рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И культурная обусловленность социальной структуры

И культурная обусловленность социальной структуры - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Сторонники Этого Направления Утверждают Идею Отно- Сительной Автоном...

Сторонники этого направления утверждают идею отно-

сительной автономности культуры от социальной структуры.

Показательными примерами наиболее систематизированного оп-

ределения современной социологии культуры и ее предметной об-

ласти можно считать посвященные этой теме работы англичанина

Р.Уильямса и американца Дж. Александера. Следует подчеркнуть,

что оба автора отделяют себя от ранних версий этого социологи-

ческого направления и предпочитают термин «культурная социо-

логия» (по аналогии с «культурной антропологией»)1.

Структурно-культурное направление с акцентом на структуре.

Это направление в социологии культуры обозначилось, начи-

ная с 1970-х гг., как результат взаимодействия двух идейных ориен-

таций. Во-первых, в это время проявляется все большее недоволь-

ство редукционистской, «неопосредованной» социальной диффе-

ренциацией макроструктурной моделью объяснения культурных

феноменов. Во-вторых, благодаря активности нео-марксистов все

более широкое распространение приобретает «популистская» вер-

сия социальной истории с акцентом на культурном опыте низших

классов в странах с разным уровнем модернизации (И.П. Томпсон,

Р. Уильямс).

1 В русскоязычном варианте используется термин «культурсоциология».

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

В рамках этого направления поиски причинности в отношени-

ях «социальная структура/культура», а также объекты аналитичес-

кого внимания сдвигаются к среднему и микро- уровням социаль-

ной жизни. Институциональные макроструктуры принимаются во

внимание и присутствуют в контексте исследований, и их значи-

мое воздействие на культурную жизнь представителей различных,

в первую очередь низших социальных слоев признается и изуча-

ется. Однако они не являются основным фокусом внимания и не

считаются «причиной» изучаемых феноменов, но рассматривают-

ся как фоновое окружение, или ограничивающий и побуждающий

контекст. В этом движении к микроуровню появляются конкрет-

ные исторические акторы (скорее, коллективные, чем индиви-

дуальные) вместо родовых, таких как «государственная власть»,

«клирики», «крестьянство» и т. п.

«Культура» понимается как структура символических форм,

кодов и схем, или идеологических систем. Но по мере того как из-

за социальных институтов проступают конкретные акторы, она

все более трактуется как разделяемые значения, идентичности,

цели. Они представлены через социальные практики, реализуе-

мые в институциональном (формальные организации) или соци-

ально-стратификационном (классы, слои, локальные сообщества)

контекстах. В макро- и микровременных масштабах культура на-

чинает концептуализироваться как динамичная, «становящаяся»

область человеческого существования. Однако в большинстве та-

ких исследований внимание сосредоточено на анализе социаль-

ных медиаторов между определенными общественными группами

и агентами культурного влияния, т. е. воздействия ближайшего

институционального окружения и характерных для них практик

на их представления, ценностные ориентации, предпочтения.

Культурное содержание такого опосредования — формы, коды,

дискурсы, в которых репрезентированы соответствующие посла-

ния, — а также их интерпретации реципиентами только недавно

стали предметом особого внимания. Без ответа до сих пор оста-

ются вопросы не только о социальных, но даже о культурных пос-

ледствиях воздействий коммуникаторов на реципиентов. В рам-

ках этого направления вне зоны специального внимания остают-

ся и более масштабные теоретические вопросы. Ни культурное

опосредование институциональных структур, ни статус культуры

как эпистемы не составляют центров аналитического интереса.

В то же время работы таких авторов, как Ч. Тилли, Р. Аминзаде,

К. Колхаун, для которых характерно погружение культуры в соци-

альный контекст, свидетельствуют о ее исторической концептуа-

лизации, т. е. применительно к месту и времени, в особенности,

когда объяснительный акцент ставится на социальных практиках

исторических акторов.

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

Продуцирование культуры (культурное производство). Одна

из наиболее активно разрабатываемых предметных зон в рамках

этого направления социологии культуры связана с изучением про-

дуцирования культуры. Здесь основное внимание уделяется отно-

шениям между условиями конструирования культурных символов

(например, в области масс-медиа) и их структурными характерис-

тиками. Сам подход определяется настолько широко, что включает

в себя исследования, имеющие дело с самыми разными аспектами

культуры. Однако термин обычно используется применительно к

исследованиям, где в областях искусства, медиа, популярной куль-

туры рассматриваются последствия наград, систем запретов, учас-

тия в рыночных структурах для карьер и деятельности тех, кто за-

нят в соответствующих институциональных структурах.

В этих рамках изучаются личные отношения между авторами,

продюсерами, спонсорами, взаимодействия между организация-

ми, занимающимися производством массовой культуры, способы

выработки институциональных решений и их влияние на актив-

ность профессиональных деятелей и сообществ в этой области.

Существует большой объем эмпирического материала относитель-

но того, как функционируют культурные институты. Хотя эти ис-

следования далеки от постмодернистских рассуждений о неопре-

деленности культурного поля и значений артефактов, они фикси-

руют меняющиеся условия культурного продуцирования, которые

в первую очередь способствуют поддержанию того состояния, которое описыва-

ют постмодернисты.

Как отмечает Г. Тачмен1, работы в области культурного про-

изводства подверглись критике за то, что здесь игнорировались

вопросы политической экономии и гегемонического контроля, без

внимания оставался вопрос о том, как искусство и медиа служат

целям государств, корпораций, элит. А Р. Уильямс неоднократно

отмечал, что эта область познания пока еще занимает маргиналь-

ное положение, но полагает, что ей принадлежит важное место в

решении целого ряда значимых социально-научных проблем. С его

точки зрения, чрезмерный акцент на изучении экономических

и политических институтов оставил за пределами рассмотрения

влияние культурных факторов на динамику социальных порядков.

Если же тема культуры как-то присутствовала в социологии США

и Великобритании, то главным образом в виде эмпирических ис-

следований институциональных аспектов искусства и СМИ, а так-

же их социальных эффектов, выявляемых с помощью массовых

опросов. Этой мало интересной в теоретическом отношении пози-

ции он противопоставляет распространенную в Германии позна-

вательную традицию, связанную с изучением социального содер-

1 Tuchman G. Mass media institutions // N. Smelser (ed.) Handbook of Sociology.

Newbury Park: Sage. 1988. P. 601–626

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

жания искусства и контекста его существования, которая сочета-

ет в себе социальную теорию, философию и историю. С его точки

зрения, такую многогранность не следует ограничивать только

этой областью изучения. Ее следует распространить на культуру

в целом.

Соответственно появится возможность анализа тех социаль-

ных «значений», которые несут в себе медийные продукты и ли-

тературные произведения. Сейчас при рассмотрении их содержа-

ния используют преимущественно приемы литературной критики.

В то же время в социологии для изучения такого рода значений

есть все необходимые средства. Могли бы использоваться мето-

ды количественного анализа, контент-анализа, т. е. эту тему мож-

но было бы перевести в термины скорее категорий, чем гумани-

тарных интерпретаций. Как отмечает Р. Петерсон, без этого они

рискуют вытеснить из исследований «социологию». Все чаще в

среде социологов культуры высказывается мнение, что при изуче-

нии культурного производства следует задаваться вопросами, при

каких условиях одна, а не другая категория культуры (например,

авангард vs.сложившиеся каноны) продуцируется, кто ее создате-

ли, что формирует их взгляды, насколько они автономны по отно-

шению к социальной структуре.

Другой аспект темы «продуцирования культуры» представ-

лен изучением социального конструирования артефактов. Оно

основывается на теориях Бурдье и Фуко, а также на социологии

техники. Сторонники этой точки зрения утверждают, что «арте-

факты» — от искусства до технологий — воплощают социальные

отношения, институциональные практики, стратегии действий и

возможности их трансформаций. Они рассматривается как осо-

бый вид культурных образцов, которые фиксируют и организуют

определенные виды взаимодействий и коммуникаций, придают им

символическое значение. Такая концептуализация согласуется с

тенденцией рассматривать культуру и социальную структуру ско-

рее как взаимопереплетенные, чем разделенные единицы анализа,

поскольку предполагает, что все артефакты, или искусственные

объекты, представляют собой не производные институциональных

форм, но их неотъемлемую составляющую.

Еще одна точка зрения представлена в работах Уильямса.

И хотя он в основном занимается изучением искусства и массовой

культуры, его теоретические обобщения имеют важное значение

для социологии культуры в целом.

Прежде всего, социологический анализ культуры он предла-

гает осуществлять в трех основных измерениях: идеальном, соци-

альном и документированном. Согласно первому объекты культу-

ры соотносятся с универсальными и абсолютными ценностями,

которые в свою очередь выявляются в ходе исследования. Второе

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

предполагает обращение к образу жизни людей. В этом контекс-

те выявляются значения и оценки его составляющих как институ-

ционального, так и обыденного уровня, а также формы принятых

здесь коммуникаций. Третье относится к зафиксированным в сим-

волической форме результатам практического опыта и познания

людей. В ходе исследования в этом случае выявляются их основа-

ния, конвенционально принятые языковые обозначения, способы

категоризации и классификации. Такая система координат обеспе-

чивает не только объемное видение любого артефакта, но и лока-

лизацию его в определенном социальном контексте. Без этого, по

мнению Уильямса, понимание культурных объектов не может быть

достигнуто.

Далее, важное место в программе социологии культуры Уильямса

занимает понятие культурного опыта. Его источником счи-

тается «творческий разум», который актуализуется в процессах

восприятия, интерпретации реальности, коммуникации с другими

и воплощается в культурных объектах, систематическим образом

организованных и имеющих определенный смысл. На примере

искусства в его институциональной форме демонстрируется, как

происходит социально санкционированные конструирование но-

вого опыта и его распространение в более широкий культурный

контекст. Это область социокультурного пространства, где соот-

ветствующие объективации, технологии, смыслы кумулируются

в историческом масштабе и транслируются из поколения в поко-

ление. Социально значимый опыт, организованный в образной

форме, распространяется в более широкий социокультурный кон-

текст и, будучи освоенным членами общества, — на другие его ин-

ституциональные области: образование, бизнес, политику и т. п.

Совершенно очевидно, что эта теоретическая схема не ограничи-

вается только сферой искусства и может быть отнесена к любой

другой составляющей общественного разделения труда — науке,

праву, религии, массовым коммуникациям и т. п.

Особое значение Уильямс придает также механизмам культур-

ной селекции. Он подчеркивает, что в обществе всегда происходит

отбор среди культурных объектов, который выполняет две важные

функции с точки зрения социальной организации. С одной сторо-

ны, этот механизм обусловливает институциональную дифферен-

циацию и стратификацию в обществе, где каждая единица харак-

теризуется своими классами артефактов и основаниями предпоч-

тений. Таким образом сохраняется относительная автономность

составляющих его единиц. С другой — он обеспечивает преемс-

твенность, самотождественность культуры в рамках каждой из

них. Регулярный пересмотр культурных ценностей прошлого и

их соотнесение с новыми отнюдь не означает полного отказа от

того, что предпочиталось раньше. Отбор предполагает определен-

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

ный компромисс между ними. Сохраняются те, что оказываются

созвучными друг другу в данный момент исторического времени,

и предаются забвению или оттесняются на периферию культуры

те, что считаются полностью несопоставимыми с требованиями

времени. Иными словами, работа механизма социального отбо-

ра культурных феноменов, согласно Уильямсу, — это постоянные

пересмотр оснований исторической памяти и переинтерпретация

прошлого с позиций сегодняшнего дня.

Наконец, следует отметить самый существенный аспект куль-

турно-социологической программы Уильямса. Это концепция куль-

турного производства, где выделяются две основных компоненты.

Во-первых, его пространство, которое представлено соответствую-

щими институтами и формациями, под которыми понимаются ус-

тойчивые корреляции между тремя измерениями, определяющими

исторически специфичные основания продуцирования культур-

ных объектов. Во-вторых, его агенты (в качестве таковых он выде-

ляет интеллигенцию, интеллектуалов), которые в своих действиях

и взаимодействиях как осуществляют процессы социального вос-

производства, так и порождают культурные проблемы.

Предлагаемую Уильямсом теоретическую позицию можно

рассматривать как показательный пример изучения культуры, ба-

зирующегося на исходных предпосылках функционализма. Это

полностью соответствует логике британской социальной антропо-

логии, — что признает и сам автор, — где культурные образования

трактуются с точки зрения их социального порождения и институ-

ционального закрепления.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И культурная обусловленность социальной структуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги