рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первичные социокультурные сети

Первичные социокультурные сети - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Все Сказанное Выше Относится К Первичной Группе Как Анали- Тической,...

Все сказанное выше относится к первичной группе как анали-

тической, идеально-типической единице социальности, культур-

ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилось

говорить о включенности первичной группы в более широкое со-

циокультурное пространство в связи с обсуждением поддержания

ее идентичности и изменений в групповой жизни. Важность этого

вопроса предполагает необходимость более подробного рассмотре-

ния строения обыденного уровня социокультурного пространства.

Семья. В качестве прототипа первичной группы можно рас-

сматривать нуклеарную семью, состоящую из мужа, жены и ребен-

ка. Значимость семьи для поддержания социокультурной жизни

заключается в том, что она является первоначальной единицей, по

структуре и функциям необходимой и достаточной для воспроиз-

ведения культурных форм социальности. Вступая в брак, мужчина

и женщина объединяют ранее полученные в своих семьях образ-

цы и навыки семейной жизни и на их основе строят собственный

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

дом. Таким образом удерживаются и воспроизводятся некоторые

традиционные характеристики культуры семейных отношений, с

одной стороны, и их модификация за счет проявления индивиду-

альных особенностей каждого из супругов — с другой. Ребенок

здесь впервые осваивает элементы социокултурной реальности

через отношения с родителями, через их атмосферу. Таким образом

он приобретает навы-

ки взаимодействий и коммуникаций и соответствующие знания.

Отношения со взрослыми как с более сильными дают ему пред-

ставление о социальной иерархии, о преимуществах и издержках

различных позиций в ее рамках. Родители с их жизненным опытом

на начальных стадиях социализации ре-

бенка знакомят его с дейс-

твиями механизмов контроля над окружением. Система поощре-

ний и наказаний, используемых в семье позволяет ему на практике

включиться в отношения «власть– подчинение». Тесные эмоцио-

нальные связи в семье, непосредственность контактов обеспечи-

вают ребенку возможность развития эмпатических способностей,

языка чувств.

В семье представлены фундаментальные социально-демогра-

фические различия: между мужчиной и женщиной, мужскими и

женскими ролями; между поколениями и культурными позици-

ями взрослых и детей. В рамках этой социокультурной единицы,

осуществляется совместное хозяйство. Она имеет свое пространс-

твенное воплощение — принадлежащие ей территории, помеще-

ния, вещи; положение в обществе. Через элементы образа жизни

ее члены фиксируют социальное, значимое для них время. Иными

словами, здесь можно обнаружить набор предпосылок, необхо-

димых для освоения и воспроизведения исходных социально зна-

чимых знаний и навыков, основных элементов социокультурного

опыта.

Родственные связи. Обычно семья не ограничивается нуклеар-

ной формой. У супругов, как, правило, сохраняются связи с собс-

твенными родителями, братьями, сестрами, другими родственни-

ками. Они образуют первый круг социокультурных сетей, порож-

даемых тесными межличностными отношениями. На этом уровне

осуществляется действие семейных традиций. Одновременное со-

существование и постоянное или периодическое взаимодействие

представителей трех, а то и четырех поколений, связанных родс-

твенными узами, со специфичными для них культурно установлен-

ными образцами интимных отношений, позволяет последователь-

но передавать семейные ценности, нормы, стереотипы поведения,

действий, а в определенных случаях социальное положение, пре-

стиж от поколения к поколению, от старших к младшим, от прямых

ветвей к боковым.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Включенность различных членов семьи в разнородные группы

принадлежности — профессиональные, дружеские, ассоциации по

интересам и т. п. — существенный фактор ее обеспечения много-

образной культурной информацией как общего, так и специали-

зированного, например, профессионального, конфиденциального

характера. В ходе взаимодействия и обмена такого рода инфор-

мацией принятые здесь нормы, правила, стереотипы поведения и

отношений подвергаются постоянной проверке «на прочность».

Те из них, что оказываются устойчивыми организационными прин-

ципами по отношению к изменениям окружения, составляют

то, что входит в понятие семейных традиций. Те же, что проявля-

ют слабую организационную эффективность, необоснованность,

адаптационную несостоятельность, начинают подвергаться сомне-

нию, считаться необязательными и образуют такие слабые места в

структуре семейных нормативов, которые разрушаются под напо-

ром внешних и внутренних воздействий и открывают каналы для

проникновения новых культурных образцов.

В этом контексте работают механизмы сохранения и измене-

ния традиционных семейных устоев от поколения к поколению. Те

из них, которые держатся на переживаемом жизненном опыте, об-

щем для всех их представителей — это могут быть устойчивые чер-

ты общесоциальной ситуации (стабильность или кризис в обще-

стве); состояния самой семьи (бедность или богатство, концентра-

ция в одном месте жительства или рассеянность в географическом

пространстве); повторяющиеся ситуации (праздники, ритуальные

контакты, конфликты и т. п.) — скорее всего и сохраняются при

трансляции от старших поколений к младшим. Те же устойчивые

черты, которые более используются как символы, демонстратив-

ные признаки принадлежности к семье, или же удерживаются по

привычке, утратив свои адаптивные свойства или связь с непос-

редственными переживаниями, становятся объектами изменений,

порождаемых младшими поколениями. Для их представителей

такие действия, суждения, связи и т. п., которые не созвучны их

опыту, не имеют непосредственной значимости, личност-

ного смысла, кажутся ненужными, лишними, устаревшими и т. п.

Соответственно молодые пытаются преодолеть такие семейные

стереотипы, установить какие-то более приемлемые для себя по-

рядки в отношениях и взаимодействиях с родственниками.

За счет включенности членов семьи в иные группы она при-

обретает второй круг социальных связей — друзья — и третий —

знакомые. Разделение этой зоны социальных сетей, на друзей и

знакомых имеет важный теоретический смысл для изучения обы-

денного социокультурного пространства. Дело в том, что в первым

случае отношения обычно носят более открытый, эмоционально

более глубокий характер, чем во втором. В дружеских отношениях

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

допускается высокая степень импровизационности, культурного

экспериментирования, игры, тогда как связи, обозначаемые поня-

тием «знакомые», носят более ролевой, формальный характер, они

более поверхностны и эмоционально более нейтральны.

Дружеские связи. По отношению к динамике семейных отно-

шений дружеские связи выполняют важные функции. Во-первых,

члены семьи проверяют в этом контексте те позиции в межлич-

ностных отношениях, которыми они овладели в семье, — лидера,

опекаемого, баловня, пассивного исполнителя и т. п. Друзья либо

позволяют индивиду сохранять приобретенные в семье стереоти-

пы поведения в ситуациях взаимодействия, либо побуждают из-

менить их. В первом случае личность укрепляет свою полученную

идентичность, тогда как во втором ей приходится либо выбирать

новую, искать свое место в этой дружеской группе, либо перехо-

дить в другую.

Во-вторых, члены семьи привносят в ее микрокультуру опыт,

освоенный в дружеских группах. Это могут быть новые навыки

действий и поведения, иные критерии оценок социокультурных

феноменов, новая информация и т. п. Они могут приниматься или

отвергаться родными, однако оказывают определенное влияние на

отношения в семье, на течение повседневной жизни в ее рамках.

В-третьих, в дружеских группах члены семьи могут компенси-

ровать дефицит переживаний, впечатлений, информации, неиз-

бежно существующий в ограниченном родственном кругу. Среди

друзей обычно допускается больше импровизаций, эксперименти-

рования с объектами культуры, попыток переоценки общеприня-

тых ценностей и т. п., чем в рамках семьи. Ведь она строится как

такая единица обыденного социокультурного пространства, где

текущие процессы по мере возможностей подчиняются сообра-

жениям целесообразности и экономии усилий, т. е. являются мак-

симально рутинизированными. В дружеских же группах при на-

личии разделяемых норм и ценностей, символических ритуальных

элементов поведения важную роль играют вариации совместных

форм активности, обмен новой информацией, обсуждение инди-

видуальных переживаний и впечатлений, социально значимых со-

бытий и проблем.

В зависимости от характера семейных отношений дружеские

связи членов семьи могут способствовать либо их поддержанию,

либо разрушению. Чем ближе ценностные ориентации друзей к

общим для всех членов семьи представлениям, тем в большей сте-

пени можно ожидать их укрепления. Чем значительнее расхожде-

ние между разделяемыми семейными и групповыми ценностями и

чем большую компенсаторную роль для кого-то из семьи играет эта

группа, тем больше дистанция между ним и остальными родствен-

никами.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

В-четвертых, дружеские группы становятся источниками со-

циальной защиты, поддержки, помощи для семьи, когда в ней воз-

никают серьезные проблемные ситуации. В таких случаях друзья

помогают советами, реальными действиями, деньгами; они под-

ключают к решению таких проблем своих знакомых, которые мо-

гут не иметь прямых отношений с этой семьей. Таким образом,

семейные и дружеские отношения образуют наиболее плотную и

прочную сеть первичных социокультурных связей. Здесь постоян-

но происходят процессы использования, проверки на пригодность,

изменения, отвержения, отбора артефактов, составляющих содер-

жание повседневной жизни людей. В этих пределах воспроизве-

дятся, укрепляются, контролируются границы социокультурных

«пространств», которые объединившиеся люди считают своими.

Это контекст для утверждения и поддержания признаков и симво-

лов групповой идентичности.

Особый интерес представляют случаи, когда дружеские и се-

мейные группы состоят из представителей сходных или близких

профессиональных областей, в первую очередь тех, что связаны

со сложной культурной деятельностью (политикой, искусством,

наукой и т. п.). В этом случае весьма условной становится грани-

ца между обыденным и специализированным уровнями повседнев-

ной жизни таких людей. В подобных семьях и дружеских группах

рабочие проблемы становятся предметом постоянного

обсуждения. Специфика первичных отношений позволяет людям

в свободное время относиться к объектам профессиональной де-

ятельности как к элементам своеобразных интеллектуальных игр,

ставить их в необычные символические условия, смещать их цен-

ностные приоритеты, словом, обращаться с ними так, как не поз-

воляют правила в официальных или стандартных рабочих ситуа-

циях. Соответственно первичные сети приобретают свойства ме-

ханизмов резонанса индивидуальных побуждений к изменениям,

культурному экспериментированию за счет доброжелательного

интереса и любопытства ближайшего окружения к тому, что мо-

жет получиться, и компетентности этих людей в оценке результа-

тов изменения и его последствий для специализированного уровня культуры.

Образуется совершенно своеобразная среда, где ее элементы

порождаются и осваиваются в

системе абсолютно неформальных, близких, эмоционально окра-

шенных отношений между людьми, объединенными не только вза-

имной симпатией, но и общими профессиональными интересами.

Такого рода первичные сети выполняют в культуре весьма важные

функции. Во-первых, они являются теми социокультурными про-

странствами, где научные, политические, религиозные идеи, худо-

жественные образы и т. п. существуют не в отчужденной форме,

но являются «естественным» языком тех, кто их порождает, кото-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

рым они привычно пользуются для выражения своих мыслей и пе-

реживаний. Иными словами, где специализированная деятельность

составляет основное содержание повседневной жизни людей. Во-

вторых, они образуют среды для формирования и освоения куль-

турных изменений и инноваций. Ведь чувство безопасности, обес-

печиваемое первичными группами, побуждает людей, привыкших

ставить и решать сложные проблемы, к более смелым экспери-

ментам с артефактами, чем это допускается на их рабочем месте.

Кроме того, большая открытость отношений в первичных группах,

состоящих из профессионалов, позволяет тому, кто сделал или

нашел что-то необычное, без опасений представить это родным и

друзьям и обсудить возможную судьбу изобретения или открытия.

В-третьих, благодаря накоплению сложного профессионального

опыта, переживаемого как основное содержание индивидуальной

и групповой жизни, такие области социокультурного пространства

становятся местом высокой концентрации культурного потенциа-

ла. Чтобы стать членом такой группы, человеку приходится осва-

ивать необходимые и весьма сложные знания и навыки, доказать

свою подготовленность к равноправному участию в жизни группы.

Иными словами, подобные среды можно рассматривать как облас-

ти формирования культурных элит.

Связи по интересам. Следующий уровень социальных сетей

составляют свободные ассоциации людей, объединяющихся в со-

ответствии с общими культурными интересами. Речь идет не об

экономических и политических интересах, поскольку это предмет

особого рассмотрения. Имеются в виду совместные развлечения —

любительские занятия искусством, техническими изобретениями,

коллекционирование, путешествия, другие формы проведения до-

суга; а также различного рода общественно полезная непрофесси-

ональная деятельность — благотворительность, волонтерство, доб-

ровольное социальное участие и т. п. Между членами таких групп

складываются довольно близкие, доверительные отношения, кото-

рые со временем могут сочетаться с дружескими, семейными; одна-

ко это совсем не обязательно. Хотя в этом случае можно безусловно

говорить о первичных группах, они по своим нормам и предпочтениям

существенно отличаются от первых двух представленных типов.

Они значительно менее полифункциональны, а их микрокультура

намного проще, из-за специальной ориентированности на реализа-

цию совершенно конкретных целей. Разумеется, их неформальный

характер обусловливает то, что межличностные отношения являют-

ся здесь дополнительной самоцелью. Однако и они выстраиваются

прежде всего вокруг предметов общего интереса, поэтому нормы и

правила взаимодействий здесь не особенно сложны.

Влияние таких групп на глубинные культурные процессы

не так уже велико, поскольку их функции совершенно очевидно

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

компенсационные: люди реализуют здесь свои однонаправленные

интересы, восполняют дефицит коммуникации и активности, воз-

никающий на работе и дома, заполняют свободное время удовлет-

воряющим их образом. Иногда объединения по интересам точечно

соприкасаются с «творческими» субкультурами: встречи с пред-

ставителями культурных элит у любителей искусства; контакты с

искусствоведами, историками у коллекционеров и т. п. Однако в

большинстве случаев их члены имеют дело с культурными образ-

цами, созданными профессионалами, и практически ничего нового

в них не привносят. Тем не менее такие группы представляют опре-

деленный интерес как носители культурных традиций.

Круг знакомых. Еще более далеким от ядра тесных межлич-

ностных связей является круг знакомых. Отношения такого рода

могут поддерживаться длительное время, но в форме спорадичес-

ких или же ритуальных (например, поздравления с праздниками)

контактов. Благодаря ним происходит обмен общей или специ-

альной информацией — либо обязательной, либо необязательной,

либо по особому случаю, — когда к знакомому обращаются, что-

бы получить от него сведения, которыми он располагает в боль-

шей степени, чем представители более близкого окружения. По-

видимому, можно рассматривать отношения такого рода не только

как механизм трансляции культурной информации, включающий-

ся по мере необходимости. Они служат также воспроизведению

ролевых отношений на уровне обыденной культуры. Ведь обычно

знакомые поддерживают связи как представители определенных

социальных позиций, а не как индивидуализированные личности.

Соответственно на этом уровне не принято обсуждать сугубо лич-

ные, семейные проблемы, но разговоры строятся вокруг личностно

нейтральных тем: события политического, художественного харак-

тера, общие вопросы обыденной жизни и т. п. Отношения между

знакомыми не являются официальными, но их нельзя назвать близ-

кими. Обычно в культуре существуют определенные стандартные

признаки дистанции и формы контактов такого рода, например,

стереотипы обращения, обмена репликами при случайных встре-

чах, поддержания связей во времени.

По отношению к первичным группам с тесными межличнос-

тными связями среда знакомых выполняет важные функции. Во-

первых, в ней складывается, поддерживается и меняется обще-

ственное мнение о том, насколько в обсуждаемых на этом уровне

первичных группах соблюдаются социокультурные нормы, на-

сколько они социально полезны, либо интересны. Таким образом

они идентифицируются, классифицируются, оцениваются в более

широком социокультурном пространстве и вследствие этого стано-

вятся социально значимыми его областями. Во-вторых, в этой сре-

де складывается и поддерживается социальный статус и престиж

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

определенных, фиксированных совокупностей первичных групп,

т. е. здесь формируются общие представления об имеющемся в

обществе социокультурном расслоении. В-третьих, эта среда яв-

ляется своеобразным медиатором между первичными группами с

тесными межличностными отношениями. Представители групп,

между которыми нет контактов, всегда при надобности могут най-

ти возможность установить их через общих знакомых, которые,

как правило, обнаруживаются внутри одних и тех же, либо в близ-

ких друг к другу слоях.

Таким образом, рассматривая социокультурные механизмы

поддержания или изменения артефактов и общественных отно-

шений важно определить, в каких сетях социальной коммуника-

ции происходит обмен информацией лицом к лицу. Ведь именно

в этой среде действует традиция, т. е. передача культурного опы-

та, что называется «из рук в руки, из уст в уста», и, следовательно,

здесь воспроизводятся нравы, обычаи, обыденные образцы, нор-

мы, привычки. В этой же среде зарождаются вариации культурных

черт, а в некоторых ее точках и культурные инновации. Действие

механизмов освоения и трансляции культурной информации обус-

ловливает либо социальное санкционирование, либо отвержение

культурных изменений.

Было показано, что идеально-типический набор общностей,

обеспечивающий возможность первичных межличностных связей,

относящихся к воспроизведению обыденного социокультурного

пространства, имеет определенную форму. Ядро таких отношений

составляет семья; к ее первому кольцу окружения относится сеть

дружеских связей; второе образуется свободными ассоциациями

людей по интересам; третье — знакомыми. Эта форма обусловле-

на различиями в тесноте, частотности, интенсивности связей между

людьми: по мере движения от центра к периферии величина всех

названных переменных убывает.

Контрольные вопросы

1. Концепция первичных групп: характеристики социальных

связей.

2. Механизмы трансляции социокультурного опыта в первичных

группах.

3. Механизмы освоения культурных форм активности в первич-

ных группах.

4. Концепция первичных социокультурных сетей.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первичные социокультурные сети

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги