рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Модель функциональной дифференциации социокультурного

Модель функциональной дифференциации социокультурного - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Пространства.Необходимые Предпосылки Формирования Кон-...

пространства.Необходимые предпосылки формирования кон-

цепции социокультурного пространства сводятся к определенным

группам факторов, связанных с организацией совместного сущес-

твования людей. Соответственно целесообразно выделить своего

рода домены, где кумуляция социокультурного опыта осуществляется в институциональной форме:

–организация и реализация социальной праткики. Кумуляция такого

опыта необходима для поддержания общественного и индивиду-

ального существования при повторяющихся и вновь возникающих

ситуациях взаимодействия людей с природным окружением и друг

с другом;

– социально значимые знания, соответствующие выделенным ра-

нее фундаментальным связям человека с окружением. При куму-

ляции они составляют актуально используемый и резервный запас,

к которому люди обращаются при жизненных затруднениях;

– каналы массовой трансляции социально значимой информа-

ции общего характера; ее кумуляция и циркуляция необходимы для

процесса социальной коммуникации, социализации и ресоциали-

зации.

Выделение дифференциальных динамических фундаменталь-

ных связей человека с окружением и их разграничение на специа-

лизированном и обыденном уровнях, с одной стороны, и доменов, где

кумулируется общественно значимый опыт — с другой, позволяет

схематически наметить морфологическую модель социокультур-

ного пространства. Она предназначена для локализации

порождения и распространения социокультурного

опыта. Каждая из морфологических единиц представляется через

специфичные для нее социокультурные функции, ресурсы и артефакты

как необходимые предпосылки упо-

рядочения социально значимых областей связи людей с окружени-

ем, порождения, накопления и распространения соответствующего

опыта. Такого рода схема имеет следующий общий вид.

На специализированном уровене порождения и кумуляции

социокультурного опыта прежде всего, следует выделить домен, включающий в себя группу

специализированных областей социокультурного пространства,

связанных с социальной организацией. К ним относятся хозяйс-

твенная область, базирующаяся на совместной практической де-

ятельности людей, направленной на жизнеобеспечение; политичес-

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

кая, основу которой составляет способность людей к организо-

ванному взаимодействию в процессах целедостижения; правовая,

основанная на свойстве человека «нормировать» свои отношения

с окружением.

Другой домен объединяет специализированные об-

ласти социокультурного пространства, где осуществляются порождение и

сохранение социально значимого знания. В нее включаются фи-

лософская и религиозная области как совокупность представлений,

способов построения суждений, переживаний, ориентированных

главным образом на определение абсолютов и универсалий в жиз-

ненном мире людей и устойчивых связей этого мира с тем, что на-

ходится за его пределами, трансцендентно ему. Очевидно, что яд-

ром этих областей являются способности человека к периферичес-

кому восприятию окружения, вероятностному мироощущению,

синтезированию приобретаемого опыта. При этом философская

картина мира является «светской», «мирской», базирующейся на рациональ-

ных принципах построения; тогда как религиозная представляет со-

бой образ священного социокультурного порядка, основывающийся на вере и не предполагающий необходимости рационального дока-

зательства. К этой группе относится также наука, обеспечивающая

достоверное логически упорядоченное знание об окружении, о связях с ним

людей, об устойчивых и изменчивых их аспектах. Она базируется

на способности человека рационализировать свой опыт, т. е. фор-

мировать проверяемые устойчивые концепты относительно ре-

альности. Сюда же следует отнести искусство, функции которого

связаны с формированием образных, целостных, эмоционально

окрашенных, гибких представлений о ситуациях существования

людей; ядро этой области социокультурного пространства составляет способность челове-

ка к формированию образов.

Третий домен организации специализированной деятельности представлен институциональными каналами трансляции

социально значимого опыта. Они выделяются, чтобы проследить,

какими путями осуществляется обмен информацией (в широком

смысле) между специализированным кумулятивным и обыденным

уровнями социокультурного пространства, а также между отде-

льными специализированными его областями. Кроме того, обра-

щение к ним позволяет проследить те трансформации, которые

претерпевают элементы специализированного и обыденного уров-

ней в этом домене. Здесь целесообразно говорить о следующих

специализированных областях. Во-первых, система общего обра-

зования, функции которой состоят в передаче общеобязательных,

социально необходимых знаний и навыков от старших поколений

к младшим. Во-вторых, средства массовой информации и шире —

область массовой культуры, основная функция которых определя-

ется как публичная демонстрация упорядоченных определенным

образом социокультурных образцов, ценностей, норм, событий и

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

фактов культуры, имеющих социальную значимость на текущий

период времени. В-третьих, область просвещения, (учреждения

культуры), которая в данном случае пред-

ставляет интерес как «экран» публичной демонстрации устойчи-

вых и признанных в обществе культурных ценностей.

Выделение и упорядочение специализированных доменов социо-

культурного пространства позволяет установить взаимное соответс-

твие его дифференцированных областей

и зон повседневной активности. Таким

образом, при их сопоставлении обеспечивается возможность прослеживать

различия в проявлениях фундаментальных антропологичес-

ких свойств, способностей, процедур, а также конкретные пути движения эле-

ментов социокультурного опыта от одного уров-

ня к другому. В свете этого осуществляется диффе-

ренциация обыденной реальности.

Социальная организация может

быть представлена во вполне доступных для наблюдения формах.

Системе общественного разделения труда примерно соот-

ветствует домашнее хозяйствование. В него включаются поддержа-

ние жилища, приобретение товаров, пользование общественно ус-

тановленными услугами, подсобное хозяйство и т. п. С политической

областью допустимо сравнить обыденные формы организации

межличностных отношений: стереотипное распределение ролей и

идентичностей, феномен группового лидерства, обыденные формы

групповой организации и регулирования конфликтов. С правовой -

область морали, нравственности, та-

кие зафиксированные операциональные единицы, как нра-

вы, обычаи, обыденные нормативные и ценностные регуляторы.

Социально значимые обыденные представления и знания так-

же могут быть дифференцированы по функциям, аналогичным

выделенным на специализированном уровне. Так, с философией

правомерно сопоставить обыденное мировоззрение, убеждения, а

также «народную мудрость», фиксирующие наиболее стереотип-

ные представления о мире вообще, о человеческой природе. По

аналогии с религией выделяются народные верования и суеве-

рия, «нормирующие» связь между событиями повседневной жизни

и миром вероятного, случайного, непредвиденного. Наука пример-

но соотносима с практическим знанием. Оно фиксируется в пред-

ставлениях о наиболее частых жизненных ситуациях и стратегиях

поведения в их рамках, в обыденных типологиях и классификациях, парадигмах построения сужде-

ний, нормах и правилах целенаправленной активности. Наконец,

к искусству близка обыденная эстетика, кумулирую-

щая в культурно зафиксированных элементах стиля жизни — ми-

мика, жесты, одежда, убранство жилища, внешний имидж, бытовые

игры, танцы, музицирование и т. п. — опыт образного освоения ре-

альности, приобретаемый и используемый в повседневной жизни.

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

Динамические аспекты модели социокультурного про-

странства. Рассматривая регулятивные функции компонент

этой аналитической модели по отношению к динамическим ас-

пектам в совместной жизни людей, можно сказать следующее.

Специализированные области социокультурного пространства не-

однородны по своей ориентированности на устойчивые или измен-

чивые аспекты связей человека с окружением. «Инварианты мироустройства»,

«абсолютное» являются объектом особого внимания

в сферах философии и религии, в задачу которых входит посто-

янное слежение за «внечеловеческим универсумом», базовым

«фоном», на котором выделяются и с которым соотносятся «константы»

человеческого жизненного мира. В сфере

человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчи-

вых форм свойственна религиозной этике на уровне представлений о сакральном и в области права — в контексте светской культуры.

Регулирование соотношения устойчивого и изменчивого можно

считать доминирующей функцией науки и сферы хозяйствования.

В науке устойчивое рассматривается прежде всего как границы,

внутри которых человек может с пользой для себя воздействовать

на окружение, т. е. преимущественный интерес здесь обнаружива-

ется прежде всего к изменениям. В сфере хозяйствования для каж-

дого конкретного состояния общества решается вопрос о соотно-

шении в ее пределах процессов воспроизводства и обновления ее

ключевых компонент: рабочей силы, сырья, технологии, продук-

ции. Важной специализированной областью, где это соотношение

рационально трансформируется в динамические последователь-

ности организационных форм, объединяющих людей для совмест-

ной жизни, является сфера политики. Изменчивое

попадает в зону особого внимания в искусстве. Именно этот вид

деятельности теснее всего связан с непосредственными пережива-

ниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на измен-

чивость жизненной среды и собственных личностных состояний.

В проблемных ситуациях люди обращаются к специализирован-

ным областям социокультурного пространства как к социально

значимым фондам опыта, обеспечивающим нормализацию их сов-

местной жизни.

Отношения между обыденным и специализированным уров-

нями социокультурной реальности не однолинейны. Разумеется,

каждый человек, участвующий в общественном разделении труда,

является носителем и профессионального, и обыденного опыта.

Более того, взаимодействие

представителей разных специализированных сфер культуры

происходит через обы-

денный уровень. Тем не менее, это не предполагает постоянного

непосредственного контакта между уровнями. Скажем, обыденная

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

жизнь представителей большинства исполнительских профессий:

рабочие, работники сферы обслуживания, инженерно-техничес-

кий персонал и служащие среднего звена — может быть свободной

от существенных элементов их профессиональных знаний. В образе

жизни различных людей специализированные облас-

ти представлены в специфичных по количеству и составу композициях: они обращаются отнюдь не

ко всем из них и не к одинаковым их наборам. Например, любите-

ли искусства вполне могут быть равнодушными к процессам, про-

исходящим в науке, или к религиозным обрядам и ритуалам. В то

же время в отдельных специализированных областях обыденная

жизнь отображается с различной степенью полноты, и интерес,

проявляемый к ней, неодинаков. Так, она еще только начинает изу-

чаться в отечественной науке, но уже давно интенсивно осмысля-

ется в современном искусстве.

В свою очередь специализированные области социокультур-

ного пространства различаются по степени реализации способнос-

ти человека порождать и осваивать новое. Во-первых, некоторые

из них являются источниками культурных инноваций в большей

степени, чем другие. Таковы, например, наука, искусство, полити-

ка. Во-вторых, в определенных областях осмысление последствий

новых событий и артефактов для человека происходит с акцентом

на их уникальность, в отличие от других, где их стараются редуци-

ровать к уже хорошо известному. Например, к первому типу отно-

сятся наука, искусство, а ко второму — религия, право. В-третьих,

деятельность в различных областях формирует у людей неодинако-

вый интерес к инновациям, различную степень развитости навы-

ков к их созданию и освоению.

Последнее обстоятельство имеет особую важность для изу-

чения динамических аспектов социокультурного пространства.

В системе общественного разделения труда, а следовательно, на

его специализированном уровне можно отметить различие меж-

ду исследовательско-экспериментальными, организационными,

исполнительскими типами деятельности. К первому относится

поиск нового,

разработка решений социально значимых проблем на сущ-

ностном, предметном уровне. Второй связан с объединением лю-

дей для совместного целедостижения и контролем над поддержанием

сложившихся организационных структур и результатов их фун-

кционирования. Третий включает в себя совокупность действий,

обусловленных замыслами исследователей-экспериментаторов и

осуществляемых под руководством организаторов. В этом случае

речь идет о различных типах не только деятельности, но и профес-

сиональной культуры.

Для исследовательско-экспериментального типа профессио-

нальной культуры характерны весьма сложные и развитые пред-

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

ставления о тех сторонах окружающего мира, с которыми они

имеют дело, и навыки обращения с его элемен-

тами. Сегодня здесь утвердился генетический подход к области изу-

чения, объединяющий знания о прошлых, настоящих и будущих

ее состояниях. В отношениях с окружением профессионалы ру-

ководствуются «антропным» конструктивным принципом, опре-

деляющим и ограничивающим возможности человека в активном

целенаправленном воздействии на него. Этими людьми в

соответствующих областях культуры накоплен существенный за-

пас сведений о природе, человеке, обществе, возможностях и пределах их интенционального преобразования.

В гуманитарных областях зна-

ния, общественных науках, в искусстве специалисты постоянно

осмысляют и конструируют различные способы взаимодействий и

коммуникаций в меняющейся социокультурной среде, вы-

являют сходство и различия таких способов в разные времена, в

разных культурах, у разных групп людей.

Благодаря пребыванию в такого рода культурной среде и ак-

тивному поиску нового приобретаются и развиваются навыки опе-

рирования множеством разнокачественных представлений, «мо-

делирования» из них разнообразных значимых для людей ситуа-

ций, проверки адекватности моделей с помощью профессионально

доступных средств. Все подобные функции связаны с постоянным

выявлением проблемных ситуаций и отыскиванием путей их ре-

шения. Таким образом, эти виды деятельности и соответствующие

области культуры, являясь источниками культурных инноваций,

одновременно обеспечивают способы и навыки адаптации к ним.

Далее следует обратиться к тому виду профессиональной куль-

туры, который ориентирован на организацию взаимодействия и

ресурсов для решения социально значимых проблем. Долгое время

она характеризовалась — а в отечественной культуре характеризу-

ется и теперь — чисто практическими знаниями и навыками, при-

обретенными скорее на уровне обыденного опыта, нежели путем

специализированного обучения. Программы функционирования

здесь ориентированы на текущую ситуацию, хотя и включают в себя

наряду с настоящим краткосрочные перспективу и ретроспективу.

Используемые навыки реализуются следующим образом: с

точки зрения тактической — организация людей для кратковремен-

ной совместной деятельности, при которой достигается разовый

эффект, с точки зрения стратегической — поддержание долговре-

менного социального взаимодействия (группового или межличнос-

тного) для выполнения конкретных функций. Проблемные ситуа-

ции для представителей этой области возникают каждый раз, когда

приходится иметь дело с новой группой, с ее переориентацией на

новые задачи, когда возникают межличностные или функциональ-

ные конфликты внутригруппового и межгруппового характера. Со

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

временем у таких людей вырабатываются

стереотипные методы разрешения типичных проблемных ситуа-

ций, которые автоматически переносятся на новые условия.

Часть таких профессионалов связана с другими участниками

социального взаимодействия лишь в той степени, в какой это необ-

ходимо для организации производства, координации его отраслей,

распределения его продукции. Само производство сегодня во мно-

гом основано на принципах естественнонаучной рациональности,

которые, как известно, исключают человеческую субъективность.

Они сохраняются и в управлении этой областью общественного

разделения труда. И уже сейчас очевидно влияние на их измене-

ние других антропологических измерений — биологического либо

чувственного, или эмоционального. Ибо то, что по расчетам пред-

ставляется оптимальным для функционирования производства,

часто не может удовлетворить людей ни по физическим, ни по пси-

хическим параметрам.

Другая функция управления — организация массовых и груп-

повых целенаправленных социальных действий. Это политичес-

кая деятельность. Сегодня в стране она также не имеет профес-

сиональной базы. Накопленные в прошлом немногочисленные и

достаточно примитивные образцы политической организации —

ориентация на карательные меры, на иерархию, на искусствен-

ное поддержание социального напряжения и т. п. — в настоящее

время перестают быть результативными. Перенесение логики уп-

равления производством на социокультурную политику не дало

позитивных результатов. Замена не была найдена, что привело к

фактическому отсутствию в стране такой функциональной облас-

ти как социокультурная политика. В то же время в современных

условиях, отличающихся многообразием и динамизмом событий,

все более значимой становится конструктивная организация

совместного существования разнородных групп людей, их жиз-

ненных сред. В этом случае необходимо, чтобы политика приоб-

ретала профессиональный статус, основанный на современных

специализированных знаниях о социальной и культурной жизни.

Но сегодня подобный опыт еще не накоплен. Соответственно эти

виды деятельности и области культуры становятся источником не-

гативных социальных явлений. Устаревшие формы организации

сталкиваются с изменившимися массовыми процессами, и такое

столкновение порождает конфликтные ситуации в обществе, раз-

рушительные как для стереотипов управления, так и для элементов

социального порядка, которым они соответствовали в прошлом.

Отсутствие привычки к рефлексии, ориентация на возможно бо-

лее быстрое достижение результата ведут к тому, что набор по-

литических средств ограничен и способствует воспроизведению

напряжений, в ситуации когда необходимо интегрировать социо-

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

культурные изменения в приемлемые для большинства членов об-

щества практико-идеологические модели.

Исполнительно-технические функции в отличие от деятель-

ности первых двух типов не связаны ни с социальной практикой

по установлению, поддержанию и изменению связей с окружени-

ем, ни с полным контролем над ситуацией в целом. На производс-

тве, в сфере обслуживания, на уровне администрации среднего и

низшего звеньев функциональные параметры исходно заданы не

теми, кто работает, а заранее установленными нормами и правила-

ми. Сегодня в области исполнительской деятельности существует

высокая степень внутренней дифференциации, поскольку лишь

при условии узкой специализации оказывается возможным на

практике обеспечить удовлетворение меняющихся запросов чле-

нов современного многослойного общества. В этом случае люди

выполняют свою профессиональную работу, слабо осваивая даже

объективированное в ее процессе и продукте естественнонаучное

знание. Проблемные ситуации, согласно действующим здесь нор-

мам, представляются крайне нежелательными. Их стремятся свес-

ти к возможному минимуму за счет совершенствования организа-

ции труда, технологий, средств управления. Обычные профессиональные

ситуации по типам немногочисленны и довольно однообразны по

содержанию. Соответственно развивается лишь ограниченный

набор навыков в весьма незначительной степени. Знания о людях,

природном и культурном окружении в состав профессионально

необходимых сведений в этом случае не входят.

Множество таких специалистов независимо от своего желания

и понимания участвуют в более широких процессах общественно-

го производства, социокультурной жизни, результаты, которых им

не подконтрольны и даже часто не осознаются. Тем не менее эти

факты становятся частью их жизненного мира, воплощаясь в но-

вые практики, предметы быта, элементы предметно-пространс-

твенной среды. Парадокс состоит в том, что людям, участвующим

в производстве инноваций, со временем приходится осваивать их,

приспосабливаться к ним, включать в свою повседневную жизнь.

Затруднения здесь неизбежны, ибо для представителей испол-

нительно-технических функций характерен относительно узкий

спектр знаний и навыков, которые непосредственно не связаны с

порождением инноваций.

Контрольные вопросы.

1.Общие представления о социокультурной реальности и социо-

культурном пространстве: связь между понятиями.

2.Антропологические основания представления о социокультур-

ной реальности.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

3.Уровни рассмотрения социокультурной реальности.

4.Основания функциональной дифференциации социокультурно-

го пространства.

5.Динамические характеристики социокультурного пространства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Модель функциональной дифференциации социокультурного

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги