Реферат Курсовая Конспект
Образ жизни как социокультурная категория - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Категория «Образ Жизни» Широко Используется Представите- Лями Различ...
|
Категория «образ жизни» широко используется представите-
лями различных дисциплин, связанных с изучением общества
и культуры: экономики, социологии, социальной
психологии, истории, теории культуры и т. п. Сегодня это понятие
функционирует как социально установившаяся социально-науч-
ная категория. Возрастание интереса к рассмотрению социокультурной жизни
с такой точки зрения обусловлено как общественно-
практическими, так и научно-теоретическими
факторами.
Актуальность изучения образа жизни людей в современных
условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных
социокультурных изменений. За время существования каждого
общества постепенно происходит становление, а затем развитие
специфичных для него форм экономической, политической, обы-
денной жизни людей. Трансформация условий существования чле-
нов общества влечет за собой изменение способов организации соответствующих процессов,
т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о его чертах и осо-
бенностях, специфичных для определенных состояний изучаемого общества.
В настоящее время стало очевидным, что ускорение смены социокультурных
соытий, изменения в конфигурации социальной структуры
во многом обусловили динамику содержа-
тельных характеристик повседневной жизни людей, массовые проблемы с лич-
ностной и социальной идентификацией. Так,
появление в социокультурной среде новых технических средств для удовлетворения множа-
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
щегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию,
жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вы-
звали изменения в оценочных критериях: возросли требования к
их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостоя-
ния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет нера-
венство качества жизни в обществе и порождает новыеоснования для социальной идентичности.
Интерес к динамике социокультурной жизни обусловлива-
ет выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы
увидеть не столько конечные результаты, сколько процессы взаимодействий и коммуникаций людей,
в конкретных условиях су-
ществования. Иными словами, рассмотреть в относительно узких
временных пределах (одно — три поколения) личностный и груп-
повой аспекты формирования социокультурных «сред», норм, цен-
ностей, стереотипов отношений, механизмы их актуа-
лизации на различных уровнях социальной реальности; преднамеренные и
непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и
для более широкого контекста социокультурные последствия этих процессов.
Понятие «образ жизни» вполне отвечает такого
рода требованиям.
Однако обращение к этой теме имеет и «внутрина-
учные» истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятиле-
тий в рамках различных областей социально-научного и гумани-
тарного знания (социологии, социальной психологии, психологии,
лингвистики, истории, этнографии и т. п.) накоплен значительный
объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касаю-
щихся существования людей в их социальном, культурном и
природном окружении. В частности, разрабатывались и продол-
жают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к
активным сторонам связи человека с окружением, как «личность», «идентичность»
«интенциональное дествие», «агент», «ценности», «маргинальность» и т. п. Вместе с тем при изучении общественной
жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия
и категории, характеризующие свойства условий социокультурной
жизни. Среди них такие, как «социальная структура», «социальные
институты», «социокультурная реальность», « предметно-пространственная
среда», «социализация», «смыслы и значения культурных объек-
тов». Были намечены также аналитические границы, отделяющие
социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени
накоплена значительная информация об индивидуальных и соци-
альных факторах, побуждающих человека к активности, с одной
стороны, и о предметных и символических характерис-
тиках среды, в которой эти формы реализуются,— с другой.
В результате в науках об обществе и культуре сейчас не толь-
ко многое стало известно об отношениях
людей с окружением и их результатах, но и есть достаточные
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
теоретические основания для изучения содержания, структур,
форм, динамики соответствующих процессов, механизмов
взаимодействия человеческих побуждений и артефактов. Иными словами, исследовательское внима-
ние сейчас привлекает вопрос о том, как в определенных истори-
ческих условиях, в частности, в настоящее время, происходят про-
цессы порождения, поддержания и изменения социокультурных
норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей
в различных областях социальной реальности, как с их помощью
люди организуют свою жизнь в неоднородном и ди-
намичном окружении.
Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии
исследования общества и культуры в специальной теоретической
схеме, которая позволила связать систематическим образом лич-
ностные характеристики человека, элементы его дифференциро-
ванного социокультурного окружения, а также процессы и формы
его повседневной жизни. Функция такого инструмента —
обеспечить возможность объяснять и наблюдать механизмы
освоения людьми социокультурного окружения, преобразования
индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изме-
нения культурных феноменов в процессах взаимо-
действия и коммуникации в различных ситуациях. Как будет показано в дальнейшем,
категория «образ жизни» позволяет охватить этот круг явлений.
Основные теоретические положения, определяющие содержание категории «образ жизни»
Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных на-
уках сравнительно мало внимания уделялось систематическому те-
оретическому анализу социальных и культурных процессов на микроуровне
повседневной жизни. Исследовательские уси-
лия концентрировались в основном на выявлении закономернос-
тей движения общественно-исторического
процесса в целом либо
поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы
микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от
случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторые общие
теоретические принципы изучения повседневной реальности, ана-
литические границы этого подхода, хотя и без внутренней его дета-
лизации. Они не составляют единой системы и выделены как
основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа жизни. Последняя пред-
ставляет процесс активного
взаимодействия личности с меняющимся окружением на протяжении жизненного цикла.
В самом общем виде эти принципы могут быть сформули-
рованы следующим образом.
1. Воспроизведение жизни — общая предпосылка существо-
вания человеческой культуры. Эта необходимость реализуется
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
при меняющихся исторических условиях в различных социальных
и культурных формах, зависящих от содержания общественной
практики и выражающих способы существования людей
в этих условиях.
2. Социальные структуры, культурная и природная среда суть
условия, в которых люди реализуют свои пот-
ребности, желания и интересы определенным образом. Иными словами, между ними
существует позитивная и негативная обратная связь.
Поскольку активным началом здесь является
человек, изучение его жизненного цикла — необходимое звено
исследования общества и культуры.
3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не
сводится к макровременному уровню. Он трактуется и как история пос-
тупков, решений, жизненного выбора представителей различных
классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на
отношения и взаимодействие людей. Иными словами, при
изучении динамики общества и культуры исходят из того, что люди
сами порождают, поддерживают, меняют, разрушают свою социо-
культурную среду.
4. В любых исторических условиях формы социокультурной
жизни обусловлены некоторыми всеобщими,
универсальными антропологическими характеристиками. В то
же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии ее конкретных
групповых и индивидуальных проявлений.
При изучении
социокультурного пространства следует анализировать и ин-
терпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах
изучаемого общества.
5. Культурные и социальные значения и смыслы того, что де-
лает человек, как он живет и т. п. (т.е. социокультурная определен-
ность способов его существования) обусловливается тремя
видами факторов. Во-первых, это фундаментальные (часто называемые материальными)
условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для
реализации своих потребностей, интересов, целей, т.е. устанавли-
вающие границы и формы самореализации людей в определенный
исторический период. Во-вторых, это выработанные и закреплен-
ные в ходе общественной практики — и потому интерсубъективные —
способы организации и регуляции социокультурной жизни: нормы, ценности, образцы интеракции
и составленные из них институты. Эти установленные
образования составляют «субстанцию» социо-
культурной реальности.
В-третьих, это индивидуальные характеристики
личности, определяющие ее склонности и возможности при пос-
троении своего жизненного пути в названных условиях. Все три
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
группы факторов оказывают формообразующее влияние на спо-
собы организации людьми своего образа
жизни и определяют логику перехода от внешних к
внутриличностным его детерминантам.
6. Согласно современным знаниям социокультур-
ная жизнь в каждый исторический период
реализуется в различных формах. Они определяются со-
циальной, реги-
ональной, демографической дифференциацией общества. Поскольку такая неоднородность
и обусловливающие ее факторы имеют важное значе-
ние для изучения социокультурной динамики, вполне правомерно их
выделение в качестве особого предмета исследования.
Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исхо-
дя из которых можно рассматривать способы организации людьми
своего существования в меняющихся условиях. В этом случае необходимо более детальное иссле-
дование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные
формы взаимодействия людей с окружением.
Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений
форм и направленности социокультурных процессов.
Понятие «образ жизни» позволяет выделить способы их организации
и оценить реальную картину их распределения в социокультурногм пространстве
в сопоставлении с прошлым и возможным будущим
состояниями общества и культуры. Это важно также в связи с пос-
троением соответствующих современности критериев оценки ка-
чества жизни членов общества.
Определение понятия «образ жизни»
Определение понятия «образ жизни» подразумевает выявле-
ние личностной специфики жизненного пути людей в дифферен-
цированной социокультурной реальности.
Понятие (категория) «образ жизни» обозначает организован-
ную совокупность процессов и явлений, связанных с самоопределением людей
в обществе. Способы такой организации опре-
деляются естественно-географическими, социальными и культур-
ными условиями, с одной стороны, и личностными
характеристиками представителей различных социокультурных
групп — с другой. Понятие относится к повседневной жизни людей
и служит для выявления соотношения ее установившихся, типичных
и изменчивых, индивидуальных характеристик
в определенных областях социокультурного
пространства. Содержание образа жизни определяется тем, как жи-
вут люди, чем заняты, какие виды взаимодействия и коммуникации
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
заполняют их жизнь. Форма образа жизни опреде-
ляется способом организации людьми
процессов деятельности, поведения,
взаимодействия, коммуникации в различных сферах совместного существования. Важно также принимать во внимание, как представители различных социокультурных групп оценивают в соответствии с этой культурной категорией себя и других,
а также
условия своего существования.
Следовательно, образ жизни — это динамический социокультур-
ный «портрет» членов общества, представленный через упорядоченность
их жизни в определенных условиях, целостность, об-
ладающая культурным смыслом и обусловленная способностью че-
ловека к результативной активности.
Природные, социальные, культурные условия оказывают фунда-
ментальное формообразующее влияние на организацию людьми
многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечива-
ют и ограничивают конкретно-исторические возможности вы-
бора форм самореализации личности в социокультурной жизни.
Поэтому при анализе образа жизни людей изучение таких условий
представляет собой необходимую компонен-
ту исследования. Однако они не включаются в само понятие, но
рассматриваются как социокультурные детерминанты
форм организации людьми своего существования.
Следует подчерк-
нуть его интегративный характер по отношению к таким понятиям,
как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль
жизни», «стандарт жизни». Все они раскрывают и конкре-
тизируют содержание образа жизни применительно к различным
уровням и областям социокультурного пространства. «Уклад жизни» характеризует конкретные историчес-
кие социально-экономические и политические аспекты общества и
культуры, в рамках которых разворачивается образ жизни людей.
Его показатели: степень урбанизованности (соотношение городского и сельского населения), характер собствен-
ности на средства производства, тип экономики, форма социальных
институциональных отношений, политические режим и стиль, ведущие идеологии
и т. п.
Понятие «уровень жизни» используется для прямой и косвен-
ной количественной оценки степени удовлетворения потребнос-
тей и запросов членов общества в рассматриваемый период вре-
мени. Его дифференциальные показатели для представителей разных социальных групп включают в себя: размер
заработной платы и дохода, льготы и выплаты
из общественных фондов потребления, структура потребления
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
продовольственных и промышленных товаров, уровень развития
систем здравоохранения, образования, бытового обслуживания,
состояние жилищных условий.
Понятие «качество жизни» отражает степень удовлетворе-
ния потребностей и запросов более сложного характера, не под-
дающихся прямому количественному измерению, и выполняет
социально-оценочную функцию по отношению к категории «об-
раз жизни». К его показателям относятся характер и
содержание труда и досуга, степень ком-
форта на рабочем месте и в быту (включая качество жилых, производствен-
ных помещений и окружающей предметной среды),
уровень знаний, общественной активности,
самоактуализации, реализации сущест-
вующих в обществе моральных норм и ценностей,
степень удов-
летворенности членов общества всем этим.
Сюда можно отнести
также показатели средней продолжительности жизни, заболевае-
мости, естественного прироста населения, его демографической и
социальной структуры.
Понятие «стиль жизни» применяется для обозначения
специфичных способов самовыражения представителей
различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседнев-
ной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Его показателями
можно считать особенности индивидуальной организации
приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм
социальных связей, характерные способы самовыражения (включая демонс-
тративные черты поведения), специфика структуры и содержания
потребления товаров и услуг, а также организации непосредствен-
ной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие
тесно связано с общекультурным понятием моды.
«Стандарт жизни» — это теоретическое аналитическое поня-
тие, сконструированное как статистичес-
кая «мода» параметров образа жизни, чтобы обеспечить точку отсчета
при их сравнении у представителей
различных социокультурных групп.
В этом смысле можно
говорить о характер-
ных для них и общества в целом стандартах уклада, уровня, качества жизни
в рассмат-
риваемый период времени.
Выше в общих чертах была определена структура понятия «об-
раз жизни». Теперь следует коротко охарактеризовать его позна-
вательные функции при исследовании социокультурной микродинамики.
Познавательные функции понятия «образ жизни»
Изучение дифференциации социокультурного пространства с
точки зрения образа жизни
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
позволяет
увидеть, как культура общества проявляется в
конкретных взаимодействиях и коммуникациях представителей различ-
ных социальных групп, как на уровне повседневности реализуются
те возможности, которые имеются на социетально-институциональном и обыденном уровнях
в рассматриваемый период. Такой
анализ позволяет осмыслить значимость относительной
независимости друг от друга форм организации приватной
жизни
людей, с одной стороны, и изменений социаль-
ной структуры общества — с другой. Речь идет об объяснении того
факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен
в одних и тех же социокультурных условиях. Очевидно, что такая
постановка вопроса предполагает обязательное включение личнос-
тных характеристик в общетеоретическую схему исследования.
Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей
в одних и тех же объективных условиях влияют на способ органи-
зации ими жизненной среды и процессов самореализации в их рамках.
Говоря о специфике анализа социального расслоения с помо-
щью понятия «образ жизни», необходимо отметить следующее.
Во-первых, речь идет об определенном временном ограничении:
соответствующие процессы и явления
рассматриваются при фиксированных фундаментальных компо-
нентах условий их реализации в пределах времени, сравнимых с жизненным
циклом человека (от одного до трех поколений). Во-вторых, рас-
смотрению подлежат формы взаимодействия и коммуникации,
в которых участвуют люди на протяжении индивидуального
существования. В-третьих, изучается обыденный уровень социокультур-
ной жизни, на котором берут начало, поддерживают-
ся и изменяются предметная среда,
нормы, ценности, образцы поведения и интеракций.
Таким образом, можно сказать, что в сфере исследовательского внимания оказывается
область явлений, которая занимает промежуточное положение
между общими закономерностями динамики социальных институ-
тов и процессами повседневного существования людей. При изучении социокультурной микродинамики
это делает поня-
тие «образ жизни» специфичным и незаменимым по отношению
к таким понятиям, как «социальная структура», «социокультурные
институты», «культура», «общество». Оно становится теоретической базой для обоснования концепции социальной стратификации. В этой связи
следует более подробно остановиться на качестве информа-
ции, получаемой с его по-
мощью, т.е. на его
теоретико-познавательных функциях и возможностях.
Выделяющий (идентифицирующий) аспект понятия. Понятие «образ
жизни» используется с целью указать на специфичные, но сущес-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
твенные характерные особенности представителей различных
социокультурных групп, выделяющие (определяющие, идентифи-
цирующие) их по отношению друг к другу. Такая идентификация
в зависимости от исследовательской задачи осуществляется двояким образом.
Во-первых, по социально-типологическим признакам.
В этом случае люди характеризуются с точки зрения
значимых социальных и культурных факторов, определяю-
щих условия и формы их повседневного существования в зависимости от
групповой принадлежности или этно-региональных особенностей
уклада жизни.
Например, выделение «традиционного» или «современного»
образа жизни означает характеристику членов общества в соот-
ветствии с типичными для социально-экономической и политичес-
кой системы чертами условий и способов его организации.
Выделение городского или сельского образа
жизни идентифицирует людей по особенностям его формы
и содержания, которые определяются спе-
цификой характерного для этих типов поселений уклада жизни.
Во-вторых, по индивидуально-специфичным признакам.
Речь идет о выделении группы людей или индивида по сти-
левым особенностям, характеризующим, например, принадлеж-
ность молодежи к различным субкультурам, взрослых людей — к
определенным социокультурным слоям. Однако идентификация
людей в этом случае осуществляется не столько по фундаменталь-
ным признакам содержания их деятельности, сколько в соответс-
твии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений.
Сравнительный аспект понятия. Понятие «образ жизни» поз-
воляет сравнивать различные способы организации людьми про-
цессов существования в пространстве не только одной и той
же, но и различных культур. Сравнение уже идентифицированных
по образу жизни людей может проводиться по ряду параметров.
Во-первых, с точки зрения социально-экономических
и культурных условий, в которых он реализуется. Так,
сравнивая современные городские и сельские условия, можно от-
метить, что первые обеспечивают для человека большее разнооб-
разие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаи-
модействия и коммуникации, стилей поведения, чем вторые. Во-вторых,
по структурным характеристикам организации людьми
процессов своей повседневности. Например,
можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни
рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе
жизни школьника и студента и т. п. При изучении социокультурных микропроцессов
основой для сравнения могут стать такие пара-
метры, как сложность и динамизм образа жизни представителей
различных социальных групп.
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
Оценочный аспект понятия. Понятие «образ жизни» можно
использовать с целью социально значимой оценки членов обще-
ства. Ей могут подвергаться соответствующие изменения
во времени. В этом смысле следует понимать
высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал
более организованным, более упорядоченным или же менее стан-
дартным и т. п. Представители различных социальных групп
оценивают, насколько (в терминах оценива-
ющего) с этой точки зрения
одни «лучше», чем другие. Как правило, ос-
нову такого сопоставления составляют представления о мес-
те и роли человека в окружающем мире, о добре и зле, о тенденциях развития
общественной жизни. В каждой культуре в системе
идеологии существует набор более или менее выраженных норма-
тивных представлений об образе жизни как «лучшем из возмож-
ных при данных условиях».
Интегрирующий (синтезирующий) аспект понятия. Определение
понятия «образ жизни» как способа организации людьми
своего повседневного существования означает, что оно интегрирует в единую
теоретическую систему структурные, содержательные и динами-
ческие особенности этих процессов в пределах индивидуального жизненного цикла.
Причем теоретическому синтезу подлежат виды
деятельности, взаимодействия, коммуникации, по-
ведения во всех тех областях социокультурного пространства, в которых
человек принимает участие. Это позволяет
дать целостную оценку специфичных или типичных черт повсед-
невной жизни членов определенной социокультурной группы.
Так,
с точки зрения условий труда
и быта — стандарт ее уровня жизни. С точки зре-
ния структуры потребления товаров и услуг, а также освоеннос-
ти культурного окружения - стандарт группового качества жизни.
С точки зрения структуры и содержания образа жизни — типич-
ные для членов группы виды деятельности (производственной и внепро-
изводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и
ценности, которыми они руководствуются в этих про-
цессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечислен-
ных выше параметров с существующими в обществе нормативны-
ми критериями.
Образ жизни можно представить в проявляемых
признаках. Обо всех его составляющих и спо-
собе организации можно судить, наблюдая за процессами де-
ятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации или за их
результатами. Заметными
являются также компоненты внешних условий, определяющие
содержание и форму образа жизни людей.
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Перечисленные функции и познавательные возможности по-
нятия «образ жизни» позволяют с его помощью решать ряд актуаль-
ных исследовательских задач, связанных с изучением пространс-
тва социальной стратификации. Во-первых, рассматривая предла-
гаемую здесь модель институционального социокультурного про-
странства можно выявить распределение и соотношение активнос-
ти между различными его областями и уровнями, запечатленные в
образе жизни различных членов общества. Это позволяет
оценивать как динамические тенденции в его рамках, так и степень реализации
людьми возможностей, обеспечиваемых им. Во-вторых, изучение
образа жизни представителей различных социокультурных групп
позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различ-
ными институциональными областями культуры.
Соответственно обращение к понятию образа жизни как основанию социальной стратификации
позволяет конкретизировать пред-
ставление о ней по отношению к определенному состоянию об-
щества. Это
позволяет выявить общие черты и различия в структурах и содер-
жании повседневных процессов, разграничивающие социальные слои и группы, характерные
формы их организации.
«Социальная стратификация» на теоретическом уровне представляет
определенное измерение социокультурного пространства наряду с социетально-институциональным.
Понятие же «образ жизни» выполняет по отношению к нему дифференци-
рующую и классифицирующую функции.
Компоненты понятия «образ жизни»
Как уже отмечалось, образ жизни людей при определенном состоянии общества определяется окружением, с одной стороны, и личностными характеристиками – с другой. Внешние условия и факторы, дифференцирующие
его, под-
разделяется следующим образом:
– естественные: географические, климатические, экологические,
биологические, демографические и т. п.;
– социальные:
характер разделения труда и его условия, политические режимы и стили, действенность правовой системы;
– культурные: объем культурной информации и ее распределение
по уровням и областям культуры, структура действующих здесь
социокультурных норм и ценностей — экономических, социально-
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
политических, идеологических, познавательных, этических, эсте-
тических и т. п.
Теоретическое пересечение этих групп переменных,
детерминирующих социокультурную жизнь, определяет
дифференциацию образа жизни в со-
ответствии с фундаментальным распределением видов активности
в специализированных и
обыденных областях социокультурного пространства.
К личностным факторам, влияющим на образ жиз-
ни пред-
ставителей различных социальных групп, относятся, с одной стороны, интерпретация ими
внешних условий своего
существования, а с другой — их побуждения, ценностные ориентации, интересы, запросы,
цели. Специфика
взаимодействия этих переменных определяет различия в содер-
жании, структуре и форме способов самоосуществления людей в одном и том же
обществе. Поэтому важно более подробно остановиться на рассмот-
рении обусловливающих ее факторов и механизмов.
Социокультурные возможности личностных проявлений
жизненной активности при каждом состоянии обще-
ства имеют свою качественную определенность. Они установлены
и признаны в культуре как социально значимые и отграниченые друг
от друга зоны инди-
видуального и коллективного приложения усилий. Их характеризует
относительно устойчивый способ организации предметно-
пространственных характеристик окружения, определенных типов
взаимодействий и коммуникаций людей, их биопсихических процессов
и психических состояний вокруг конкретной социально значимой
цели или функции (или вокруг их совокупности).
В сов-
ременном обществе они могут быть типологизированы на основании
фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение
существования общества и личности. Соответственно выделяются:
1. Организация материальных и социальных основ жизнеобес-
печения:
– труд на производстве;
– труд в домашнем хозяйстве;
– деятельность, связанная с приобретением и потреблением това-
ров и услуг.
2. Организация процессов социализации:
– приобретение общего образования;
– профессиональная подготовка;
– общественная активность;
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
– любительские занятия;
– физкультура и спорт.
3. Социальная коммуникация:
– профессиональное (формальное) взаимодействие;
– неформальные (в том числе дружеские) контакты;
– семейные отношения;
– получение информации через средства массовой коммуникации;
– путешествия;
– передвижения внутри населенного пункта.
4. Восстановление энергетических затрат (рекреация):
– потребление пищи;
– соблюдение личной гигиены;
– пассивный отдых, сон.
При анализе социальной стратификации с точки зрения обра-
за жизни людей эти зоны сопоставля-
ются с областями социетально-институционального пространства. Соответственно выявляется,
каким социально значимым формам активности
представители
различных социальных слоев уделяют основные усилия и время, как оценивают их,
иными словами,
каково распределение структур образа жизни, определяющее социо-
культурное пространство стратификации.
Структура образа жизни людей представляет собой относи-
тельно устойчивое во времени сочетание «сред», а также видов соци-
альных взаимодействий и коммуникаций, в которых они принимают участие. Эти
структурные компоненты
служат представителям разных слоев и групп в качестве ор-
ганизационной основы, позволяющей им переживать как социаль-
но и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт
в конкретных жизненных обстоятельствах. Они обеспечивают
каждому возможность адекватно переходить от одной социально
значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации
другими, определить свое место среди них. Как социальное сущес-
тво человек обычно расходует основную часть своего времени и
ресурсов на эти культурно обязательные и санкционированные
виды активности. В связи друг с другом они образуют устойчи-
вую структуру, человек подчиняет ей свои спонтанные проявления.
Именно через них
люди поддерживают свое предметное окружение, осваивают и реализуют социокультурные
нормы, образцы деятельности, поведения, взаимодействия,
социальное знание, моральные, этические и эстетические пред-
ставления и ценности, что со-
ставляет содержание их образа жизни.
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
Такая организация
происходит под воздействием
факторов как экзогенного, так и эндогенного характера. К первым
относятся возможности выбора «сред», видов активностий
в определенных социокультурных условиях, их социально-
функциональная значимость и сложившаяся в культуре оценка
социального престижа. Вторые представляют собой конкретные индиви-
дуальные выборы, организацию и оценку людьми всего этого,
выражающие-
ся как степень удовлетворенности своим образом жизни.
Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, следует отметить, что они не остаются неизменными во времени. Их динамика
также определяется
экзогенными и эндогенными факторами. Первые составляют
некоторые обязательные или же доступные для всех членов
общества виды активности, в которых они принимают участие и
которые на определенный период являются ус-
тойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение
в средней школе, трудовая деятельность и т. п.). Вторые связаны с
изменением значимости для индивида того или иного вида деятель-
ности (например, по мере включения в работу человек начинает
испытывать большой интерес к своей профессии, чем во время
обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-ли-
бо из них (например, после несколь-
ких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает
оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в
предметном мире (например, смена места жительства, домашнего интерьера, предметов личного пользования). Индивидуальный выбор людьми из «заданных»,
имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно уста-
новленных видов активности, их предметных условий, средств и
результатов, способов организации элементов ок-
ружения в различные периоды жизненного цикла определяет не
только структуру их образа жизни, но и промежуток времени, в те-
чение которого все это остается устойчивым.
Последнее обстоятельство имеет особую важность при изу-
чении социокультурного пространства и динамических тенденций в его рамках, поскольку
временные параметры воспроизведения определенных форм обра-
за жизни, характерных для различных социальных слоев и групп,
позволяют классифицировать их в соответствии с тенденци-
ей к сохранению имеющегося состояния или к изменению. Это
в свою очередь дает основание для суждения о ди-
намических трендах внутри институционального социокультурного
пространства в рассматриваемый промежуток времени. Однако
для окончательных выводов отнюдь недостаточно просто кон-
статировать наличие более или менее выраженных признаков
изменения в образе жизни представителей определенных соци-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
окультурных групп. Необходимо также определить их
реальные и потенциальные социокультур-
ные последствия и
смысл. Такого рода
оценка подразумевает сопоставление потенциально значимой для
динамики социокультурного пространства формы образа жизни
с еще двумя, имеющими регулятивное значение.
Во-первых, с формой, типичной для представителей других
социальных групп; а если какая-то из них занимает престижное
место в обществе, то можно говорить об определенной вероятнос-
ти более широкого распространения этой динамической тенден-
ции. Во-вторых, с идеально-нормативными («как должно быть»)
представлениями об образе жизни, наиболее распространенными в культуре.
В этом случае, если изменчивость является общественно одобряемой
чертой в культуре, можно ожидать укрепления в ней более
динамичных форм образа жизни.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ жизни как социокультурная категория
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов