рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство: образное освоение реальности

Искусство: образное освоение реальности - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Многочисленные Археологические И Этнографические Исследования Убедит...

Многочисленные археологические и этнографические исследования

убедительно доказывают, что проблема формообразо-

вания, отыскания средств для выражения внутри-

личностных состояний и переживаний, внешней реальности реша-

лись на протяжении всей человеческой

истории. На этой базе фор-

мировались живописные, пластические, музыкальные, вербальные

выразительные средства и особая область социокультурного про-

странства искусство, художественная культура со специфичным

для нее кодом трансформации интрасубъективных эстетических

переживаний в интерсубъективные объективированные образы.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Эта область занимает важное место в совокупности отношений че-

ловека с окружением, поскольку предполагает свободное экспери-

ментирование с его элементами, моделирование социокультурных

ситуаций с помощью образных заместителей реальности. Такое

виртуальное воспроизведение и изменение жизненной сре-

ды обусловливает бóльшую эффективность

реальных взаимодейс-

твий, поскольку, во-первых, не дает угаснуть вниманию людей к

рутинным аспектам повседневной жизни, а, во-вторых, позволяет

выявить новые связи и возможности, содержащиеся в этой среде.

Функциональная доминанта искусства, таким образом, опре-

деляется тем, что в его рамках осуществляется организация отно-

шений человека с окружением в образной форме, установление

соразмерности окружения возможностям людей, трансформация

внешних условий существования человека в построенную по его

меркам жизненную среду. Эта область базируется на свойстве и

способности человека формировать образы. Ее становление

свя-

зано с развитием эстетических средств выражения людьми сво-

их переживаний и фиксации их результатов в различных видах и

жанрах специализированной деятельности — искусства. Носитель

этих способностей и профессионально усовершенствованных на-

выков называется

художником и занимает определенное место в

системе общественного

разделения труда.

Как специфичная компонента социокультурного пространс-

тва искусство

представляет собой область кумуляции, распростра-

нения и тиражирования образцов осмысления и репрезентации окружения в

художественном языке, средств их

создания; отбора и профессиональной подготовки художников – с целью

развития в обществе

способности к формированию

образов и навыков опериро-

вания ими.

По отношению к этой области на «входе» можно обнаружить

изменчивый поток разрозненных впечатлений людей о внешних событиях и внут-

риличностных переживаниях, которые в изначальном неупорядо-

ченном состоянии представляют собой фрагментарные, размытые

образы. ''Выходами'' художест-

венных трансформаций реальности можно считать организацию такой неопределенности в относительно устойчивые

формы, выстроенные в соответствии с эстетическими принципа-

ми. В искусстве разнообразие способов их применения

к текущим событиям и модификаций под влиянием меняющегося

жизненного опыта, т. е. множественность интерпретаций

реальности социально санкционированы

и представлены широкой

публике как художественные произведения. Эстетическая форма

существует наряду с рациональной и характеризуется специфичными

познавательными особенностями. Они обусловлены природ-

ной способностью

людей «схватывать» ситуацию или явление в

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

целом, понимать ее смысл без перебора множестве при-

меров и все же с уверенностью

в его адекватности.

Художественная деятельность часто стимулируется расхож-

дением между социокультурными стереотипами и личностным

мироощущением художников, уловивших перемены в окружении.

В ответ они благодаря профессионально утонченному восприятию

по едва заметным,

разрозненным признакам создают обобщенные

образы связей с окружением, жизненных ситуаций и явлений:

крупномасштабных и камерных,

в настоящем и будущем, общих

и детализированных, простых и сложных. Такого рода целостнос-

ти антропны, т. е. соразмерны человеческой личности. Сам способ

эстетического отношения к реальности, позволяет воссоздать мно-

гозначные живые «картины» жизненных ситуаций. В то же время

конкретность художественных образов указывает на пределы их

применимости в освоении окружения.

Программы трансформации непосредственных связей лю-

дей с окружением в интерсубъективные эстетические формы

следует рассматривать сквозь призму концепции «остранения»

(В. Шкловский). Речь идет о том, что искусство — это не подража-

ние и не отражение реальности, а такой вид отношений с ней, при

котором привычное становится «странным», необычным, а едва

заметное попадает в сферу внимания и приобретает значимость.

С этой точки зрения можно говорить о двух генеральных классах

такого рода преобразований, определяемых выделением в области

искусства видов и жанров. Виды искусства определяют различные

позиции остранения реальности. В соответствии с материалом, ис-

пользуемым для трансформаций, различаются литература, предпо-

лагающая работу с языком и подразделяющаяся на прозу, драма-

тургию и поэзию; музыку — со звуком; живопись — с визуальными

формами и цветом; танец — с человеческим телом и т. д. В соответс-

твии с динамическим характером классы произведений искусства

можно разделить на связанные с симультанной или последователь-

ной представленностью. К первым следует отнести архитектуру,

скульптуру, живопись, графику; ко вторым — литературу, театр,

музыку, танец. Кроме того, в них отображается необратимость или

обратимость времени. Первая характерна для изобразительных ис-

кусств и архитектуры, завершенных в их статичной целостности.

Вторая возможна в таких видах искусства, как литература, музы-

ка, танец, где часто используются приемы повторов и циклические

формы. Виды искусства различаются и по способам представлен-

ности: книга (а сегодня и электронные носители) — для литературы;

сцена — для театра, музыки и танца; выставочные пространства —

для живописи, графики, скульптуры; открытые пространства — для

архитектуры, монументального искусства. Таким образом, виды

искусства как трансформационные программы определяются не

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

каким-то одним признаком, а целой их совокупностью, определяю-

щей аспекты построения отношений человека с окружением.

Другим генеральным направлением трансформации можно

считать жанры искусства. Они различаются по основаниям

классификации и аспектам рассмотрения социально (личностно) значимых ситуаций

Так, в трагедии демонстрируется достойное поведение человека в

экстремальных обстоятельствах, где он оказывается на грани

гибели и не способен преодолеть обстоятельства. Драматическое

видение событий определяется неразрешимостью

проблем в человеческих отношениях, указанием на неизбеж-

ность таких проблем и необходимость умения подчиняться судьбе.

Повествовательные, нарративные жанры ориентированы

на «объ-

ективное» описание социокультурных процессов с акцентом на опреде-

ленную значимость каких-то привычных их сторон: эстетическую,

этическую, утилитарную, познавательную. Лирический жанр пе-

редает интимные переживания. Комическое видение ситуаций де-

монстрирует возможность подчинить себе даже самые сложные и

опасные из них, найти неожиданный

выход из тупика и пр. Можно

считать жанровую программу эстетических трансформаций сово-

купностью оснований для интерсубъективного,

культурно уста-

новленного определения социально или личностно значимых ситу-

аций и стратегий поведения в их рамках.

Такого рода программам соответствуют определенные логи-

ки преобразования

эстетических переживаний в художственные

образы, в произведения

искусства. Наиболее общие трансформа-

ционные модели задаются

эстетическими стилями, понимаемыми

здесь как устойчивая совокупность

принципов формообразова-

ния, характерная для определенного периода исторического вре-

мени. В искусстве к таким принципам относятся

исходные пред-

ставления о пространстве и времени, логика построения компо-

зиции художественного произведения, выразительные средства,

рассматриваемые как нормативно допустимые и приемлемые для

профессиональной

среды и публики. Но различие видов и жанров

искусства, динамический

характер самих образов предопределяет

вариативное отношение

художников и аудитории к эстетическим

нормативам. Вот почему в области искусства выделяются опреде-

ленные эстетические школы и направления.

Они представляют

собой вариации сочетаний и соотношений общепринятых при-

нципов построения художественной формы. Наконец, следует об-

ратить внимание на авторские манеры работы художников. Они

характеризуются не просто тонкой индивидуальной вариативнос-

тью настроений

и выразительных средств в рамках определенных

направлений и стилей. Речь идет о поле деятельности, на котором

становятся заметными отступления от принятых в данный период

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

времени эстетических норм или осознанный, целенаправленный

выход за их пределы. Такого рода логики

трансформации делают

художественное пространство максимально открытым и прибли-

женным к аудитории, поскольку по принципам формообразования

оно дробно дифференцировано от броских общедоступных и об-

щепринятых эстетических знаков и символов до тонких нюансов

выразительности,

акцентирующих едва заметные начала измене-

ний в отношениях

человека с окружением.

Говоря о логике трансформаций эстетических переживаний,

следует указать также на формы художественных произведений.

Эти эстетические целостности соответствуют видам и жанрам ис-

кусства, внешними, воспринимаемыми признаками, выделяя соот-

ветствующее социкультурное содержание. Они дифференцирова-

ны по видам искусства. Например, литературе свойственны такие

формы,

как роман, представляющий широкую панораму социокультурной

реальности в прошлом или настоящем; трагедия и драма, выделяющие

остро проблемные или конфликтные ситуации; повесть

или поэма,

связывающие в логический процесс последовательную

цепь событий, происходящих с героями; комедия, подчеркиваю-

щая смешную, забавную, юмористическую сторону жизненных

ситуаций; новелла и лирическое стихотворение, передающие пе-

реживания автора или лирического героя в неординарной конк-

ретной жизненной ситуации. В музыке можно выделить

симфо-

нию, масштабное оркестровое произведение, представляющее

собой многомерную динамическую целостность, построенную на

основании

единого настроения, выделяемого с помощью тональ-

ности; сюитную форму, или набор небольших отдельных произве-

дений, связанных общими

жанровыми (например, танцевальной),

интонационными (например, этнокультурной) и др. характерис-

тиками; сонату — инструментальное произведение,

выражающее

чередование настроений или личностных состояний,

объединяе-

мых в смысловую целостность по принципам подобия и контрас-

та. В живописи различаются картина, которая через сюжет представляет

определенное социально значимое событие или же через

совокупность

формальных характеристик задает логику упорядочения

элементов окружения или фрагментов личностных переживаний;

пейзаж, фиксирующий

определенные настроения и личностные

состояния через их соотнесение

с определенным образом органи-

зованными или выделенными частями естественной природной

или архитектурной среды, с погодными условиями; натюрморт,

призывающий зрителя любоваться искусственными

композиция-

ми природных объектов (в основном плодов, цветов, того, что ис-

пользуется в пищу) или мелких артефактов (статуэтки, шкатулки, украшения,

предметы одежды и т. п.); интерьеры, представляющие на

полотне организацию непосредственной предметно-пространс-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

твенной жизненной среды людей. Свои формы можно выделить

для театра, например, музыкальные (опера, оперетта), драматичес-

кие (драма, комедия, эстрада), танцевальные (балет, народные тан-

цы). Такого рода формы устанавливают те меры, с которыми чело-

век соотносит объекты

окружения и их динамику с собственными

масштабами и биоритмами.

Области искусства соответствуют специфичные для нее соци-

окультурные субъекты и функциональные роли. В самом общем

виде их можно разделить на два класса: профессионалы и аудито-

рия. Разумеется, каждому

из них соответствует собственная внут-

ренняя дифференциация. Профессиональные

роли различаются

по ряду оснований. Прежде всего, это разделение по видам искус-

ства: литераторы, музыканты, деятели изобразительного

искусст-

ва, театра, архитекторы. Но в каждой из этих категорий выделяют-

ся более дробные функциональные роли. Так, в литературе — это

прозаики, драматурги, поэты, литературные критики и литерату-

роведы. В музыкальной области выделяются композиторы и испол-

нители, причем, к последним относятся дирижеры, оркестранты,

солисты. Здесь также следует

упомянуть музыкальных критиков

и музыковедов. Театральное искусство

может быть представлено

драматическими, оперными, балетными артистами, режиссерами,

театральными критиками, театроведами. В области

изобразитель-

ного искусства профессионалами считаются живописцы,

графи-

ки, скульпторы, дизайнеры, или представители прикладного искусства.

Соответственно и здесь есть свои критики и искусствове-

ды. Относительно архитектуры можно говорить об архитекторах,

занимающихся проектированием зданий, пространственной сре-

ды, интерьеров, художниках-

монументалистах. Существуют так-

же теоретики архитектуры. Из сказанного

следует, что субъектов

художественной деятельности можно разделить

на три крупных

категории: художники, те кто создает произведения

искусства, а

в областях музыки и театра предлагают свою художественную ин-

терпретацию авторских работ; искусствоведы, чьи функции заключаются в

теоретическом

осмыслении закономерностей построения и изме-

нения художественных форм; художественные критики,

выполня-

ющие посредническую функцию между художниками и публикой,

раскрывающие публике эстетический и социальный смысл произведений

искусства.

Другой класс субъектов художественной области составляет

публика.

Она тоже имеет культурно установленную внутреннюю

дифференцированность. Наиболее близка дистанция между про-

фессиональным искусством

и любителями, т. е. людьми, занимаю-

щимися различными видами искусства, но не являющимися про-

фессионалами. Они непосредственно включены в художествен-

ную деятельность, а также составляют существенную

часть ауди-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

тории. Следующую категорию составляют знатоки. Это люди, об-

ладающие высоким уровнем художественной компетентности,

но

не участвующие в художественной деятельности непосредственно.

Наряду с любителями они составляют самое квалифициро-

ванное ядро публики. Наиболее показательной с этой точки зрения можно считать категорию коллекционеров. Они представляют собой тех, кто не только систематическим образом собирает произведения искусства, но и сохраняет их в качестве культурных ценностей. Знатоки следят за тем, что происходит в области

искусства, посещают

концерты, спектакли, выставки, читают серь-

езную художественную

и искусствоведческую литературу, ра-

боты художественных критиков. Именно с ними как с аудиторией

соотносят результаты своей деятельности представители профес-

сионального искусства. Значительно большей является

дистанция

между художниками и теми, кто просто интересуется искусством

и не обладает высоким уровнем эстетической компетентности. На

их суждения о прочитанном, увиденном, услышанном оказывают

влияния

мнения художественных критиков, а также любителей и

знатоков. Тем не менее, они составляют значительную часть пуб-

лики и с их мнением считаются в профессиональной художест-

венной среде. Наконец, следует упомянуть

и тех, кто равнодушен

к искусству, но оказывается в сфере его влияния случайно или по

соображениям, далеким от эстетических, например,

социально-

престижным.

Сказанное позволяет определить внутреннюю форму

пространственной

и временной организации искусства. Само ху-

дожественное пространство,

его дифференциация определяется

видами и жанрами искусства,

художественными формами, а его

структура — характерными для определенного стиля принципа-

ми формообразования, построения композиции

художественных

произведений и их репрезентации. С этой течки зрения можно говорить о пространс-

тве не только сцены, картины, скульптуры, или архитектурного со-

оружения, но также романа или симфонии. И хотя его

условность во многом определяется не только автором, но и теми,

кто воспринимает произведение

искусства, оно всегда организова-

но и детерминирует их отношения с соответствующими эстетичес-

кими образами.

Художественное время также имеет своеобразные формы.

Как уже отмечалось, оно может быть необратимым, как в изобра-

зительном искусстве;

обратимым, как в художественной литера-

туре или театре; циклическим,

как в поэзии и музыке, где сущес-

твуют особые циклические формы

(например, рондо). Кроме того,

оно неравномерно и может быть растянутым и спрессованным,

непрерывным и дискретным. Именно в искусстве относительность

представлений о пространстве и времени проявляется наиболее

очевидно по

сравнению с другими областями социокультурного пространства и доступно даже неподготовленному

восприятию.

 

Но можно также говорить о пространстве и времени сущест-

вования художественных произведений. Так, для хранения книг

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

существуют публичные

и домашние библиотеки, для их распро-

странения — книжные магазины

и ярмарки. Произведения изоб-

разительного искусства представляются

публике в музеях и выста-

вочных залах. Музыка звучит в концертных залах и фиксируется

в записи на разного рода носителях. Спектакли ставятся

на сцене

театров. Чаще всего все эти места в пространстве поселения имеют

архитектурную выделенность и снабжены вывесками, на которых

обозначены их названия.

По величине дистанции между произведениями искусства и

аудиторией

художественная область разделяется на элитарную,

популярную и массовую зоны. Первая характеризуется концент-

рацией наиболее сложных и инновативных эстетических форм.

Вторая и третья отличаются широкой доступностью для воспри-

ятия, привычностью форм в первом случае и их простотой — во

втором.

Время существования художественных произведений в со-

циокультурном пространстве тоже имеет сложную форму орга-

низации. Оно по-разному определяется по отношению к разным

видам, искусства. Так, в книжном мире оно определяется выходом

в свет литературного произведения и устойчивостью внимания

к нему критики и публики. Причем, угасание интереса отнюдь

не означает прекращения его существования в культуре. Он мо-

жет возродиться или существовать на профессиональном уров-

не. Представленность произведений изобразительного искусства

публике не непрерывно.

У музеев и выставочных залов существу-

ют определенные дни и часы посещений. Кроме того, здесь время

задается сменой экспозиций.

Театральное и концертное время оп-

ределяется периодичностью их работы, причем в этом случае речь

идет не только о рабочих и выходных днях, не только о часах ра-

боты. Здесь выделяется специфичная временная единица, называ-

емая сезоном, и время существования спектакля или концертной

программы зависит от того, сколько сезонов они продержались на

сцене.

Таким образом, можно говорить о специфичной для искусства

пространственной

и временной организации. Причем, она неодно-

родна и для построения художественных произведений, и для под-

держания отношений

между ними и публикой.

Институциональная организация художественной деятель-

ности сегодня

существует в каждом обществе. Можно выделить

несколько ее ключевых

форм. Во-первых, существует государс-

твенная поддержка искусства, а при авторитарном стиле политического управления —

контроля над художественной деятельностью. Речь идет о ми-

нистерствах или их департаментах, распределяющих бюджетные

средства на деятельность художников

и учреждений искусства.

Парламентские структуры, связанные с этой же областью, должны защи-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

щать их интересы, устанавливать

нормы, обеспечивающие со-

хранение и использование художественного наследия. Во-вторых,

следует указать на общественные институты, осуществляющие ор-

ганизацию профессионалов в области искусства.

Это ассоциации, творческие союзы, обеспечивающие художникам коммуникационную

среду, а также защиту их профессиональных ин-

тересов. К общественной поддержке также относятся институты

меценатства и спонсорства, т. е. безвозмездное вложение средств

в сферу искусства, осуществляемое состоятельными людьми или

специальными фондами. Существует и такая институциональная

структура, как академия. В одних странах она имеет государствен-

ный статус; в других — общественный. Однако в любом случае этот

институт предназначен для того, чтобы отметить,

выделить выда-

ющихся деятелей искусства, мастеров высочайшего класса в со-

ответствии с определенными и порой меняющимися критериями

оценки их деятельности. Ими могут быть следование художест-

венной традиции, инновативность, популярность, идеологические

соображения.

Но обычно члены академии занимают в обществе

престижную социальную

позицию.

Освоение принципов формообразования, эстетических навы-

ков важно для людей потому, что образный уровень их отношений

с окружением имеет, так сказать, онтологический статус и объек-

тивирован в предметно-символической форме. Вне зависимости

от

собственного желания они вынуждены вступать в контакты с этой

областью социокультурного пространства, с его популярными или

элитарными составляющими. Умение оперировать образами важ-

но для свободного самоопределения людей в виртуальном символи-

ческом пространстве. Мерой освоенности подобных знаний и на-

выков можно считать эстетическую компетентность.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство: образное освоение реальности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги