Реферат Курсовая Конспект
Трансляция и освоение общекультурной информации - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры В Совокупности Обыденные Формы Социальности И Их Пространс- Твенно- ...
|
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс-
твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен-
ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образа
жизни людей. Она обусловлена распределением време-
ни и усилий на участие в перечисленных выше типах действий и
отношений, в формах обмена социально значимой информацией
различного качества.
Разумеется, такое участие предполагает, что члены общества
обладают соответствующими знаниями и навыками, которые,
как говорилось ранее, неспецифичны по сравнению с професси-
онально необходимыми.
Обыденное знание в сопоставлении со
специализированным характеризуется синк-
ретизмом, ярко выраженной оценочной компонентой. Единицей их анализа принято считать представление. Эта социально-
научная категория позволяет описывать
когнитивный слой обыденной жизни, который пересекается
со сферой профессиональной
деятельности.
Обыденное знание приобретается через особые институты, к
которым в первую очередь следует отнести воспитание и общее об-
разование, средства массовой информации, искусство и игру.
Институты общего образования. Социокультурные институ-
ты воспитания и общего образования представляют собой свое-
образные хранилища неспецифичного знания и механизмы его
трансляции из поколения в поколение. В домашних условиях мож-
но говорить об обычаях, связанных с социализацией в различных
социокультурных группах. На социальном уровне наиболее по-
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
казательным институтом является общеобразовательная школа.
Школьные программы выстраиваются с намерением дать людям
некоторые общие представления о мире, о своей стране, о куль-
турных ценностях, о нормах социальной жизни. Естественно, что
для столь обширной программы срок школьного обучения оказы-
вается относительно малым. Поэтому в процессе обучения приоб-
ретаются наборы разнородных и общих представлений, которые
служат самыми первичными и приблизительными ориентирами в
социокультурном пространстве.
В школе приобретаются также определенные навыки поведе-
ния и интеракций в официальных и неформаль-
ных институциональных ситуациях, представления о культурных
идентичностях. Эти навыки являются социально значимым допол-
нением к опыту интимных контактов, приобретаемому в семье.
Здесь осваиваются представления о социокультурных статусах,
ролях, нормах и санкциях. Их непосредственное воздействие в
коллективе в системе отношений «учитель-ученик» и сверстников
друг с другом позволяет человеку видеть себя глазами других, бла-
годаря чему определенные, способы организованной активности,
оценочные критерии закрепляются в социально приемлемые при-
вычки и стереотипы поведения, в определенные культурные иден-
тичности. Таким образом, в результате школьного обучения приоб-
ретаются самые общие представления об окружении без навыков
оперирования его элементами, а также конкретные навыки пове-
дения в рамках институциональной организационной структуры
без их специального осмысления. Такое положение дел восполня-
ется за счет иных источников жизненного опыта.
Средства массовой коммуникации. Важным источником не-
специфичного знания в современном обществе являются средс-
тва массовой коммуникации. Печать, радио, телевидение, кино
обеспечивают людям широкое и разнообразное информационное
поле, содержащее множество областей, различных по характеру
сведений, представляемых в разных формах. Пространственно-
временные границы этого поля постоянно меняются за счет пере-
мещений фокуса внимания, обусловленных отношением людей
к текущим социокультурным событиям. Средства массовой ком-
муникации выполняют в обществе функции своеобразного поли-
экрана, на который проецируются социально значимые события,
сведения, оценки. Разумеется, через этот канал транслируются в
самый широкий социальный контекст и результаты деятельности,
осуществляемой в рамках социетальных институтов. Однако они
для распространения этими стредствами особым образом транс-
формируются: специализированная информация
доводится до уровня доступности для
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
непрофессионалов. В самом общем виде такой процесс можно
назвать популяризацией. Обычно на этом уровне опускаются все
тонкости рассуждений и доказательств, приводящие специалистов
к определенным выводам, и относительность этих выводов. В ре-
зультате специализированное знание, относительное и изменчи-
вое по самой своей природе, приобретает в сфере массовой ком-
муникации вид законченных формул, афоризмов, предписаний. В
таком виде оно становится широко доступным каждому современ-
ному человеку и служит источником обыденных представлений о
мире, в котором он живет.
Средства массовой коммуникации сегодня универсальны, но
выбор из представляемых ими сообщений обусловлен групповой
принадлежностью людей и их индивидуальными предпочтениями.
Поэтому равный доступ к информационным каналам не означа-
ет унификации социального распределения обыденного знания.
Представители различных социокультурных групп по-разному
воспринимают и интерпретируют даже одни и те же события. Они
ориентируются на поиск информации о разных сферах культуры:
о политике, об искусстве или о спорте и т. п. Они оказывают пред-
почтение определенным формам подачи материала. Наконец, они
неодинаково усваивают и запоминают транслируемые сведения. Так что
неспецифичное знание, полученное с помощью такого рода каналов,
качественно неоднородно не только в разных социо-
культурных группах, но оно своеобразно и у каждой личности.
Благодаря школьному обучению и средствам массовой комму-
никации люди, таким образом, приобретают социально установ-
ленный необходимый набор общекультурных знаний и сведений о собственном окружении, представленном в
различных масштабах.
Однако знание не является
единственным видом опыта, приобретаемого в рамках обыденной культуры. Есть еще то, что обычно на-
зывается пониманием, и что в самом общем виде можно определить
как существующее наряду с информированностью о фактах уме-
ние интерпретировать их смысл или оперировать ими в более или
менее широком культурном контексте. Понимание — наиболее не-
посредственный опытный процесс. На этом уровне представления,
умозаключения и последующие действия формируются иными
путями, нежели при «сборе информации». Но, несмотря на крайнюю
индивидуализированность понимания, существуют
особые области социокультурного пространства, доступные прак-
тически каждому члену общества, где этот опыт формируется и
развивается для нужд повседневной жизни. Это домашнее воспи-
тание, игра, искусство, религиозная практика. Домашнее воспита-
ние имеет сегодня минимальную общесоциальную институциона-
лизацию; игры передаются в культуре от поколения к поколению
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
благодаря четко зафиксированным правилам и, таким образом,
носят характер традиционных культурных институтов; искусство
в современном обществе представлено в специально установленных,
общезначимых, институциональных формах. Религиозная прак-
тика осуществляется как в семейных условиях, в индивидуальных
формах, так и в общезначимых, институциональных.
Домашнее воспитание. Воспитание в домашних условиях
обеспечивает человеку знания и навыки, необходимые для жизни
в непосредственном окружении. Люди научаются обращать-
ся со своей предметной средой, поддерживать глубинные эмоцио-
нальные отношения с другими, понимать их. Здесь формируются
первоначальные представления личности о самой себе. В отличие
от школьных общих знаний и неотрефлексированных навыков, в
семье приобретается типичное для определенных групп знание о
социальном расслоении, осваиваются локальные обычаи, нравы,
моральные нормы. Практические навыки приобретаются
на фоне тесных эмоциональных отношений, способствующих не
только их освоению, но и пониманию.
Следовательно, помимо того, что неспецифичные знания и
навыки, полученные в школе и через каналы массовой информа-
ции, с одной стороны, и в семье — с другой, относятся к разным со-
циокультурным областям, они различаются по глубине интериоризации.
Освоенное в непосредственном опыте представляется человеку
более достоверным, органично вплетается в его образ жизни, удер-
живается дольше и в большей мере определяет его действия, чем
то, что он узнает в форме сведений, поучений, принимаемых на
веру готовых формул. Это важно учитывать для определения того,
какими знаниями и навыками люди будут пользоваться в различ-
ных социально значимых ситуациях на обыденном и профессио-
нальном уровнях,
Но овладение знаниями и навыками, необходимыми для опе-
рирования предметами повседневного обихода и участия в первич-
ных группах, недостаточно для адекватной включенности в обы-
денную жизнь. Представленные выше структуры составляющих
ее отношений между людьми свидетельствуют о том, что речь идет
о многомерном и значительном по объему пространстве. Поэтому
обыденный опыт носит не только конкретный практи-
ческий утилитарный характер, но и более обобщенный, приобретенный
на базе понимания.
Игра. Определенный класс таких знаний и навыков
формируется в игре. При освоении окружения игры
способствуют не только приобретению
определенных навыков поведения, но и остранению реальности,
когда привычные повседневные явления вдруг замечаются и при-
обретают особый смысл. В сферу игры люди вступают в раннем де-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
тстве и обучаются оперированию предметами не только как физи-
ческими, но и как символическими объектами. В этих процессах ос-
ваиваются и познаются их личностные и социальные смыслы,
их полифункциональность, ценностные свойства. Существуют
типы игр, в которых человек получает возможность выйти за рамки
стереотипов своей непосредственной жизни — это ролевые игры,
передразнивания,
розыгрыши и т. п. Участие в них может служить
подготовкой к расширению индивидуального ролевого набора или
же компенсацией желаемого, но почему-либо не достигнутого.
Другой тип игр, который условно можно назвать состязатель-
ным, связаны с достижением (например, спортивные, азартные),
они развивают способности человека строить тактику и стратегию
своего поведения в напряженных ситуациях взаимодействия. В
этом случае тренируется умение по минимальным признакам уло-
вить намерения партнеров, в кратчайший период времени адекват-
но оценить ситуацию и отреагировать на нее, экономить собствен-
ные ресурсы.
Игры типа загадок, головоломок, рифмования способствуют
развитию способности к познанию и наиболее тесно связаны с фе-
номеном остранения обыденной реальности. С их помощью люди
тренируют память, наблюдательность, проникают в структуру ло-
гических построений и т. п.
В последние годы получили распространение компьютерные
игры, которые объединяют целый ряд перечисленных выше признаков.
Благодаря изобразительному ряду, программному обес-
печению компьютер моделирует игровую ситуацию,
по сложности и неопределенности приближенную к реальности. Соответственно
играющие могут научиться действовать в сложных жизненных обстоятельствах. Однако нередко пребывание в виртуальном пространстве становится способом уходить от решения личностных проблем, испытывать сильные эмоции вне контактов с другими людьми.
Разумеется, знания и навыки, полученные опытным путем во
всех этих случаях, имеют достаточно узкий диапазон: они ограничены приня-
тыми в определенных социокультурных группах формами игр, а приобретаемый
культурный опыт прямо
зависит от индивидуальных способностей и склонностей.
И в то же время все освоенное личностно воспринимается как
достоверное благодаря непосредственно чувственному характеру.
Развиваемые в игре знания и навыки люди могут переносить из иг-
ровых ситуаций в иные — как бытовые, так и связанные с профес-
сиональной деятельностью.
Эстетические объекты. Специализиро-
ванной областью социокультурного пространства, развивающей
навыки понимания окружения в наиболее широком для обыден-
ной жизни объеме, является искусство. Из всех социо-
культурных кодов оно наиболее тесно связано с повседневной жизнью.
С одной стороны, здесь обыденная жизнь в наибольшей степени, чем в
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
других кодовых системах, становится предметом осмысления.
С другой стороны, профессиональное искусство включается в
обыденную реальность в наибольшем количестве институционали-
зованных форм: учреждения культуры, специально предназначен-
ные для его восприятия (театры, концертные залы, музеи и т. п.);
средства массовой информации, в том числе реклама; архитектур-
ные сооружения, ландшафтная и парковая архитектура; объеди-
нения художественной самодеятельности; современный фольклор;
общественные и домашние интерьеры; производственная и
бытовая дизайн-продукция. Все эти формы обеспечивают людям
широкое и разнообразное поле реализации и развития способнос-
ти к эстетическому переживанию, накопления соответствующих
знаний и навыков.
Их характер определяется специфичной
для искусства образной формой построения отношений с окружением .
В пределах этой области социокультурного пространства художники
и публика воспринимают реальность
в соответствии с особыми правилами. В произведени-
ях искусства, даже самых обобщенных, образы достаточно инди-
видуализированы. Опыт их восприятия развивает у человека уме-
ние увидеть и понять общее в индивидуальном. Сколь бы реалис-
тичными ни были работы художников, они благодаря специфике
языка искусства представляют мир в условной, остраненной фор-
ме. Такого рода опыт отношений с окружением помогает человеку
структурировать и развивать свою способность по-разному видеть
одно и то же, выделять необычное в привычной жизненной среде.
Наконец, каждое произведение искусства есть целостность, вы-
строенная в соответствии с законами композиции, основанными
на эстетических переживаниях. Осваивая эти целостности, люди
«тренируют» способность «конструировать» свою культурную
среду, а не просто пребывать в ней.
Религия. Специализированной областью культуры, столь же
тесно, как и искусство, связанной с обыденной жизнью, является
религия, которая основа-
на на свойстве людей принимать без доказательств
определенные представления и утверждения. Такая вера служит почвой
для распространения религиозных переживаний, совершения
особых культовых действий, поведенческих актов, связывающих
людей священными узами, упорядочивающих их отношения с миром и между со-
бой. В этих пределах верующему предлагается определенная «картина мира», основания которой сакральны, т.е.
не подлежат сомнению, будучи заданными свыше. Прини-
маемые на веру, они обеспечивают множеству людей прин-
ципы жизненной философии, истолкования ти-
пичных социальных и индивидуальных ситуаций. В религиозной
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
практике люди руководствуются эталонными образцами,
нормами и правилами поведения в обыденных ситуа-
циях, построения образа жизни, решения жизненно
важных проблем.
Таким образом религия, как и искусство, оказывается тесно
связанной с повседневной жизнью, но задающей пред-
посылки для ее морально-нормативного, а не эстетического упорядо-
чения. Последнее здесь служит лишь
дополнением к духовному опыту. Религиоз-
ные практики
санкционированы самым высшим священным авторитетом.
Именно поэтому здесь ярко выражены дидактические,
императивные, этические начала, организующие
обыденную жизнь верующих.
Социальное распределение культурного опыта. Все пере-
численные навыки служат людям для освоения окружения не
только через информированность о нем, но и через понимание.
Общеобразовательная школа и средства массовой информации
обеспечивают людям знания и сведения об их окружении в широ-
ком плане. Домашнее воспитание, игра, искусство, религия спо-
собствуют развитию как познания, так и понимания. Но и здесь
есть свои различия по широте освоения культурной среды. Так, в
домашних условиях приобретаются практические знания и навы-
ки, необходимые для адекватного существования в непосредствен-
ной жизненной среде. Игра развивает общую способность взаимо-
действовать с более широким кругом элементов окружения. При
контакте с искусством формируются навыки образного, доэмпи-
рического экспериментирования с ними. Религиозный
опыт приобщает людей к пониманию внеэмпирического абсо-
лютного порядка в природе и социальном мире, который приобре-
тает для него нравственную окраску.
Выше уже было показано, что участие в названных выше формах
отношений, а также вла-
дение различными по содержанию обыденными представлениями
и навыками распределены в социокультурном пространстве неравномерно. Такая
дифференциация определяется спецификой способов организа-
ции людьми своего существования, затрат времени и усилий
на различные его составляющие, т.е. образом жизни.
Различия в этом отношении
в существенной степени зависит от места членов
общества в социетально-институциональном социокультурном пространстве.
Различные его области предпола-
гают неодинаковые затраты времени и усилий на профессиональ-
ную деятельность, на соотношение рабочего и свободного време-
ни. Более того, позиция в этих рамках в
значительной степени определяет меру обусловленности обыден-
ной жизни профессиональными знаниями и навыками.
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
В этой связи целесообразно вернуться к качественному раз-
личию между исследовательско-экспериментальной,
управленчес-
кой и исполнительской формами деятельности. Все три формы су-
ществуют в каждой институциональной области социокультурного
пространства. Так, в производстве исследовательско-эксперимен-
тальная форма деятельности осуществляется ведущими инжене-
рами-конструкторами и рабочими-рационализаторами; управлен-
ческая — администрацией, инженерно-техническим персоналом,
осуществляющим регулирование технологических процессов,
исполнительская — теми, кто непосредственно реализует техно-
логические программы или следит за точностью их исполнения.
Примерно то же можно обнаружить, скажем, и в сфере искусст-
ва. Исследовательско-экспериментальной здесь можно назвать
собственно профессиональную художественную деятельность
композиторов, режиссеров, дирижеров, солистов, представите-
лей изобразительного искусства, писателей и т. п. Управленческие
функции выполняют продюсеры,
администрация соответствующих учреждений, об-
щественных организаций художественных объединений, коллек-
тивов. Исполнительская деятельность осуществляется в
структурах, специально установленных для ее коллективного выпол-
нения — например, оркестр, хор, кордебалет в музы-
кальном театре; театральные и художественные мастерские и т. п.
В рамках такой дифференциации становится очевидным, что
разные формы труда неоднородны по затратам времени и усилий
на подготовку, поддержание квалификации и собственно профес-
сиональную деятельность. Так, приобретение квалификации, не-
обходимой для участия в исследовательско-экспериментальной де-
ятельности занимает (исключая общеобразовательную подготов-
ку) около 10 лет для науки и ряда искусств, а для некоторыих их видов
и более. Поддержание же квалификации, соответствующей уровню мировой культуры,
требует постоянного тренинга в течение всей
трудовой жизни. В этих случаях рабочий день не может
быть нормированным, поскольку соответствующая активность продолжается постоянно. Для уп-
равленческой деятельности (исключая научное и художественное руководство профессиональными
коллективами),
нужна подготовка в объеме высшего образования и интенсивное ос-
воение практических навыков в течение первых лет соответству-
ющей работы. После этого становятся возможным использование
приобретенных стереотипов в стандартных ситуациях. Такого рода
деятельность связана — за исключением управления технически-
ми системами — с поддержанием широкого круга деловых контак-
тов. Поэтому профессиональная сфера окрашивает в этом случае
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
большую часть образа жизни людей. Что касается исполнитель-
ской деятельности, то, как правило, она предполагает профессио-
нальную подготовку в сфере производства и обслуживания, для-
щуюся не более 2–3 лет. Затем происходит овладение навыками
на рабочем месте, которые в дальнейшем становятся в
основном стереотипными, не требующими специального тренинга для
поддержания. Правда, сегодня таким работникам приходится
периодически, через специальное обучение
обновлять профессиональные навыки, повышать уровень квали-
фикации. У них внерабочее время, как правило, никак не связано с
содержанием их специализированных занятий.
Из сказанного видно, что сама профессиональная принадлеж-
ность обусловливает необходимость более широкой освоенности
культуры в исследовательско-экспериментальных видах деятель-
ности и необязательность такого освоения (только в рамках специальности)
в управленческой и исполнительской областях. Поэтому
уровень культурной компетентности в двух пос-
ледних случаях во многом зависит от интенсивнос-
ти освоения ими социокультурного пространства с помощью тех
средств, которые имеются для этого на обыденном его уровне.
Однако и активное использование этих
средств, как было показано ранее, не ведет к усреднению содер-
жания обыденной социокультурной жизни. Обыденные формы социокультурной дифференциации обусловливаются
различиями в образе
жизни, во вкусах, предпочтениях определенных знаний, навыков,
структур повседневных взаимодействий и коммуникации, которые воспро-
изводятся в обществе и имеют социально установленную форму.
Это так называемые стиль жизни и социальная идентичность, понятия, относящиеся к способам репрезентации людьми своей принадлежности к определенной субкультуре.
Их культурно значимые признаки
можно разделить
на типы, легко различимые по качественной определенности.
Наиболее броские относятся к вещественному уровню. В этом случае
люди идентифицируют и отграничивают себя от других через спе-
цифику предметов домашнего обихода — мебели, посуды, украше-
ний, жилища, убранства интерьера. Это же осуществляется с помо-
щью одежды, предметов личного пользования. Значимые различия демонстрируются во внешних проявле-
ниях людей — манерах поведения, речи, особенностях лексики,
интонирования, мимики, пластики. Они обнаружи-
ваются также в тематике коммуникаций и
способах времяпрепровождения.
По всем этим параметрам одни социокультурные
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
слои и группы людей проводят внешние границы, отделяющие их
от других, и по соответствующим совокупностям признаков можно опре-
делить дифференциацию обыденного уровня социокультурного пространства.
В то же время трансляционные области социокультурного пространтсва
связывают между собой обыденный и специ-
ализированный его уровни. Благодаря институтам образования, просвещения и массовой коммуникации опыт, соответствующий каждому из них, становится общественным достоянием.
Так, образцы и ценности, относящиеся к труду,
соединяют экономическую культуру и домашнее хозяйство. Право
через соответствующие представления, знания н навыки оказыва-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
ется связанным с моралью. Философские представления, сложив-
шиеся на профессиональном уровне, хотя и очень опосредство-
ванно, но оказывают влияние на житейскую мудрость. В то же время ее максимы находят отображение в философских трактатах.
Научный образ мышления проникает в сферу обыденного, но при смене познавательных парадигм происходит обращение к здравому смыслу. Достижения профессионального искусства
определенным образом отражаются в эстетике обыденной жиз-
ни, которая в свою очередь оказывается питательной средой для художников. Религиозные верования нередко переплетаются с суеверием.
Следует подчеркнуть, что обмен информацией между обыденной реальностью и
специализированными социокультурными кодами осуществляется не
только через трансляционные институты.
Эти связи изначально обусловлены
тем, что в на обыденном уровне обнаруживаются аналоги (генети-
чески являющиеся истоками) специализированных областей социокультурного пространства.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трансляция и освоение общекультурной информации
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов