рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Крупные города

Крупные города - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Крупные Города, Не Имеющие Признаков Столичности, Отли- Чаются Своим...

Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли-

чаются своими особенностями социокультурного пространства.

Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ональным признакам. Чаще всего они связаны с хозяйственной

областью социокультурного простанства, например, портовые го-

рода, поселения, основанные на базе сложного промышленного про-

изводства или крупных корпораций и т. п. Нередко это исторически сложившиеся поселения с богатым культурным наследием. В их пределах социальная структура

выстраивается вокруг основных градообразующих начал.

Функционирование крупных хозяйственных единиц предпо-

лагает сложную многомерную деятельность работников разной, в

том числе высокой, квалификации. Рядом сними существуют до-

статочно развитые структуры производства, распределения, об-

мена и потребления товаров массового потребления и услуг - бытовых, медицинских, образова-

тельных, развлекательных. Одна их часть ориентирована на обеспечение

удовлетворительных уровня и качества жизни горожан. Другая

связана с распространением продукции, производимой клю-

чевыми хозяйственными единицами.

Когда у подобных городов есть длитель-

ная история существования, их социокультурное пространство

оказывается достаточно сложным. Во-первых, разветвленной явля-

ется их институциональная структура. Властные полномочия здесь

обычно разделяются между хозяйственными субъектами и выбор-

ными муниципальными органами. В отношениях между ними постоянно

существует напряженность, если только они не сливаются в единое

целое, когда хозяйственный субъект занимает высшие позиции

муниципального управления. Но существуют и внешние институ-

циональные связи. Одно их направление обусловлено

региональной принадлежностью поселения. Другое - отношения-

ми доминирующих хозяйственных субъектов с государственными

или общественными структурами общесоциального уровня (круп-

ные партии, профсоюзные, религиозные и др. организации).

По этим признакам можно судить о слжности социокультур-

ного расслоения в поселениях такого рода. Ключевые позиции

здесь занимают немногочисленные представители высшего сред-

него класса, напрямую связанные с высшими государственными

структурами. Степени свободы их социального поведения нередко

оказываются более множественными, чем у представителей реги-

ональных властей. Средний слой среднего класса здесь представ-

лен в меньшем качественном многообразии, чем в столице. Это

относительно немногочисленные представители крупного хозяйс-

твенного и муниципального менеджмента. Следует подчеркнуть,

что решения, принимаемые на уровне высших и средних слоев в

таких поселениях имеют локальную и региональную (в функцио-

нально обусловленных масштабах) значимость. Только иногда и в

очень узких пределах такие решения имеют значение для властных

структур более высокого уровня. Но в пределах общесоциального социо-

культурного пространства решения, принимаемые в отдельных го-

родах, не оказывают существенного влияния. Основное население

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

таких городов составляют средний слой среднего класса и высший

слой низшего класса, осуществляющие исполнительские функции.

Это работники расположенных здесь крупных производительных

единиц; средние и мелкие собственники; люди, занятые в сферах

образования, просвещения, здравоохранения; чиновники низкого

ранга. Низшие слои низшего класса здесь составляют инвалиды и

пенсионеры, а также безработные, которые в большей степени,

чем в столичных городах, стремятся сохранить приличное социаль-

ное положение за счет миграции в другие города и регионы, либо

работы на приусадебных участках, либо перемещения в сферу са-

мого мелкого бизнеса.

Изменчивость социокультурных процессов задается здесь пре-

жде всего извне: реформами в обществе, необходимостью ради-

кальной модернизации доминирующих хозяйственных структур

и т. п. Но такого рода перемены обычно касаются субъектов при-

нятия решений и гораздо в меньшей степени затрагивают испол-

нительский уровень. А поскольку эти социальные слои составляют

здесь большинство и социальная дистанция между ними и немно-

гочисленными субъектами принятия решения велика, основные

характеристики образа жизни носят консервативный характер.

Достаточно сложные и разветвленные социокультурные свя-

зи, в том числе внешние, определяют необходимость наличия куль-

турно-символических поисковых форм активности, прежде всего

в художественной форме. Это обусловлено мерой многообразия и

изменчивости, свойственной такого типа поселениям. Она доста-

точно велика, чтобы ее важно было отслеживать и фиксировать в

образной форме, но не в такой степени, чтобы стать предметом слож-

ного рационального осмысления и обобщения.

В то же время высокая степень автономности трех уровней социальной структуры — общесоционального, регио-

нального и муниципального — позволяет достаточно долго удержи-

вать консервативные паттерны деятельности и социальных отноше-

ний. Тем более, что для поддержания межгрупповых границ здесь не

требуется особых усилий. Вертикальная восходящая мобильность

имеет сравнительно невысокую вероятность, и претендентов на нее

не так уж много. Горизонтальная социокультурная дифференциа-

ция, особенно на уровне законопослушного среднего слоя среднего

класса, ограничивается малоподвижным набором относительно ру-

тинных социокультурных функций, обусловленных сравнительно

невысоким институциональным статусом таких городов.

В силу относительной консервативности и высокой степени

упорядоченности социокультурного пространства криминальные

структуры здесь оказываются более подконтрольными локаль-

ными властям, чем в столичных городах. Да и сама криминальная

активность оказывается более простой, поскольку наиболее силь-

ные и предприимчивые люди из этой среды перемещаются в

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

центральные города, где жизнь значительно богаче, но и сложнее.

Здесь им легче укрыться и действовать из-за значительных по раз-

мерам зон нормативной неопределенности.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что социокультур-

ное пространство крупных городов имеет сложную и динамичную

конфигурацию. Однако эти характеристики ограничены

контролем, обусловленным их административной подчи-

ненностью, с одной стороны, и отсутствием настоятельной необ-

ходимости в структурных изменениях — с другой. Поэтому форму

социокультурной динамики здесь можно охарактеризовать как в

основном вариативную, а не инновативную. Культурные новшества

— философские, научные, художественные — порождаются

редко, отдельными индивидами и побуждаются не попытками ор-

ганизовать и обобщить сложное динамичное окружение, а стрем-

лением компенсировать рутинность образа жизни, преодолеть

стресс монотонии. Соответственно социализация в такого рода

поселениях ориентирована на освоение и поддержание сложного,

но вполне подконтрольного жителям социокультурного пространс-

тва. В то же время от субъектов социализации не требуется, а по-

тому сдерживается поисковая, инновативная активность. Здесь

поощряется следование, подражение сложным, но уже установив-

шимся в культуре познавательным, эстетическим, идеологическим

образцам, а в качестве нового принимаются их вариации

или приложение к конкретному локальному материалу. Вот почему

те, у кого ориентации на изменчивость оказываются сильнее, чем осво-

енные в процессах социализации навыки и локусы их реализации,

стремятся покинуть такого рода поселения. Они мигрируют в те,

где социокультурное пространство является более сложным и ди-

намичным, сопоставимым с поисковым потенциалом.

 

Средние и малые города.

 

Столица, региональные центры и крупные города составляют

один качественно определенный тип социокультурного пространства

с центром тяготения к столице. Он характеризуется

высокой степенью концентрации людей на территории поселе-

ния и сложностью форм образа жизни и социальной организации.

Принимаемые здесь решения имеют обесоциальную значимость

или крупномасштабные социокультурные последствия. Нижней

границей, сдерживающей распространение социокультурных ин-

новаций, заимствованных из-за рубежа или сформированных в

столице, являются

крупные города с их относительно консервативной формой социальной органзации.

Средние города можно считать такого рода центрами тяготе-

ния для малых городов и сел. Правда, с одним существенным раз-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

личием. Свойственная им степень консерватизма рутинизирован-

ности образа жизни является наименьшей по сравнению с осталь-

ными меньшими по объему типами поселений. Они могут быть

сформированными вокруг какой-то монопрофильной хозяйс-

твенной единицы, чаще всего добывающей. В этом случае город по

составу почти полностью совпадает с ней. Но он может

выполнять функцию интегрирующего центра для малых городов и

сел с их мелкими и дисперсными хозяйственными структурами и

замкнутым образом жизни. В любом случае в среднем городе со-

средоточены институциональные единицы, необходимые для ор-

ганизации поселений мелкого масштаба в некое подобие общего

социокультурного пространства. Поэтому далее речь пойдет о чер-

тах, характеризующих такую целостность без дальнейшей дифференци-

ации. В качестве показательного примера выбран средний город,

представляющий все его ключевые социокультурные особенности.

Институциональная организация жизни здесь

относительно проста, поскольку представлена хозяйственными и пра-

вовыми институтами, главным образом, исполнительского характера.

Самый высокий уровень политических процессов здесь ограничи-

вается локальным самоуправлением, а вне-

шних институциональных связей — близлежащими крупными

городами. Система общественного разделения труда представле-

на главным образом исполнительскими функциями. Руководство про-

изводственными единицами — собственники и менеджмент —

составляют в городском населении меньшинство. Масштабы и

последствия их деятельности ограничиваются пределами этой

единицы и как максимум — крупного города. Последствия поли-

тических решений, принимаемых в этих типах поселений, также

не выходят за их пределы.

Вертикальные политические связи обычно поддерживают-

ся с муниципальными властями близлежащего крупного города.

Несмотря на локальное самоуправление, такие связи оказываются

необходимыми, поскольку расширяют источник экономических

ресурсов средних городов (банковские кредиты, сырье и полуфаб-

рикаты, производственная и бытовая техника, товары широкого

потребления), с одной стороны, и информационных (более высо-

кий уровень образования, лучшая комплектация библиотек, более

широкая сеть массовых коммуникаций, более крупные учрежде-

ния культуры) — с другой. Выходы на более высокий уровень свя-

зей — региональный центр, столица — нечасты и, как правило,

ограничиваются контактами с чиновниками среднего ранга.

Правовая сфера также представлена здесь учреждениями низ-

шего звена. Любые локальные нормативные документы должны

быть согласованы с региональными правовыми установлениями

и содержанием договорных отношений с представителями более

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

крупных поселенческих единиц. Принятые здесь судебные реше-

ния могут быть опротестованы в более высоких инстанциях.

Иными словами, социальная организация средних городов в

принципе не требует проявлений гражданской инициативы, пос-

кольку нормативные матрицы хозяйственных, политических и

правовых процессов задаются извне. Соответственно возможнос-

ти гражданской и деловой социализации, равно как и проявления

институциональной активности здесь ограничены по сравнению с

крупными поселениями, имеющими больше степеней сво-

боды с сфере принятия социально значимых решений.

Относительная простота социокультурной жизни в этих ти-

пах поселений обусловливает низкий уровень ее динамизма. Более

того, изменения здесь, как правило, обусловливаются не внутрен-

ней необходимостью, но индуцируются извне. Правда, такие вне-

шние импульсы обычно бывают достаточно слабыми, а их последс-

твия в смысле реальных изменений совсем не обязательны. Ведь от

положения дел в такого рода поселениях почти ничего не зависит в

решениях и процессах социетального уровня. Это объясняет кон-

серватизм населения таких городов, пассивное неприятие здесь

любых попыток внедрения инноваций, которые могут усложнить

социокультурное пространство. Соответственно, если говорить о

символической, коммуникативной области этого пространства,

то она отличается бытовой стереотипностью и мифологическими

представлениями о боле широком контексте общественной жизни.

В большинстве такого рода поселений отсутствуют локусы для фи-

лософского и научного познания, а искусство ограничено его раз-

влекательной и знаковой функциями.

Следует, однако, сделать оговорку. Консерватизм и множест-

венность средних и малых городов сдерживают динамизм современных обществ. Поэтому в настоящее время наблюдаются опреде-

ленные тенденции интегрирования поселений такого типа в процессы социокультур-

ной модернизации. Это может быть их организация

в агломерации вокруг крупных городов.

Речь идет о формировании территорий, объединенных общнос-

тью хозяйственной и политической деятельности, сопровождае-

мой целенаправленным разделением функций между их компо-

нентами. Другое решение предполагает насаждение в средние

(реже малые) города современных поисковых видов активности:

высокотехнологичные предприятия; художест-

венные объединения; организация различных сложных форм туризма. Нередко органи-

зуются места для встреч представителей бизнеса, науки, искусства

— дома отдыха, гостиницы с конференц-залами и помещениями

для неформальных обменов мнениями. Обе тенденции направле-

ны на внесение культурных инноваций, динамики и усложнения

в консервативную среду за счет прямого участия

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

в ней подвижных членов общества из крупных

поселений.

Тем не менее пока результаты таких попыток в модернизиру-

ющихся странах, в том числе в России, значительно менее эффек-

тивны, чем ожидалось. Приезжие

и местное население пока не образуют социокультурной

общности, и между этими слоями существует разрыв, а не посте-

пенная шкала переходов. Инновативные группы пополняются, пока

для этого есть возможности, за счет выходцев из крупных городов,

имеющих лучшее образование и более высо-

кий уровень общекультурной компетентности, чем местные жи-

тели. Кроме того, возможности увеличение количеств таких людей достаточно быстро

исчерпываются в связи с пределами организационного роста, и эти сообщества становятся

все более закрытыми и консными. Единственный

тип поселений такого рода, сохраняющий динамизм, — это уни-

верситетские города. Но, как известно, образовательная область

сама по себе одна из наиболее консервативных составляющих ин-

ституционального социокультурного пространства. Соответственно это качество характеризует даже

средние города университетского типа.

Подобные попытки,

несмотря на их невысокую эффек-

тивность, все же открывают возможности более сложной социали-

зации для тех жителей, особенно молодых, которые склонны к

поисковой деятельности и социальной активности.

Из сказанного следует, что средние города определяют наличие

в обществе многочисленных анклавов консервативного социо-

культурного пространства. В силу особенностей социальной орга-

низации (хозяйственная, политическая, правовая области) они не

являются источниками крупномасштабных и социально значимых

инноваций. Их характеризуют преимущественно исполнительские

виды деятельности в системе общественного разделения труда и ру-

тинизированный тип образа жизни. И хотя качество жизни здесь

может, как в развитых странах, не отличаться от характерного для

крупных городов, стиль жизни оказывается совершенно иным.

Относительная простота и устойчивость социокультурного про-

странства не побуждают жителей к поисковой активности, инно-

вациям. Любые попытки такого рода подавляются как с помощью

негативных социальных санкций, так и из-за отсутствия социокуль-

турного поля для их реализации. Зато воспроизведение культур-

ных стереотипов поощряется. Этим объясняется низкий уровень

организованной преступности в такого рода поселениях. Им более

свойственны бытовые правонарушения и хулиганство.

Все эти черты образа жизни и социальных отношений перенимаются молодыми поколениями.

Поскольку они практически не участвуют в сложных формах соци-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

окультурной жизни, их опыт ограничивается поверхностным зна-

нием функциональной значимости соответствующих процессов и

результатов, полученным из книг и средства массовой информа-

ции. В процессах такой социализации люди не получают практи-

ческих навыков существования в многомерной и динамичной со-

циокультурной среде и оперирования сложными символическими

системами и культурными кодами. Подвижное и разнообразное

внешнее окружение остается для них малопонятным и упорядо-

чивается в представлениях мифологического порядка. Вот почему

даже самые активные представители этой области социокультур-

ного пространства, мигрируя в крупные города, вынуждены про-

ходить через процессы ресоциализации. Но неинституционализо-

ванность подобных процессов нередко мешает им

освободиться от привычки все упрощать и приобрести навыки, необходимые для

выработки стратегических решений и прогнозирования их соци-

ально значимых последствий.

Контрольные вопросы

1.Концепция социокультурного потенциала.

2.Территориальное измерение социокультурного пространства:

познавательные функции.

3.Особенности социокультурного пространства мегаполисов как

источника социокультурных изменений.

4.Социокультурный потенциал крупных городов.

5. Средние и малые города: факторы, обусловливающие их консерва-

тивные функции в динамике социокультурного пространства.

РЕЗЮМЕ

1. Рассмотрение обыденного уровня социокультурного пространства сквозь призму социальных сетей открывает возможности для его понимания как источника социокультурной динамики. В этом случае выявляются локусы и механизмы взаимодействий и коммуникаций в структурах межличностных, а не организационно-институциональных отношений; определяется, как связанные ими люди пользуются артефактами, варьируя и изменяя их функции, значения, смыслы. В этом случае возможно изучение механизмов поддержания первичных групп, что позволяет понять закономерности взаимодействия и коммуникации в процессах их социального существования. Сетевой анализ упорядочивает обыденную реальность как предметную область исследования порождения и освоения культурных объектов, событий, фактов; трансформации личных представлений, суждений, результатов деятельности в интерсубъективную информацию. Здесь прослеживаются механизмы ее распространения от семьи в более широкую социокультурную среду – родственные, дружеские группы, объединения по интересам, знакомые. Такой анализ имеет важное значение при исследовании механизма традиции, которая рассматривается как непосредственная трансляция знаний, навыков, чувствований от одного человека, от одного поколения к другому в контексте сетей межличностных отношений.

2. Структурирование обыденного социокультурного пространства с точки зрения образа жизни обеспечивает упорядоченную общую картину того, как люди на индивидуальном и групповом уровнях организуют свои связи с окружением. Каждая из составляющих образа жизни отличается определенным, только ей свойственным набором культурных и социальных функций, предполагающих специальную подготовку и реализацию в различных областях социокультурного пространства. Это позволяет выявить и локализовать основные тенденции, направленные как на сохранение, так и на изменение определенных форм связей между обыденным и институциональным его уровнями. Задача построения концепции образа жизни и изменчивости его социокультурного пространства решалась совмещением институциональных и обыденных его составляющих. Это позволило увидеть, сколь социально значимой – реально или потенциально – является та проблема, ответом на которую является организация жизненного пространства людей и какова вероятность распространения ее решения за пределы локуса ее возникновения и существования. В этом случае акцент ставится на распределение времени и усилий людей между социокультурными составляющими образа жизни.

3. Тема освоения социокультурного окружения, приобретения культурной компетентности связывается с процессами обучения, социализации. Именно эти процессы трансляции социокультурного опыта от старших поколений к младшим, от более культурно компетентных членов общества к менее подготовленным придают изучению общества и культуры временное измерение.

Детский опыт освоения культуры был выделен в связи с его значимостью в структуре жизненного цикла человека: в ранний период социализации и инкультурации ребенок на довербальном, нерефлексивном уровне осваивает первые навыки отношения с окружением. Они устойчиво сохраняются и с трудом поддаются изменению благодаря их адаптационным свойствам, с одной стороны, и неотрефлексированности – с другой.

Однако было бы неверным считать такой опыт единственной основой формирования личности, а последующие знания и навыки лишь развитием того, что было освоено в детстве. В ходе жизненного цикла индивиду приходится иметь дело с различными ситуациями социального взаимодействия, социокультурными кодами, с необходимостью решать разноплановые задачи.

Поэтому личности приходится затрачивать усилия на их осмысление, освоение, упорядочение и самой быть инструментом в этих процессах. Разнородность осваиваемого предполагает вхождение в различные структуры взаимодействия с ними у одной и той же личности. Причем, такие структуры могут быть полностью несопоставимыми друг с другом и даже взаимоисключающими. Все это способствует личностным модификациям.

4. На каждой стадии личностного становления индивиду приходится осваивать новые формы социокультурной представленности, выраженные в понятиях позиции, статуса, роли, идентичности. Они отнюдь не всегда органично сочетаются друг с другом , и это несовпадение может стать источником изменения в образе жизни и стимулом к дальнейшей социализации. Соответственно место личности в социокультурном пространстве претерпевает как содержательные, так и структурные изменения. Они вызываются столкновениями индивида с различными ситуациями, в рамках которых при первом знакомстве с ним другие определяют его принадлежность к определенным социокультурной группе, образу жизни в их проявляемых культурных признаках.

5. Все эти концепции позволили дополнить институциональное измерение социокультурного пространства социально-групповым, стратификационным, позволяющим уточнить место определенных событий и процессов в динамике разных его областей. Концепция социального расслоения акцентирует категоризацию и «шкалирование» членами общества друг друга в зависимости от социальных позиций, возможностей, обеспечиваемых ими, степени влиятельности.

Она является существенно важным инструментом описания дифференциации социокультурного пространства и построена на принципе объединения членов общества в слои по признакам их участия в системе общественного разделения труда и в повседневной жизни, с одной стороны, и оценки их общественного авторитета, престижа – с другой. Иными словами – по сходным чертам их образа (уровня, качества, стиля) жизни. Для исследования социокультурного пространства это измерение имеет особую значимость. Прежде всего, через изучение расслоения становится очевидным относительно устойчивое распределение культурного потенциала между социальными группами и его активного использования, выявляются области его концентрации. Далее, это позволяет выдвигать гипотезы о тех, которые с наибольшей вероятностью будут лидировать с точки зрения поддержания или изменения социальных структур и культурных форм. Наконец, оценка их социального престижа позволит прогнозировать, насколько приемлемыми в обществе будут предлагаемые идеологии, ценности, нормы, образцы активности.

6. Обращение к категории поселения позволяет дифференцировать социокультурное пространство еще по одному важному для изучения микродинамики общества и культуры измерению. Само определение поселения включает в себя устойчивые культурные черты и социальные формы, характерные для сообщества и обусловленные распределением социокультурного потенциала в территориальном аспекте. Такого рода характеристики задают некоторую доступную наблюдению и анализу социокультурную матрицу организации совместной жизни людей, воспроизводящуюся от поколения к поколению. Относительно нее можно прослеживать вариации и изменения образцов действий и взаимодействий, ценностей и норм. В ее пределах прослеживается социокультурная стратификация сообщества и оценивается его институциональный потенциал. Кроме того, акцент на устойчивых характеристиках социокультурного пространства поселений привлекает внимание к механизмам такой устойчивости. Следовательно, появляется возможность проследить процессы, благодаря которым одни культурные инновации гасятся действием подобных механизмов, а другие интегрируются в «фонд» культуры поселения.

7. Таким образом, концептуальная модель измерения социокультурного пространства в аспекте социальной стратификации позволяет понять закономерности и формы распределения культурного потенциала в сообществах с их дифференциацией на основании образа жизни. Его обыденная составляющая связана с концепцией сетей межличностных отношений, что открывает возможность изучать действующие здесь механизмы порождения, воспроизведения и изменения форм интеракций и артефактов. Территориальная стратификация составляет его особое измерение, отображающее характерную для общества матрицу распределения социокультурного потенциала в физическом пространстве. Благодаря этому становятся понятными механизмы поддержания устойчивых культурных форм, порождения и отбора инноваций, характерных для различных типов поселений.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Крупные города

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги