рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры В Данном Случае Религия Осмысляется Как Область Социокуль- Турного П...

В данном случае религия осмысляется как область социокуль-

турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения,

например, религиоведческой, политической или психологической,

но в ее социокультурной многомерности и многозначности. Такое

ее рассмотрение оказывается наиболее успешным при сопостав-

лении с другими областями кумуляции социокультурного опыта,

где люди осваивают свои связи с окружением, представленные в

символической форме. Выделение социокультурного кода этой

области позволяет выявить ее содержание, функции, формы рели-

гиозного опыта; то общее, устойчивое и определенное, что позво-

ляет идентифицировать этот опыт по отношению к другим типам

переживаний. Он исторически сложился, базируясь

на свойстве человека переживать связь с тем, что выходит за пре-

делы его жизненного мира как нечто трансцендентное, универ-

сальное, вечное и священное в своей сверхъестественности. Все

эти представления обнаруживаются во всех религиозных систе-

мах независимо от их принадлежности к определенным культурам

и эпохам.

В качестве функциональной доминанты религиозного про-

странства следует выделить его предназначенность для обрете-

ния духовного опыта связи с трансцендентным, принципиально

непознаваемым с помощью обычного разума, недоступным раци-

ональным процедурам. Он определяется как сверхчувственный и

посылаемый человеку свыше в откровении. Для его обретения счи-

таются ненужными анализ, доказательство, эмпирическая провер-

ка — он непосредственен и целостен. Речь идет о прямом пости-

жении Истины, минуя любое опосредование. Переживание связи

с трансцендентным непереложимо на язык внешних проявлений.

Духовный опыт интегрален и невыразим, ибо приобщение к Богу

рассматривается как откровение, перед которым человеческий ра-

зум и язык бессильны. Религиозная область институционализиро-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ванного социокультурного пространства существует для организа-

ции такого опыта, освоения способов его упорядочения и внешнего

выражения.

С этой точки зрения на «входе» по отношению к этой облас-

ти находятся множества жизненных впечатлений и событий,

представляющихся независимыми от желаний и действий людей.

К ним следует отнести внезапные прозрения, неожиданное счас-

тливое или неудачное стечение обстоятельств, вера в необходи-

мость идти по избранному пути вне зависимости от препятствий,

в высшее вознаграждение за терпение и страдания и т. п. Такие

переживания, как известно, свойственны всем людям, причем,

будучи неорганизованными, они всегда неожиданны, необычны,

сопровождаются глубокими внутриличностными потрясениями.

Институцитонализированная религия «связывает» их, придает

им универсальный смысл и определенность через отнесение к

проявлениям трансцендентной воли. Соответственно «на выходе»

наличествует зафиксированное в священных текстах представле-

ние о том, что все события в человеческом мире предустановлены

свыше, что людям не дано предугадать Божий промысл и следу-

ет ему покориться, т. е. быть готовыми к любым неожиданностям.

Миропорядок, установленный в религиозные доктринах, считает-

ся непреложным

и имеет священное обоснование, т. е. рассматри-

вается как божественное

творение.

Программы трансформации индивидуального духовного опы-

та в религиозный

связаны с самой этимологией слова «религия»:

rеligio от лат. rеligare означает «связывать вокруг». Религия объеди-

няет людей вокруг определенной универсальной концепции миро-

вого порядка, который представляется как данный свыше и потому

сакральный, и предписаний, как следует жить в его рамках. Но этим

функция объединения не ограничивается.

Речь идет также об он-

тологической связи человека с трансцендентным,

с божественным

началом. И через эту связь — откровение — божественное

нача-

ло осуществляет свою волю в человеческом мире. Милость

Божью

люди могут заслужить, совершая богоугодные дела и следуя пра-

ведным путем. Предустановленные законы жизни и возможности

руководствоваться ими находят отражение в священных текстах,

соответствующих определенным

религиозным доктринам. Они

устанавливают картину мира через ее божественную сущность и

сакральные нормы, детерминирующие

духовное и мирское бытие

людей. Доктринами определяются конфессиональные рамки, при-

дающие культурный смысл и упорядоченность

образу жизни веру-

ющих через определенные символы веры, характерные

для каж-

дой религиозной системы. Такие символы позволяют верующим

идентифицировать себя по конфессиональной принадлежности и

отграничиваться от других конфессий.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Логика трансформации индивидуальных верований в разделя-

емый и доступный для освоения духовный опыт определяется спе-

цифичными для этой области нормами и правилами религиозного

поведения, духовными практиками. Она определяет содержание

храмовых служб и богослужений,

которые направлены на органи-

зацию коллективных религиозных представлений и переживаний,

актуализирующих связь верующих с трансцендентным. Значимое

место в каждой религии отводится семейной и индивидуаль-

ной молитве, определяющей такую связь на личностном уровне.

Священнослужители постоянно обращаются к сакральным текс-

там, черпая там фундаментальные основания для «расшифровки»

Божьего промысла в меняющихся социально значимых ситуациях.

В ряде религиозных систем существует институт исповеди, поз-

воляющий верующему

осознать и оценить свою мирскую жизнь,

поступки, отношения с другими с точки зрения религиозной эти-

ки и открывающий ему возможности исправить собственные

ошибки и несовершенства и тем самым обрести

Божью благодать.

Существуют также ритуалы крещения и причастия,

которые на

уровне сакральных практик подтверждают непосредственную

связь Бога с человеком как творца с его творением. В принципе

это логика постоянного самосовершенствования,

труда во славу

Божию, осуществляемых согласно нормам и правилам,

предписан-

ных священным писанием.

Совершенно специфичны и отличны от всех других областей

социокультурного пространства субъекты религиозной жизни.

Их равно составляют

живые люди и трансцендентные воплоще-

ния Добра и Зла. Причем сила последних оказывается

несравнен-

но большей по сравнению с людьми, даже священнослужителями

высшего ранга. В то же время люди могут обращаться к святым и

даже к Богу за советом, за помощью, вступая с ними в непосредс-

твенный контакт, который осуществляется в пределах сакральной

реальности. Здесь особая роль принадлежит посреднику между

Богом и человеком, которого

можно найти во всех больших религи-

ях — христианстве, мусульманстве,

буддизме, - и который является

своего рода гарантом того, что молитвы каждого верующего будут

услышаны творцом и каждый обретет спасение от грехов и сил зла.

В земной жизни субъекты религиозной

жизни разделяются на ду-

ховных пастырей и паству. Причем роли пастырей институциона-

лизированы, и выполнение соответствующих функций возможно

лишь посвященными людьми — священнослужителями. Одни из

них исполняют роли учителей и просветителей, несущих мирянам

свет божественной истины и руководящих их духовной жизнью.

Другие полностью посвящают себя служению Богу и уходят от мир-

ской жизни в стены монастырей или становятся отшельниками.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Пространственная организация духовной сферы носит вер-

тикальный характер. По возрастающей степени святости — от

близости к земному,

телесному миру до приближенности к божес-

твенному Духу — выстроена небесная иерархия. Именно по этим

ступеням распределяется могущество небесных сил, в том числе

в степени и масштабах их влияния на земную жизнь. Небесный

порядок в земном религиозном пространстве дублируется

иерар-

хией священнослужителей. Каждой из ее ступеней соответствует

определенный объем прав и обязанностей, фиксированный норма-

ми священного права. В частности, дистанции между верующими

и различными чинами

такой иерархии неодинаковы. Так, члены

религиозной общины — первичной

земной единицы религиозно-

го пространства — находятся в достаточно

частых контактах со

священнослужителем храма, вокруг которого она организуется, и

дистанция между ними минимальна. К более высоким чинам про-

стые верующие могут обращаться только в неординарных случаях.

Дистанция между высшими иерархами и верующими и даже низ-

шим духовенством максимальна, а их контакты строго обусловле-

ны нормами священного права.

Онтологическое время в религиозной сфере разграничено

на

две совершенно различные формы. Земная жизнь определяется

антропологически — движение от рождения к смерти, — которая

считается не концом существования божественного начала в чело-

веке – души - но порогом

его перехода в пространство, определяемое

небесной иерархией. И здесь кончается предел земного времени и

начинается вечность, когда о времени говорить уже бессмысленно.

Но кроме такой религиозной онтологии пространства и вре-

мени существует

иной их аспект, связанный с осуществлением

религиозной активности людей. Они имеют специфичную выра-

женность и выделенность с помощью особой религиозной симво-

лики на территории любого поселения или в специально отведен-

ном месте. Архитектура

религиозных сооружений определяется

концепцией мироздания, но и в их рамках выделяются сакральные

пространства, доступ к которым запрещается

непосвященным.

Структура времени, связанного с осуществлением

коллективной

активности такого рода, организуется сакральными событиями,

такими как общерелигиозные и храмовые праздники, установлен-

ным чередованием совместных молитв

членов религиозной общи-

ны. На индивидуальном уровне оно определяется

сменами постов и

обычного образа жизни, молитвами в домашних

условиях, имени-

нами, паломничествами в святые места.

Институционализация религиозного социокультурного про-

странства осуществляется в форме особых организаций, имею-

щих иерархическую упорядоченность. Образ жизни духовных лиц

определяется

характером их связи с мирской средой. Как уже отме-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

чалось выше, одна их часть постоянно соприкасается с этой средой

и согласно религиозным установлениям имеет право не только на

пастырские роли, но и на участие в широкой политической жизни.

Другая часть ведет монашеский образ жизни, существенным обра-

зом отличающийся от мирского такими чертами,

как проживание

на территории монастыря; особый режим существования,

при ко-

тором значительная часть суток отводится молитве; особая диета;

обет безбрачия. Важным проявлением институционализации религиозной

жизни является наличие священного права, в котором со-

держатся внутренние установления, связанные с функциониро-

ванием религиозных организаций, а также нормы, регулирующие

отношения духовенства с мирянами

и между собой. Такого рода

нормативы наделены сакральным статусом,

т. е. предполагается их

универсальный и инвариантный характер. Изменение

какого-то

из них является экстраординарным событием, нередко ведущим к

расколу внутри религиозной доктрины.

Освоение этой области социокультурного пространства значи-

мо и для верующих, и для атеистов, поскольку составляет предпо-

сылку для сознательного выбора: принадлежать к тем или другим. В

случае присоединения к верующим

индивид научается упорядоче-

нию своих связей с трансцендентным (неизвестным, непознавае-

мым, случайным) с помощью духовных практик, а в настоящее время

толерантности в отношении представителей

других конфессий. В

случае атеистического выбора люди все равно

должны иметь пред-

ставление о духовной жизни. И это важно не только потому, что

религиозная символика занимает в культуре

значительное место,

но и потому, что феномен веры распространяется

на всех людей, и

каждому следует знать, что он имеет исторически установленную

и чрезвычайно утонченную форму. Соответственно атеисту

необ-

ходимо отрефлексировать, что он сам принимает без доказательств, «на веру», и освоить границы толерантности в отношении приверженцев определенных конфессий.

Критерием оценки приобщенности человека к религиозному про-

странству можно считать меру его духовной продвинутости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги