рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры При Выделении Теоретических Оснований Современной Соци- Ологии Культ...

При выделении теоретических оснований современной соци-

ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер-

на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связывать со

сменой познавательных парадигм в социальной науке — с другой.1

Истоки социологических представлений о культуре. Анализируя

работы классиков модерна, Л.Г. Ионин выделяет основные те-

оретические направления, где представления о культурных аспек-

тах человеческого существования выражены наиболее отчетливо.

Более того, он выделяет те идеи, которые до сих пор не утратили

актуальности и так или иначе используются современными социо-

логами культуры.

Объективизм. К этому направлению автор относит Э. Дюркгейма,

который уподоблял социологию естественным наукам и по-

лагал, что социальные факты следует рассматривать как «вещи»,

как объективные, внешние по отношению к индивидам явления.

В частности, в этом ключе он трактовал совокупности фактов со-

знания, которые выделял в обществе как его особую составляю-

щую. Их особенность заключается в том, что обусловленные соци-

альной реальностью, они воспринимаются людьми как порожде-

ния их собственного сознания. Однако они не произвольны и не

индивидуализированы, но трактуются как коллективные представ-

ления (термин Э. Дюркгейма), объективные по своей сути, и соот-

ветственно обязательные и принудительные в функциональном

отношении. Этот концепт придает культурные коннотации таким

понятиям, которыми социология обязана Дюркгейму, как социаль-

ная солидарность, аномия, а также его идеям об общественном про-

исхождении морали и религии. В контексте данной работы важно

отметить два важных аспекта этой теоретической позиции: раз-

деление коллективных действий и коллективных представлений,

1 В качестве источников используются обобщения, представленные в работах

таких авторитетных социологов культуры, как Л.Г.Ионин и Дж.Александер. См. Ио-

нин Л .Г. Социология культуры. М. «Логос». 1998. Alexander J. The Meanings of Social

Life: a Cultural Sociology. N.Y.: Oxford University Press. 2003.

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

а также детерминирующая значимость последних по отношению к

индивидуальной активности сознания.

Понимающая социология. Это направление социологической

мысли связывается с именем М.Вебера,

выделившего понятие социального действия, которому приписы-

ваются следующие атрибуты:

– рациональность — каждое из них побуждается осмысленным

намерением (интенцией) и отрефлексированной целью;

– осмысленность — каждый индивид, совершая действие, связы-

вает с ним субъективный смысл;

– совместность — в своей активности люди соотносятся с дейс-

твиями друг друга и ориентируются на них.

Последнее обстоятельство обусловливает возможность того,

что каждый понимает смысл действий, совершаемых другими.

Поскольку они совершаются сознательно, между ними как эм-

пирическими фактами и их реальной средой посредником стано-

вятся субъективный смысл, интерпретация. Понимание происходящего.

В отличие от Дюркгейма, исходившего из предпосылки объек-

тивности социальных явлений, Вебер считал своей задачей объяс-

нить, как она формируется из субъективно мотивированных дейс-

твий. С этой точки зрения общество представляется как результат

человеческих действий, искусственный, созданный людьми, т. е.

как культурное образование. Соответственно предметом социоло-

гического исследования становится многообразие идей, мнений,

убеждений, представлений, образов мира, словом, всего того, что в

совокупности принято называть культурой.

Из действий такого рода складываются социальные отноше-

ния, которые Вебер характеризует как «поведение нескольких

людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями

остальных и ориентируется на эту соотнесенность»1. Отношения

могут различаться по содержанию, форме, длительности, реали-

зоваться в рамках разных социальных образований. Важно то, что

они базируются на рациональных и доступных взаимному понима-

нию совместных действиях людей. При длительном воспроизведе-

нии отношений, сложных по своей организации, взаимная соотне-

сенность действий обусловливает их своеобразную независимость

от конкретных акторов, т. е. объективность.

В рамках этой концепции важно отметить следующие осново-

полагающие положения. Во-первых, искусственные образования

(в данном случае производные активности сознания) порожда-

ются рациональной, имеющей субъективный смысл активностью

людей. Во-вторых, в совокупности при взаимной соотнесенности

1 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen: Mohr. 1922. S. 13. Цит.

по: Л.Г. Ионин. Социология культуры. С. 56

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

такие действия приобретают характер социальных отношений.

В-третьих, последние при необходимости воспроизведения и со-

хранения устойчивости во времени приобретают характер объек-

тивных.

Символический интеракционизм. Символический интеракцио-

низм как культурно ориентированное социологическое направле-

ние, по мнению Л.Г. Ионина, тесно связан по крайней мере с двумя

предшествующими теоретическими предпосылками. С одной сто-

роны, это была концепция социальной природы человека Ч. Кули.

Речь шла о комплексе чувств, предрасположений, моральных норм,

формирующихся в непосредственных отношениях людей и состав-

ляющих идеальную сторону среды их действий. Иными словами,

возможность совместной активности обеспечивалась тем, что вне-

шним проявлениям, согласно этой концепции, соответствовали оп-

ределенные процессы, происходящие в сознании.

С другой стороны, это гипотеза об «определении ситуации», ко-

торую Р. Мертон назвал «теоремой Томаса». В свое время У. Томас

сформулировал ее так: «если ситуация определяется как реальная,

она реальна по своим последствиям». Соответственно совместная

активность людей и условия ее реализации с этой точки зрения не

объективно заданы, но детерминированы их восприятиями и пред-

ставлениями.

На этих исходных допущениях базировались теоретические

построения основоположника символического интеракционизма

Дж. Г. Мида. Он полагал, что общество и индивидуальное созна-

ние формируются и поддерживаются в процессах взаимодейс-

твий (интеракций) людей. Работа механизма, обусловливающего

совместную активность, разворачивается следующим образом.

Идеям, составляющим содержание сознания, соответствуют вне-

шние «жесты», или действия. Понимаемые не как физические, но

как вербальные выразительные средства, как слова, они становят-

ся символами, репрезентирующими представления. С их внешнего

проявления (с действия) начинается интеракция. Такого рода сти-

мулы вызывают реакции участников взаимодействия, основываю-

щиеся на том, что символы актуализуют в их сознании одну и ту же

«идею», которую можно считать их значениями.

Действие такого механизма обусловливает возможность того,

что Мид назвал «принятием роли другого», т. е.освоения и исполь-

зования «жестов», отображаемых в поведении окружающих. При

многочисленных взаимодействиях разного рода людей у каждого

формируются общие понятия —универсалии, — указывающие на

то, что существует нечто, отличное от него самого. Мид иллюстри-

рует такую возможность, обращаясь к представлению об «обоб-

щенном другом»: «Действительная универсальность и безличность

мысли и разума является результатом принятия индивидом уста-

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

новок других людей по отношению к себе и последующей крис-

таллизации этих частных установок в единую установку или точ-

ку зрения, которая может быть названа установкой обобщенного

другого»1.

Значимость идей Мида заключается не только в том, что он

предложил концепцию механизма, действие которого обеспечи-

вает возможность взаимодействия, т. е. обусловленности действий

одного актора действиями другого. Но он показал также, каким об-

разом в процессах символических интеракций находит выражение

«универсальность и безличность» социальных структур. Иными

словами, в неявном виде он признал наличие разделяемого людьми

социального пространства, придающего значения их «жестам» в

процессах взаимодействий.

Феноменологическая социология. Поиски ответа на вопрос, как

из «субъективности» множества индивидуальностей кристалли-

зуется «объективная» социальная реальность, наиболее отчетли-

во проявились в рамках так называемой феноменологической со-

циологии. Ее основоположник - австрийский философ и социолог

А. Шюц предложил свою интерпретацию понимающей социологии

М. Вебера с позиции феноменологии Э. Гуссерля, который в сво-

их поздних работах обратился к осмыслению социального мира.

В этих теоретических рамках предметной областью изучения ста-

новится реальность, образуемая практическими действиями инди-

видов и составляющая контекст их самоопределения в совместной

активности. В терминах Гуссерля она носит название «жизненный

мир».

В соответствии с исходными допущениями феноменологии

считается, что он порождается субъективными и интерсубъек-

тивными феноменами, являющимися преобразованными челове-

ческими сознанием и бессознательным связями с окружением,

т. е. представлениями о них. В таком качестве человек принимает

жизненный мир безоговорочно в его непосредственной данности,

субъективной достоверности. Это самоочевидная целостность, ко-

торая не имеет определенной выраженной структуры.

В то же время А. Шюц отмечает, что люди живут в обществе

и культуре, среди искусственных объектов, которые воздейству-

ют на них и в свою очередь подвергаются их воздействию. Иными

словами, жизненный мир не следует понимать как нечто синкре-

тичное, нерасчлененное: он некоторым образом объективирован и

упорядочен. Соответственно задачей становится изучение станов-

ления «социальной объективности, начиная с элементарнейших

процессов конституирования, порождения смыслов в «потоке опы-

та», затем «значимых действий», обладающих субъективным смыс-

1 Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press. 1936.

P. 90. Цит. По: Л.Г.Ионин. Социология культуры. С. 67.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

лом (в духе Вебера) и так далее вплоть до конституирования объек-

тивных социальных структур во взаимодействии индивидов»1.

В дальнейшем эти основополагающие идеи были разработаны

и особым образом уточнены в рамках социального конструктивиз-

ма П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодологии Г. Гарфинкеля, ког-

нитивной социологии А. Сикурела, а также новых версий символи-

ческого интеракционизма (Г. Блумер).

Следует отметить, что значимое тогда понятие «жизненный

мир» используется в современной социологии по большей час-

ти как метафора и в специальных случаях. Чаще уровень непос-

редственных межличностных взаимодействий обозначается как

«повседневная», «обыденная» реальность и противопоставляется

социетально-институциональному (или «системе» в ее структур-

но-функциональной трактовке). На словах признается, что между

ними существуют субстанциональные связи, взаимозависимость и

взаимообусловленность. Однако до сих пор такое различение со-

храняется в форме двух теоретических течений, которые концеп-

туально слабо связаны друг с другом и базируются на кажущихся

несопоставимыми исходных допущениях — феноменологических

в первом случае и общесистемных — во втором.

Становление современной социологии культуры. Дж. Александер

выделяет несколько основных теоретических направлений,

которые в разных композициях составляют основания современ-

ных концптуализаций социологии культуры. Дискуссии в этой об-

ласти разворачиваются вокруг двух тем. Во-первых, соотношение

понятий «общество» и «культура». Здесь основными становятся

вопросы: насколько «культура» независима от «социальной структуры»

и каков характер (формы и содержание) связей между ними. Во-

вторых, внутреннее строение

культуры: каковы ее ключевые составляющие

и как они связаны друг с другом. Ответы зависят от теоретических

позиций, занимаемых участниками обсуждений. Александер под-

черкивает, что современные концепции культуры в социологии

отличаются от первоначальных версий тем, что находятся под вли-

янием постклассических идей. «Таким образом, хотя каждый из

этих неоклассических подходов формулирует принципы культур-

ного анализа в духе своего основателя, то, как именно данный под-

ход отклоняется от ортодоксальной точки зрения, столь же важно,

как и то, как он ее развивает»2

«Веберианство». Суждения о вкладе Вебера в теоретическое

осмысление культуры, согласно Александеру, выстраиваются вок-

руг его работы, посвященной протестантской этике. В этом кон-

1 Ионин Л.Г. Цит.раб. С. 72–73.

2 Александер Дж.С. Аналитические дебаты: Понимание относительной автоно-

мии культуры // Социологическое обозрение. Т.6. № 1. 2007. С. 28.

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

тексте речь идет отнюдь не только о том, действительно ли она со-

ставляет необходимую предпосылку современного западного ка-

питализма. Идеи Вебера переосмысляются значительно шире. Их

интерпретация выходит за ранее сложившиеся рамки институци-

ональной трактовки ценностей и выявления структурных связей

внутри символических систем и между ними. Культура здесь рас-

сматривается как производная, можно сказать, антропологически

универсального императива формировать и поддерживать связи

с трансцендентным, совокупность которых образует особое мета-

физическое пространство. Александер отмечает, что «изучение ре-

лигиозных идей, теологических концепций спасения и фундамен-

тальной роли противоположных путей спасения, определяемых

аскетической и мистической схемами, остаются наиболее явными

аспектами веберианской теории культуры»1.

В то же время эти идеи выводятся за пределы только религи-

озной области социокультурного пространства. Им придается бо-

лее глубинный смысл, связанный с представлениями о социальном

и индивидуальном, о побуждениях к активному преобразованию

окружения, о сознании вообще. Основанные на них концептуали-

зации культуры меняют представления о социальных институтах.

Помимо функциональной значимости центром внимания стано-

вятся их символические составляющие, проявляющиеся в соот-

ношении формальных и неформальных репрезентаций институ-

циональных связей, политического контроля и частной жизни,

внутригрупповых и межгрупповых идентификаций. Вообще, это

направление социологии культуры Александер считает наиболее

близким к семиотике, поскольку здесь особое внимание уделяется

изучению внутренней логики символических систем. Отмечается

также его историческая и социальная ориентированность.

«Дюркгеймианство». Как и в предыдущем случае, при изучении

культуры религия остается основной предметной областью. В ее

рамках центром внимания становятся сложность символичес-

ких систем, их автономное существование и связь с социальными

структурами, выявление социальных референций их отдельных

составляющих. Однако в отличие от веберианского это теоретичес-

кое направление не связано с изучением исторической специфики

культурных процессов и сравнением различных этических систем.

Здесь основной акцент ставится на культурных универсалиях, на

структурных составляющих социально значимых символических

систем, независимых от исторической и локальной специфики

их актуализации. Иными словами, дюркгеймианская трактовка

культуры близка к структуралистской. По мнению Александера,

это не удивительно, поскольку влияние Дюркгейма испытали и

1 Там же.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Ф. де Соссюр, и М. Мосс, которого К. Леви-Стросс назвал осново-

положником структурной антропологии.

Как и в рамках структурализма, здесь культурные системы

рассматриваются в терминах бинарных оппозиций. Однако их

интерпретация отличается от предложенной Леви-Строссом. Это

противопоставление считается не просто проявлением антропо-

логически универсальных способностей к логическим классифи-

кациям, отделяющим культуру от природы. Подразумевается, что

оно несет в себе высокую эмоциональную и моральную нагрузку,

поскольку относится к глубинному различению сакрального и про-

фанного. Эти компоненты в совокупности образуют своего рода

систему координат, в пределах которой социальные сообщества

обретают солидарность и идентичность. Механизмом, обеспечива-

ющим эти характеристики социальной системы, считается ритуал.

Как культурная форма он обеспечивает одухотворение и эмоциональ-

ное наполнение сакральных символов, относящихся к угрозам для

личности или для социальной солидарности

Марксизм. Александер рассматривает марксизм в его запад-

ных версиях ХХ в., считая наиболее значимой фигурой, связанной

с изучением культуры, А. Грамши. Для его позиции характерно ис-

ходное допущение, что культура представляет собой производную

социальной системы как «реальной силы» общества. Она связана с

механистически (скорее,структурно-функционально) понимаемыми инс-

титутами и не существует автономно, поскольку способствует либо

поддержанию, либо изменению их.

Грамши утверждает, что культурные процессы, понимаемые

как движение идей, осуществляются в стратифицированных об-

ществах, где социальные иерархии и классовое господство подде-

рживаются политическими силами. Доминирующий способ произ-

водства определяет культуру общества в целом, поскольку те, кто ее

формирует — интеллектуалы — из-за слабой институциональной

позиции вынуждены примиряться с господствующим классом, хотя

и сохраняют значительную степень автономного мировидения.

Они в символической форме репрезентируют «самопонима-

ние» каждой социально-политической системы. Их идеи в упро-

щенном виде транслируются через каналы образования и массо-

вых коммуникаций теми, кто работает по найму в соответствую-

щих институциональных организациях. Таким образом, они ока-

зываются проводниками идеологии капитализма.

Итак, хотя капиталистическое общество иерархично и пра-

вящий класс опирается на силовые структуры, он поддерживает

свое господствующее положение и с помощью мировоззренческих

идей. Согласно Грамши, общество — это в первую очередь «мо-

рально-политический», а потом уже экономический и политичес-

кий порядок. Соответственно носители власти стремятся к тому,

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

чтобы приверженность членов общества господствующим идеям

стала частью их социализации и имела вид добровольной. А при-

влеченные к решению этой задачи интеллектуалы добровольно или

по принуждению осуществляют идеологическое господство, или

«культурную гегемонию» по отношению к «массам». Так культура

поддерживает доминирующий социальный порядок.

Однако Грамши полагает, что на смену господствующей куль-

туре неизбежно приходит новая. Но и в этом случае культурным

изменениям предшествует трансформация «реальных обстоя-

тельств». С этой точки зрения трактуется положение в обществе

и культуре рабочего класса. Его представители, будучи объектом

эксплуатации, заняты практической деятельностью. В силу этого

их сознание ориентировано практически в отличие от идеализиро-

ванного сознания аристократии или буржуазии и потому не готово

к противостоянию господствующей идеологии. Тем не менее на-

копление недовольства среди «эксплуатируемых масс» порождает

необходимость в альтернативной идеологии. Она кристаллизуется

(по Грамши, как социалистическая) на уровне интеллектуалов, за-

нимающих маргинальное положение по отношению к господству-

ющему (капиталистическому) режиму. Будучи ориентированными

практически в большей степени, чем идеалистически, составляю-

щие ее идеи отличаются очевидностью и широкой доступностью.

Без сомнения, это нормативная трактовка культу-

ры. Задача здесь заключается не только в ее объяснении или ин-

терпретации, но и в различении ее смыслов в терминах добра и

зла. «Его [Грамши] целью является не просто объяснить, как может

развиться контр-гегемоническая культура, но и показать, что она

может привести и приведет к тому, что он считает более свободной

и независимой жизнью»1. Важно также отметить, что в рамках этой

концепции культура оказывается неизбежно локализованной в со-

циальном пространстве, которое трактуется с классовых (в марк-

систском понимании) позиций.

Структурный функционализм. Принято считать, что канони-

ческую точку зрения на культуру в рамках этого теоретического

направления выразил Т. Парсонс. Он полагал, что следует изучать

ее институционализацию, т. е. процессы, посредством которых она

включается в структуры социальных систем. По мнению Парсонса,

такой акцент наиболее соответствует задачам социологии (харак-

терной для его времени), где следует основное внимание уделять

«ценностям», а не символическим системам как таковым.

В этом теоретическом контексте ценности понимаются как

символические абстрактные полюсы соотнесения при обсужде-

нии основных институциональных проблем. Обычно выделяются

1 Там же. С.35.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

такие оценочные шкалы, как равенство-неравенство, спонтан-

ность-дисциплина, авторитет-критика власти, общественная-час-

тная собственность. Согласно Парсонсу, именно в соответствии

с ними акторы делают выбор между реальными альтернативами.

Институционализация такого рода эталонов означает, что они ста-

новятся составляющими определенных функциональных ролей.

Для акторов (индивидуальных или коллективных) следование инс-

титуциональным ценностям поощряется, а пренебрежение ими —

осуждается. В результате вокруг этих оценочных шкал, считает

Парсонс, формируются институциональные нормы.

В этом случае важно подчеркнуть, что акцентируется специ-

фично институциональный аспект культуры. Однако им не исчер-

пываются даже процессы, происходящие в рамках организаций,

поскольку здесь наряду с формальными функциональными свя-

зями неизбежно существуют и неофициальные межличностные

отношения. Что касается повседневной культуры, то с помощью

концепции Парсонса описывается лишь незначительная ее часть.

Постструктурализм. Именно это интеллектуальное течение,

по мнению Александера, оказало влияние на изменение осново-

полагающих идей классиков модерна. Оно зародилось в конце

1960-х гг. на пересечении критических ориентаций, которые приня-

то связывать с идеями (нео)марксизма, с одной стороны, а также те-

оретических построений в области семиотики и структурализма —

с другой. В то же время сложившееся направление существенным

образом отличается от его истоков. Это отчетливо прослеживается

в работах таких, например, авторов, как М. Фуко и П. Бурдье. И тот,

и другой вышли за пределы рассмотрения культуры как текста, ко-

торый следует интерпретировать в терминах его самого (герменев-

тически), как это предлагали радикальные структуралисты. Они

указали на связь символизации с социальными классами и влас-

тными структурами. В то же время оба отмечали ограниченность

структурно-функциональной концепции социальной системы,

подчеркивая, что ее структурные составляющие имеют определен-

ные значения и смыслы. Общественные классы и слои, институ-

циональные организации можно рассматривать с точки зрения их

строения. Но этого недостаточно для объяснения их устойчивости

и изменчивости. Необходимо признать, что совместная активность

в их рамках детерминируется не только их внутренней формой, но

и характерными для них культурными кодами.

В рамках постструктурализма предпринимаются попытки най-

ти компромисс между структурным функционализмом с его чрез-

мерным акцентом на формальных характеристиках социальных

систем и семиотикой (семантикой) , где основное внимание уделя-

ется значениям и смыслам того, что происходит между людьми и

их окружением. Соответственно здесь отчетливо прослеживается

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

тенденция «рассматривать социальные и культурные системы как

тесно переплетенные, а социальные структуры и социальных ак-

торов — лишь как результат реализации культурных дискурсов и

кодов, которые, в свою очередь, являются лишь воспроизведением

политических и экономических ограничений»1. В этой связи сле-

дует подчеркнуть, что в настоящее время ведутся активные поиски

теоретических связей между формами и содержанием обществен-

ной жизни, и все более важным становится обращение к понятию

культурных кодов.

Сближение социологии и антропологии . На современной ста-

дии формирования социологии культуры важное значение при-

обретает обращение к антропологическим теоретическим идеям.

В свое время по известным интеллектуальным причинам — разгра-

ничение предметных областей, объектов исследования, концепту-

альных ориентаций — социология и антропология из первоначаль-

ного синкретизма выделились в отдельные науки и учебные дис-

циплины. Следует подчеркнуть, что в теоретическом смысле между

ними никогда не было непроницаемых границ. Так, теория социаль-

ной стратификации, широко распространенная в социологии, была

разработана антропологами. А концепция эволюционных универ-

салий, которые в силу их искусственного происхождения можно

считать культурными феноменами, принадлежит социологу —

Т. Парсонсу. Вместе с тем вплоть до сравнительно недавнего време-

ни вопрос о необходимости использовать в единой теоретической

схеме социологическое и антропологическое знание в открытой

форме не ставился. Сейчас эта идея не вызывает сомнений, об этом

много говорят, хотя и признают, что преодоление дисциплинарных

различий связано с целым рядом затруднений. Тем не менее поис-

ки, которые осуществляются в этом направлении, свидетельствуют

о том, что такой синтез вполне достижим, и можно выделить те на-

правления, в соответствии с которыми он осуществляется.

Обращение к антропологическим универсалиям. Эту тему мож-

но считать одной из центральных на протяжении всего существо-

вания антропологии. В социологии культуры она присутствует в

структуралистской форме и связана с принятой здесь трактовкой

символической реальности. Начиная со структурной антропологии

К. Леви-Стросса, здесь сложилась устойчивая ориентация на вы-

явление инвариантных структур, изначально присущих человеку,

которые придают определенность его отношениям с окружением

и находят выражение в символических формах. В рамках социо-

логии культуры эта теоретическая позиция обусловила не только

обращение к контекстам социально обусловленного продуцирова-

ния значений и смыслов, устойчивых связей между людьми, инс-

1 Бурдье П. Цит.раб.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

титутов. Она позволила также поставить вопрос о механизмах их

взаимной автономизации и способах независимого существования

социальных структур и культурных образований.

В конечном итоге было признано, что социальные взаимо-

действия во многом определяются «глубинными структурами от-

ношений», которые не осознаются акторами. Они порождают

собственно социальную реальность, которая затем своими путями

приобретает знаково-символическую репрезентацию. Иными сло-

вами, закономерности взаимодействия и символической коммуни-

кации различаются между собой. В то же время единицы послед-

ней представляют собой открытые формы, меняющие значение

в зависимости от характера интеракционных ситуаций, которые

обусловливают их определенную интерпретацию. Таким образом,

теоретический «зазор» между универсальными антропологичес-

кими свойствами социальности и символизации открывает перед

социологами культуры возможность ставить вопрос как об их вза-

имосвязях, так и об их относительной независимости друг от друга.

Дальнейшие исследования уже постструктуралистского на-

правления были связаны с дифференциацией этой появившейся

предметной области. Работы Р. Барта, Ж. Деррида, М. Фуко и др.

породили для ее определения целый ряд новых понятий, таких как

«письмо», «культурный код», «дискурсивные практики», «эписте-

ма», «архив», «археология знания», и их производных. Этот теза-

урус, хотя и далеко не завершенный, задает иное по сравнению с

ранее существующим представление о социальной реальности,

превращая ее изначально в социокультурную.

Влияние «этнонаучных» представлений. В рамках социологии

культуры все более широкое распространение приобретает особое

ответвление структурализма, обозначаемое в антропологии как эт-

нонаука. Это теоретическое направление связано с изучением так

называемых «естественных» классификаций (символически упо-

рядоченных областей социокультурной реальности) и парадигм

(правил поведения и взаимодействия в пределах таких порядков).

Они складываются в контексте непосредственных обыденных

(повседневных) взаимодействий и коммуникаций нерефлексивно

и так же используются. Тем не менее эти символические порядки

играют важную конституирующую роль в совместном существо-

вании людей. Они отличаются от социетально-институциональных

образований, которые в рамках социологии трактуются как рацио-

нальные и интенциональные.

Как отмечает П. Бурдье, объективистски понимаемая социаль-

ная реальность на самом деле воспринимается и структурируется

людьми по-разному. В рамках социологии это со всей очевиднос-

тью продемонстрировали этнометодологии. Соответственно в

предмет социологии культуры следует включать и объективиро-

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

ванные ее составляющие, и их восприятие, представления об их

смыслах и значениях у людей, занимающих различные позиции

в социальном пространстве. Он полагает, что наступило время

«пойти на разрыв с объективизмом, введя в поле анализа элемен-

ты, которые ранее пришлось исключить, чтобы сконструировать

социальную реальность. Социология должна включить и социоло-

гию восприятия социального мира, то есть социологию формиро-

вания мировоззрений, способствующих, в свою очередь, констру-

ированию реальности. Но, учитывая, что социальное пространство

сконструировано нами, мы понимаем, что любая точка зрения, как

показывает само это словосочетание, — это взгляд с определен-

ной точки, то есть с определенной позиции, в рамках социального

пространства»1.

Влияние интерпретативной антропологии. Значительное

влияние на становление современной социологии культуры ока-

зала интерпретативная антропология К.Гиртца. Следует отметить,

что сам автор черпает теоретические предпосылки своей широ-

ко известной работы «Интерпретация культур» из социологии —

из теории Т. Парсонса. Он рассматривает культуру как сложный

многомерный текст, который порождается в социальной жизни и

в свою очередь влияет на нее. Отношения между ними трудно уло-

вить, поскольку они запутаны и зачастую скрыты от наблюдения.

Однако они находят отображение в культурной реальности, кото-

рая, как всякий текст, может быть прочитана. Более того, читается

и интерпретируется людьми, испытывающими необходимость ис-

кать смысл в собственном окружении.

Гиртц предлагает своего рода герменевтическое прочтение

чужой культуры. Для этого, считает он, необходимо использовать

метод «подробного описания», который связывается с появлением

так называемой новой этнографии. Речь идет о записях, которые

ведет антрополог в ходе участвующего наблюдения. В отличие от

принятых ранее техник здесь речь идет не просто о том, чтобы опи-

сывать наблюдаемое, представляя его в двух перспективах - своей

собственной и информанта. Он должен также подробным образом

фиксировать, что происходит вокруг, а также собственное участие

в этом, свои переживания и соображения по поводу разных ас-

пектов ситуации. При такой рефлексивной позиции антропологу

открываются и связи между взаимодействием и коммуникацией,

и значения слов и жестов информантов, и смыслы взаимных реак-

ций в таком контексте.

Эта позиция наиболее близка основоположнику так называемой

«сильной» программы культурной социологии Дж. Александеру.

Он полагает, что герменевтическая позиция Гиртца наилучшим

1 Бурдье П. Цит.раб.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

образом подходит для прочтения культуры как текста, а отправной

точкой в этом случае становятся принятые здесь знаки и символы.

Он разделяет точку зрения Леви-Стросса, что смыслы представля-

ют собой производные от знаковой системы, а не от социальной

структуры. Соответственно их можно считать относительно сво-

бодными от детерминированности ею.

Представление о том, что организация знаков и символов

в определенные порядки составляет текст культуры, позволяет

рассматривать ее как совокупность различных форм наррати-

вов — моральная пьеса, мелодрама, комедия, трагедия и т. п. Такая

концептуализация, по мнению Александера, становится мостом

между герменевтической позицией Гиртца и его собственной.

Соответственно любой культурный текст помещается в контекст

нарративов, характерных для социальных институтов, задающих

им определенные смыслы. Таким образом, социетально-институ-

циональное пространство становится аналитической областью,

где оказывается возможным объединить условия социальных ин-

теракций, участвующие в них социальные силы и используемые

здесь культурные коды. При этом, Александер подчеркивает, что

институты, процессы и акторов следует рассматривать в качестве

причинных посредников, а не первопричин смыслов производи-

мых ими культурных текстов.

Все сказанное выше позволяет констатировать, что выделение

социологии культуры в самостоятельную область исследования ос-

новывается на серьезных теоретических предпосылках и связано с

осмыслением таких проблем, которые стали в рамках социальных

наук общепризнанными, но не могут быть решены с помощью пре-

жних познавательных моделей. Основная из них — это изучение

изменчивости социальной жизни, ее движущих сил, механизмов,

упорядоченности и т. п. Для этого теории социологического мей-

нстрима оказались недостаточными. Тенденции сводить объясне-

ние всех социальных процессов к экономической и политической

обусловленности оставили вне сферы изучения другие, не укла-

дывающиеся в эту схему. Для их интерпретации оказалось необ-

ходимым наряду с институциональным анализом обратиться к бо-

лее подробному изучению повседневной реальности, т. е. помимо

макрсоциологических теорий начать формировать микросоциологические.

В этом случае обращение к понятию культуры оказывается

необходимым. На микроуровне в сфере исследовательского вни-

мания оказываются не только структурные, но и содержательные

аспекты совместной активности людей, взаимное влияние симво-

лических и социально-функциональных систем и их относитель-

ная автономность, вариации взаимодействий и коммуникаций как

область порождения социальных и культурных изменений. В свое

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

время еще К. Манхейм писал: «Для того, чтобы вообще могла воз-

никнуть социология культуры, была необходима новая точка зре-

ния, новая концепция произведений духа, которую принято назы-

вать генетической, и в качестве ее специальной разновидности —

концепция социогенетическая»1.

Пока социология культуры как теоретическое направление на-

ходится в стадии становления, ее немногочисленные версии раз-

рознены, а их адепты нередко конкурируют друг с другом. В то же

время, как было показано выше, уже сейчас можно в самом общем

виде выделить ее основания, границы. Далее речь пойдет о ее пред-

метном поле и приоритетных проблемах.

Определение социологии культуры. Первоначально в отечест-

венных словарях социология культуры определялась как область

социологии, изучающая социальные аспекты производства, рас-

пространения, хранения и потребления культурных ценностей, то

есть преимущественно закономерности функционирования куль-

туры. Это стандартное ничего не говорящее клише было вполне

удовлетворительным, пока социологи культуры ограничивались

подсчетом посещений развлекательных учреждений и предпочте-

ний в области искусства. Оно удовлетворяло и теоретиков, кото-

рые прежде занимались социологией знания, искусства, религии,

идеологии. В их задачу не входило понимание смысла культурных

образований в контексте совместного существования людей. Их

интересовало, как они детерминируются институциональными,

главным образом, экономическими и политическими структурами.

Сторонники нового направления в социологии культуры на-

стаивают на том, что коллективные представления, интерпретации

социальных событий, следование сложившимся идеологиям или

конструирование новых и т. п. обладают не меньшей объяснитель-

ной силой, чем формы жизнеобеспечения и социального контроля.

Такие исследователи, как Дж. Александер, П. Бурдье, Э. Гидденс,

Р. Уильямс полагают, что эта область познания представляет собой

не просто отрасль социологии. Это особое понимание обществен-

ной жизни, отличающееся от того, что ранее утвердилось в рамках

социологического мейнстрима. Их различие характеризуется «не

объемом исследуемого явления, а тем, что один и тот же предмет

рассматривается ими с различных сторон»2.

Задачи социологии культуры. Задачи социологии культуры еще

в 1940-х гг. сформулировал К.Манхейм, исходя из ее определения

как науки, изучающей «основополагающий феномен культуры» на

уровне социологических понятий3. Представление об их общем со-

1 Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская

книга. 2000. С 245.

2 Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс. 1984.С.9.

3 Манхейм К. Цит. Раб. С.256

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

держании мало изменилось с тех пор, хотя терминологически вы-

ражается отчасти по-другому. Соответственно в рамках этой науки

следовало изучать:

– какую роль играет «общественно-историческая реальность»

(Дильтей) в процессе формирования культурных образований, в

какой степени она проникает в их внутреннюю структуру;

– какую формообразующую для общественной жизни функцию

выполняют эти образования самим фактом своего существования;

– в какой степени и каким образом они становятся социально

приемлемыми и разделяемыми.

Такими общими задачами определялась предметная область

этого научного направления — социальные аспекты порождения

культурных феноменов (понимаемых как идеальные) и их влияние

на конституирование общественной жизни. При этом он подчер-

кивал, что феномены культуры могут рассматриваться и осмысли-

ваться в рамках науки лишь в той мере, в какой они зафиксиро-

ваны в понятиях. В то же время между понятиями и феноменоло-

гически понимаемой «реальностью» нет непосредственной связи,

«наподобие копии». Их содержание определяется взаимосвязями,

внутри которых они образуются.

В этом концептуальном контексте появляется необходимость

определенных методологических корректив, связанных с выделе-

нием социологии культуры в особую область познания. Манхейм

подчеркивал, что метод теоретического исследования позволяет

извлечь из феноменов ровно столько, сколько определяется точ-

ным пониманием проблем изучения, зафиксированных в системе

понятий. Соответственно о достоверности получаемого знания, с

его точки зрения, можно судить по двум критериям: «по степени…

до-теоретической чувствительности в отношении подлежащих

рассмотрению феноменов, а также по состоянию понятийной сис-

тематики, которая в свою очередь имеет собственные логические

законы развития»1.

В связи с этим социологии культуры нужен свой инструмен-

тарий. Прежде всего, необходимо построить социологическое

определение культуры. Далее, следует разработать соответствую-

щую социологическую терминологию, т. е. отрефлексировать, как

меняется понятийный аппарат, относящийся к культуре, когда ее

феномены становятся объектом социологического рассмотрения.

Наконец, важно давать себе отчет в том, что фундаментальной на-

укой социология остается до тех пор, пока речь идет об изучении

общества; в рамках же социологии культуры она становится ме-

тодом для изучения феномена, до известной степени автономного

от нее.

1 Там же. С. 256.

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

В дальнейшем его представления о социологии культуры ока-

зались актуальными и были развернуты в рамках практически всех

ее направлений.

Контрольные вопросы

1) Изменение познавательных оснований (смена познавательных

парадигм) в социальных науках.

2) Классические теоретические истоки представлений о культуре

в социологии.

3) Современные теоретические основы социологии культуры.

4) Причины сближения социологии и культурной (социальной)

антропологии.

5) Определение социологии культуры

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретические предпосылки формирования социологии культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги