рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Определение ключевых понятий.

Определение ключевых понятий. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Представляемое Здесь Направление Социологии Культуры Оп- Ределяется ...

Представляемое здесь направление социологии культуры оп-

ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий.

Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

1 Понятие интеракции здесь используется как обобщающее все три уровня свя-

зей человека с окружением: вещественный, социальный и символический.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

поле изучения и выделяют круг задач, которые могут решаться в

его пределах.

Культура.Это понятие используется в том значении, которое

наиболее соответствует антропологическим представлениям. Как

было сказано ранее, в рамках этой науки оно значительно подроб-

нее разработано и теоретически обосновано, чем в социологии.

И современные социологи культуры склонны работать именно

с ним, правда, не во всем его объеме, ограничиваясь главным об-

разом символическим уровнем. Обобщая все наиболее значимые

составляющие, которые выделялись в приведенных авторитетных

высказываниях о содержании понятия культуры, можно сформу-

лировать некоторое его интегральное определение.

В самом общем смысле культуру можно определить как ис-

кусственный мир человека, как содержание общественной жиз-

ни, представляющее собой биологически ненаследуемую инфор-

мацию, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты).

Понятие относится к организованным совокупностям вещей, реп-

резентированных идей и образов; технологий их изготовления и

оперирования ими; паттернов отношений между людьми и спосо-

бов их регулирования; оценочных критериев, циркулирующих в

обществе и зафиксированных в хранящихся здесь культурных тек-

стах. Это созданная самими людьми искусственная среда сущест-

вования и самореализации, источник организации и регулирова-

ния социальных интеракций.

Такое определение не только не противоречит концептуализа-

ции этого понятия в рамках социологии культуры, но во многом сов-

падает с ней. Следует подчеркнуть, что для социологов дефиниция

не была основной задачей. Они пытались ответить на вопрос, явля-

ется ли культура полностью детерминированной социальной струк-

турой, либо автономным измерением совместной жизни людей.

Сегодня почти все, отвечая на него, склоняются к признанию обоих

параметров в качестве аналитически независимых друг от друга.

Социальная структура.Это понятие используется в области

социологии культуры в его традиционном значении. Речь идет глав-

ным образом об институциональном уровне изучения общества.

Под социальной структурой понимается организация связей меж-

ду социетальными институтами.

Их внутренняя организация и функционирование

считаются доминирующими факторами, определяющими состоя-

ние общества в целом. При выделении культуры в самостоя-

тельное измерение общественной жизни она сопоставляется

именно с этими институтами.

Социальная структура как конфигурация отношений между

социетальными институциональными образованиями рассматри-

вается с точки зрения упорядоченности общественных отношений

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

на макроуровне. Нормативная природа ее составляющих предо-

пределяет границы допустимой социальной активности и формы ее

организации, которые могут быть либо конвенционально признан-

ными, либо устанавливаемыми и легитимизируемыми властью.

Однако двойственная сущность институтов обусловливает из-

менчивость в отношениях между ними. Дело в том, что по определе-

нию их функции распределены между удовлетворением запросов

составляющих их акторов, с одной стороны, и поддержанием соци-

ального целого — с другой. Современные социологи считают, что

баланс между этими ориентациями может быть представлен толь-

ко как идеально-типическая модель и недостижим в реальности.

Именно поэтому Э. Гидденс говорит не о структуре как стационар-

ном социальном порядке, а о структурировании как процессе пос-

тоянного упорядочения людьми их совместного существования.

Тем не менее, в любом случае ее активная роль в организации

общества признается, хотя после постмодернистской критики тра-

диционных социологических теорий и не считается абсолютной де-

терминантой социальных и тем более культурных процессов. В рам-

ках современной социологии культуры основное внимание уделя-

ется динамике институциональных образований. И не столько из-

менениям их внутреннего строения, как это было принято в рамках

структурно– функциональной теории, сколько влияниям в их рам-

ках символических систем. Иными словами, структурные порядки

продолжают сохраняться как важный концепт социологии культу-

ры, но их погружение в культурный контекст порождает новые про-

блемы в концептуализации социальных изменений и стабильности.

Социальное взаимодействие. Адаптация в окружении пред-

ставляет собой фундаментальную характеристику человека как

вида. Ею определяются базовые связи людей с окружением и де-

терминированные ими ситуации интеракции. К ним можно отнес-

ти следующие базовые направленности:

– на поддержание адаптационно целесообразных отношений с

окружением или на их разрушение за ненадо-

бностью или деконструкцию с целью изменения;

– на поддержание или изменение/разрушение ситуации как сре-

ды интеракции;

– на поддержание или изменение/деконструкцию группы ин-

теракции в контексте ситуации реализации групповых интересов

или ответа на адаптационные императивы;

– на удовлетворение индивидуальных запросов.

Окружение можно представить следующими «предметными об-

ластями»:

вещественное окружение

– предметно-пространственная среда, фиксирующая физичес-

кую организацию ситуации интеракции;

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

– инструменты, определяющие содержание интеракции и орга-

низацию функций ее участников;

– результаты интеракции, предопределяемые содержанием ситу-

ации, где она осуществляется;

социальное окружение

– сообщества, с которыми единица интеракции находится в регу-

лярных контактах, обусловленных взаимными

· обменами ресурсами при недостатке собственных для решения

внутригрупповых или социально значимых задач и проблем;

· поддержкой при необходимости принять адекватное решение в

проблемных ситуациях и получить одобрение курса (сценария) ин-

теракции — в рутинных;

· зависимостью при невозможности выполнять предписанные

функции или достичь необходимых результатов в рамках одной

единицы интеракции;

– сообщества, с которыми единица интеракции находится в спо-

радических контактах

· в результате собственного направленного поиска участников,

решивших что им такой контакт необходим;

· в результате обращения представителей других единиц;

· в результате случайного столкновения;

– общая атмосфера в той области социокультурного пространс-

тва, где реализуется активность единицы интеракции. Она может

способствовать, препятствовать или быть нейтральной по отноше-

нию к направленности активности;

символическое окружение

– социокультурный код, используемый в рамках единицы;

– символическая репрезентация информации, используемой из-

вне;

– социокультурные коды, используемые сторонами, с которыми

единица находится в контактах.

Социальное взаимодействие в пределах определенной едини-

цы рассматривается в качестве движущей силы, обусловливающей

работу с помощью инструментов и материалов, а также коммуни-

кацию (обмен сообщениями) в рутинных и проблемных ситуациях.

Интеракция в рутинных ситуациях предполагает воспроизве-

дение стандартных паттернов с вариациями, не нарушающими ус-

тановившихся здесь функциональных связей. Затруднения возни-

кают из-за изменения предпосылок, обусловливающих социальное

взаимодействие.

Интеракция в проблемных ситуациях, порождаемых как внут-

ренними, так и внешними факторами, в идеально-типичном случае

предполагает распределение и интеграцию усилий, направленных

на решение проблемы. Ситуация усугубляется при изменении

предпосылок, обусловливающих социальное взаимодействие.

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

В обоих случаях эффективность интеракции, направленной

на решение проблемы, снижается. В случаях улучшения качес-

тва отношений это снижение можно считать временным из-за

концентрации усилий участников на установлении новых моде-

лей социального взаимодействия в ущерб совместному решению

проблемы. Однако со временем эффективность повышается, пос-

кольку интеракции становятся более организованными. В случаях

ухудшения качества отношений между участниками проблемность

ситуации нарастает, дистанция между ними увеличивается, функ-

циональные связи ослабляются, процесс интеракции, связанный с

совместным решением проблемы, угасает.

При внешнем давлении, обусловливающем поддержание це-

лостности единицы, во втором случае участники начинают выпол-

нять свои функции либо механически, либо, пытаясь извлечь из их

выполнения личную выгоду, а отношения между ними ограничива-

ются формальными контактами. При отсутствии такого давления

единица разрушается, ее члены по отдельности отыскивают или

образуют новые группы принадлежности.

Понятие социального взаимодействия (интеракции) в рамках

современной социологии культуры занимает центральное место.

С его помощью объясняются как конституирование социокуль-

турной реальности и ее пространственная организация, так и все

обыденные и институциональные события и процессы, реализую-

щиеся в пределах социокультурного пространства.

Социокультурный код. В качестве основания для структурной

и культурной дифференциации институционального пространства,

характерного для общества, принимается понятие социокультур-

ного кода, позволяющее идентифицировать специфику базовых

компонент каждой из его областей. В антропологических терминах

такой код можно трактовать как сложный механизм трансформа-

ций множественных и разнородных контактов людей с окружени-

ем и связанных с ними переживаний в упорядоченный социально

значимый опыт. Подобного рода преобразования основываются

на антропологических универсалиях (врожденных свойствах че-

ловека как вида), обусловливающих фундаментальные связи тако-

го рода. Результирующий опыт представлен в интерсубъективной

форме артефактов (искусственных образований), опосредующих

каждую из таких связей, и их объединений, представленных в нор-

мативной форме (институтов).

Концепция социокультурного кода основывается на логичес-

ком объединении структурно-функциональных и семантических

теоретических допущений, где:

– функциональные позволяют выделить адаптационно значимый

тип активности, характерный для определенной фундаментальной

связи человека с окружением;

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

– семантические определяют конвенционально установленные,

разделяемые значения взаимодействий людей в пределах осущест-

вления этой связи, а также символические репрезентации соот-

ветствующих отношений и артефактов;

– структурные обеспечивают возможность ставить вопрос о фор-

мах функциональных и семантических взаимосвязей в определен-

ном контексте совместной активности людей.

Любую институциональную (специализированную) область

социокультурного пространства можно представить в двух основ-

ных аспектах. Во-первых, в культуро-семантическом, исходя из

концепции культурного кода с выделением его необходимых и до-

статочных компонент:

– функциональная доминанта, понимаемая как фундаментальная

связь человека с окружением, вокруг которой выстраивается адап-

тационно значимая совместная активность людей в каждой конк-

ретной области социокультурного пространства;

– «входы» и «выходы», предполагающие, что исходный неоргани-

зованный материал, рассматриваемый как предмет изучения, пу-

тем социокультурного кодирования преобразуется в организован-

ную совокупность артефактов;

– программы трансформации «входов» в «выходы», указываю-

щие на основные направления взаимодействий и коммуникаций

людей в конкретной области социокультурного пространства;

– логика преобразований «входов» в «выходы», раскрывающая

характерные для этой области способы осуществления совместной

и индивидуальной деятельности.

Во-вторых, в институциональном, предполагающем конвенци-

онально установленную упорядоченность функциональных связей

между людьми в контексте совместной специализированной де-

ятельности. В этих случаях принято выделять:

– структуры отношений между участниками взаимодействий и

коммуникаций, характерные для каждой из областей социокуль-

турного пространства;

– социальные статусы и роли, указывающие на распределение

функций между акторами по горизонтали и по вертикали;

– функциональные и семантические связи каждой из областей с

более широким социокультурным контекстом.

С точки зрения изучения социокультурных изменений такая

концептуализация обеспечивает возможность их точной локализа-

ции.

Артефакты. Для каждой из специализированных областей со-

циокультурного пространства характерны свои типы искусствен-

ных объектов и образований, опосредующих специфичные для

них связи людей с окружением. Их принято называть артефактами

и сводить к следующим классам:

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

– вещи, создаваемые и используемые в качестве инструментов,

предметов быта, товаров и т. п.

– символы, репрезентирующие социально значимые идеи и об-

разы и разделяемые людьми благодаря конвенциональному проис-

хождению;

– практики, представляющие собой способы продуцирования и

использования вещей, символов, а также воспроизведения соци-

альных взаимодействий и коммуникаций;

– регулятивные образования, упорядочивающие отношения

между людьми, вещами и символами в контексте интеракций;

– критерии оценки всех предыдущих классов артефактов, бази-

рующиеся на утилитарных, этических, эстетических, познаватель-

ных и др. основаниях.

Соответственно применительно к изменениям в каждой из

областей социокультурного пространства понятие артефакта

позволяет судить о том, что именно меняется. В качестве опос-

редуюшего звена в адаптационных отношениях человека с окру-

жением искусственные образования можно представить в трех

основных измерениях:

– функциональное, указывющее на способы использования арте-

факта в определенной области социокуьтурного пространства;

– технологическое, относящиеся к способу построения артефакта;

– коммуникативное (культурно-семантическое), характеризую-

щее значение и смысл артефакта в определенном социокультур-

ном контексте.

При изучении социокультурных изменений эта дифференциа-

ция обеспечивает возможность не только отнести их к определен-

ному классу артефактов, но и определить их направленность.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Определение ключевых понятий.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги