рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ти и социокультурного пространства

Ти и социокультурного пространства - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Социокультурная Реальность, Жизненный Мир Людей Трак- Туется В Рамка...

Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак-

туется в рамках социологии культуры как контекст их существо-

вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

время обусловливающий их социализацию и инкультурацию.

Соответственно каждый человек исходно оказывается включен-

ным в отличное от него окружение, формы и содержание которых

существовали до его рождения. Таким образом он связан с исто-

ризмом», запечатленным в следах прошлых последовательностей

событий, сменявшихся парадигм взаимодействий, сдвигов в оцен-

ках социальных фактов. Во временном отношении понятие контек-

ста не соотносится с началом антропогенеза, с архаическим опы-

том и т. п. Речь идет об указании на то, что социокультурная ре-

альность включает в себя следы прошлого, что некоторые из куль-

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

турных образований устойчивы во времени и предпочтительнее их

осваивать, а не пытаться разрушать.

Исторически сложившиеся социальные и культурные формы,

рассматриваемые в современном контексте, оказываются разно-

родными и не сводимыми друг к другу. Как отмечал К. Леви-Стросс,

«всякая культура может рассматриваться как ансамбль символи-

ческих систем», которые «всегда остаются в известной степени

несоизмеримыми, и именно эта неравномерность измерения раз-

личных символических систем и определяет скольжение социаль-

ной структуры, переход от одного состояния общества к другому»1.

Иными словами, устойчивость культурных образований не означа-

ет их системной взаимосвязности и взаимозависимости. Это раз-

ные измерения анализа общества и культуры. Именно эта позиция

становится центральной для понимания социальной реальности и

социокультурного пространства в контексте постмодернистских

построений.

Отказ от идеи целостности и единства социокультурной реаль-

ности. Из сказанного ранее следует, что исходные допущения пос-

тмодернистских теорий не содержат идеи единого целостного по-

рядка, a priori предопределяющего течение социокультурной жиз-

ни. Здесь, скорее, предполагается изначальная множественность

несводимых друг к другу либо более, либо менее организованных

и устойчивых образований, в пределах которых она реализуется.

Ценой за такую «гетеротопию», или децентрирование, становится

отказ от самой возможности говорить об обществе и культуре как

«едином целом». Соответственно меняются и принципы их изуче-

ния. Видный теоретик постмодерна И. Хассан выделяет в качест-

ве наиболее характерных такие конститутивные познавательные

тенденции, как неопределенность и имманентность. Они ни анти-

тетичны, ни диалектичны, ни синтетичны. Каждая содержит свои

собственные внутренние характеристики. Подобно ортогональ-

ным осям координат они определяют характерное для постмодерна

познавательное пространство, в пределах которого и трактуются

отношения человека с окружением.

Под неопределенностью автор понимает сложную категорию,

содержание которой помогает очертить предметную область, оп-

ределяемую совокупностью таких разнородных понятий, как двус-

мысленность, непоследовательность, множественность, плюраль-

ность, контингентность, переворот, перверсии, деформация. Одно

последнее включает в себя ряд других: разрушение, дезинтеграция,

деконструкция, децентрирование, смещение, различение, разъеди-

нение, исчезновение, декомпозиция и т. п. Через все эти признаки

автор стремится передать представление о распавшемся, несоздан-

1 Цит. по: Н.С. Автономова. Философские проблемы структурного анализа в

гуманитарных науках М., 1977. С.112–113.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

ном, хаотичном, побуждающими формирование проблемного поля

и дискурса постмодернистских теоретических построений.

Понятие «имманентность» автор использует без религиозных

аллюзий и для того, чтобы обозначить свойство людей генерализо-

вать свои отношения с окружением и самих себя в символах, воз-

действовать на себя через свои собственные абстракции и таким

образом создавать и изменять свою собственную реальность. Это

измерение выражается через такие понятия, как диффузия, рас-

творение, взаимодействие, коммуникация, взаимозависимость,

которые представляют собой производные от свойства человека

использовать язык, изображать, обозначать, от его способности

к познанию и конструированию себя, к тому, чтобы детермини-

ровать свой универсум символами собственного производства.

Имманентность порождает из неопределенности множество об-

ластей социокультурной реальности со своими собственными еди-

ницами, кодами, строениями.

Хассан фактически представляет постмодерн как предпосылку

формирования новой познавательной парадигмы, связав ее глав-

ным образом с концептами деконструированности–децентрали-

зованности отношений людей с окружением. Речь по сути дела идет

о радикальном эпистемологическом и онтологическом сомнении в

отношении ранее общепризнанных истин, которое предшествует

формированию новых познавательных оснований. В то время как

сторонники модерна ищут, как защитить свою «картину мира» от

собственного знания о «реальности» хаоса, о хрупкости любого

воспринимаемого порядка и сомнительности «центра», постмо-

дернисты принимают хаос и имманентную способность человека

выстраивать в отношениях с ним разного рода порядки в качестве

проблемной области и ищут способов ее осмысления в философс-

ких и социально-научных терминах.

Из категорий «неопределенность» и «имманентность» первая

оказывается более сильной с точки зрения преодоления онтологии

априорного порядка. Имманентность же предполагает свойство

человека соотносить с собой неупорядоченное окружение. В этом

случае ни одна интеллектуальная или моральная система, ни один

способ восприятия реальности не могут быть окончательно леги-

тимизированы как безусловные, претендовать на онтологическую

приоритетность. Соответственно возможным становится прагма-

тическое оправдание как интеракции, так и взаимной автономнос-

ти единиц контекста человеческого существования1.

По сравнению с предшествующей познавательной парадиг-

мой, где в качестве исходного принималось допущение о нередуци-

руемом дуализме материального и идеального, земного и небесно-

1 См. Hassan I. Ideas of cultural change // Innovation/Renovation. New Perspectives

on the Humanities. Hassan I., Hassan S. (eds.). Madison, 1983. P 27–28.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

го, профанного и сакрального, плюрализм постмодерна открывает

новые возможности в интерпретации социокультурных событий.

Здесь принимается возможность использования разнородных

принципов конструирования социальной реальности, порождаю-

щих множество миров, которые могут вступать в отношения друг

с другом, а могут существовать параллельно. Соответственно по-

является отличная от периода модерна интерпретация понятия из-

менчивости. «Освобождение от неизбежно линейного разворачи-

вания времени, как это было в рамках модернизма, равно как и от

естественной попытки избежать такой линейности (принимавшей

форму различных философских или научных абстрактных схем

полностью обратимого и идеально контролируемого времени) по-

родило идею исторической относительности. Она представляется

как обширная сеть взаимных детерминаций, где необратимость

определенных значимых выборов порождает новые образцы об-

ратимости. Это своего рода процесс «креативной эволюции» без

какой бы то ни было предустановленной цели и преднамерен-

ности. Наше сознание существует во множественности (акту-

альных и возможных) миров, в постоянном «хронотопическом»

изменении»1.

Децентрированность динамического жизненного пространс-

тва. С этой точки зрения на смену представлению о четко струк-

турированной форме социокультурной динамики — линейной,

эволюционной, циклической — приходит иное ее понимание. Оно

выражается метафорой «ризома» 2. Термин заимствован из бота-

ники и обозначает определенный тип корня растения, который не

является ни одиночным, ни пучкообразным ответвлением от еди-

ного стебля, но разрастается в разные стороны дробными ветвле-

ниями. Применительно к социокультурной реальности речь в этом

случае идет о беспорядочном возникновении множественности, о

движении, не имеющем превалирующего направления и регуляр-

ности, что не позволяет предсказать его траекторию.

В рамках парадигмы модерна при осмыслении процессов, про-

исходящих в обществе и культуре, большое значение придается

оппозиции «центр–периферия». Она выполняет роль формообра-

зующих принципов: организующего, сохраняющего целостность

системы, и ограничивающего, регулирующего ее подвижность.

Идея «центра» редуцирует ее становление к формированию опре-

деленных границ и внутренней конфигурации. Концепция «ризо-

мы» указывает на то, что такой условный центр неструктурирован

и в некотором смысле существует и внутри, и вне системы. Такое

1 Calinescu М. From the one to the many: pluralism in today’s thought.//Innovation/

Renovation. Hassan I., Haassan S. (eds.) Madison, 1983. P 248.

2 См. Deleuse G., Guattari F. Capitalisme et schisophrenie. Vol.II. Mille plateau.

P. 1980.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

представление имеет смысл, если центр системы конструируется

как доминанта среди составляющих ее элементов и в ее отношени-

ях с окружением.

Вследствие этого утрачивается смысл столь значимой для

предыдущей парадигмы оппозиции «норма–аномалия», «орто-

доксия–ересь». Это происходит при деконструкции канона, си-

туации, при которой значения полюсов оппозиции подвергаются

критическому рассмотрению, в результате чего становятся отно-

сительными и утрачивают четкость. Такому состоянию неопреде-

ленности, дезориентированности сторонники постмодернизма не

стремятся противопоставить новые системные порядки. Они об-

ращаются к идеям бриколажа, полистилистики, в соответствии в

которыми все исторические культурные и художественные стили,

эпистемы становятся равноправными. Их относительность и конс-

труктивистская условность становятся очевидными.

На смену системному представлению о социокультурной ре-

альности, о ее динамике пришли плюрализм исходных принципов

организации опыта («программный эклектизм»), относительность

систем соотнесения истинности или ложности суждений, множес-

твенность возможных эквивалентных интерпретаций одного и

того же события. Эти черты обнаруживаются в искусстве, социаль-

ных науках, массовой культуре. Допущение об исходной неопре-

деленности отношений людей с окружением, ризомном характере

их динамики, их контингентных результатах, выявление оснований

построения социокультурных порядков и причин их устойчивости

или отказа от них становится существенной проблемой изучения

микродинамики совместного существования людей.

Социокультурная реальность предстает здесь как неопреде-

ленное поле, в лучшем случае как сегментированное и фрагмен-

тарное динамическое пространство, а не как системные целост-

ности, называемые обществом и культурой. В этом пространстве

для анализа выделяются микро– и макродинамический уровни в

соответствии с двумя типами сегментирования — «молярным» и

«молекулярным». Так, «масса», «популяция» — это концепты, от-

носимые к молярному уровню, указывающие на характеристики

социокультурных образований со слабыми внутренними функци-

ональными связями. Тогда как понятия «класс», «общность», «со-

общество» относятся к молекулярному уровню, где предполагается

их внутренняя организованность. Вторые типы образований при-

обретают форму благодаря взаимодействиям и коммуникациям

людей на первом уровне. Эти две теоретические конструкции на-

деляются различными контурами существования в социокультур-

ном пространстве, а их внутренние морфологические и динамичес-

кие характеристики определяются по соответствующим каждой из

них показателям.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Концепции «общности», «сообщества» занимают в социоло-

гии постмодерна такое же значимое место, которое принадлежит

понятиям «общество», «социальная система» в структурно-функ-

циональной теории. Сосуществование, соприсутствие сообществ

в порождаемом их совместной активностью пространстве — эта

идея не предполагает обязательной синхронизации их действий и

соподчинения в системе общественного разделения функций.

Концепция децентрирования снимает представление о том, что

вся социокультурная жизнь однозначно детерминирована социе-

тальными институтами. Сосуществование различных сообществ

считается неиерархизированным. Поскольку в социологии поня-

тия власти и авторитета продолжают занимать центральное место

в рассуждениях о социальной реальности, ее неинституционализи-

рованный уровень трактуется в драматических тонах. Считается,

что при ослаблении действия власти и авторитета индивид вы-

свобождается из-под влияния любых групп принадлежности, Но,

оставаясь без социальной поддержки, он маргинализуется. По

мере того как в современных условиях этот процесс приобретает

все большие масштабы, возрастает напряженность в отношениях

между теми, кто продолжает быть интегрированным в локальные

группы, и теми, кто благодаря детерриториализации переходит в

пространство неорганизованной «массы».

Здесь такие люди сталкиваются, по мнению критиков модерна,

с многообразием типов рациональности, ценностным релятивиз-

мом, плюральностью жизненных миров, мировоззрений, культур-

ных идентичностей. Их динамическая смесь порождает для людей

постмодерна ситуацию, при которой возрастает ненадежность

культурных ориентиров при выборе жизненного пути. Они пос-

тоянно сталкиваются с разрозненными фрагментами прошлого

и настоящего, живут в «мозаично–цитатном», «интертекстуаль-

ном» мире. В таком окружении они сами становятся плюралистич-

ными, не связанными ни с какими объединяющими принципами,

руководствующимися разнородными идеями и авторитетами, не

объединенными ни синхронно, ни диахронно. Сегодня такая ситу-

ация оказывается для них неосвоенной, проблемной: социальные

формы, соответствующие ей, еще не сложились, культурный стиль

«еще не задан, участники процесса должны находить его самостоя-

тельно, им неоткуда его перенять»1.

При невозможности обрести структурную упорядоченность

опыта в рамках культурной дихотомии «центр–периферия» сме-

на фрагментов переживаний становится для людей единственной

феноменальной реальностью. Соответственно особую значимость

приобретает эстетическое начало, особенно способность к воспри-

1 Welsch W. Postmoderne — Pluralitat als ethischer und politischer Welt. Koln,

1988. S.26.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

ятию различий, отклонений, расхождений, гетероген-

ности. Такой опыт помогает понять плюралистичность современ-

ной реальности, принять ее на уровне не только обыденного, но и

социально- научного познания. Актуализация антропологического

свойства воспринимать реальность в образной форме составляет

сегодня важную компоненту культурной компетентности, необхо-

димую людям в повседневной жизни и характеризующуюся таки-

ми навыками, как внимание к изменчивости, готовность к встрече

с неизвестным, преодоление стереотипов.

Попытки выделить некоторые универсальные принципы упо-

рядочения отношений людей с неопределенным окружением,

предпринятые в рамках постмодернизма, привели к накоплению

некоторого количества типичных структур и обнаружению их

относительности. Более того, при их разграничении между ними

обнаружились «маргинальные» пространства с неопределенны-

ми внутренними формами и внешними очертаниями. Считается,

что такого рода «промежутки» существуют на социетально- инс-

титуциональном и личностном, акционистском и дискурсивном

уровнях. Они рассматриваются как своего рода межструктурные

пустоты, освобождающие место для культурно «не связанных» им-

пульсов и желаний людей1.

Детерриториализация, маргинализация социокультурного про-

странства. Метафорическая представленность этой темы принадле-

жит Ж.Делезу и Ф.Гуаттари2. Предметом их интереса стала пространс-

твенная организация жизненного мира, осмысленная с точки зре-

ния двух исходных допущений. Во-первых, предполагается, что

явление территориальности исторически вторично по отношению

к первично неразграниченному, «детерриториализованному» про-

странству. Во-вторых, желание и его означивание вслед за Лаканом

считаются побудительным началом, раскалывающим, децентриру-

ющим индивидуальную целостность. С этой точки зрения знак рас-

сматривается как ограничитель желания, выделяющий определен-

ную территорию для его реализации из безграничного окружения.

Соответственно, будучи означенным, желание вытесняется отсюда.

Понятие территориальности было заимствовано из этологии.

Оно «обозначает совокупность процессов и разного рода механиз-

мов, посредством которых живые существа провозглашают, мар-

кируют и защищают территорию своего общения, для того чтобы

не допустить на нее посторонних»3. Применительно к человеку

сюда добавляются «мотивированные познавательные структуры,

которые человек демонстрирует по отношению к окружающей его

1 Th. Heller, D. Wellbery. Introduction // Reconstructing Individualism. Standford,

1986. P.1–15.

2 G. Deleuse, F. Guattari. Op. cit.

3 Дж. Гелд. Основы поведенческой географии. М., 1990. С. 98.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

среде обитания, на которую он предъявляет право собственности и

которой он пользуется по преимуществу частным образом»1.

Считается, что на первой, дотерриториальной стадии каждый

репрезентирует «чистую социальность»: его желания, намере-

ния, поведение не ограничены индивидуальной идентичностью.

Территориальная стадия начинается с кодификации совместного

существования, ограничения свободы в сканировании окружения

представителями сообщества, установления территориальных гра-

ниц и структур. Популяция разделяется на индивидов, подчиня-

ющихся им, и субъектов произвольных желаний, которым здесь

не остается места. Соответственно они вынуждены перемещать-

ся в маргинальные по отношению к организованным области.

Маргинальное положение импульсивности и склонных проявлять

ее открыто обусловлено тем, что они оттесняются на периферию

процесса территориализации, если не интегрируются в него.

Полагая, что современная социокультурная ситуация характе-

ризуется детерриториализацией, Ж. Делез и Ф. Гуаттари применя-

ют к ней свою метафору. По их мнению, в ее рамках значительная

часть людей вынужденно оказывается неспособной определить

свое место в окружении прежних разрушающихся социокультур-

ных порядков. В таких условиях происходит маргинализация цело-

го ряда социокультурных групп, теряющих свои места в контексте

существующих социетальных институтов. В ответ на это складыва-

ется определенная идеология, оправдывающая ценностный реля-

тивизм, фрагментированность и децентрированность жизненного

мира и личности, маргинальность, подвижность, незакрепленность

переживаний и представлений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ти и социокультурного пространства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги