содержательной детализации социальной реальности, определя-

ет дистанции между индивидами, группами, институциональны-

ми образованиями, формы присутствия людей в социальном про-

1 Lefebre H. La production de l’espace. Paris: Anthropos. 1974. P. 83.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

странстве–времени. В то же время эти порождения совместной

активности людей детерминируют ее дифференциальные интен-

циональность, направленность, упорядоченность, критерии оцен-

ки ее эффективности. Повседневные межличностные отношения

регулируются, согласно А. Шютцу, привычками и нерефлексиру-

емой интерсубъективностью; институционально предписанные

функции выполняются согласно специально установленным нор-

мам. На обоих уровнях паттерны интеракций и деятельности, а так-

же способы их комбинирования осваиваются в процессах социа-

лизации и используются в рутинных и проблемных социально зна-

чимых ситуациях. Именно в таких формах совместной активности

можно представить тезис Э. Гидденса о непрерывной «структура-

ции» социальной реальности и преобразовании ее в соответствую-

щее пространство.

П. Бурдье подчеркивает, что хотя социальное пространство оп-

ределяется как производная интеракций, эти понятия не следует

отождествлять. Субъекты взаимодействий и коммуникаций, отме-

чает он, «располагаются в социальном пространстве в соответствии,

во-первых, с суммарным объемом принадлежащих им различных

видов капитала [экономического, культурного, символического],

а во- вторых, сообразно с их соотношением (структурой) во всем

объеме, [характеризующем общество в целом]»1. Иными словами,

структурные характеристики социального пространства не своди-

мы к взаимодействиям, которые осуществляются в их рамках2.

Разнокачественность социального пространства. Она зафик-

сирована в приведенных ранее определениях этого понятия и мо-

жет быть содержательно сведена к следующим основаниям разли-

чения:

– территориальное: разнородны географические условия рассе-

ления людей и соответствующие способы социокультурной адап-

тации (социальная география); различны типы поселений с харак-

терными для них интенсивностью и объемом социальных связей;

– «ментальное»: в социологии признается, что совместное сущес-

твование людей можно рассматривать в двух основных модальнос-

тях — рационализованной, или социетально-институциональной, и

базирующейся на «естественных установках» (А. Шютц), или отно-

сящейся к «миру повседневности»;

– институциональное: социальные институты различны и несво-

димы друг к другу в силу неодинаковости выполнения предписан-

ных им функций, необходимых как для удовлетворения индивиду-

альных запросов, так и для поддержания социальных целостностей.

Это положение принимается как данное, начиная с теоретической

1 Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. Лекция. http://

www.politizdat.ru/article/22/

2 Там же.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

концептуализации институтов, которой социология обязана рабо-

там Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна;

– стратификационное: социальные классы и составляющие их

слои и группы, согласно всем социологическим теориям стратифи-

кации, отличаются друг от друга по целому ряду признаков, таких

как общественное положение, социально-институциональный ста-

тус, место проживания, образ (уровень, качество, стиль) жизни;

– «ресурсное»: в обществе неравномерны распределение «капи-

талов» — экономического, социального, культурного, политичес-

кого, или «символического» (П. Бурдье), — а также представлен-

ность институциональных структур и форм стратификации.

Дифференциальная упорядоченность социального пространс-

тва. В рамках социологии принято выделять три основных формы

дифференциальной упорядоченности социального пространства.

Во-первых, в контексте институционального макросоциологичес-

кого направления основное внимание уделяется изучению соци-

альной структуры, которая понимается здесь как система иерар-

хических и горизонтальных связей между социетальными инс-

титутами. В этом контексте, который теоретически определяется

структурным функционализмом, предметную область составляют

организационные формы, в которых зафиксированы определен-

ные совокупности нормативно установленных функций, направ-

ленных на сохранение общества как целого. Такого рода образова-

ния считаются наиболее устойчивыми компонентами социального

пространства, и нередко именно они имеются в виду, когда говорят

об «обществе в целом». Они устанавливают пределы для возмож-

ных вариаций, в которых проявляются формы и содержания ин-

теракций его членов.

Во-вторых, в рамках теории социальной стратификации соци-

альные группы, составляющие общество, рассматриваются с точ-

ки зрения специфичных для них статусов, престижа, форм образа

жизни. Такие показатели позволяют объединить множество объ-

единений людей, которые кажутся разнообразными, в более круп-

ные однородные единицы, такие как слои и классы. Принято разме-

щать их на шкале «высшие–средние–низшие» и по соотношению

количества людей, принадлежащих к каждой из ее позиций, судить

о форме стратификационного пространства в обществе. Это ука-

зывает на социально зафиксированную и санкционированную не-

равномерность распределения прав и привилегий, обязанностей и

ответственности, власти и влияния, ценностей, ресурсов среди его

членов. С точки зрения дифференциальной упорядоченности со-

циального пространства важно подчеркнуть, что «любая организо-

ванная социальная группа всегда стратифицирована»1.

1 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат. 1992. С. 304.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Стратификационная дифференциация считается подвижнее

институциональной благодаря возможности социальной мобиль-

ности. Ее восходящее направление увеличивает пространство бо-

лее высоких социальных слоев; нисходящее — более низких.

В-третьих, переход к микросоциологическому анализу обус-

ловил концептуализацию социального пространства в терминах

поля и сети. В этом случае социальная реальность представлена ее

межличностной модальностью, а предметным полем изучения ста-

новятся «жизненный мир» и «повседневность». Соответственно

основное внимание уделяется непосредственным связям, привя-

занностям, зависимостям, обменам между людьми как консти-

туирующим специфичную объединяющую их текстуру, среду.

Для такого поля, согласно Э. Гидденсу, характерна непрерывная

изменчивость: оно может расширяться и сжиматься, усиливать-

ся и ослабляться, сгущаться и разреживаться, приобретать собс-

твенную форму или растворяться в окружении. Для того чтобы

представить своего рода внутреннюю форму такого рода полей,

используется понятие сети. Э. Гидденс характеризует ее как объ-

единяющую четыре уровня детерминант, организующих челове-

ческую активность: идеальный, нормативный, интеракционный,

ресурсный. Каждый из них характеризуется непрекращающейся

изменчивостью. Однако происходящие здесь процессы не неза-

висимы, но находятся в многомерных и многочисленных взаимо-

связях. Более того, такого рода сети характерны для любого уров-

ня социальной организации — межличностного, межгруппового,

межинституционального. Единицей анализа при такой концепту-

ализации микропорядков социального пространства становится

широко используемое И. Гоффманом понятие «ситуация», означа-

ющее переходящие

во времени и пространстве встречи и сопри-

сутствия людей.

Сравнивая модель поля с общепринятой системной, Гидденс

подчеркивает преимущества первой, которая позволяет изучать

изменчивость и процессы, характерные для социальной реаль-

ности, как протяженности, а не с точки зрения их результатов.

«Системная модель оказалась весьма влиятельной — она лежит в

основе большинства теорий социального изменения… Модель поля

возникла из стремления понять и выразить динамическую природу

общества более адекватно, но она еще требует значительной кон-

цептуальной разработки и эмпирического подтверждения»1.

Познавательные ограничения социологической концепции со-

циального пространства. Среди современных социологов, обра-

щающихся к понятию социального пространства, существует со-

гласие относительно его познавательных ограничений.

1 Гидденс Э. Девять тезисов… С. 29.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Социальное пространство не является самодовлеющей темой

в социологии. Если обратиться к работам социологов, активно ис-

пользующих это понятие, то можно заметить, что для П. Бурдье,

Э. Гидденса, П. Штомпки и др. его теоретическое осмысление от-

нюдь не является самоцелью. Каждый подчеркивает, что это не-

обходимо для изучения социокультурной микродинамики, рас-

пределения обусловливающих ее социальных сил, локализации

общественно значимых событий. Иными словами, речь идет о пос-

троении своего рода системы координат, в измерениях которой со-

циальные изменения не просто описываются, но и локализуются

(где они происходят). Причем, это «где» определяется через их ин-

ституциональную, социально-групповую и территориальную кон-

кретизацию.

Социальное пространство — это категория, а не реальность. Из

всего с казанного выше с очевидностью следует, что понятие трак-

туется с конструктивистских, а не с субстанциалистских позиций.

Его теоретические измерения строятся таким образом, чтобы ана-

литические единицы могли быть доведены до уровня эмпирически

наблюдаемых признаков и показателей. Даже если речь идет о со-

циально- пространственных категориях, используемых в обыден-

ной жизни, подчеркивается, что они выделяются для упорядочения

и стереотипизации воспроизводящихся интеракционных ситуа-

ций, значимых с точки зрения удовлетворения индивидуальных

запросов и поддержания социальных целостностей.

Социальное пространство следует концептуализировать в тер-

минах социальных связей и интеракций. Подчеркивается, что при

концептуализации понятия необходимо отказаться от субстанци-

ональной позиции во имя реляционной, т. е. трактовать его не с

точки зрения свойств и побуждений действующих индивидов, но

в терминах связей и отношений между ними. «Существуют специ-

фичные, принципиально важные для жизни комплексы, сплетения

социальных отношений, которые мы научились выделять и склон-

ны материализовать: мы называем их группами, сообществами,

организациями, национальными государствами. Считать их реаль-

но существующими объектами — иллюзия. Реальны постоянные

процессы группировки и перегруппировки, а не стабильные протя-

женности, именуемые группами; процессы организации и реорга-

низации, а не стабильные организации; процессы, а не структуры;

формирование, а не формы; изменчивость, а не жесткие модели»1.

С этой точки зрения социальное пространство — это реляционный,

интеракционный, сконструированный исследователем контекст,

в котором люди реализуют свои взаимодействия и коммуникации,

значимые для себя события.

1 Giddens А. The Nation– State and Violence. Cambridge: Polity Press. 1985. P. 150.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Социальное пространство интерсубъективно. Современные

социологи уходят от традиционных для этой науки споров о приро-

де социального, в том числе пространства, — субъективна она или

объективна. Реляционная и интеракционная трактовка этого поня-

тия определяет его как концептуальную область, выстраиваемую

между людьми, сосуществующими в воспроизводящихся взаимодейстьвиях и коммуникациях.

То пространство, которое люди «населяют» и познают, явля-

ется совместно сконструированным и конвенционально обозна-

ченным ими. Согласно П. Бурдье, место каждого агента может быть

охарактеризовано через сопоставление с другими и определение

дистанции между ними. Это ведет, по Гидденсу, к актуализации

двух свойств людей, связанных с совместным упорядочением их

связей с окружением. Во-первых, речь идет о формировании пат-

тернов взаимодействий и коммуникаций. Во-вторых, отмечается

установление временной протяженности интеракций. Вместе это

приводит к порождению более или менее одинаковых социальных

практик, приобретающих конвенциональную, разделяемую, т. е.

интерсубъективную форму.

Следует подчеркнуть, что пока все теоретические рассужде-

ния о социальном пространстве можно представить в виде двух

отчетливых ориентаций. С одной стороны, это экспликация допу-

щений и гипотез о возможности его конструирования в качестве

системы соотнесения при изучении социальной изменчивости,

причем, на микросоциологическом уровне. С другой — попытки

представить в систематическом виде его отдельные аспекты (си-

ловой — у П. Бурдье, конфигурационный — у А. Лефевра, струк-

турный — у Э. Гидденса, коммуникационный — у Н. Лумана и др.).

В то же время пока так и не построена та «система координат», в

пределах которой можно было бы локализовать социальные отно-

шения, события и процессы.

 

Многомерность и неоднородность социокультурной реальнос-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги