рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия: мир предельных значений

Философия: мир предельных значений - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Философия — Это Область Социокультурного Пространства, Максимально...

Философия — это область социокультурного пространства,

максимально

удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен-

ности, абстрактности

используемых в ее рамках понятий и

категорий. Ее можно определить как производную умозрительных

нормативных представлений,

которые не могут быть достоверным образом

подтверждены или опровергнуты ни эмпирическим, ни логическим способом. Соответственно

философию как общее учение о бытии и познании, об

отношении человека к миру, о всеобщих законах развития при-

роды, общества, культуры не следует, как это нередко делается, называть

на-

укой. В стой познавательной области представлены гипотезы о мире,

абстрактные, априорно-нормативные, условные построения, которые не предполагают необхо-

димости использования экспериментальной логики, являющей-

ся ядром научного познания. Соответственно законы здесь ближе

к правовым установлениям, нежели к научным обобщениям.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Философия — совершенно

самостоятельная область

познания, не сводимая ни к каким другим его формам.

Это область рационально-логически выстроенного ми-

ровоззрения, и философская картина мира может

рассматривать-

ся как своеобразная карта, обеспечивающая людям ориентацию

в

социокультурном пространстве в ситуациях выбора оснований для построения собственного мировидения.

Функциональная доминанта философии обусловливает ее

значимость

в институционализованном социокультурном про-

странстве. Этот тип познания предназначен для построения целос-

тной картины мира. Такая

система представлений необходима лю-

дям, чтобы определить границы своих возможностей в отношениях

с окружением, с одной стороны, и быть готовыми к неожиданнос-

тям и случайностям, с которыми им приходится сталкиваться и ис-

токи которых находятся за пределами установившихся жизненных

порядков — с другой. По отношению к другим типам познания, на-

пример, религиозному, гуманитарному, научному, философия вы-

полняет чрезвычайно

важные функции. Она обеспечивает тот пер-

воначальный уровень исходных оснований построения суждений,

которые определяют предметную

область познания, ее границы и

внутренне строение, но оказываются недоказуемыми к не опровер-

гаемыми. Они принимаются a priori и представляют собой не досто-

верные утверждения, но первоначальные допущения или гипотезы

о мире. В этом и в нормативности

построений философия сходна

с религией. Но в построении суждений

между ними можно про-

вести существенное различие. Религиозные суждения полностью

основываются на вере, и этот тип рациональности не предполага-

ет необходимости логического доказательства их правомерности

и

истинности. Философское познание предполагает по возможности

полную экспликацию исходных оснований и логики построения

суждений,

которые и обеспечивают критерии их достоверности.

В качестве «входов» в систему философских трансформаций

представлений людей об их связях с окружением можно принять

исходные неопределенность

их структуры и случайность, непред-

сказуемость внешних событий. «Выходы» таких трансформаций

представлены в виде нормативных утверждений о бытии, о

на-

чалах, формах и строении мира. На базе этих априорных суждений выстраиваются общие законы,

«управляющие» описаниями процессов, происходящих в природе, обще-

стве, культуре,

поведения и отношений людей. Как уже отме-

чалось, такие законы

ближе к религиозным или правовым постро-

ениям, устанавливающим границы допустимого в отношениях людей с окружением,

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

нежели к научно обоснованным закономерностям, указывающим

на выделенность определенной относительно

устойчивой целост-

ности на фоне менее организованного окружения

и на регулярность

чередования событий в пределах такой целостности.

В совокупности философские

построения составляют мир

предельных представлений,

т. е. таких, за границами которых на-

чинается небытие и непознаваемое.

Именно поэтому можно го-

ворить о философской картине (скорее, карте) Мира, на которой

обозначены фундаментальные формы бытия, строения миропорядка, существования человека в его пределах;

базовые состояния

приро-

ды, общества и культуры. Причем, каждое их этих представлений

содержит нормативные предельные значения соответствующих

категорий, составляющих единицы символической репрезентации результатов

этого типа познания.

Следует также специально подчеркнуть, что в любой период

времени, в любой культуре существуют не одна, но всегда несколь-

ко философских систем, представляющих различные картины мира.

Если к этому добавить наследие прошлого, можно

утверждать, что у людей всегда есть выбор предельных значений

для осмысления своих критических состояний и проблемных ситу-

аций, возникающих

в отношениях с окружением.

Трансформация разрозненных и разнородных представлений

людей об окружении и о самих себе в философские обобщения

осуществляется в соответствии с определенными программами. Их

направленность и содержание

детерминированы, во-первых, пре-

дельностью значений философских,

категорий; во-вторых, антроп-

ной базой установления связей человека

с миром. Они могут быть

выделены в соответствии с общепринятыми

разделами философ-

ского познания. Так, на уровне онтологии определяются границы,

отделяющие бытие от небытия, существование от неопределеннос-

ти, искусственный мир от природного, человека от его окружения;

формы их представленности, отношения между ними. В рамках

гносеологии проводятся различения между познанным и не-

познанным, тем, что считается познаваемым и рассматривается

как принципиально непознаваемое, между истинным и ложным.

Здесь определяются формы познания и их соотношение с точки

зрения

приближения к истине. В каждый исторический период на

этом уровне

также решается вопрос о природе и статусе истины.

Эстетика это область философии, где проводится водораздел между

хаосом и порядком, образом, формой и неопределенностью. В се

рамках задаются принципы и методы формообразования, к которым обращаются

при необходимости преодолеть

неопределенность в

отношениях с окружением. Здесь также устанавливаются

крите-

рии различения между эстетически приемлемым и неприемлемым.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Этика как раздел философского познания связана с определени-

ем границ между представлениями о добре и зле, о требуемых и

недопустимых формах поведения людей и отношений между ними. В

этих рамках осуществляются выявление и квалификация локаль-

ных моральных

(нравственных) норм с точки зрения их вклада в

социальный порядок,

а также их обобщение и выделение универ-

салий, позволяющих ставить

вопрос об этическом миропорядке в

глобальном масштабе.

Наконец, обращаясь к логике, следует отме-

тить ее значимость в качестве методологии построения истинных

философских суждений. Вне зависимости от того,

с какого типа ло-

гиками — традиционными или нетрадиционными — люди имеют

дело, речь идет о правилах обоснования и построения суждений,

доказательства или опровержения их достоверности, установле-

ния истинности

или ложности высказывания. В этих рамках осу-

ществляется еще одна важная для философии процедура — прове-

дение границы между рациональными, ирра-

циональными

и внерациональными

формами связей человека с окружением.

Таким образом, программы философских трансформаций организуют не-

посредственноый жизненный опыт людей в соответствии

с фундаментальными универсалиями в их отношениях

с миром: пребывание в нем; его познание; упорядочение по

человеческим меркам; выделение в нем начал, способствующих

и препятствующих общественному благоденствию и личностному

благополучию; построение суждений, имеющих интерсубъектив-

ную значимость.

Логика трансформаций непосредственных представлений лю-

дей в философские обобщения и суждения определяется несколь-

кими измерениями.

Во-первых, речь идет о различиях между при-

родным, независимым от человека, и социокультурным, создан-

ным человеком, мирами. Соответственно

выделяются философия

естествознания и философия культуры, социальная философия,

трансформационные логики которых различаются. В первом слу-

чае человек познает или осваивает природное окружение, к созда-

нию которого он не имеет отношения, которое как «вещь в себе»

(«вещь сама по себе») представляется принципиально непознава-

емым, последствия

реакций которого на человеческое вмешательс-

тво непредсказуемы. Во втором случае познается и осваивается ок-

ружение, созданное людьми, следовательно, доступное пониманию

и целенаправленному регулированию. Причем, в определенных

ситуациях — с высоковероятной предсказуемостью социокуль-

турных последствий подобных вмешательств в ход событий. Во-

вторых, важно обратить внимание на разграничение материализма

и идеализма. Это разграничение уже более ста лет не предполагает

онтологической интерпретации. Оно подразумевает преимущест-

венный акцент в логике философского познания. Движение от не-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

посредственного опыта контактов с реальностью к символическим

обобщениям относительно ее свойств и закономерностей связывают

с материалистической ее трактовкой. Смещение фокуса вни-

мания к движению от априорных представленией, заду-

манного плана или предварительно рассчитанного

проекта к его

физическому или символическому воплощению принято называть

идеализмом.

В-третьих, в философии различаются трансформа-

ционные логики экзистенциализма и позитивизма. В первом слу-

чае речь идет о различных модальностях существования человека

в мире — рациональных и внерациональных; имеющих для него

и для других позитивный и негативный смысл; индивидуальных и

коллективных. Акцент при этом ставится на границах существо-

вания человека в мире. Во втором случае основное внимание уде-

ляется получению «позитивного» знания о мире. Имеется в виду,

что человек может применять его для целенаправленного контро-

ля над окружением: использования благоприятных возможностей

и избежания

неблагоприятных обстоятельств. Соответственно

акцент помещается на процессы познания и их социокультурные

последствия.

Наконец, в-четвертых, следует выделить различия

в толковании сущности категорий. Как известно, они составля-

ют операциональные единицы построения философских картин

мира, и поэтому их трактовка во многом определяет

логику транс-

формации непосредственного жизненного опыта, знаний и навы-

ков, освоенных через культурные источники, в обобщенные рациональные суждения. В философии это различие определялось в свое

время противопоставлением реализма и номинализма, а сейчас —

онтологизации, реификации категорий и их логической сконстру-

ированности. В первом случае подразумевается, что категории как

обозначающему соответствует реально существующий объект. Во

втором — категорию можно отождествить

с собира-

тельным, обобщающим символом, объединяющим

однородные

черты окружения, значимые для решения определенной познава-

тельной задачи. Разумеется, соответствующие логики трансформа-

ций различны. При реификации категорий подразумевается, что

философские

высказывания относятся к реальности как таковой.

Конструктивная трактовка категорий предполагает, что такие вы-

сказывания высвечивают область отношений человека с окруже-

нием, позицию наблюдателя, выделяющего

в ней и обобщающего

те характеристики, которые значимы для поддержания или изме-

нения сложившейся в этой области ситуации.

К субъектам философского познания можно отнести несколь-

ко категорий

людей. Прежде всего, можно выделить тех, для кого

философские построения составляют содержание постоянных за-

нятий. Это могут быть философы-«профессионалы», посвятившие

себя решению текущих метафизических

проблем и задач. Речь

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

идет также о преподавателях, в функции которых

входит трансля-

ция философского наследия обучающимся в ходе учебного процес-

са с помощью специально построенных программ. Наконец,

можно

выделить людей, не включенных в институциональные структуры

философии, но уделяющие философствованию большую часть

времени

и усилий.

Далее, следует отметить, что в определенных ситуациях к этой

области социокультурного пространства оказываются причастны-

ми профессионалы,

не имеющие к нему непосредственного отно-

шения. Это могут

быть менеджеры, политики, юристы, ученые, ху-

дожники, религиозные деятели, оказавшиеся в условиях, при кото-

рых продолжение их рутинной деятельности становится неэффек-

тивным или даже опасным для них и для окружения. В этом случае

необходимыми оказываются рефлексия к используемым метафи-

зическим основаниям, или гипотезам о мире, и их пересмотр в со-

ответствии с новыми знаниями или «позицией наблюдателя». При

смене познавательных парадигм, затрагивающей и философское

познание, метафизические

поиски нефилософов оказываются

значимыми для его развития

или переориентации, для формирова-

ния новых категорий, для изменения

картины мира.

Наконец, в течение жизненного цикла каждый человек не-

сколько раз становится своего рода философом или по крайней

мере бывает открыт к мировоззренческим идеям. Это связано с воз-

растными кризисами, характерными для людей. Соответственно

выделяется начало юности, когда человек уже обладает некоторым

жизненным опытом и у него появляется необходимость

личност-

ного самоопределения в социуме, о котором он пока знает очень

мало. Далее хорошо известен кризис середины жизни, когда чело-

век подводит промежуточный итог своей жизни и оказывается пе-

ред выбором, продолжать прежний путь или переориентироваться

на что-то новое. Отмечается

также кризис биологического угаса-

ния, когда человеку предстоит

принять решение о том, как жить

в условиях сужения социокультурного пространства существова-

ния, обусловленного уменьшением объема индивидуальных

воз-

можностей. Серьезное внимание уделяется кризису завершения

жизненного цикла, когда человеку приходится осознать неизбежность

ухода из этого мира. Во всех таких ситуациях люди обра-

щаются не только к своему или чужому жизненному опыту, в том

числе зафиксированному

в культурных объектах. У них возникает

необходимость в метафизических

представлениях, находящихся

за гранью человеческого опыта, обеспечивающих обоснования

личностного выбора.

Философия как и любая другая область социокультурного пространства

отличается характерными для нее формами пространс-

твенной и временной организации. Прежде всего, следует подчер-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

кнуть, что концепты пространства и времени всегда находились

в сфере внимания

философов. В рамках различных создаваемых

ими систем трактовка этих категорий неодинакова. Одни филосо-

фы считают их универсальными характеристиками бытия, благо-

даря которым оно объективируется и трансформируется. Другие

выстраивают

пространственно-временные координаты сущест-

вования объективной

реальности. Одними системами предпола-

гается наделение пространства

и времени абсолютным статусом.

В других они трактуются в относительном смысле. Для одних мета-

физических позиций характерно представление об онтологичнос-

ти пространства и времени. Для других — представление о них как

о сконструированных категориях, особенно в их эталонных зна-

чениях. При одних подходах пространство и время считаются

це-

лостными, однородными, непрерывными. При других — им приписывается

разнородность форм и структур, дискретность. Таким

образом, следует признать, что здесь не существует общей концеп-

ции пространства и времени, а следовательно, единой организации

этого типа знания.

В социокультурном пространстве философская деятельность занимает свое место в

системе общественного разделения труда. Как уже говорилось,

здесь можно

выделить пространство познавательной и трансляци-

оной ее форм. Следует также выделить пространство специ-

альной литературы,

которое обозначено спецификой лексики, ис-

пользуемой в соответствующих текстах. По-своему организуются

профессиональные диспуты и конференции. Их особенности оп-

ределяются характерными

для философии тематикой и составом

участников. Социо-культурное время существования этой области

также нельзя считать однородным.

Так, в условиях смены позна-

вательных парадигм новые философские

идеи появляются чаще,

а коммуникация между их носителями становится интенсивнее.

В условиях установившейся парадигмы инновации

относительно

редки и практически не оказывают влияния на изменения обще-

принятых оснований познания, поскольку их носители насколь-

ко возможно изолируются от рутинных обсуждений такого рода

тематики. Еще один аспект социального времени существования

этой области связан с изменением отношения к прошлому, т. е. к

конкретным фактам и объектам философского наследия. Скажем,

на начальных стадиях смены парадигм системы прошлого, особен-

но не ставшие классическими, актуализируются и окрашивают те-

кущие представления философов. На пике процесса социо-

культурное время философии как бы исчезает, поскольку

критике

подвергаются сами основы этого типа познания как в прошлом,

так и в настоящем. На завершающем этапе особенно заметной становится

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ориентированность в будущее, на

формирование

новой совокупности познавательных оснований.

Что касается связи философии с обыденной реальностью, то об

этом можно сказать следующее. С точки зрения социокультурного

пространства следует еще раз подчеркнуть значительную дистан-

цию между принятым здесь профессиональным

знанием, языком

и обыденными представлениями.

Во временном отношении расхо-

жими мировоззренческими стереотипами становятся те представ-

ления, которые в самой этой области считаются анахронизмами.

Следует особо подчеркнуть, что философское социокультур-

ное пространство по своей природе и ориентации на абсолютное

и универсальное консервативно. Изменения здесь носят в основ-

ном характер вариаций, а не структурных трансформаций. Новые

представления принимаются с трудом и не столько

сменяют пре-

дыдущие, сколько продолжают сосуществовать с ними. Идеи про-

шлого философы не торопятся квалифицировать как устаревшие.

И даже если на какое-то время они оказываются в тени, отнюдь не

исключено, что при иных условиях они станут лидирующими.

Философия как область социокультурного пространства инс-

титуционализирована. Она легитимизирована как область позна-

ния и обучения, т. е. существуют узаконенные документы, удосто-

веряющие право людей заниматься философскими познанием или

преподаванием профессионально, в предназна-

ченных для этого институтах и получать за это установленное воз-

награждение. Движение

вверх по квалификационной шкале фик-

сируется присуждением ученых степеней и званий. В России фи-

лософия причислена к статусу академических

областей познания

и имеет свое подразделение в системе Российской

академии наук.

Соответственно философы имеют право вертикальной восходя-

щей мобильности в системе академических званий. На обществен-

ном уровне у них существуют профессиональные ассоциации,

обеспечивающие им среду для обмена информацией.

Освоение этой области социокультурного пространства в про-

цессах социализации и инкультурации, возможно, и не обязатель-

но, хотя желательно

с точки зрения приобщения человека к миро-

вой и отечественной культуре. Однако соответствующие знания

значимы не только как свидетельства высокой эрудиции. На их

базе происходит формирование общих представлений человека о

мире, в котором он живет, о возможностях познания

окружения

Человек владеющий этим социокультурным кодом, считается ин-

теллектуалом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия: мир предельных значений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги