рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Возможность Рациональным Образом Решить Общественно Значимую Проблему ...

Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему

обусловлена действием индивидуальных и социальных меха-

низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культуре не су-

ществует стандартных способов справиться с ней,

то напряженность, неопределенность ситуации возрас-

тают, и среди ее участников распространяется ощущение тревоги

и беспокойства. Стремление преодолеть эти состояния становится

побудителем к более эффективным действиям и благоприятствует

переходу от случайных проб и ошибок к целенаправленному по-

иску, к специальной организации социального взаимодействия и коммуникации для

выработки и реализации соответствующих решений. В этом случае

определение проблемной ситуации предполагает ряд процедур:

– оценить по обозначенным выше показателям социальную зна-

чимость проблемы;

– выявить степень восприимчивости и готовности заинтересо-

ванных людей к ее рациональному решению;

– определить тип организации и стратегии социального взаимо-

действия подходящих для ситуации.

Определение границ проблемной ситуации. При определении

проблемной ситуации следует принимать во внимание, что она мо-

жет распространяться либо в рамках отдельной социокультурной

единицы, либо в больших масштабах. В первом случае речь идет

о реорганизации форм социального взаимодействия, которая до-

ступна акторам в контексте окружения, представляющего собой

поле реализации соответствующих возможностей.

Во втором случае затруднения могут осознаваться людьми

либо ошибочно как специфичные, либо адекватно как общесоци-

альные. Однако оказывается, что в культуре не существует стан-

дартных способов их преодоления. Соответственно необходимы

изменения моделей социального взаимодействия, т. е. формооб-

разующих характеристик, таких как определение ситуации, выбор

соответствующих социокультурных технологий. Это осуществля-

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

ется в двух планах:

- «фоновый», обусловленный

наличием социально значимой проблемы независимо от особен-

ностей функционирования конкретной социальной единицы;

- ситуативный, где такая проблема имеет конкретные

формы выражения.

Социальная эффективность решения проблемной ситуации,

т. е. его приемлемость для других и высокая вероятность улучше-

ния положения дел, существенным образом зависит от степени го-

товности ее участников рационально преодолевать имеющиеся за-

труднения. Соответственно механизмы кристаллизации структур

взаимодействия должны соответствовать проблемообразующим

факторам.

Стадии формирования отношения людей к проблемной ситу-

ации. Как известно, значимая проблема любого масштаба в начале

ее массового осознания ощущается людьми как личностная. Люди,

будучи членами определенных социальных групп и организаций,

прежде всего на индивидуальном уровне убеждаются в неэффек-

тивности устаревших культурных образцов, ценностей, норм для

преодоления имеющихся у них затруднений. Чувство тревоги и

беспокойства в этом случае побуждает их к поисковой актив-

ности. При отсутствии в культуре стандартных способов решения

проблемы существенно увеличивается степень разнонаправлен-

ности поисков. Появляются вначале единичные, а затем множес-

твенные «отклонения« от ранее принятых в обществе регуляторов

социальных отношений. Их интегративные функции ослабевают.

Активность людей размывает ранее установленные нормативные

рамки; разрушаются структуры связей внутри социальных систем;

существенно и ощутимо ослабевает эффективность их функцио-

нирования; уменьшается количество благ, ранее обеспечиваемых

их членам за счет адекватного выполнения предписанных дейс-

твий. В результате вокруг всего этого образуется поле социальной

дезорганизации, последствия которого зависят от характера как

«фоновой» социально значимой проблемой ситуации, так и специ-

фичных для различных социальных систем затруднений.

Одновременно в этом поле постепенно, на индивидуальном и

межличностном уровне, путем проб и ошибок начинают форми-

роваться вначале образы, а затем и рациональные представления

о проблемной ситуации: определяются ее источники; текущие и

возможные негативные последствия; необходимые для ее преодо-

ления ресурсы и способы деятельности; характер и признаки выхо-

да из нее. Социальная значимость проблемы активизирует обмен

информацией между людьми об альтернативных возможностях та-

кого рода. Интенсивная социальная коммуникация сопровождает-

ся процессами их формирования, сравнения и оценки; отбора на-

иболее приемлемых для совместной реализации; кристаллизации

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия групп, ориентированных на каждую из них. Иными словами, они

становятся основанием новых границ групповой дифференциации

в обществе. Соотношение сил в ее рамках, степень расхождения

в определении ситуации обуславливают интенсивность и направ-

ленность социокультурной динамики.

Когда проблема воспринимается в массовом масштабе как

личная и не имеет разделяемых групповых определений, перед

каждым социальным агентом открывается широкий круг возмож-

ностей выдвинуть и отстоять свое определение ситуации и на его

основаниях предложить направление совместных действий. Они

сохраняются и на стадии кристаллизации групповых представле-

ний о ситуации и форм активности в ее пределах. Однако теперь

агенту приходится считаться с ними и адресовать свои предложения

тем, для кого они приемлемы. Если же в обществе сложилось не-

сколько различных позиций, это означает децентрированность оп-

ределений ситуации, когда существует несколько равносильных,

из которых одни являются точными и реалистичными, а другие —

нет. В таких условиях предлагаются различные модели социаль-

ного взаимодействия, направленного на выработку и реализацию

социально значимых решений. Следует подчеркнуть, что обычно

по-разному и не всегда адекватно оценивается соотношение обще-

социальной и специфичной для системы проблем: чаще всего пре-

увеличивая значимость либо одной, либо другой. И эти различия

оказывают существенное влияние на способы и содержание транс-

лируемого социокультурного опыта.

Типы реакций людей на проблемную ситуацию. Реакции лю-

дей на проблемную ситуацию неодинаковы. В общем виде, со-

гласно парадигме А. Адлера можно выделить четыре базовых типа

реакций: активно-деструктивный (агрессия), пассивно-деструк-

тивный (деградация), активно-конструктивный (инновация), пассивно-конс-

труктивный (поддержание наличного положения дел)1. При агрессивной ориентации

в проблемной ситуации люди стремятся разрушить те

факторы, которые, по их мнению, порождают ее. Она характеризу-

ется возбужденностью, повышенной эмоциональностью, деструк-

тивной активностью, сужением поля восприятия, ослаблением ме-

ханизмов регуляции поведения. Деструктивность может быть на-

правлена на окружение социокультурной единицы или внутрь нее.

В первом случае люди стремятся найти виновников своих затруд-

нений вовне и нейтрализовать их путем резких нападок, критики,

борьбы. Во втором — в группе начинаются взаимные обвинения,

1 Подробно об этом см.: Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1988; Дрид-

зе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995, с. 95–99;

Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: 1987. В данном случае

оба типа пассивного реагирования сводятся в один, поскольку для идеально-типи-

ческой модели различия между ними не имеют значения.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

преследования и т. п. Таким образом, агрессивный тип ре-

агирования людей на проблемную ситуацию приводит к конфлик-

ту: межгрупповому, если агрессия направлена на окружающие их

группы; внутригрупповому — при обращенности

агрессии вовнутрь.

Пассивная реакция на проблемную ситуацию характеризуется

отказом людей от участия в ее решении и сопровождается депрес-

сивным состоянием, отсутствием побуждений к активности, стра-

хом перед новизной. В группах с такой доминантой усиливаются

тенденции к консолидации, формированию оборонительной пози-

ции по отношению к возможным изменениям. Избежание реше-

ния проблемы может носить внутригрупповой характер или быть

связанным с поиском поддержки вовне. В первом случае ресурсы

расходуются на сохранение группового статус-кво. Во втором —

предпринимаются некоторые попытки объединиться с себе по-

добными, дабы усилить пассивную оборону в отношении перемен.

Соответственно такой тип реагирования вызывает внутригруппо-

вые и межгрупповые тенденции к консолидации консервативных

сил вокруг разделяемых культурных образцов, ценностей, норм,

оправдывающих их неучастие в решении проблемы.

Конструктивный тип реагирования на проблемную ситуацию

характеризуется активной направленностью людей на ее разрешение

без деструктивных последствий для себя и окружения.

Он отличается стеничным, состоянием личностной мобилизации,

попытками взаимодействовать с проблемообразующими факто-

рами так, чтобы путем различных комбинаций и переструктури-

рования отношений с ними найти удовлетворительное решение

проблемы, приемлемое и для социокультурной единицы, и для ее

окружения. В этом случае члены группы становятся инициатора-

ми поиска эффективных форм интеракций.

Внутри группы это способствует выбору формы

социального взаимодействия, открытого для корректировки. В от-

ношениях группы с окружением доминирует стремление нейтра-

лизовать или нормировать факторы, обусловливающие наличие

проблемы в более широком социокультурном контексте. Таким

образом, конструктивное поведение обеспечивает широкое поле

для переговоров и торгов на обоих

уровнях.

Следует подчеркнуть, что перечисленные типы реагирования

на проблемную ситуацию — это теоретические идеализации, кото-

рые редко встречаются в реальности и в чистом виде. Обычно речь

идет об их смешанных проявлениях, хотя всегда можно

заметить определенную организующую доминанту: агрессивную,

пассивную или конструктивную. В рамках социальных систем,

даже с ярко выраженными типами реакции на проблемную си-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

туацию, отнюдь не все участники ведут себя одинаково. Всегда в

каждой из них имеются проявления всех трех типов. Однако одни

из них на какое-то время становятся преобладающими, оттеснют

на задний план, подавляют побуждения действовать иным образом.

Именно этим объясняются возможности перехода от одной ориен-

тации в решении проблемы к другой как внутри группы, так и в ее

отношениях с окружением.

Предпосылки организации социального взаимодействия в

проблемной ситуации1.

В соответствии с определением источников

можно выделить типы социально значимых проблем, определяю-

щие области социокультурного пространства их распространения.

Это предполагает специальную концентрацию ресурсов и органи-

зацию социального взаимодействия при условии, что в обществе

существует стремление преодолеть проблемную ситуацию.

Расхождение между массовыми запросами и возможностями

их удовлетворения. Расхождение между запросами и возможнос-

тями их удовлетворения в определенном локусе приобретает фор-

му социально значимой проблемы при достижении массового мас-

штаба. Такая ситуация характерна для модернизирующегося об-

щества, когда новые социокультурные образцы — товары, услуги,

ценностные ориентации, нормы отношений, мнения, суждения и

т.п. — распространяются благодаря проникновению из более разви-

тых стран, с одной стороны, и наличию более модернизованных об-

ластей социо-культурного пространства — с другой. Качественные

характеристики таких артефактов определяют массовый интерес

к ним и желание использовать их в повседневной жизни. Однако

низкая скорость и неравномерная распредленность

модернизационных процессов, ориентированность в первую оче-

редь на использование результатов модернизации, а не на форми-

рование ее предпосылок на институциональном уровне, обуслов-

ливают невозможность удовлетворить такой спрос и вызывает со-

ответствующие реакции. Активно- разрушительный тип поведения

приобретает в этом случае две базовые ориентации. Одна связана

с враждебностью к проявлениям модернизации. Люди объединя-

ются, чтобы оказывать сопротивление их проникновению и рас-

пространению в обществе, вступать в борьбу с их

носителями, возбуждать общественное мнение против соответствующих

процессов и тем самым попытаться разрушить новые

запросы. Другая обусловлена стремлением определенных групп

людей захватить контроль над такими образцами (проникновени-

ем, распространением, пользованием), а также принуждать других

следовать им. Они объединяются, чтобы усилить запросы, вызвать

массовое недовольство их недостаточной удовлетворенностью,

1 Подробнее о типах проблемных ситуаций см.: Дридзе Т.М., Орлова Э.А., Ос-

новны социокультурного проектирования. М.: 1995.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

вести борьбу с противниками модернизации, пытаясь разрушить

таким образом существующее в обществе сопротивление измене-

ниям. Следует подчеркнуть, что в обоих случаях проявляются де-

структивные тенденции, распознаваемые по занимаемой позиции

«против»: против модернизации в первом

случае; против ее недостаточно быстрого осуществления и тех, кто тор-

мозит или не принимает ее, — во втором.

При пассивной позиции

выраженность новых запросов сочетается с отсутствием

побуждений проявлять активность, направленную на их удовлет-

ворение собственными силами. Одни люди группируются вокруг

сохранения привычных культурных стереотипов: им прида-

ется статус «традиционных ценностей», «культурного наследия»;

вокруг них создается атмосфера поклонения вплоть до наделения

их сакральным смыслом. Другие объединяются с целью обесцени-

вания новых запросов. Признавая в принципе позитивное значе-

ние модернизационных образцов, эти люди подчеркивают, что

без них можно обойтись, и порой вполне убедительно доказывают

свою позицию. Таким образом, в обоих случаях проявляется же-

лание защититься от культурных новшеств, особенно

от необходимости обучаться их созданию. Они согласны скорее

свернуть собственные запросы и отстаивать ценность следования

привычным, хотя и неэффективным культурным стереотипам, не-

жели мобилизовать усилия для активизации модернизационных

процессов.

Конструктивный тип поведения определяется ориентацией

людей на приведение условий своего существования в соответс-

твие с изменяющимися запросами. Они объединяются, чтобы об-

новить элементы своего окружения, создать на институциональ-

ном и/или обыденном уровне предпосылки для воспроизведения

собственными силами тех модернизационных образцов — вещей,

знаний, технологий, качества жизни, — которые при заимство-

вании извне оказались наиболее приемлемыми. Часть людей при

таком подходе ориентирована на полное обновление тех элемен-

тов окружения, которые обеспечивают удовлетворение изменив-

шихся запросов. Они совместно осваивают, адаптируют,

изобретают социокультурные новшества для ут-

верждения их значимости в современном образе жизни. Другие,

следуя изменившимся интересам, предпочитают опираться в основ-

ном на имеющиеся элементы окружения. Своими взаимодействиями и коммуникациями они помогают

модернизировать, рекомбинировать такие элементы и

с минимальным обновлением собственными силами создают воз-

можности для улучшения качества жизни. В обоих случаях прояв-

ляется ориентация на модификацию элементов окружения в со-

ответствии с собственными ориентациями, а где это оказывается

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

невозможным, — на переориентацию запросов, но в модернизаци-

онном, а не в традиционалистском направлении.

Неосвоенность культурных инноваций. Расхождение между

привычными стереотипами поведения и изменившимися услови-

ями жизни проявляется как социально значимая проблема в мас-

совой неосвоенности культурных инноваций. Речь идет о том, что

при наличии в обществе достаточно высокого культурного потен-

циала — знаний, навыков, ценностных ориентаций и т. п. — многие

социально полезные его элементы не используются людьми в про-

фессиональной и обыденной жизни, т. е. по сравнению с величи-

ной, он реализуется в непропорционально низкой степени. И хотя

в принципе он составляет источник ресурсов для освоения куль-

турных инноваций, общепринятые способы его использования не

соответствуют этой цели.

Люди, занимающие активно разрушительную позицию, стре-

мятся уничтожить или обесценить элементы нового в культуре.

Они предпринимают попытки блокировать пути освоения культур-

ных инноваций. Такая ориентация принимает различные формы.

Это может быть воинствующий консерватизм, представленный в

идеологиях национализма, религиозного фундаментализма, любой

другой социально– групповой непримиримости. Сюда же относят-

ся контркультурные идеологии, в рамках которых неосвоенность

культуры вообще становится центральным принципом существо-

вания. Наконец, следует упомянуть эзотерические культуры, слож-

ные практики которых помогают их хранителям игнорировать меняющиеся

элементы окружения. Каждая из подобных культурных форм

предполагает свои средства объединения людей против освоения

нового. Общее же для них — это активное сопротивление импера-

тивам адаптации в меняющихся условиях.

Люди, пассивно отказавшиеся от освоения культурных иннова-

ций, пытаются не обращать на них внимание. Одни занимают

социокультурные ниши, связанные с низкой культурной компетен-

тностью, обеспечивающей, однако, им вполне сносное существова-

ние. В условиях модернизирующегося общества, еще не достигше-

го постиндустриальной стадии, подобного рода группы составляют

работники низкой квалификации, в том числе те кто занимает зна-

чимые позиции в сферах управления, образования, науки, права и

т. п. Они объединяются, чтобы лоббировать

против повышения уровня культурной профессиональной компе-

тентности в массовом масштабе. Это проявляется в пропаганде ценностей

индивидуального практического опыта, в упорной ориентации на частные вопро-

сы, консервативные системы производства, управления, образова-

ния; в сопротивлении социальной необходимости высокого уровня

образованности, генерализованной, абстрактной формы знания,

теоретического обоснования решения социокультурных проблем.

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

Другие составляют марги-

нализированнй, люмпенизированный слой общества. Они при-

нципиально или в силу сложившихся обстоятельств существуют в

социокультурном пространстве, допускающем их иждивенческое

существование. Там, где им это доступно, они пользуются культур-

ными инновациями, созданными другими людьми. Однако также

паразитическим способом: вещи крадутся и перепродаются; не-

умело используются, преимущественно разрушаются и т. п. Чаще

всего, однако, большинство культурных инноваций прямо не затра-

гивает таких людей, находясь за пределами их жизненного мира.

Разумеется, новые сложные объекты, процессы, явления культуры

в качестве общего социокультурного контекста оказывают на них

косвенное влияние, но не осваиваются. Несмотря на социокуль-

турные различия представителей обеих групп объединяет полное

нежелание иметь дело с чем-то выходящим за пределы их непос-

редственного личного опыта, обесценивание знания, стремление

сузить горизонты культуры.

Конструктивная ориентация на недостаточную освоенность

культурных инноваций проявляется в попытках овладеть новыми

знаниями и навыками. Люди, придерживающиеся ее, готовы за-

трачивать время и усилия на обучение и переобучение необходи-

мым в современных условиях видам деятельности; использовать

полученный опыт для улучшения условий своего существования.

В ходе освоения нового они обычно активно привлекают доступ-

ный им культурный потенциал:

- интенсифицирует-

ся использование объективированной информации;

- более частыми становятся межличностные контакты, позволя-

ющие им непосредственно обмениваться накопленным опытом;

- активизируются процессы культурной диффузии: из

более развитых источников черпаются образцы знаний, навыков,

технологий, а также способов и каналов их освоения.

Такие люди

объединяются, чтобы научиться владеть новыми элементами

окружения, восстановить и не утрачивать контроль над динамич-

ной жизненной средой в необходимой полноте. Они утверждают в

обществе ценности образованности, компетентности, ответствен-

ности, сложности и утонченности культурного опыта.

Расхождение между необходимостью и нежеланием рацио-

нально согласовывать действия. Социальная значимость проблемы,

обусловленной расхождением между необходимостью и нежела-

нием действовать рационально, связана с ослаблением в обществе

функциональных связей, действенности нормативных регуляторов

социокультурной жизни и, наоборот, с усилением ценности

межличностных отношений, управляемых взаимными ситуатив-

ными эмоциональными реакциями. Такое положение дел характе-

ризуется снижением уровня социальной организации в обществе,

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

обусловленным ослаблением и упрощением его инсти-

тутов. Их дезинтеграция проявляется в том, что устаревают, но не за-

меняются новыми, адекватными изменившимся условиям, нормы

и правила социального взаимодействия. Соответственно люди, убедившиеся в неэффективности ранее установленных предписаний, перестают следовать им. В результате каждый

начинает все более вольно трактовать свои права и обязанности и

все менее считаться с ожиданиями других. Таким образом, интег-

рированность социальных систем снижается. Дедифференциация

связана с тем, что структура социальной системы постепенно утрачивает четкие очертания, а ее элементы

утрачивают функциональную необходимость.

Часть из них поглащается другими, более сильными; часть — про-

должает существовать, не неся полезной нагрузки; часть — раз-

рушается. В результате структура системы размывается, границы

между ее элементами теряют определенность и она переходит в

синкретичное, т. е. слабо упорядоченное состояние, при котором

может выполнить только самые примитивные функции с низкой

степенью эффективности. Люди реагируют на подобного рода про-

цессы неодинаково.

В таких условиях активно разрушительный тип реакции оп-

ределяется направленностью на полную деструкцию системы

и проявляется в попытках людей на словах и на деле доказать ее

ненужность. Дисфункциональными становятся действия, нанося-

щие вред как самой системе, так и ее окружению. В таких усло-

виях люди разрывают имеющиеся между ними функци-

ональные связи, а если и объединяются, то случайным образом и

ненадолго, чтобы нанести очередной удар целостности системы.

Рациональные основания для согласованного взаимодействия внутри нее ут-

рачиваются, поскольку ее значимость для

окружения сводится к минимуму. Люди перестают усматривать

смысл в продолжении совершаемых ранее действий и переориентируют их на разрушение того, что они считают причиной своих неудач. При подобном состоянии системы даже активное внешнее

воздействие, например, распоряжения вышестоящей организа-

ции или сильный лидер, не смогут упорядочить ее. Рациональное

объединение тех, для кого характерна разрушительная ориентация, для

выполнения совместных действий невозможно, поскольку они по

инерции будут придерживаться ее поодиночке или в случайных быстро распадающих-

ся группировках.

Пассивная позиция обычно способствует

переходу социальной системы в состояние деграда-

ции, которое может сохраняться неопределенно долго. Отказ от ра-

ционального решения проблемы приводит к ее воспроизведению.

А нежелание терять занимаемые в рамках системы социальные по-

зиции удерживает людей от разрушительных действий или отка-

за от участия. Соответственно их вялые усилия направлены лишь

гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии

на удержание собственных позиций. Это обычно осуществляется

несколькими способами. Во-первых, на индивидуальном уров-

не проявляется так называемая псевдо– или квазидеятельность1.

В этом случае сохраняется видимость целесообразной активнос-

ти, которая не приводит ни к каким социально полезным резуль-

татам. Во-вторых, случайные группировки

спорадически объединяются, направляя усилия на сохранение

статус кво. В этих формах сохраняются социально бес-

полезные функциональные подразделения, рабочие места, долж-

ности и звания, обеспечивающие определенные социальные

позиции с сопутствующими благами. В-третьих, в контексте межлич-

ностных отношений осуществляется взаимная бытовая помощь и

эмоциональная поддержка, позволяющие людям оттеснить трево-

гу и страх перед неопределенностью, непредсказуемостью воздействий

внешней среды, собственной беспомощностью в этих условиях.

Они остаются в рамках системы на любых социальных позициях,

поскольку последние для них лишь средство инерционно сохра-

нять сложившиеся отношения взаимной поддержки, которые ока-

зыаются для них важнее, чем престиж или продвижение в карьере.

Соответственно их активность не становится вкладом в эффектив-

ное решение проблемы. Таким образом, пассивная реакция на не-

обходимость рациональной организации социального взаимодейс-

твия в проблемной ситуации ведет к увеличению степени дисфун-

кциональности системы.

Люди с конструктивной ориентацией в такой ситуации вынуж-

дены рационально согласовывать друг с другом свои действия, по-

нимая, что социально значимая проблема на индивидуальном уров-

не неразрешима. Соответственно их организованные совместные

усилия направлены не просто на сохранение системы,

к которой они принадлежат, но на поддержание ее целесообраз-

ности. Необходимость такой организации в условиях нормативной

неопределенности, исчерпанности предыдущих культурных об-

разцов предполагает затрату дополнительных усилий на совмест-

ную выработку частных механизмов регуляции взаимодействия в

конкретных условиях. Воспроизведение его позитивных результатов

также требует специальных усилий.

Соответственно людям приходится рационализировать свои действия

по нескольким направлениям:

— для определения того, какие совместные действия будут функ-

циональными для решения проблемы;

— для организации взаимодействия, направленного на реализа-

цию этих функций;

1 Термины, введенные в употребление Т.М. Дридзе. См.: Текстовая деятель-

ность в структуре социальной коммуникации. М.,

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

— для выработки и поддержания регуляторов взаимодействия и от-

ношений в проблемной ситуации;

— для оценки качества результатов взаимодействия и корректи-

ровки его направленности.

Разумеется, эффективность функционирования социаль-

ной системы при таких обстоятельствах не может быть высокой.

Однако, благодаря рациональной организации она не разруша-

ется, как при активной деструкции, и не утрачивает целесооб-

разности, как при пассивном воспроизведении. В этом случае со-

гласованность интеракции ее членов становится залогом не только

ее предохранения от разрушения, но и выполнения со-

циально полезных функций, направленных на решение социально

значимой проблемы.

При организации взаимодействия в проблемных

ситуациях следует принимать во внимание их ти-

пологию и тенденции соответствующего

поведения людей. Благодаря этому знанию у людей появляется

возможность в каждом конкретном случае более точно определить

подходящую стратегию совместных действий и форму их органи-

зации.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги